Использование ЦОС с целью повышения мотивации обучающихся к освоению учебного предмета
статья по информатике и икт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiv-doklad-2023.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЦОС с целью повышения мотивации обучающихся к освоению учебного предмета
Одной из задач школьного образования, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации. Необходим поиск путей и средств формирования мотивов учения у обучающихся, что способствует эффективности учебной деятельности.
В мае 2018 года был принят Национальный проект «Образование», в состав которого входят 9 Федеральных проектов, среди них одним из ведущих является проект «Цифровая образовательная среда». Целью данного проекта является «создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы»
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
Определены цели построения цифровой образовательной среды для разных субъектов образовательного процесса.
Цели ЦОС:
Для ученика:
— расширение возможностей построения образовательной траектории;
— доступ к самым современным образовательным ресурсам;
Для родителя:
— расширение образовательных возможностей для ребенка;
— повышение прозрачности образовательного процесса;
— облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для учителя:
— снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
— снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
— повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
— формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
— формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
— формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
— облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
Для школы:
— повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
— расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
— снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
— расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Одним из основных компонентов ЦОР является цифровая образовательная платформа.
Цифровая образовательная платформа — информационное пространство, объединяющее участников процесса обучения, которое дает возможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическим материалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование для контроля уровня знаний обучающихся, специально ориентированы на использование в образовательном процессе и строятся на основе программ обучения с учетом требований ФГОС.
Использование ресурсов цифровой образовательной платформы в обучении позволяет расширить возможности урока информатики, при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока и решать поставленные задачи урока:
— на этапе актуализации знаний использовать компьютерные тесты, конструкторы интерактивных задания;
— на этапе объяснения нового материала применять электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;
— на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков применять компьютерные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
— на этапе контроля и оценки знаний, умений и навыков использовать компьютерные тесты, интерактивные задания, кроссворды, рефлексивные материалы. Велика роль цифровых ресурсов по информатике во внеурочной работе, при организации проектной деятельности, при подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам.
Необходимые блоки в структуре цифровой платформы для онлайн-бучения:
комплекс для самостоятельной работы с учебными материалами с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других устройств;
онлайн-чат или телеконференция для получения консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), предоставляющий возможность дистанционного взаимодействия;
блок для создания распределённого сообщества пользователей (аналог социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
сервис электронной рассылки для своевременной круглосуточной доставки электронных учебных материалов; методичек, стандартов и спецификаций на электронные учебные материалы и технологии;
возможность планирования и формирования учебных курсов;
блок для тестирования и контроля полученных знаний;
сервис для создания видеоуроков и онлайн-лекций, с возможностью загрузки видео и аудио файлов и управления доступом к контенту.
Можно долго говорить насколько облегчают процесс создания обучающих курсов онлайн платформы, но остановимся на основных плюсах:
обучающийся может получать информацию в удобное время независимо от места нахождения;
использование современных технологий и мультимедийных средств
учебный материал может быть наглядным, интересным и доступным для понимания и освоения;
все необходимые учебные материалы доступны проходящему обучение;
самостоятельная работа развивает самоорганизацию, дисциплину, инициативность;
возможность дистанционного обучения людей с ограниченными возможностями;
возможно формирование курсов с использованием новейших методик обучения;
получение статистики на всех этапах обучения по эффективности методики и обратной связи от обучаемых по качеству преподавания и доступности материала, что дает уникальную возможность модифицировать платформу и улучшать процесс обучения.
Не лишены подобные платформы и некоторых недостатков, о которых напоминают психологи:
недостаток общения и социальных аспектов обучения — обмена информацией и эмоциональная вовлеченности в процесс;
недостаточный уровень контроля с точки зрения дисциплины, но данный аспект важен лишь в процессе обучения детей и подростков.
Образовательные возможности «Учи. ру»
Первым среди представленных образовательных площадок для дистанционного обучения школьников стал портал «Учи.ру» – Российская интернет-платформа, одобренная Министерством просвещения РФ. Одним из преимуществ данной цифровой образовательной площадки для уроков информатики является возможность выбора среди учебных предметов раздела «Программирование».
Ещё одна возможность портала «Учи.ру» - создание заданий для упражнений по изучаемым темам. Тематика соответствует УМК по информатике Л.Л.Босовой с 5 класса по 11 класс и также включает подготовку к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Образовательные возможности «Якласс»
Следующий образовательный портал «ЯКласс» – это ресурс, разработанный на базе системы обучения и проверки знаний обучающихся, имеющей доступ к электронному журналу.
Особенность платформы в том, что она способна генерировать огромное количество задач по любой заданной теме в курсе информатики с 5-6, 7-9 и 10-11 классов, ОГЭ и ЕГЭ.
Данная платформа разрабатывалась с целью облегчить работу преподавателям и ученикам, старательно осваивающим новые материалы и темы. Учителю не нужно проверять решения вручную и сообщать о результатах каждому ученику – достаточно посмотреть статистику и поставить новую задачу.
Образовательные возможности «Российской электронной школы»
Регистрация на сайте понятна и доступна для пользователя с любым уровнем компьютерной грамотности. Задания могут задаваться в РЭШ как в изучении целого урока, так и конкретных заданий по теме. С помощью Гида «РЭШ» можно получить возможность создания личных кабинетов учеников и их родителей. Контрольные задания не подразумевают повторного прохождения. Система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями, и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика. Самая главная задача для учителя: организовать процесс обучения так (традиционные и современные методы), чтобы обучающиеся активно и с интересом работали на уроке. Решить эту задачу позволяет цифровой ресурс «РЭШ».
Образовательные возможности «Яндекс. Учебник»
Яндекс Учебник — это сервис с занятиями для начальной и средней школы с автоматической проверкой ответов. Задания разработаны с учетом ФГОС. Включает: бессрочный бесплатный доступ; интерактивные занятия, интересные детям; можно работать с любого устройства под логином и паролем; результат виден сразу после решения задачи; домашняя работа в электронном виде занимает меньше времени; родители могут просматривать статистику и результаты решений
Образовательные возможности «Цифровая школа Оренбуржья»
Сайт создается учителями всех городов и районов Оренбургской области. Доступные здесь видеоролики помогут педагогам, школьникам и их родителям дополнить и закрепить изученный материал. Учителя смогут обменяться опытом с коллегами, учащиеся - проверить полученные знания или ознакомиться с пропущенной в школе темой самостоятельно, а для родителей появится возможность «освежить» знания и найти общий язык с ребёнком, если тому потребуется помощь.
Использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Организация дистанционного взаимодействия, интеграция в цифровую образовательную среду способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Конкурс как средство воспитательного воздействия по повышению мотивации обучающихся к обучению по предмету "Технология".
Из опыта работы...
Статья "Применение мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения мотивации обучающихся" - 2013 г.
Статья создана как выпускная работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...
Использование информационных технологий для повышения мотивации обучающихся
Занятие все чаще проходит в напряженном ритме, перед преподавателем ставится вопрос о том, как оптимально распределить время занятия. Ведь организация процесса обучения таким образом, чтобы обучающиес...
Доклад по теме"Особенности работы и взаимодействия социального педагога с учителями , родителями с целью повышения мотивации обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
Выступление на РМО....
Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной образовательной программе
Сохранение и укрепление здоровья, воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни, соответствующих поведенческих стереотипов школьников — приоритетное направление государственной полити...
Использование информационных сервисов для повышения мотивации обучающихся
Статья "Использование информационных сервисов для повышения мотивации обучающихся" в сборнике материалов II международной научной конференции "Современное состояние медиаобразования в Р...
Развитие одаренности школьников с помощью применения технологии интерактивного обучения с использованием ИКТ с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка
Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика...