Тим урока: постановка учебной задачи |
Задачи: обеспечить усвоение знаний о способах хранения и передачи информации; формировать умение анализировать носители информации |
Планируемые результаты |
Предметные: научится приводить примеры информационной деятельности человека; называть известные носители информации. | Метапредметные: Познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; планировать собственную деятельность; находить достоверную информацию, необходимую для решения поставленных задач; Регулятивные – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в современной деятельности
| Личностные: Формирование ценностного отношения к учению и результатам обучения; уважительно-доброжелательное отношения к людям |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируют способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I Организа-ционный момент | Приветствует класс. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создаёт в классе атмосферу психологического комфорта. – Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам информатики! – Что бы вы поменяли в организации наших уроков? – Почему на наших уроках не принято проявлять неуважение друг другу? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируются на работе на уроке. Приём «Я контролирую свои мысли». – Я на уроке ... (информатики). – Я сосредотачиваюсь на уроке изучении ... (информатики). – Мне нужно перестать думать о ... – Мои мысли только о ... (информатике). | Формируют навыки само- организации |
II Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка цели и задач урока | Предлагает учащимся рассказать, что они знают о понятиях «информационные процессы» и «информационная деятельность».
Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Что вам интересно о хранении и передачи информации? Формирует учебную задачу: – Исследовать процессы хранения и передачи информации.
| Выступают перед классом. – На предыдущем уроке о понятии «информационные процессы» я узнал .... – Об информационной деятельности мне известно .. – О сборе информации я могу рассказать... – Об обработке информации я знаю... Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивают навыки целе- Полагания. |
III Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Каковы ключевые слова темы урока? – Что от вас сегодня ожидается на уроке? – Чему нужно научиться? | Записывают в тетрадь тему урока. Учувствуют в формировании целей и задач урока: – усвоить суть процессов хранения и передачи информации; – научится характеризовать носители информации. | Формируют умения при- нимать и сох- ранять учебную задачу |
IV Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Что я намерен делать сегодня на уроке – Хочу ли я знать о процессах хранения и передачи информации? – Почему для меня важно знать как можно больше о передачи информации? – Какова моя цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. При необходимости просят учителя оказать мотивационную помощь. Создают усилия для успешной учебной деятельности.
| Выражают свои мысли. Развивают навыки само- мотивации |
V Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организовывает обсуждение проблемного вопроса: – Как сделать, чтобы информация передавалась следующим поколениям? Предлагает проанализировать определение понятия «Хранение информации».
Поясняет, что история человечества знает разные способы хранения информации. Предлагает провести исследование и выяснить основные носители информации, из которых мы знаем о прошлом. Обращает внимание на возможность познакомится с творчеством Сергея Рахманинова и Владимира Маяковского. Предлагает воспользоваться данной возможностью и в свободное время найти необходимые носители информации.
Рассказывает о преимуществах электронных носителей информации. Обращает внимание на гигантское хранилище информации – сеть Интернет. Организовывает обсуждение проблемного вопроса – Как передаётся передача информации?
Объясняет процесс передачи информации: - Информация от источника поступает в кодирующее устройство;
- В кодирующем устройстве информация преобразуется в форму, удобную для передачи;
- Закодированная информация поступает от источника к приемнику по соответствующему каналу связи.
- Приёмник содержит декодирующее устройство; в этом устройстве происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, к исходной форме.
| Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают свои гипотезы.
Анализируют определения. Заполняют таблицу: Определение | Ключевые слова | Определение своими словами | Сохранить информацию – значит тем или иным способом зафиксировать на некотором носителе. | Зафиксировать, носитель |
|
Формируют исследовательские группы. Проводят исследование. Составляют список носителей информации: – Рисунок на стенах пещер; – Рукописи на папирусе; – Тексты на пергаменте; – Документы на бумаге; – Фотография; – Аудиозапись; – Видеозапись. Принимают участие в обсуждении. Выделяют преимущества и удобства электронных носителей информации. Обсуждают преимущества интернета. Определяют, что передача информации происходит при чтении книг, просмотре телепередач, при разговоре по телефону. Рассказывают о своём опыте передачи информации. Делают записи в тетради, задают учителю уточняющие вопросы. Выделяют уровень своего понимания каждого этапа процесса передачи информации. Формируют вопросы к возможным дополнительным исследованиям. | Выражают свои мысли в соот- ветствии с задачей.
Проводят иследование |
VI Закрепление изученного материала | Организовывает самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создаёт условие для повторного изучения вопросов, которые вызвали затруднения. | Отвечают на вопросы. Определяют уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос | Не знают ответа на вопрос | Что значит сохранить информацию? | + |
| Какой носитель информации на протяжении нескольких столетий являлся основным? | + |
| Каковы преимущества электронных носителей информации? | + |
| Как происходит процесс передачи информации | + |
|
Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю. | Выявляют и анализируют уровень усвоения знаний |
VII Подведение итогов урока Рефлексия. | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Каковы мои достижения на уроке? – С какими трудностями я столкнулся при изучении процесса передачи информации? – Что у меня получилось лучше всего? – Какой информацией мне хочется поделится с друзьями, родителями? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексируют. | Отслеживают цель учебной деятельности |
VIII Домашнее задание | Учебник § 1.2: (1.2.4 – 1.2.6) Помогает выбрать задание из учебника. | Выбирает, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание. | Формируют навыки самооценки самоорганизации. |