Опорный конспект для учащихся по теме: "Основы языка программирования Паскаль", 9кл
тренажёр по информатике и икт (9 класс)
Опорный конспект распечатывается каждому учащемуся в классе и заполняется по ходу обхъяснения нового материала учителем. Этот материал остается у учащегося, заполняется и используется на последующих уроках.
Материал разбит на три листа, который заполняется в соответствии с темой урока.
1. Правила языка. основные понятия. Структура программы. Оператор вывода.
2. Переменные величины в программе. Типы данных. Форматированный вывод вещественных чисел. Операции, используемые для работы с переменными. Оператор ввода данных. Оператор присваивания.
3. Блок задач. Условный оператор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы языка программирования Паскаль
1. Правила языка
- Выражения записываются в строчку.
- Используются буквы латинского алфавита, цифры, спец. символы, знаки логических операций (and, not, or), знаки арифметических операций (* / - +), знаки сравнения (>, <, <=, >=, <>).
- Двухэтажные выражения, верхние, нижние индексы не допускаются.
- Используются только круглые скобки.
- Нельзя записывать подряд два знака операций.
- Разделитель между операторами ; (точка с запятой).
2. Основные понятия
- __________________ представляет собой законченную фразу языка, определяющий некоторый вполне законченный этап обработки данных.
3. Структура программы
I .____________________________
PROGRAM <имя_программы>;
II. ___________________________
начинается со служебного слова VAR
содержит константы, переменные, процедуры, функции, метки, которые будут использованы в программе.
III. _________________________
BEGIN
оператор1;
оператор2;
…
операторN;
END.
4.Оператор вывода информации на экран
Общий вид:
WRITE (список вывода);
WRITELN (список вывода);
Примеры вывода информации на экран:
Program prog1; | На экране |
BEGIN | |
write (‘Привет!’); | |
writeln (7, 206); | |
writeln (a); | |
writeln ((a+b)/2); | |
END. |
Блок задач № 1.
- Напишите программу, которая выводит на экран число.
BEGIN |
END. |
- Напишите программу, которая выводит на экран два числа (в строчку через пробел).
BEGIN |
END. |
- Напишите программу, которая выводит на экран пять произвольных чисел (в столбик).
BEGIN |
END. |
- Напишите программу, которая выводит четверостишие Пушкина А.С.:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
А. С. Пушкин
BEGIN |
END. |
5. Переменные величины в программе
ВЕЛИЧИНЫ
- ячейка памяти, которая имеет имя и хранит значение. | - постоянная величина. |
Не изменяются в процессе | |
Имена переменных: | выполнения программы |
- латинские буквы и цифры | |
- начинается с буквы | |
- без пробелов | |
Тип переменной определяет, какие значения может принимать величина. |
Целые типы переменных:
Тип | Значения | Формат представления в памяти ЭВМ |
integer | -32768…+32767 | 2 байта во внутренней памяти со знаком |
word | 0…+65535 | 2 байта во внутренней памяти без знака |
byte | 0…+255 | 1 байт во внутренней памяти без знака |
shortint | -128…+127 | 1 байт во внутренней памяти со знаком |
longint | -21*108…+21*108 | 4 байта во внутренней памяти со знаком |
Вещественные типы данных:
real | -98304…+98303 | 6 байт, со знаком |
Форматированный вывод вещественных чисел:
writeln (‘Площадь равна ’, a:m:n);
а – это имя переменной,
m – общее число позиций (знаков) для вывода, включая n, точку и знак числа;
n – число знаков после запятой.
Операции, используемые для работы с целыми переменными:
Знак операции | Назначение | Приоритет (последовательность выполнения действий в строке) |
+ | Сложение | во 2-ую очередь |
- | Вычитание | во 2-ую очередь |
* | Умножение | в 1-ую очередь |
div | Определяет целую часть от деления | в 1-ую очередь |
mod | Определяет остаток от деления | в 1-ую очередь |
Операции, используемые для работы с вещественными переменными: +, - , *, / .
Основные функции:
Функция | Тип аргумента | Назначение |
Abs(Х) | Х- целое | Абсолютная величина Х |
Sqr(Х) | Х- целое | Возведение Х в квадрат |
Sqrt(Х) | Х- целое | Извлечение квадратного корня |
6. Оператор ввода данных
позволяет задать значение переменной в ходе выполнения программы.
Общий вид
READ (список ввода);
READLN (список ввода);
Примеры:
read (v);
readln (a, b, c);
7. Оператор присваивания
предназначен для изменения значения переменной величины.
Общий вид
<имя_переменной> := <выражение>;
Примеры:
A := 32; | dl := k +1; | plotnost := p / t; | y := (a + 2) / 3.14 |
Блок задач №2.
1. Найди ошибку.
Наберите программу, и измените ее так, чтобы она выполнилась.
Условие задачи: Ввести с клавиатуры 2 числа – длины сторон прямоугольника. Посчитать и вывести на экран периметр прямоугольника.
Программа:
Program perimeter;
Var a, P: integer;
BEGIN
writeln (Введите длины сторон прямоугольника);
readln (a, b);
P := (a b) * 2;
writeln (‘Периметр = ’, P );
END.
2. Реши самостоятельно.
- Напишите программу, которая будет вычислять значение y при любых значения х из следующего выражения y = 7х2 - 3х + 6.
- Ввести с клавиатуры 2 числа – длин сторон прямоугольника. Посчитать и вывести на экран площадь прямоугольника.
- Ввести с клавиатуры длины сторон квадрата. Посчитать и вывести на экран его периметр.
- Ввести с клавиатуры 3 числа – длин сторон треугольника. Посчитать и вывести на экран его периметр.
- Напишите программу, запрашивающую три стороны треугольника А,В,С и вычисляющую его площадь по формуле Герона: , где p=(a+b+c)/2 – полупериметр.
- Даны два целых числа найдите их среднее арифметическое.
8. Условный оператор
Условие в программировании – это логическое выражение, а в математике неравенство.
Задача. На координатной прямой задан отрезок. Определить, принадлежит ли точка с координатой Х отрезку, концы которого имеют координаты А и В (А < В).
А В
Назначение условного оператора:
Проверяет условие и в зависимости от результатов проверки выполнит то или иное действие.
Полный условный оператор
IF <условие> THEN <оператор1> ELSE <оператор2>;
Неполный условный оператор
IF <условие> THEN <оператор1>;
Напишите условия для следующих ситуаций:
а) Опередить число Х является положительным или отрицательным и вывести об этом информацию на экран.
____________________________________________________________
б) Определить число Х больше ли 14 и вывести об этом сообщение на экран.
____________________________________________________________
Блок задач №3.
1. Даны два числа. Вывести на экран наибольшее.
2. Расставьте строки программы в правильном порядке.
Условие задачи: определите значение наибольшего из 3-х чисел.
- var x, y, z: integer;
- writeln (y)
- end.
- writeln (x);
- else if (y>x) and (y>z) then
- readln (x, y, z);
- program z1;
- begin
- else writeln (z);
- writeln (‘введите 3 числа’);
- if (x>y) and (x>z) then
3. Даны три целых числа. Вывести на экран те из них, которые принадлежат интервалу [-8, 15].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа. Знакомство с языком программирования Паскаль.
Контрольная работа представлена в 6 вариантах....
Язык программирования Паскаль.Знакомство
Презентация к уроку информатики и ИКТ в 8 классе по теме "Язык программирования Паскаль". Данная презентация состоит из 10 слайдов....
Язык программирования Паскаль (Введение)
Презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-379911-1389548964.png)
Основы программирования: ТЕМА 01. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ.
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-708332-1447417185.jpg)
Программирование. Язык программирования Паскаль
Цель• Познакомить обучающихся с языком программирования Паскаль• Отрабатывать практические умения обучающихся по работе в сре...