Формирование нового учителя через механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы
материал на тему
Механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Механизмы и формы повышения квалификации | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нового учителя через механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы
Рябова М.Н., зам. директора по УВР МОУ «Абазинская СОШ №50»
Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Новая школа требует нового учителя, который не только транслирует знания, но ориентирует молодого человека на творческое отношение к собственной жизни, развитие индивидуальности, способности к самореализации. Такое образование может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный и конкурентоспособный учитель, ориентированный на гуманистические ценности.
Поэтому одно из ключевых направлений инициативы "Наша новая школа" - развитие учительского потенциала и переход к новым моделям повышения квалификации учителя. Современный социальный заказ общества школе требует от учителя постоянной работы над собой, роста профессионализма.
Профессиональная компетентность педагогических работников является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательного учреждения. Соответствие профессиональной компетентности педагогического персонала школы уровню требований, предъявляемых к современной системе образования, обязывает иметь в структуре внутришкольного управления отдельную подсистему, обеспечивающую постоянное совершенствование профессиональных качеств педагогов.
Профессиональная компетентность – комплексная характеристика, объединяющая педагогическую, технологическую, менеджерскую подготовленность педагога в теоретическом и прикладном форматах и проявляющаяся в сугубо индивидуальной форме за счет уникальности личностных качеств каждого из них. Развитие всех компетенций, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности, и поддержание их на требуемом уровне происходит в двух формах: в форме самообразования и самосовершенствования и в форме внешне организованного профессионального обучения. Система внутришкольного управления должна предусматривать механизм влияния на обе указанные формы и обеспечивать их взаимодействие и взаимодополнение. Эта идея принимается в качестве ведущей при совершенствовании профессиональной деятельности педагогического коллектива МОУ «Абазинская средняя общеобразовательная школа №50». Используются и другие важные принципы при организации работы по повышению профессионального уровня педагогов:
- выявление особенностей педагогического стиля каждого учителя и создание благоприятных условий для сохранения и развития его продуктивных компонентов;
- стимулирование поисковой и инновационной деятельности;
- поощрение стремления к постоянному профессиональному росту;
- организационная поддержка пожеланий учителей на участие в инновационных формах профессионального совершенствования, предлагаемых на региональном и муниципальном уровнях;
- регулярное информирование учителей о достижениях передовой педагогической науки и практики в рамках общешкольных тематических семинаров.
Основной целью повышения квалификации педагогических работников школы является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов, придание структурной целостности педагогической деятельности каждого из них, что в совокупности обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.
Задачи повышения квалификации:
- поддержка и совершенствование профессионального уровня всех педагогов в соответствие с требованиями сегодняшнего дня;
- создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной деятельности до потенциально возможного уровня:
- переориентация целевых установок при планировании и реализации повышения квалификации с совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков на развитие профессиональной компетентности;
- активизация профессионального творчества, духа состязательности в педагогическом мастерстве,
- предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов;
- удовлетворение потребностей в поиске и освоении передового педагогического опыта, педагогических инноваций и научных достижений;
- освоение всеми педагогическими работниками ИКТ до уровня свободного самостоятельного использования их в качестве, как современного средства информационного обмена, так и эффективного педагогического средства.
Структура модели повышения квалификации в СОШ №50 включает четыре организационных уровня:
- самообразование,
- школьный
- муниципальный
- республиканский, федеральный.
Первый уровень самообразование - предоставляет наибольшую творческую свободу педагогу. Содержательно он включает изучение и апробацию тех материалов, которые связаны с ближайшими рабочими потребностями учителя. Перечень вопросов, выбранных педагогом для самостоятельного освоения на предстоящий учебный год, включается в его годовой план работы и регистрируется в плане работы предметного методического объединения. В течение учебного года на заседаниях ШМО заслушиваются отчёты педагогов о проведённой работе по теме самообразования. Отчёты утверждаются методическим объединением и становятся одним из документов портфолио педагога. Самообразование осуществляется в форме изучения теоретических вопросов, освоения методик, технологий, разработки авторских программ, выполнения педагогических проектов, написания статей, подготовки конкурсных материалов и др.
Например:
- Яковлева М.В., учитель русского языка и литературы, тема самообразования «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого потенциала учащихся», освоение метода проектов;
- Чуносова В.М, учитель начальной школы, тема самообразования «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе начальной школы», разработка адаптированной программы комплексного физического развития по плаванию, физической культуре и здоровьесбережению для группы начальной подготовки (1-4кл.) «Здоровые дети - будущее России»;
- Горшкова З.Н., учитель истории, тема самообразования «Активные и интерактивные методы обучения. Проблемы гражданского образования», освоение методов активного и интерактивного обучения;
- Кирилюк О.С., учитель биологии, тема самообразования «Определение наиболее эффективных технологий и методов обучения при организации изучения биологии на профильном уровне», выполнение и защита исследовательской работы;
- Хуртина Е.А., учитель истории, тема самообразования «Личностно-ориентированное обучение на уроках истории», изучение технологии;
- Рябова М.Н., учитель математики, тема самообразования «Использование национально-регионального компонента в преподавании математики», написания статей, подготовка конкурсных материалов и др.
Второй уровень повышения квалификации - школьный. На школьном уровне повышение квалификации учителей происходит через:
- систему педагогических советов;
- работу предметных школьных методических объединений;
- работу над методической темой школы;
- организацию курсовой подготовки.
Повышение квалификации учителя через вовлечение в систему работы педагогических советов.
В течение года у нас проходит 5 педагогических советов
- август – анализ результатов работы школы за прошедший учебный год, планирование.
- ноябрь, январь, март – тематические педагогические советы, они определяются на августовском педагогическом совете и вытекают из проблем, выявленных при анализе работы в мае. Все они направлены на достижение цели работы школы.
- май –.о допуске учащихся к государственной (итоговой) аттестации и о прохождении учебных программ и переводе учащихся 1-4, 5-8, 10 классов
Например, в 2009–2010 учебном году деятельность образовательного учреждения была направлена на дальнейшую реализацию программы развития школы, основными задачами которой являлись:
- необходимость развития мотивации учебной деятельности у всех учащихся путем создания комфортной образовательной среды на основе гуманистического, личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
- совершенствование содержания и качества образования и воспитания учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы.
- укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения её эффективного развития.
Исходя из этого, темы педагогических советов сформулированы следующим образом:
СРОК | Тема педагогического совета | Ответственный администратор |
28.08.2009 | Об итогах работы школы в 2008-2009 учебном году и основные направления работы школы в 2009-2010 учебном году | Директор и зам. директора по УВР и ВР |
03.11.2009 | «Качество образования как стратегическая цель государственной политики, современное понимание качества образования» | Зам. директора по УВР |
14.01.2010 | Современные системы самоконтроля учителя | заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
26.03.2010 | Инновационные формы контроля учителя за общеучебными знаниями, умениями и навыками обучающихся. | Зам. директора по УВР |
24.05.2010 | Анализ результатов года. Выявление проблем в развитии и функционировании школы. | Директор и зам. директора по УВР и ВР |
Работа над тематическим педсоветом включает в себя 4 этапа:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
- на совещании при директоре обсуждаются цели, задачи педсовета, форма проведения, ожидаемый результат;
- выступление на методическом совете с сообщением по теме педсовета заместителя директора;
- работа в творческих группах или в предметных ШМО;
- анкетирование, опрос с целью выявления уровня понимания основных понятий, проблем или затруднений по теме педсовета,.
- работа с литературой, Интернет источниками;
- привлечение к участию в проведении педсовета родителей, представителей общественных организаций (по мере необходимости);
- проведение открытых мероприятий по теме педсовета (в том числе родительские собрания, классные часы, уроки, заседания ШМО, факультативные занятия).
На этом этапе формируется информационное поле учителя, повышаются его технологические умения, развиваются проектные навыки, поисковая и исследовательская деятельность.
ОСНОВНОЙ ЭТАП включает в себя непосредственное проведение педагогического совета. Этому этапу свойственен поиск новых форм: например, форма проведения педагогического совета «Качество образования как стратегическая цель государственной политики, современное понимание качества образования» комбинированный, сочетающий элементы традиционного и деловой игры по типу «мозгового штурма»,в форме конференции «Современные системы самоконтроля учителя», педагогический совет «Инновационные формы контроля учителя за общеучебными знаниями, умениями и навыками» прошёл в форме круглого стола. В результате повышается культура общения в рамках совместной деятельности, творчество учителя, активизируется жизненная позиция и умение отстаивать собственную точку зрения.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП включает в себя обмен мнениями на самом педсовете, где все желающие могут высказать свои комментарии и мнения. На этом этапе повышается аналитическая культура каждого педагога, и развиваются его прогностические навыки.
ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ПЕДСОВЕТА Одним из результатов выполнения решений является качественная организация образовательного процесса, организация деятельности коллектива по реализации актуальных идей образования, распределение полномочий и ответственности педагогов по выполнению решений. Решение проблем, поднятых на данных педсоветах отслеживается через посещение уроков, диагностику уровня мотивации учащихся, срезовые работы, промежуточную и итоговую аттестацию, через профессиональные конкурсы разного уровня и методические мероприятия.
Включенность всех педагогов в подготовку к педагогическим советам, широкий спектр деятельности при подготовке и проведении педагогического совета способствует повышению профессионализма педагогов и расширению их возможностей.
Повышение квалификации учителя через вовлеченность в работу предметных школьных методических объединений
В нашей школе действуют 7 предметных школьных методических объединений:
- ШМО учителей русского языка и литературы, МТ “Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы ”;
- ШМО учителей математики, МТ «Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках математики»;
- ШМО учителей естественнонаучного цикла, МТ «Формирование положительной мотивации к предметам естественнонаучного цикла, используя разнообразные приёмы в обучении и воспитании»;
- ШМО учителей иностранного языка, МТ «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам»;
- ШМО учителей начальных классов, МТ «Формирование у учащихся начального звена мотивации к обучению, используя разнообразные приёмы и методы в обучении и воспитании»;
- ШМО учителей технологии и эстетического цикла, МТ «Повышение мотивации учащихся на основе личностно-ориентированного подхода»;
- ШМО учителей истории, обществознания и права, МТ «Личностно-ориентированный подход и использование форм дифференцированного обучения при применении проблемного и модульного методов обучения».
Деятельность каждого МО (организационная, содержательная, процессуальная, мотивационная) осуществляется в рамках работы над методической темой, которая содержательно связана с методической темой школы «Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода». Каждое ШМО планирует свою работу в учебном году в соответствии с общешкольными целями, где прописывает шаги по их реализации. В течение учебного года проходит 5 запланированных заседаний. Члены предметных объединений не ограничиваются разбором узких вопросов, а знакомятся с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, заслушивают доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности.
Одна из задач работы ШМО - активизация познавательного интереса к своему предмету. Этому служат предметные недели и декадники, когда проводятся открытые мероприятия, конкурсы, викторины и осуществляется печатная пропаганда (выпуск стенгазет, оформление тематических выставок, презентация творческих работ учащихся).
Например, в прошедшем учебном году учителя математики совместно с учащимися в рамках математического декадника подготовили и провели «Интеллектуальный марафон».
Во время декадника прошли общешкольные мероприятия:
5-6 классы «Математическая карусель» (игра-путешествие).
Ответственные: Сотова В.В., Ганненко Н.В., Петрачик И.А., Трофимова Е.И., Байкалова С.А.
7-8 классы Викторина «Математика + физика»
Ответственные: Байкалова С.А., Лесковская О.А., Трофимова Е.И.
9-11 классы Интеллектуальная игра «С шуткой о серьёзном в математике, физике и информатике»
Ответственные: Жаворонкина Е.Ф., Рябова М.Н.
Оформлена выставка творческих работ учащихся.
В рамках предметного декадника по истории, обществознанию и праву были проведены следующие мероприятия:
Классные часы, посвященные Дню Примирения и Согласия (5-9 кл.) Горшкова, Прудников, Хуртина
Классный час «России верные сыны» (9класс) Горшкова
Конкурс «Правовой статус несовершеннолетних» 9-10 кл. Горшкова, Прудников
Конкурс сочинений «Легко ли быть депутатом?» (8-11 кл.) Горшкова, Прудников
Конкурс рисунков, «Каким я вижу свой город?» (3-7 кл.) Горшкова, Прудников
Конкурс по избирательному праву в 8-11кл. - Горшкова, Прудников
Конкурс на лучший наказ кандидату в депутаты 10,11 кл. - Горшкова, Прудников.
Интерактивная игра «Имею право!» 9кл. – Горшкова.
Подобные мероприятия требует от учителя непростой подготовки, и, следовательно, учитель вновь учится сам.
Каждый учитель-предметник формирует портфолио, где фиксируется степень его активности в делах школы:
- выступления на предметных ШМО, ГМО, семинарах, педсоветах;
- участие в КТД;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам;
- открытые мероприятия,
- и т.д.
Вся эта работа развивает личностные качества учителя и его эмоциональную сферу, повышает уровень его компетентности.
Повышение квалификации учителя в ходе работы над методической темой школы.
2009-2010 учебный год, завершающий год работы над методической темой «Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода». Работа над данной темой осуществлялась через:
- коллективные формы профессионального взаимодействия:
- проведён единый методический день «Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации учебной деятельности», который показал, что многие учителя работают над освоением и использованием технологии уровневой дифференциации, успешно идет внедрение технологий модульного обучения, проектного обучения, ИКТ, игрового обучения, здоровьесберегающих технологий;
- проведены теоретические и практические семинары, мастер-классы (например, семинар «Интерактивные методы обучения», мастер-класс по данной теме);
- творческие отчёты педагогов;
- малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы;
- обобщение опыта работы по данной теме через публикации во внутришкольном журнале «Методический вестник»;
- взаимную педагогическую деятельность:
- проходила работа временных творческих групп;
- работа ГКУ (годичной команды учителей, по реализации ПО ППП);
- методический совет школы.
Повышение квалификации учителя через организацию курсовой подготовки
Ежегодно в конце учебного года формируется заявка на прохождение курсовой подготовки педагогами школы.
Причины могут быть различны:
- аттестация педагога;
– переход на новую программу (учебник);
– недостаток информации по организации работы при подготовке детей к ЕГЭ, олимпиадам;
– знакомство с современными требованиями к преподаванию учебных дисциплин;
– знакомство с положительным опытом работы других школ и др.
Учебный год | Курсовая подготовка |
2008–2009гг | 27 чел |
2009–2010гг | 31 чел. |
Итак, повышение квалификации учителей на школьном уровне проходит через систему педагогических советов, работу ШМО, работу над методической темой школы и организацию курсовой подготовки
Третий уровень повышения квалификации – муниципальный. На муниципальном уровне повышение квалификации производится по плану отдела по делам образования муниципального образования г. Абаза.
Педагоги нашей школы активно участвуют в подготовке и проведении:
- предметно-методических и тематических семинаров:
- ежегодный семинар-практикум «Аттестационное портфолио учителя», «Аттестационное портфолио тренера-преподавателя», (Рябова М.Н.);
- конкурсов:
- муниципальный конкурс «Электронные методические разработки» приняли участие 9 педагогов, результат участия – 7 призовых мест, (Захарова Л.К., Кашперова Т.В., Ганненко В.Н., Бабикова Л.П., Байкалова С.А., Ганненко Н.В., Панова Т.И.);
- Конкурс «Дорогами военных лет», участие Яковлевой М.В.;
- Конкурс учителей – логопедов «Консультация для педагогов ОУ», победитель Вавринович О.А.
- муниципальный конкурс учителей начальных классов «Урок без учителя», приняли участие 5 педагогов, результат участия – 1 призовое место, (Малыхина О.А);
- конференциях:
- конференция по взаимоотношению родителей и подростков в МОУ «АСОШ № 5», участие педагога-психолога Валовой Е.В.;
- ежегодная августовская педагогическая конференция.
Особый вид повышения квалификации на данном уровне представляет участие и работа в различных комиссиях и объединениях отдела по делам образования, так 6 педагогов нашей школы являются руководителями пре.
Следующий уровень повышения квалификации – региональный.
Данный уровень отличается наибольшим разнообразием форм и методов повышения квалификации. Ведущим учреждением региональной системы повышения квалификации работников образования является ХРИПК и ПРО.
Формы повышения квалификации:
- очная, квалификационные, проблемные, целевые курсы, семинары, научно-практические конференции, конкурсы:
Вид курсов | 2009-2010г | Место прохождения |
Квалификационные курсы | 12 | ХРИПК и ПРО |
Проблемные курсы Целевые курсы | 10 2 | ХРИПК и ПРО |
- научно-практическая конференция слушателей курсов повышения квалификации «Непрерывное образование», доклад «Система внеклассной работы» Шумская Н.В.;
- республиканский семинар «Гражданское образование», на базе СОШ №50, выступление Горшковой З.Н. «Реализация гражданского образования в СОШ №50 как условие социализации обучающихся», Хуртина Е.А. проведение мастер-класса;
- республиканский семинар на базе СОШ №49 «Организация и итоги работы МРЦ», выступление зам. директора по УВР Рябовой М.Н. «Совершенствование методической работы как одно из направлений взаимодействия ОУ и МРЦ информатизации»;
- республиканский конкурс мультимедийных презентаций «Визуализация образовательного процесса», сертификат участия Кирилюк О.С., Рябова М.Н.;
- конкур электронных методических разработок на кафедре математики, призёр Трофимова Е.И;
- республиканский конкурс «Электронные методические разработки», призёры Панова Т.И, Ганненко Н.В.
- очно - заочная и заочная, форма повышения квалификации, использующая дистанционные образовательные технологии;
- форма стажировки, проводится, на базе школ РХ.
МОУ «АСОШ №50» так же является стажёрской площадкой, на базе нашей школы за прошедший учебный год прошли стажировку 5 педагогов.
Повышение квалификации на данном уровне производится по заявкам муниципального органа образования и удостоверяется соответствующим сертификатом. Обучение на курсах повышения квалификации регионального уровня является нормативным требованием для всех педагогических работников и должно осуществляться не реже одного раза в течение 5 лет.
Для реализации педагогом возможностей непрерывного образования, самостоятельного конструирования индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации с учетом своих профессиональных потребностей, согласованных с потребностями образовательного учреждения, и выбора наиболее приемлемых для себя сроков его прохождения он может использовать ресурсы накопительной системы повышения квалификации, введенной в ХРИПК и ПРО с 2009 г.
В качестве инновационных образовательных технологий повышения квалификации на всех трех уровнях используются цифровые образовательные ресурсы, а также консультационные форумы по актуальным вопросам на портале «Сеть творческих учителей», образовательного центра «Школьный университет». С 2006г. СОШ №50 является филиалом муниципального ресурсного центра по информатизации, за 4 года на базе филиала прошли курсовую подготовку по программе «Использование ИКТ в образовательном процессе» 37 учителей, таким образом, 81% педагогов нашей школы овладели навыками работы на компьютере.
Современный учитель должен отвечать новым требованиям жизни, ему необходимо учиться самому, повышать квалификацию, расширять кругозор.
Итак, в моём выступлении представлена реально действующая модель повышения квалификации кадрового ресурса на уровне школы. Она апробирована, даёт положительные результаты, современна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление отечественной системы повышения квалификации педагогических работников
Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников приобретает на современном этапе особую значимость. Поэтому необходимо обратиться к отечественному историческому опыт...
Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы
Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы...
Рекомендации педагогу по организации учебного занятия(материал курсов повышения квалификации педагогических работников)
Рекомендации педагогу дополнительного образования по организации занятия ( материал курсов повышения квалификации педагогических работников)...
Деятельность методической службы школы как условие повышения квалификации педагогических работников
В данной работе раскрыты вопросы назначения методической службы школы как условие профессионального определения педагогов школы. Работа снабжена приложениями, имеющими рекомендательный характер....
Современные формы и методы повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения
Выступление на педсовете учителя Сердюка А.В.ГБ ОУ города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №14 имени И.С. ПьянзинаВ приложении файл pdf т.к сайт больше 3мб не берет :(((...
Повышение квалификации педагогических работников - путь к формированию профессиональных компетенций
Говоря о профессии педагога, учителя, не надо забывать, что современный мир вокруг стремительно меняется. Меняется темп нашей жизни, появляются новые идеи, и мы, педагоги, не можем не реагировать на э...