Конспект урока
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока по литературе 7 класс «Легенда о Данко»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_fgos_danko_s_metod.obosnovaniem.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» (Сердце, отданное ради спасения людей)
Цель урока: формирование у учащихся умений выявлять особенности композиции и раскрывать организацию рассказа для понимания его идеи.
Задачи урока: 1) Обучающие: показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия; рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения. 2) Развивающие: способствовать развитию психических процессов: критического мышления, речи, умения делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей художественного произведения, психологически мотивировать их поступки. 3)Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к старшим, стремление к взаимопониманию, доброту и отзывчивость через анализ произведения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
предметные: учиться понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику; уметь пересказывать, отвечать на вопросы; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
метапредметные: выполнять разные социальные роли в коллективе и в группе, планировать учебное сотрудничество, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции и оценки;
личностные: формировать эстетический вкус; устанавливать связи литературного произведения с жизнью; понимать значимость решения учебных задач, развивать познавательные интересы, воспитывать уважение к мнению одноклассников.
Оборудование: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной, изд. «Просвещение», 2012, ч.2; слайд-презентация, портрет М.Горького.
Хронометраж урока
Этапы | Время |
Мотивационный этап | 1 мин |
Актуализация знаний | 10 мин |
Целеполагание | 5 мин |
Работа над темой урока | 15 мин |
Творческая работа | 8 мин |
Рефлексия, итог | 4 мин |
Объяснение домашнего задания | 2 мин |
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивационный этап | слово учителя, приветственное. Приветствие. Настрой учащихся на положительную работу. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку |
2. Актуализация знаний | слово учителя, рассказ “...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...”, - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, - Алексей Максимович Пешков, или Максим Горький. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования. За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. В детстве для себя Горький нашел такие слова... В чем? В книгах. Что же заставило его обратиться к книгам? слово учителя, эвристическая беседа И как же, когда вырос, Горький послужил людям? Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? | Слушают рассказ учителя Рассказ учащегося В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в магазин обуви, потом Горький поступил в иконописную мастерскую, на пароход в поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он приезжает в Казань, полагая, что науки всем желающим даром преподаются. Оказалось, что это не так. Горький снова поступает на работу, а при возможности “почитывает книжки”. Только книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа написавшего ее. Нередко он плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о людях. И мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, давал себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырастет. Своими книгами О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему |
3. Целеполагание | слово учителя, ведущее исследовательский, проблемная ситуация На доске вы видите слово. Прочитайте его. Как вы понимаете, что такое легенда? Как вы думаете, кто такой человек-легенда? Какие качества он должен иметь? Запишем в тетради. Сегодня 18 марта, тема нашего урока – «Легенда о Данко». Романтический характер легенды. слово учителя, ведущее Исходя из этого, определите цель нашего урока. | Легенда В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные Смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг Работа в тетрадях Предположения детей |
4. Работа над темой урока | слово учителя, оценочное, похвальное Молодцы! А теперь обратимся к учебнику. Наша задача – прочитать и проанализировать легенду. творческое чтение, комментированное чтение эвристический, проблемный диалог Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса? Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели? Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение? Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему? Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними? Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость? Какой момент следует считать кульминационным? Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко? | Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма характерны особый интерес к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие». Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. "Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса». - Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться. - Люди струсили и не стали сопротивляться, их, я думаю, ждет смерть. - Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску. Нужно было что-то делать, а не просто тосковать. Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли. Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму” «Но тут явился Данко и спас всех один...» Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход. «Повел их Данко…и гром гремел, и лил дождь...» Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии. Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия. Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”. Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх. Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике. Снова возникает образ кольца как угрозы, когда люди, как волки, стали плотнее окружать Данко, чтобы легче было схватить его и убить. Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит. Данко может бросить людей и спасти самого себя. Думаю, что Данко решился искать выход именно из-за того, чтобы спасти племя, поэтому он будет с ними до конца. Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям. Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок. Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко. Данко – романтический идеал, в основе отношений героя и толпы лежит конфликт. |
5. Творческая работа | слово учителя, ведущее А теперь небольшая творческая работа в парах. слово учителя, инструктирующее Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя? Запишите в тетради. репродуктивный, работа с текстом Послушаем. | Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”. - Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел. - Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви. |
6. Рефлексия, итог | беседа Какова же тема легенды? Можно ли назвать Данко героем, человеком-легендой? слово учителя, инструктирующее Составьте синквейн, в котором ключевым словом будет «Данко» | Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей. подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек. Данко. Бесстрашный, мужественный. Жалеет, любит, жертвует. Может победить смерть. Герой. |
7. Объяснение домашнего задания | слово учителя, ведущее Откройте дневники и запишите домашнее задание: слово учителя, инструктирующее |
Методическое обоснование урока литературы в 7 классе по теме ««Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.»
По типу – урок изучения нового материала. Целью урока являетсяформирование у учащихся умений выявлять особенности композиции и раскрывать организацию рассказа для понимания его идеи.
Структура урока позволяет формировать художественное мышление, помогает обогащать духовный мир и активно развивать речь учащихся.
На уроке реализуются межпредметные связи с историей, искусством. Он связан с предыдущими и последующими уроками.
Урок состоит из 7 последовательно следующих друг за другом этапов. Он является целенаправленным, так как все компоненты урока были направлены на решение ведущей практической задачи, а также воспитательной.Динамика урока проявляется в правильности и логичности перехода от одного этапа к другому. Динамика урока обеспечивается наличием образцов и сменой форм работы. Связным урок является благодаря тематической направленности, предметному содержанию, и, главное, общим замыслом. Мотивация на данном уроке поддерживалась и развивалась за счет интересного учащимся тематического содержания урока, ситуаций общения, «скрытого» контроля, атмосферы непринужденности, за счет постановки коммуникативно-познавательных задач, предполагающих личную заинтересованность каждого ученика.
Предусмотрена и письменная, и устная работа. Также учащимся предложена работа в парах, а также творческие задание. Основным методом работы является беседа, создание проблемной ситуации, продуктивное чтение текста. Домашним заданием является написание сочинения по изученному на уроке (темы на выбор учащихся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....