«Информатизация процесса обучения в колледже»
учебно-методический материал по информатике и икт (11 класс)

Штанкина Ирина Валерьевна

Доклад по теме самообразования  о информатизации процесса обучения в колледже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_samoobrazovaniya.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме самообразования

«Информатизация процесса обучения в колледже»


Выполнила мастер п/о: Штанкина И.В.



Основной задачей организаций является подготовка высококвалифицированных специалистов, полностью удовлетворяющих рынок труда. В настоящее время происходит усовершенствование многих производственных процессов в соответствии с современными требованиями – внедрение компьютерных и информационно- цифровых технологий.

В соответствии с этим современный, принципиально новый уровень в системе образования связан именно с применением информационных технологий.

Процесс обучения – это специально созданное, развивающееся в границах определенной системы взаимодействие, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности.

Информатизация – это процесс, который связан с постоянным совершенствованием познавательных знаний, умений и рассчитан на активное использование программных средств учебного назначения и интернет ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности.

Актуальность освещения данного вопроса заключается не только в рассмотрении модернизации системы образования, но и взаимосвязи всех участников учебного процесса, готовности преподавателя и студента к новшествам технической образованности, результативности применения новой информационной технологии обучения, которое зависит от профессиональной компетенции педагога.

Использование информационных технологий на  занятиях принципиально меняет характер деятельности педагога, структуру урока, так как возникает необходимость разработки «учебных материалов нового поколения». Педагоги должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют государственным стандартам обучения, учебному плану, содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, а также при построении системы урока учитывать индивидуальные особенности учащихся (их физическое и психологическое состояние), оптимальное взаимодействие в управлении и самоуправлении учебно-познавательной деятельности на уроке, простоту использования информационных технологий, прогнозировать результаты обучения.

Рассмотрим примеры использования информационных средств на уроке.

Прежде всего, необходимо отметить, что персональный компьютер (ПК) представлен как источник учебной информации, как наглядное пособие с возможностями мультимедиа, индивидуальное информационное пространство, способствующий освоению компьютерных технологий и программ и получения нужной информации из различных источников. Использование компьютерных элементов на уроке, в сочетании с другими методическими приемами, делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Урок с использованием медиатеки, обучающих компьютерных программ, электронных образовательных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов, использование блок-схем с иллюстративным материалом, использование викторин и игр, прослушивание аудио- и видеозаписей и т.д. развивает познавательную активность и творческий потенциал учащихся, повышает статус предмета.

Кроме того, необходимо отметить, что при использовании информационных средств в процессе обучения, преподаватель, с одной стороны, решает основные дидактические задачи с помощью цифровых образовательных ресурсов, создает некую организацию внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.), а с другой стороны, происходит индивидуальное наблюдение за каждым учащимся (один из аспектов дидактического принципа единства теории и практики в системе образования). Принимать участие в учебном процессе таким образом могут и студент и преподаватель, то есть планируя урок, педагог может смоделировать некую проблемную или дискуссионную ситуацию и разбив студентов  на группы или индивидуально понаблюдать за тем, как решается та или иная задача, например при закреплении уже изложенного материала можно попросить подобрать фотоматериал и с помощью слайдов выстроить ассоциативный ряд и представить в виде проекта (если это будет групповая работа попросить каждую группу оценить своих «соперников», выстроив таблицы или блоксхему).

Отличительными особенностями использования информационных средств на уроке являются

• повышение мотивации детей к обучению и самостоятельной учебной активности, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности;

• повышение ритмичности уроков, благодаря возможности управления темпом обучения на основе интерактивной мультимедийной составляющей обучения;

• возможность организации индивидуальных траекторий обучения студентов;

• достижение полной индивидуализации обучения: индивидуальная работа на компьютере позволяет настроить оптимальный для каждого студента темп работы; определить и отобрать наиболее приемлемые для студентов способы представления информации (аудиально, визуально, кинестетически),

• возможность включения в учебную деятельность  исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок: студент не боится делать ошибки, так как на компьютере он имеет возможность вернуться назад, отменить ошибочный шаг и выполнить его заново правильно, достигнув тем самым педагогической цели – достичь в учебной ситуации правильного решения;

• реализацию объективности в оценивании учебных достижений на уроке средствами компьютерных диагностических заданий, что снимает у детей психологическое напряжение, помогает сформировать у ребенка чувство критической самооценки выполненной работы; обеспечивается возможность самостоятельной работы обучающихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам. При использовании компьютерных технологий повышается мыслительный уровень обучающихся за счет включения в процесс обучения создание и реализация собственных проектов, и таким образом педагог может прослеживать и анализировать уровень владения информационными технологиями каждого учащегося, создавать систему учёта достижений учащихся, оказание индивидуальной помощи.

Компьютеры и средства коммуникации являются теми технологическими достижениями, которые радикально изменяют все стороны жизнедеятельности человека. Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, что дает учителю расширить возможности учебного процесса, сделать этот процесс не только эффективным и разнообразным, но так же повысить интерес к обучению Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным.

При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство, которое никогда не заменит живое слово  педагога.

Список используемой литературы 

Вылегжанина Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Текст] / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 4-6. 2. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в среде образования / Б.С. Гершунский. – М.: АПК и ПРО, – 1987. – 263 с. 3. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс http://journal.kuzspa.ru/ 4. Лиферов А. П. Образование Будущего: глобальные проблемы - локальные решения / А. П. Лиферов, Н. А. Степанов. – M.: Педагогический поиск, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игре баскетбол

За последнее время баскетбол как спортивная игра значительно интенсифицировался. Эта тенденция требует не только больших физических затрат, но прежде всего, психической подготовленности (разви...

ВНЕДРЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Статья "ВНЕДРЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕССОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ" из опыта работы...

Информатизация процесса обучения, г.Ставрополь

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационные технологии. Внедрение информационных технологи...

Прект информатизации процесса обучения

Как известно, несколько лет назад была провозглашена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Реализация положений Концепции призвана решать вопросы доступности, качества...

«Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранным языкам студентов колледжа через аудирование лнгвострановедческих текстов».

  Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. Оно является одним из основных критериев коммуникабельности человека и его успешной деяте...