Текстовые редакторы и текстовые процессоры 7кл
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Зверев Павел Андреевич

Информатика 7 класс                                                                                                    

Тема урока:  Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представления о текстовых редакторах, основных понятиях, используемых при редактировании и форматировании текстовых документов. Научить запускать и закрывать текстовый процессор, настраивать вид окна

     Метапредметные: развивать учебно-познавательную деятельность учащихся, логическое мышление,  навыки работы на компьютере;

воспитывать бережное отношение к технике, информационную культуру учащихся.

МТО (объемные, плоскостные, наглядные пособия): компьютер, проектор.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.83 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx30.98 КБ
Файл tekstovye_redaktory.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Информатика 7 класс                                                                                                   

Тема урока:  Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Планируемые результаты: 

Предметные: формирование представления о текстовых редакторах, основных понятиях, используемых при редактировании и форматировании текстовых документов. Научить запускать и закрывать текстовый процессор, настраивать вид окна

     Метапредметные: развивать учебно-познавательную деятельность учащихся, логическое мышление,  навыки работы на компьютере;

воспитывать бережное отношение к технике, информационную культуру учащихся.

МТО (объемные, плоскостные, наглядные пособия): компьютер, проектор.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

ХОД УРОКА

1.  Актуализация полученных знаний

 На этом уроке мы продолжим знакомиться с видами программного обеспечения.

 Для обработки текстовой информации на компьютере используются текстовые редакторы. Текстовые редакторы позволяют создавать, редактировать, форматировать, сохранять и распечатывать документы.

 Простые текстовые редакторы (например, стандартное приложение Windows Блокнот) позволяют редактировать текст, а также осуществлять простейшее форматирование шрифта.

 Более совершенные текстовые редакторы (например, Microsoft Word и StarOffice Writer), которые называют иногда текстовыми процессорами, имеют широкий спектр возможностей по созданию документов (вставка списков и таблиц, средства проверки орфографии, сохранение исправлений и др.).

2. Формирование новых понятий

Текстовые редакторы — это программы для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати документов. Современный документ может содержать, кроме текста, и другие объекты (таблицы, диаграммы, рисунки и т. д.).

Редактирование — преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа. Редактирование документа обычно производится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментов текста.

Форматирование — это оформление текста. Кроме текстовых символов форматированный текст содержит специальные невидимые коды, которые сообщают программе, как надо его отображать на экране и печатать на принтере: какой шрифт использовать, каким должно быть начертание и размер символов, как оформляются абзацы и заголовки. Форматированные и неформатированные тексты несколько различаются по своей природе. Это различие надо понимать.

  1. Изучение нового материала

Текстовые редакторы и процессоры предназначены для создания, редактирования, форматирования, сохранения во внешней памяти и печати текстовых документов. Обычно текстовыми редакторами принято называть программы, выполняющие простейшие операции по редактированию текста, а процессорами - программы, обладающие расширенными по сравнению с редакторами возможностями для компьютерной обработки текста.

Текстовые процессоры

        Одним из самых известных и мощных текстовых процессоров является Word фирмы Microsoft, входящей в состав интегрированной среды Microsoft Office.

        OpenOffice.org — свободный пакет офисных приложений. Конкурирует и способен заменить коммерческий офисный пакет (в том числе Microsoft Office) как на уровне форматов, так и на уровне интерфейса пользователя.

        Основные функции текстовых процессоров:

  • создание документов;
  • редактирование документов: перемещение по тексту, вставками замена символов, удаление, перемещение, копирование, поиск и замена фрагментов текста, отмена команд; вставка фрагментов других документов или целых документов и т. д.;
  • сохранение документов во внешней памяти (на дисках) и чтение из внешней памяти в оперативную;
  • форматирование документов, т. е. выполнение преобразований, изменяющих форму (внешний вид) документа: оформление отдельных символов и абзацев, страниц, документа в целом - изменение длины строки, межстрочного расстояния, выравнивания текста, изменение шрифта, его размера, применение различного начертания шрифтов и т. д.;
  • печать документов (или их некоторой части);
  • автоматическое составление оглавлений и указателей в документе;
  • создание и форматирование таблиц;
  • внедрение в документ рисунков, формул и др.;
  • проверка пунктуации и орфографии.

Основные элементы текстового документа

  1. символ - минимальная единица текстовой информации;
  2. слово - произвольная последовательность букв и цифр, ограниченная с двух сторон служебными символами;
  3. строка - произвольная последовательность символов между левой и правой границами абзаца;
  4. предложение - произвольная последовательность слов, завершающаяся точкой;
  5. абзац - часть текста, которая завершается специальным символом конца абзаца, при этом допускаются пустые абзацы;
  6. страницу составляют строки и абзацы, таблицы и внедренные в документ объекты;
  7. наиболее крупной единицей является собственно документ, где все составляющие его абзацы определенным образом структурированы, снабжены при необходимости заголовками, выстроена иерархия структурных разделов.

Форматирование документа

Обычно текстовые процессоры предусматривают две основные операции изменения формата документа:

  • форматирование произвольной последовательности символов (от одного до любого количества, чаще всего эта последовательность предварительно выделяется);
  • форматирование абзацев.

Возможности современных текстовых редакторов и процессоров

В современных редакторах реализован механизм встраивания и внедрения объектов OLE (Object Linking Embedding), что позволяет копировать и вставлять объекты из одного приложения в другое.

Например, в текстовый документ можно встроить изображения, анимацию, звук и даже видеофрагменты и таким образом из обычного документа получить мультимедийный.

Обычно в состав текстовых процессоров включаются специальные программные модули, которые служат для проверки орфографии и синтаксиса. Такие системы содержат словари и грамматические правила для нескольких языков, что позволяет исправлять ошибки в многоязычных документах. Кроме того, в их составе, как правило, есть функция Автозамена, которая автоматически исправляет наиболее часто встречающиеся опечатки.

4. Закрепление изученного материала

  1. Для чего используют  текстовый редактор? (Для создания и оформления рассказов, докладов, книг, содержащих надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии).
  2. Для того чтобы запустить Open Office Writer ,какие действия нужно выполнить?

( Нажать кнопку Пуск на панели задач, расположенной в нижней части экрана.
·   Переместить указатель мыши на команду Программы. На экране появится меню Программы.
·   Нажать мышью пункт меню Open Office Writer.) 

  1. Что называется текстовым файлом? (Текстовый файл- простейший способ организации данных в компьютере. Он состоит только из кодов таблицы символьной кодировки.)

  2. Какое расширение часто всего употребляется в именах текстовых файлов? (Часто всего употребляется в именах текстовых файлов расширение .txt)

  3. Что называется текстовым редактором? (Текстовый редактор (ТР)- это прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы на магнитном диске, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ, изменять формат документа).

  4. Назовите основные области главного окна? (строка заголовка, строка меню, панели управления, рабочая область, строка состояния)

  5. Откройте документ MS Word, измените масштаб документа, отступы и абзацы, сохраните этот документ под названием Текстовый редактор.

  6. Откройте и закройте Open Office Writer всеми способами, которые вы смогли запомнить.

IV. Д/з 7 кл § § 14 - 15

V.  Итог урока.

 Подведение итога урока. Выставление оценок.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Текстовые редакторы и процессоры»

ФИО (полностью)

Зверев Павел Андреевич

Предмет

Информатика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Текстовые редакторы и процессоры.

Цель урока:

формирование представления о текстовых редакторах, основных понятиях, используемых при редактировании и форматировании текстовых документов

Тип урока:

изучение нового материала

Планируемые результаты:

предметные – формирование представления о текстовых редакторах, основных понятиях, используемых при редактировании и форматировании текстовых документов;

метапредметные  –  умения и навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов;

личностные  –  развитие понимания социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма

ФОУД:

фронтальная, коллективная, групповая

Средства обучения

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, маркерная доска.

Ресурсы:

Основные: Учебник «Информатика»  И.Г. Семакин и др. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017, презентации к уроку

Дополнительные: материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Часть 1, глава 3, §14  ЦОР №  4

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции

1

2

3

4

5

1

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку

Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей, контролируют готовность к уроку

Личностная: самоорганизация. Регулятивная: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.  

2

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

Постановка проблемной ситуации:

В ходе обучения в школе и после необходима подготовка определенных документов, оформленных по определенным требованиям, а так же написание рефератов, докладов и т.д.

Задаются вопросы:

- что необходимо знать для выполнения требований?

- как упростить выполнение данных работ?

- может быть нужна определенная программа?

После ответов обучающихся записывается тема урока и ставится цель занятия (формирование представления о текстовых редакторах, основных понятиях, используемых при редактировании и форматировании текстовых документов ).

Обучающиеся отвечают на вопросы, корректируют ответы одногруппников.

Личностная: осознание своих возможностей.

Регулятивная: умение регулировать свои действия.

Познавательная: умение анализировать выделять и формулировать задачи работы.

3

Актуализация знаний  в начале урока или в процессе его по мере необходимости

(Демонстрация презентации)

Преподаватель поясняет актуальность изучаемого материала. Для обработки текстовой информации в компьютере используются приложения общего назначения - текстовые редакторы. Текстовые редакторы позволяют создавать, редактировать, форматировать, сохранять и распечатывать документы. Простые текстовые редакторы позволяют редактировать текст, а также осуществлять простейшее форматирование шрифта. Более совершенные текстовые редакторы, которые иногда называют текстовыми процессорами, имеют широкий спектр возможностей по созданию документов (вставка списков и таблиц, проверка орфографии и т.д.).

Обучающиеся воспринимают на слух материал,  делают записи в тетради

Познавательная: извлекать необходимую информацию, структурировать знания.

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Преподаватель дает понятия текстового редактора и текстового процессора, задает ученикам вопросы:

- какие текстовые редакторы вы знаете?

- какая программа относится к текстовому процессору?

- в чем их принципиальное различие?

Преподаватель корректирует ответы.

Обучающиеся отвечают на вопросы, корректируют ответы одногруппников.

Познавательная: извлекать необходимую информацию, структурировать знания.

Коммуникативная:

-умение грамотно строить свою речь при ответах на вопросы преподавателя.

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Организация парной учебной работы. Обучающимся предлагается выполнить практическое задание по набору и первичному редактированию текста.

Оказание индивидуальной помощи обучающимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников.

Обучающиеся рассаживаются парами за компьютеры в соответствии с порядковым номером, выполняют практическую работу.

Познавательная: извлекать необходимую информацию, структурировать знания.

6

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Обучающимся предлагается выполнить копирование фрагмента текста и выполнить произвольное редактирование по собственному желанию.

Обучающиеся продолжают работу в парах, выполняя практическое задание.

Познавательная: извлекать необходимую информацию, структурировать знания.

Личностная: осознание своих возможностей.

7

Динамическая пауза

Выполнение упражнений для глаз

8

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

Опрос

1. Для чего предназначены текстовые редакторы?

2. В чем состоит различие между текстовым процессором и текстовыми редакторами?

3. Какие команды входят в меню, как они отдаются?

4. Как работать со справочной системой текстового процессора Word?

Обучающиеся отвечают на вопросы, корректируют ответы одногруппников.

Познавательная:

извлекать необходимую информацию, структурировать знания.

Коммуникативная: полно и точно выражать свои мысли.

9

Рефлексия деятельности

Обучающимся задаются вопросы:

- как вы оцениваете выполнение практического задания одногруппников(в парах)?

- достигнута ли цель занятия?

- какой этап урока вам больше всего понравился?

Проверка правильности выполнения практических заданий, оценка результатов, выставление оценок за урок.

Оценивают работу одногруппников, определяют ошибки, объясняют их. Оценивают степень достижения цели.

Познавательная: выявлять ошибки и обосновывать способы их исправления. Личностная: умение провести самооценку и взаимооценку. Коммуникативная: вступать в диалог, полно и точно выражать свои мысли.

        

Теоретический материал к уроку

Текстовые редакторы — это программы для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати документов. Современный документ может содержать, кроме текста, и другие объекты (таблицы, диаграммы, рисунки и т. д.).

Редактирование — преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа. Редактирование документа обычно производится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментов текста.

Форматирование — это оформление текста. Кроме текстовых символов форматированный текст содержит специальные невидимые коды, которые сообщают программе, как надо его отображать на экране и печатать на принтере: какой шрифт использовать, каким должно быть начертание и размер символов, как оформляются абзацы и заголовки. Форматированные и неформатированные тексты несколько различаются по своей природе. Это различие надо понимать.

  1. Изучение нового материала

Текстовые редакторы и процессоры предназначены для создания, редактирования, форматирования, сохранения во внешней памяти и печати текстовых документов. Обычно текстовыми редакторами принято называть программы, выполняющие простейшие операции по редактированию текста, а процессорами - программы, обладающие расширенными по сравнению с редакторами возможностями для компьютерной обработки текста.

Текстовые процессоры

        Одним из самых известных и мощных текстовых процессоров является Word фирмы Microsoft, входящей в состав интегрированной среды Microsoft Office.

        OpenOffice.org — свободный пакет офисных приложений. Конкурирует и способен заменить коммерческий офисный пакет (в том числе Microsoft Office) как на уровне форматов, так и на уровне интерфейса пользователя.

        Основные функции текстовых процессоров:

  • создание документов;
  • редактирование документов: перемещение по тексту, вставками замена символов, удаление, перемещение, копирование, поиск и замена фрагментов текста, отмена команд; вставка фрагментов других документов или целых документов и т. д.;
  • сохранение документов во внешней памяти (на дисках) и чтение из внешней памяти в оперативную;
  • форматирование документов, т. е. выполнение преобразований, изменяющих форму (внешний вид) документа: оформление отдельных символов и абзацев, страниц, документа в целом - изменение длины строки, межстрочного расстояния, выравнивания текста, изменение шрифта, его размера, применение различного начертания шрифтов и т. д.;
  • печать документов (или их некоторой части);
  • автоматическое составление оглавлений и указателей в документе;
  • создание и форматирование таблиц;
  • внедрение в документ рисунков, формул и др.;
  • проверка пунктуации и орфографии.

Основные элементы текстового документа

  1. символ - минимальная единица текстовой информации;
  2. слово - произвольная последовательность букв и цифр, ограниченная с двух сторон служебными символами;
  3. строка - произвольная последовательность символов между левой и правой границами абзаца;
  4. предложение - произвольная последовательность слов, завершающаяся точкой;
  5. абзац - часть текста, которая завершается специальным символом конца абзаца, при этом допускаются пустые абзацы;
  6. страницу составляют строки и абзацы, таблицы и внедренные в документ объекты;
  7. наиболее крупной единицей является собственно документ, где все составляющие его абзацы определенным образом структурированы, снабжены при необходимости заголовками, выстроена иерархия структурных разделов.

Форматирование документа

Обычно текстовые процессоры предусматривают две основные операции изменения формата документа:

  • форматирование произвольной последовательности символов (от одного до любого количества, чаще всего эта последовательность предварительно выделяется);
  • форматирование абзацев.

Возможности современных текстовых редакторов и процессоров

В современных редакторах реализован механизм встраивания и внедрения объектов OLE (Object Linking Embedding), что позволяет копировать и вставлять объекты из одного приложения в другое.

Например, в текстовый документ можно встроить изображения, анимацию, звук и даже видеофрагменты и таким образом из обычного документа получить мультимедийный.

Обычно в состав текстовых процессоров включаются специальные программные модули, которые служат для проверки орфографии и синтаксиса. Такие системы содержат словари и грамматические правила для нескольких языков, что позволяет исправлять ошибки в многоязычных документах. Кроме того, в их составе, как правило, есть функция Автозамена, которая автоматически исправляет наиболее часто встречающиеся опечатки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текстовые редакторы и текстовые процессоры Учитель информатики МБОУ лицей №5 Зверев Павел Андреевич

Слайд 3

Текстовые редакторы — это программы для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати документов. Современный документ может содержать, кроме текста, и другие объекты (таблицы, диаграммы, рисунки и т. д.).

Слайд 4

Редактирование — преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа. Редактирование документа обычно производится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментов текста.

Слайд 5

Форматирование — это оформление текста.

Слайд 6

Обычно текстовыми редакторами принято называть программы, выполняющие простейшие операции по редактированию текста, а процессорами - программы, обладающие расширенными по сравнению с редакторами возможностями для компьютерной обработки текста.

Слайд 7

Основные функции текстовых процессоров: создание документов; редактирование документов сохранение документов во внешней памяти (на дисках) и чтение из внешней памяти в оперативную; форматирование документовпечать документов (или их некоторой части); автоматическое составление оглавлений и указателей в документе; создание и форматирование таблиц; внедрение в документ рисунков, формул и др.; проверка пунктуации и орфографии.

Слайд 8

Основные элементы текстового документа символ - минимальная единица текстовой информации; слово - произвольная последовательность букв и цифр, ограниченная с двух сторон служебными символами; строка - произвольная последовательность символов между левой и правой границами абзаца; предложение - произвольная последовательность слов, завершающаяся точкой; абзац - часть текста, которая завершается специальным символом конца абзаца, при этом допускаются пустые абзацы; страницу составляют строки и абзацы, таблицы и внедренные в документ объекты; наиболее крупной единицей является собственно документ, где все составляющие его абзацы определенным образом структурированы, снабжены при необходимости заголовками, выстроена иерархия структурных разделов.

Слайд 9

Форматирование документа Обычно текстовые процессоры предусматривают две основные операции изменения формата документа: форматирование произвольной последовательности символов (от одного до любого количества, чаще всего эта последовательность предварительно выделяется); форматирование абзацев.

Слайд 10

В современных редакторах реализован механизм встраивания и внедрения объектов OLE ( Object Linking Embedding ) , что позволяет копировать и вставлять объекты из одного приложения в другое.

Слайд 11

Обычно в состав текстовых процессоров включаются специальные программные модули, которые служат для проверки орфографии и синтаксиса . Такие системы содержат словари и грамматические правила для нескольких языков, что позволяет исправлять ошибки в многоязычных документах. Кроме того, в их составе, как правило, есть функция Автозамена , которая автоматически исправляет наиболее часто встречающиеся опечатки.

Слайд 12

Текстовый файл- простейший способ организации данных в компьютере. Он состоит только из кодов таблицы символьной кодировки.

Слайд 13

Расш и рение Расширение текстовых редакторов, таких как Блокнот, WordPad - . txt Расширение текстовых процессоров, таких как Microsoft Word - .doc или . docx

Слайд 14

Для чего используют текстовый редактор? Что называется текстовым файлом? Какое расширение часто всего употребляется в именах текстовых файлов? Что называется текстовым редактором?

Слайд 15

Что нового вы узнали на уроке? Все ли вам было понятно? Понравился ли вам урок? Как вы сегодня работали?

Слайд 16

Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика текстовых редакторов, процессоров.

Данный урок содержит историю обработки текстовых документов, общую характеристику текстового редактора, общую  характеристику текстового процессора. Опорный конспект для учащихся и практиче...

Текстовые редакторы. Текстовые процессоры.

Комбинированный урок с использованием ЦОР...

Урок информатики "Текстовые редакторы и текстовые процессоры" 8 класс

Урок Урок информатики "Текстовые редакторы и текстовые процессоры"  8 класс...

Урок информатики по теме «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. Текстовые редакторы и текстовые процессоры»

Цели урока: познакомить обучающихся со способами представления текстов в памяти ПК, способами кодирования информации в компьютере; дать определение понятиям текстовые редакторы и текстовые процессоры....

Урок информатики по теме: "Текстовые редакторы и текстовые процессоры" (практическая работа)

Цель: Ознакомить с такими представителями прикладного ПО как текстовые редакторы.Урок №13...

Урок информатики Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Конспект и материалы (сопровождающая презентация, рабочий лист ученика, оценочный лист ученика, заготовка для практической работы, электронный тест) для проведения урока информатики в 7 классе "Т...