Программа 8 класса
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закон «Об образовании» в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов, основного общего образования (Приказ Минобр России № 1089 от 5 марта 2004г.);
- Примерной программы по информатике и ИКТ;
- Программы к завершенной предметной линии учебника по информатике и ИКТ для 8 класса под редакцией
Л. Л.Босовой.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют межпредметный характер, способность к ним образует ИКТ – компетентность. Это: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления объектами и процессами и пр. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественно-научного мировоззрения.
В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Такое построение позволит без проблем перейти на стандарты второго поколения с точкой входа в изучение курса в 8 классе.
Цель курса – формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Задачи курса:
- Формировать общеучебные умения и способы интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- Формировать навыки информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- Совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.;
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение информатики в 8 классе. Таким образом, курс рассчитан в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю.
Согласно приказа Департамента образования администрации города Сургута от 22 сентября 2014 г. № 02-11-572/14 «Об утверждении тактического плана мероприятий по развитию муниципальной системы образования города Сургута на 2014-2015 учебный год» «О внедрении модуля «Алгоритмы и исполнители» в учебном процессе по информатике с использованием программной среды КуМир и Пиктомир» в рабочую программу внесены следующие изменения:
1.В разделе «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией начинающих» сократилось количество часов на 3 за счет:
- объединения тем уроков «Основные компоненты компьютера» и «Персональный компьютер»;
- объединения тем уроков «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение» и «Системы программирования и прикладное программное обеспечение»;
- объединения тем уроков «Файлы и файловые структуры» и «Пользовательский интерфейс».
2. В разделе «Обработка текстовой информации» сократилось количество часов на 3 за счет:
- объединения тем уроков «Текстовые документы и технологии их создания» и «Создание текстовых документов на компьютере»;
- объединения тем уроков «Прямое форматирование» и «Стилевое форматирование»;
- объединения тем уроков «Распознавание текста и системы компьютерного перевода» и «Оценка количественных параметров текстовых документов».
3. В разделе «Мультимедиа» сократилось количество часов на 2 за счет:
- объединения тем уроков «Технология мультимедиа» и «Компьютерные презентации»
- объединения тем уроков «Создание мультимедийной презентации» и «Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа».
4. В разделе «Итоговое повторение» сократилось количество часов на 1 час.
Таким образом, за счет уплотнения некоторых тем рабочей программы по информатике и ИКТ были выделены 9 часов для изучения разделов «Алгоритмы» и «Основы программирования» в 8 классе.
Тематический план курса
№ | Основные разделы | Кол-во часов | Количество | ||
Контрольные работы | Практические контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 1 | ||
2 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 4 | 1 | ||
3 | Обработка графической информации | 4 | 1 | ||
4 | Алгоритмы | 5 | 1 | ||
5 | Основы программирования | 4 | 1 | ||
6 | Обработка текстовой информации | 5 | 1 | ||
7 | Мультимедиа | 2 | 1 | ||
Итоговое повторение | 2 | ||||
Итого: | 35 | 7 | |||
1 четверть | 9 | 1 | |||
2 четверть | 7 | 1 | |||
3 четверть | 9 | 2 | |||
4 четверть | 10 | 3 |
Содержание учебного курса
8 КЛАСС | |
Тема «Информация и информационные процессы» | |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | |
Информация и её свойства | |
Представление информации | |
Дискретная форма представления информации | |
Единицы измерения информации | |
Информационные процессы. Обработка информации. | |
Информационные процессы. Хранение и передача информации. | |
Всемирная паутина как информационное хранилище. | |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа | |
Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | |
Основные компоненты компьютера. Персональный компьютер. | |
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Системы программирования и прикладное программное обеспечение | |
Файлы и файловые структуры Пользовательский интерфейс | |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа | |
Тема «Обработка графической информации» | |
Формирование изображения на экране компьютера | |
Компьютерная графика | |
Создание графических изображений | |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | |
Тема «Алгоритмы» | |
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. | |
Алгоритмическая конструкция «следование», «ветвление». | |
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | |
Цикл с заданным условием окончания работы и цикл с заданным числом повторений. | |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмы». | |
Тема «Основы программирования» | |
Общие сведения о языке программирования. Организация ввода и вывода данных. | |
Программирование линейных и разветвляющихся алгоритмов. | |
Программирование циклического алгоритма. | |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы программирования». | |
Тема «Обработка текстовой информации» | |
Текстовые документы и технологии их создания Создание текстовых документов на компьютере | |
Прямое форматирование. Стилевое форматирование | |
Визуализация информации в текстовых документах | |
Распознавание текста и системы компьютерного перевода Оценка количественных параметров текстовых документов | |
Оформление реферата «История вычислительной техники» Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа. | |
Тема «Мультимедиа» | |
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации | |
Создание мультимедийной презентации Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа | |
Итоговое повторение | |
Основные понятия курса. | |
Итоговое тестирование. |
Требования к уровню подготовки обучающихся по окончании 8 класса
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки – свойства, действия, поведение, состояния; называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Программа курса информатики и информационных технологий для 8-9 класса средней общеобразовательной школы, Л. Л. Босова, М: БИНОМ. Лаборатория знаний |
Учебник, учебное пособие | Информатика. Учебник для восьмого класса., Л. Л. Босова, М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Информатика: Рабочая тетрадь для 8 класса., Л. Л. Босова, М:БИНОМ. Лаборатория знаний |
Дидактический материал | Занимательные задачи по информатике. Л.Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская, М:БИНОМ. Лаборатория знаний. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе / Ю. А. Аверкин, Н. В. Матвеева, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Тесты, практические работы |
Методическое пособие с поурочными разработками | Уроки информатики в 8-9 классах: Методическое пособие. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, М:БИНОМ. Лаборатория знаний Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы. Гераськина И. Ю., Тур С. Н. – М.: Планета. |
Список используемой литературы | Симонович С. В., Евсеев Г. А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, Инфорком-Пресс. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, Инфорком-Пресс. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 8». Л. Л. Босова |
Основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях
- Эвристическая беседа;
- просмотр и обсуждение учебных презентаций;
- выполнение на компьютере заданий компьютерного практикума;
- контрольная письменная работа;
- тестирование, в том числе, на компьютере;
- работа по алгоритму;
- разбор домашнего задания;
- Работа со словарем.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8 класса и специфики данного классного коллектива.
Календарно - тематическое планирование по информатике 8 класс
№ | Тема урока | Дата |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | |
2 § 1.1 | Информация и её свойства | |
3 § 1.2 | Представление информации | |
4 § 1.3 | Дискретная форма представления информации | |
5 § 1.4 | Единицы измерения информации | |
6 § 1.5 | Информационные процессы. Обработка информации. | |
7 § 1.5 | Информационные процессы. Хранение и передача информации. | |
8 § 1.6 | Всемирная паутина как информационное хранилище. | |
9 | Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». | |
10 § 2.1, § 2.2 | Основные компоненты компьютера Персональный компьютер. | |
11 § 2.3 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение Системы программирования и прикладное программное обеспечение | |
12 § 2.4, § 2.5 | Файлы и файловые структуры Пользовательский интерфейс | |
13 | Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | |
14 § 3.1 | Формирование изображения на экране компьютера | |
15 § 3.2 | Компьютерная графика | |
16 § 3.3 | Создание графических изображений | |
17 | Контрольная работа по теме «Обработка графической информации». | |
18 | Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. | |
19 | Алгоритмическая конструкция «следование», «ветвление». | |
20 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы | |
21 | Цикл с заданным условием окончания работы и цикл с заданным числом повторений. | |
22 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы» | |
23 | Общие сведения о языке программирования. Организация ввода и вывода данных | |
24 | Программирование линейных и разветвляющихся алгоритмов. | |
25 | Программирование циклического алгоритма. | |
26 | Контрольная работа по теме «Основы программирования» | |
27 § 4.1, § 4.2 | Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере | |
28 § 4.3 | Прямое форматирование. Стилевое форматирование | |
29 § 4.4 | Визуализация информации в текстовых документах | |
30 § 4.5, § 4.6 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Оценка количественных параметров текстовых документов | |
31 | Оформление реферата «История вычислительной техники». Контрольная работа по теме «Обработка текстовой информации» | |
32 § 5.1, § 5.2 | Технология мультимедиа. Компьютерные презентации | |
33 § 5.2 | Создание мультимедийной презентации. Контрольная работа по теме «Мультимедиа». | |
34 | Обобщение и систематизация основных понятий курса. | |
35 | Итоговое тестирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Класс гитары"
Программа модифицированная, художественно-эстетическая, ориентированая на овладение музыкальным инструментом, развитие музыкального слуха. Программа рассчитана на 2 года обу...
Воспитательная программа класса"Мы вместе"
Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...
Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....
Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....
Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"
Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....
Воспитательна программа класса "Содружество"
Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса...