Конспект урока
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Монгун-оол Шораана Владимировна

Конспект урока по литературе 7 класс «Легенда о Данко»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_fgos_danko_s_metod.obosnovaniem.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» (Сердце, отданное ради спасения людей)

Цель урока: формирование у учащихся умений выявлять особенности композиции и раскрывать организацию рассказа для понимания его идеи.

Задачи урока: 1) Обучающие: показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия; рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения. 2) Развивающие: способствовать развитию психических процессов: критического мышления, речи, умения делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей художественного произведения, психологически мотивировать их поступки. 3)Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к старшим, стремление к взаимопониманию, доброту и отзывчивость через анализ произведения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

предметные: учиться понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику; уметь пересказывать, отвечать на вопросы; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

метапредметные: выполнять разные социальные роли в коллективе и в группе, планировать учебное сотрудничество, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции и оценки;

личностные: формировать эстетический вкус; устанавливать связи литературного произведения с жизнью; понимать значимость решения учебных задач, развивать познавательные интересы, воспитывать уважение к мнению одноклассников.

Оборудование: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной, изд. «Просвещение», 2012, ч.2; слайд-презентация, портрет М.Горького.

Хронометраж урока

Этапы

Время

Мотивационный этап

1 мин

Актуализация знаний

10 мин

Целеполагание

5 мин

Работа над темой урока

15 мин

Творческая работа

8 мин

Рефлексия, итог

4 мин

Объяснение домашнего задания

2 мин

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационный этап

слово учителя, приветственное.

Приветствие. Настрой учащихся на положительную работу. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

2. Актуализация знаний

слово учителя, рассказ

 “...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...”, - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, - Алексей Максимович Пешков, или Максим Горький. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.

За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. В детстве для себя Горький нашел такие слова... В чем? В книгах.

Что же заставило его обратиться к книгам?

слово учителя, эвристическая беседа

И как же, когда вырос, Горький послужил людям?

Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель?

Слушают рассказ учителя

Рассказ учащегося

В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в магазин обуви, потом Горький поступил в иконописную мастерскую, на пароход в поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он приезжает в Казань, полагая, что науки всем желающим даром преподаются. Оказалось, что это не так. Горький снова поступает на работу, а при возможности “почитывает книжки”. Только книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа написавшего ее. Нередко он плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о людях. И мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, давал себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырастет.

Своими книгами

О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему

3. Целеполагание

слово учителя, ведущее

исследовательский, проблемная ситуация

На доске вы видите слово. Прочитайте его.

Как вы понимаете, что такое легенда?

Как вы думаете, кто такой человек-легенда? Какие качества он должен иметь?

Запишем в тетради. Сегодня 18 марта, тема нашего урока – «Легенда о Данко». Романтический характер легенды.

слово учителя, ведущее

Исходя из этого, определите цель нашего урока.

Легенда

В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные

Смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг

Работа в тетрадях

Предположения детей

4. Работа над темой урока

слово учителя, оценочное, похвальное

Молодцы!

А теперь обратимся к учебнику.

Наша задача – прочитать и проанализировать легенду.

творческое чтение, комментированное чтение

эвристический, проблемный диалог

Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей?

Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

 Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними?

Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

Какой момент следует считать кульминационным?

Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма характерны особый интерес

к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие».

Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. 

"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса».

- Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.

- Люди струсили и не стали сопротивляться, их, я думаю, ждет смерть.

- Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.

Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.

Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.

Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.

Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.

Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”

«Но тут явился Данко и спас всех один...»

Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.

«Повел их Данко…и гром гремел, и лил дождь...»

Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии. Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия. Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”. Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх. Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике. Снова возникает образ кольца как угрозы, когда люди, как волки, стали плотнее окружать Данко, чтобы легче было схватить его и убить.

Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит.

Данко может бросить людей и спасти самого себя.

Думаю, что Данко решился искать выход именно из-за того, чтобы спасти племя, поэтому он будет с ними до конца.

Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.

Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.

Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.

Данко – романтический идеал, в основе отношений героя и толпы лежит конфликт.

5. Творческая работа

слово учителя, ведущее

А теперь небольшая творческая работа в парах. слово учителя, инструктирующее

Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?

Запишите в тетради.

репродуктивный, работа с текстом

Послушаем.

Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

- Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

- Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.

6. Рефлексия, итог

беседа

Какова же тема легенды? 

Можно ли назвать Данко героем, человеком-легендой?

слово учителя, инструктирующее

Составьте синквейн, в котором ключевым словом будет «Данко»

Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.

подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.

Данко.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Герой.

7. Объяснение домашнего задания

слово учителя, ведущее

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

слово учителя, инструктирующее

Методическое обоснование урока литературы в 7 классе по теме ««Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.»

По типу – урок изучения нового материала. Целью урока являетсяформирование у учащихся умений выявлять особенности композиции и раскрывать организацию рассказа для понимания его идеи.

Структура урока позволяет формировать художественное мышление, помогает обогащать духовный мир и активно развивать речь учащихся.

На уроке реализуются межпредметные связи с историей, искусством. Он связан с предыдущими и последующими уроками.

Урок состоит из 7 последовательно следующих друг за другом этапов. Он является целенаправленным, так как все компоненты урока были направлены на решение ведущей практической задачи, а также воспитательной.Динамика урока проявляется в правильности и логичности перехода от одного этапа к другому. Динамика урока обеспечивается наличием образцов и сменой форм работы. Связным урок является благодаря тематической направленности, предметному содержанию, и, главное, общим замыслом. Мотивация на данном уроке поддерживалась и развивалась за счет интересного учащимся тематического содержания урока, ситуаций общения, «скрытого» контроля, атмосферы непринужденности, за счет постановки коммуникативно-познавательных задач, предполагающих личную заинтересованность каждого ученика.

Предусмотрена и письменная, и устная работа. Также учащимся предложена работа в парах, а также творческие задание. Основным методом работы является беседа, создание проблемной ситуации, продуктивное чтение текста. Домашним заданием является написание сочинения по изученному на уроке (темы на выбор учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...