Формирование навыков в проектной деятельности при создании цифровых образовательных ресурсов
материал по информатике и икт (9 класс)

Сафонова Ирина Васильевна

В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекают творческие проекты учащихся.


В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, поиск способов решения которой и есть цель и задача учащихся. Проектное задание формулируется как необходимость достижения цели в определенных условиях.
Метод проекта применим в изучении материала всех дисциплин. Он реализует межпредметные связи. Пусть то, что учащиеся открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой, тем не менее это имеет важнейшее для них значение: учащиеся открывают новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их в готовом виде от учителя или из учебников. В процессе поиска и размышлений они с неподдельной остротой переживают чувство первооткрывателей. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы дает учащимся радость познания и общения, решая конкретную задачу коллективно.
Время уже показало эффективность проектной деятельности.  Разработанный еще в начале ХХ века, метод проекта стал особенно актуальным в современном информационном пространстве.
С развитием системы образования школьники вынуждены применять цифровые технологии в проектной деятельности. Новые технологии создают новые подходы к получению образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование навыков в проектной деятельности при создании цифровых образовательных ресурсов»

В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекают творческие проекты учащихся.


В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, поиск способов решения которой и есть цель и задача учащихся. Проектное задание формулируется как необходимость достижения цели в определенных условиях.
Метод проекта применим в изучении материала всех дисциплин. Он реализует межпредметные связи. Пусть то, что учащиеся открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой, тем не менее это имеет важнейшее для них значение: учащиеся открывают новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их в готовом виде от учителя или из учебников. В процессе поиска и размышлений они с неподдельной остротой переживают чувство первооткрывателей. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы дает учащимся радость познания и общения, решая конкретную задачу коллективно.
Время уже показало эффективность проектной деятельности.  Разработанный еще в начале ХХ века, метод проекта стал особенно актуальным в современном информационном пространстве.
С развитием системы образования школьники вынуждены применять цифровые технологии в проектной деятельности. Новые технологии создают новые подходы к получению образования.

Сегодня в современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности. Метод проектов – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации». Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку стимулирует практическую проектную деятельность учащихся. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектировании.

Значимость проектной деятельности состоит, прежде всего, в том, что она показывает учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимость их для дальнейшей жизни и творчества. Решаемая проблема должна быть взята из реальной жизни, знакома и важна для ученика. Следует показать ему, что для решения задачи необходимо приложить полученные знания по данному предмету, что нужны и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную, индивидуальную или групповую деятельность учащихся, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность в информационных технологиях позволяет связать знания, полученные по различным школьным предметам, повысить заинтересованность ученика в решении поставленной проблемы и стимулировать на получение новых знаний, навыков и умений, с помощью которых можно представить результат в эстетичном, удобном для просмотра и логически выверенном виде.

Использование проектной деятельности при обучении школьников технологии создания сайтов позволяет организовать связь между такими темами курса информатики как Windows, Word, Excel, PhotoShop, изучение Интернет технологий и языка HTML и программой PowerPoint, то есть происходит обобщение и систематизация получаемых знаний. Это позволяет повысить интерес учащихся к информатике, сформировать мотивацию к учению, что приводит к улучшению качества знаний, развиваются познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Таким образом, современная образовательная система, требующая передовых научно-обоснованных технологий, может быть обогащена включением проектной деятельности школьников по созданию сайтов на уроках информатики, что и определило актуальность выбора  работы «Организация проектной деятельности школьников при обучении информатики на примере создания сайтов». Цель работы: изучить теоретические основы организации проектной деятельности на уроках информатики и описать реализацию проектной деятельности при создании сайтов. Объект: организация проектной деятельности школьников на уроках информатики. Предмет: проектная деятельность школьников по созданию сайтов.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

1.Подобрать литературу по данной теме и изучить выбранные литературные источники.

2.Выявить сущность проектной деятельности школьников.

 3.Рассмотреть типологию проектов и охарактеризовать этапы проектной деятельности школьников на уроках информатики.

4.Определить роль учителя и ученика в проектной деятельности на уроках информатики. 5.Обосновать использование и охарактеризовать требования к применению проектной деятельности при создании сайтов.

6.Спланировать организацию проектной деятельности школьников по созданию сайта.

На разных этапах выполнения заданий проекта роль учителя различна. Из инициатора учитель превращается в источник информации, консультанта, помощника и порой даже наблюдателя. Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся, подобрать необходимый материал или дать рекомендации школьникам, где его можно найти. Учителю необходимо продумать, какую помощь он может оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Учителю желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается выполнение заданий проекта. Важно также прослеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом на уроках информатики. Характер внешней оценки со стороны учителя зависит от типа проекта и его темы; а также от условий проведения.

Цифровые технологии являются на сегодняшний день максимально эффективными для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности ученика. Они позволяют сэкономить время в поиске тех или иных цифровых ресурсов, а также позволяют максимально эффектно представить результаты проектной деятельности. Проекты, выполненные в виде мультимедийных презентаций, имеют ряд преимуществ: они более зрелищны, информативны, вызывают интерес у слушателей к предлагаемой теме. Активное использование мультимедийных технологий, видеопрезентаций, специально обучающих программ повышает мотивацию в

обучении.

Цифровые технологии — это те, где информация «оцифровывается», то есть представляется в универсальном цифровом виде.(презентации конвертируют в другой формат :МР3, рdf).  Другой вариант — это все технологии, которые позволяют создавать, хранить и распространять данные.

Характеристика этапов проектной деятельности школьников при создании сайтов:

 При изучении языка разметки гипертекста HTML учащиеся знакомятся с созданием сайтов. Ведь  создание своего сайта - это творческий процесс от начала и до конца; ·использование проектной деятельности при изучении данной темы позволяет организовать связь между такими темами курса информатики как Windows, Word, Excel, PhotoShop, изучение Интернет технологий и языка HTML и программой PowerPoint, то есть происходит обобщение и систематизация получаемых знаний; ·развиваются познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление; ·развиваются коммуникативные навыки, ведь в процессе работы необходимо организовывать качественное и результативное общение внутри творческой рабочей группы. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. В нем люди могут развиваться, покупать товары, общаться и многое другое. Каждый день интернет развивается все больше и больше благодаря созданию новыхweb-сайтов. Наличие собственного сайта необходимое условие для крупной компании, так и для отдельной личности.  В наше  время web-сайт сможет создать не только опытный программист, но и простой человек. Существует множество конструкторов для создания собственного сайта, а также много информации на эту тему и различных курсов. Умение создания web-сайты может зарекомендовать тебя в IT индустрии и не только.

Актуальность темы: «Создание веб-сайтов» обусловлена тем, что интернет в наше время является главным источником информации. Интернет-аудитория растет каждый день, бизнес активно переходит в онлайн, и квалифицированных специалистов по web-разработке все еще не хватает. Поэтому умение создавать сайты очень актуально и престижно в наше время.

Кроме важной обучающей функции, проектная деятельность несет в себе и явно выраженную воспитательную нагрузку. При работе над сайтом учащиеся получают от учителя минимальные знания языка HTML и дальше осваивают его сами. Зачастую параллельно с этим процессом, у учащихся появляется потребность заявить о себе в Интернете и они в дальнейшем готовят и свои личные сайты. При работе над проектом «создание сайта» учащиеся должны уметь применять не только знания языка разметки гипертекста, но и уже полученные в процессе учебы навыки: создавать, копировать и переносить файлы и папки, набирать текст в текстовом редакторе, работать с данными в табличном виде и иллюстрировать результаты диаграммами, обрабатывать графические изображения, знать в каком виде все представляется в Интернете, уметь работать с уже имеющейся в сети информацией, а также научиться представлять результаты своей деятельности. Кроме того, для работы над проектом выбирается познавательная и значимая для детей из рабочей группы тема, это позволяет расширить уже имеющиеся знания по предметам и активизировать интерес к созданию сайта. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Учащиеся самостоятельно решают как будет представлен теоретический материал, каков будет интерфейс их сайта. Учитель выступает только в роли консультанта. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Проект «создание сайта» является долгосрочным. Учащимся о нем сообщают заранее. Есть несколько этапов выполнения этого проекта: 1 ) За несколько месяцев сообщается, что начинается проектная деятельность. Учащиеся делятся на творческие группы. 2) Рабочая группа выбирает тему проекта. 3) Производится поиск материала и перенос его в электронный формат (сканирование, распознание текстов и корректировка их содержания. 4) При изучении программы PhotoShop учащиеся готовят графические иллюстрации для своего сайта: сканируют и подгоняют размер уже готовых изображений, производят редактирование и комбинирование, монтаж картинок, фотографий и прочих графических объектов. 5) При изучении сетей знакомятся с такими понятиями как Интернет, для чего он нужен, как в нем представляется информация, как найти любую информацию в глобальной сети, как работать в браузере. Разбирается дизайн сайтов. 6) Подготовка презентации в программе PowerPoint для защиты проекта по созданию сайта перед всем классом.  Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (презентация, сайт, видеофильм, альбом, компьютерная газета, доклад и т.д.). Это требование исходит из самого понятия проекта. В данной ситуации таким материальным объектом является сайт, который может быть размещен в глобальной или региональной сети.  Анализ результатов и подведение итогов. На последних уроках информатики в учебном году одиннадцатиклассники выступают со своими сайтами, рассказывают с какой целью был создан сайт, какая информация есть на их сайте, какие дизайнерские приемы использованы, с какими тегами познакомились самостоятельно. На защиту каждой группе отводится 5-7 минут, за которые учащиеся группы, поделив заранее между собой части сообщения, должны рассказать о проделанной работе по всем этапам. С вопросами к докладчику могут обращаться члены комиссии, учителя-предметники, одноклассники.

Выработка системы оценки проектных работ на уроках информатики требует предварительного ответа на следующие вопросы: ·предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта? ·предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию, за лучший сайт и т.д.)? ·предполагается ли оценка проектов по предметным секциям или «единым списком»? Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются: ·предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции); ·все участники проектной работы, приложили усилия, но не все получили места и номинации. Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста. Критерии должны оценивать качество проекта в целом. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты. Можно выделить следующие критерии оценки проекта, ·значимость и актуальность выбранной темы проекта; ·глубина и корректность используемых методов исследования; ·активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; ·коллективный характер принимаемых решений (при групповой работе над проектом); ·уровень владения инструментарием создания проекта; ·логичность, завершенность, наглядность и удобство представления отдельных элементов и всего проекта в целом; ·качество создания пояснительной записки, полноту отражения в ней хода выполнения работы и полученных результатов; ·доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; ·эстетика оформления результатов проведенного проекта; ·умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. . Немаловажным в процессе оценивания результатов проектной деятельности школьников по созданию сайтов является и оценивание самого сайта как конечного продукта совместной или индивидуальной деятельности. Оценивание сайтов может происходить различными способами. Критерий оценивания сайтов может быть несколько, и все они будут разными. Примером одного из оценивания сайтов является: Критерии оценки сайтов. Максимальное количество баллов по каждому критерию - 5. ·Содержание ·Структура и навигационные функции ·Дизайн ·Функциональность ·Интерактивность ·Общее впечатление ·Двуязычие Содержание. Содержание - это вся информация, представленная на сайте. Информационное наполнение сайта должно привлекать внимание посетителя и отвечать тематике сайта. Кроме того, его форма должна соответствовать аудитории - Веб-материалы должны быть ясны, кратки и действенны в среде Интернет. Хорошее информационное наполнение - само по себе позиция. Оно обладает голосом, точкой зрения. Структура и навигационные функции. Структура и навигационные функции характеризуют организацию информации на сайте и возможности перемещения между его разделами. Хорошая структура и навигация - это признаки эффективности и организованности сайта. Они позволяют пользователю сформировать мысленную модель представленной информации, определить, где находятся необходимые сведения и чего можно еще ожидать. Хорошие навигационные возможности дают возможность быстро добраться до нужного места и легко охватить содержание сайта как вглубь, так и вширь. Дизайн. Дизайн - это характеристика внешнего вида сайта. Сайт не должен быть просто симпатичной домашней страничкой, хотя и не обязан быть ультрасовременным или суперстильным. Критерии оценки визуального оформления - высокое качество, уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт. Функциональность. Этот критерий характеризует технологическую сторону сайта. Хорошая функциональность означает, что сайт быстро загружается, что все его ссылки "живые", а технологии применяются к месту и отвечают предполагаемой аудитории. Сайт должен быть независим от платформы и типа браузера. Возможны решения, когда в случае необходимости сайт самостоятельно обеспечивает переход на альтернативные страницы. В конечном счете, сайт - это нечто большее, чем просто сумма составляющих его частей. Помимо информационного наполнения, структуры и навигационных возможностей, визуального оформления, функциональности и интерактивности общее впечатление учитывает и те неуловимые тонкости, которые заставляют пользователя остаться или уйти. Чтобы провести защиту проекта на высоком уровне необходимо, чтобы выступающий обладал следующими характеристиками, ·качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость; ·объём и глубина знаний по теме, эрудиция; ·ответы на вопросы: полнота, аргументированность; ·деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность. Проведение публичной защиты требует от преподавателя очень четкой и корректной работы. Важно, особенно на первой защите, помочь учащемуся преодолеть психологический барьер публичного выступления, а в процессе выступлений поддерживать доброжелательную комфортно-деловую атмосферу в классе, сохранять дисциплину. При оглашении оценок необходимо отметить яркие и интересные моменты работы, увидеть и показать положительную динамику у каждого ученика, а на замеченные недостатки указать мягко и тактично.

 Работая над данной темой,  я убедилась, что использование проектной деятельности на уроках информатики становится все более актуальной, т.к. при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Сопоставление понятий проект, проектирование и проектная деятельность школьников показывает, что они не тождественны друг другу, хотя их объем частично перекрывается.

Заключение. Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры. Метод творческих проектов является одним из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, метод проектов может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием информационных и коммуникационных технологий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

учитель математики и информатики МКОУ «Ржавская СОШ» Сафонова И.В. Формирование навыков в проектной деятельности при создании цифровых образовательных ресурсов

Слайд 3

МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта. " Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить " – вот основной тезис современного понимания метода проектов

Слайд 4

Структура проектной деятельности Мотив Ради чего осуществляется деятельность? Цель На что направлена? Операция Какими способами, приемами реализуется деятельность?

Слайд 5

Общая классификация проектов Доминирующая в проекте деятельность Исследовательские Творческие Информационные Прикладные Ролевые игры Предметно-содержательная область Монопроект Межпредметный Надпредметный Характер координации проекта Открытая Скрытая Количество участников Личные Парные Групповые Продолжительность выполнения проекта Краткосрочные Средней продолжительности Долгосрочные Характер контактов Внутришкольный Региональный Международный

Слайд 6

Этапы работы над проектом ПОДГОТОВКА ПЛАНИ- РОВАНИЕ ИССЛЕДОВА- НИЕ АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ПРЕДСТАВ- ЛЕНИЕ ПРОЕКТА ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА

Слайд 7

Модель реализации проектов Программные средства Подготови- тельный этап Этапы реализации проекта Рефлексия результатов проекта MS Word, MS Exsel, MS Publisher MS PowerPoint, MS Paint, Ms Word, MS Exsel, MS Publisher MS Paint, Ms Word,

Слайд 8

Основные свойства проектной деятельности совместная деятельность школьников; предусмотрен результат деятельности; наличие проблемы – исследовательской, информационной, практической; социально-значимый продукт, результаты представлены общественности.

Слайд 9

Веб-сайт Презентация Итоги проектной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание цифровых образовательных ресурсов. Фрагмент урока с их использованием.

Фильм (слайд-шоу) со звуковым сопровождением, презентация  и небольшой тест-опрос, составленные мною для урока по теме  «Правильные многогранники», а так же фрагмент урока с их использование...

Конкурсная работа по созданию цифровых образовательных ресурсов

Данная презентация была создана для работы по теме "Осень" в 6 классе по немецкому языку, а в дальнейшем использована в муниципальном конкурсе по созданию ЦОР. Цель: активизировать деятельность учащих...

Создание цифровых образовательных ресурсов

Учитель имеет много возможностей и инструментов для создания собственных цифровых образовательных ресурсов к урокам. Статья предлагает краткий обзор таких инструментов применительно к преподаванию ино...

Формирование навыков исследовательской и проектной деятельности через ИКТ и Интернет-ресурсы на уроках английского языка

В статье раскрывается роль плейкаста как разновидности исследовательской деятельности обучающихся....

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса)

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса в рамках учебного ...

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЗДАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Публикация по теме"Роль проектной деятельности в создании информационно-образовательной среды в области иноязычного образования"...