Использование социальных сетей в создании электронных учебных материалов
статья по информатике и икт

Тойкеева Мария Алексеевна

Использование социальных сетей в создании электронных учебных материалов

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Использование социальных сетей в создании электронных учебных материалов"

Активное распространение информационных технологий в современном обществе способствовало изменению традиционных сфер коммуникаций. Теперь Интернет стал главной площадкой безбарьерного общения людей, которые могут находиться на расстоянии многих тысяч километров друг от друга.

Необходимость средств для удаленных коммуникаций педагоги часто недооценивают, особенно те, кто уже привык к традиционному "поучительному" методу преподавания. Но даже в этих условиях у студентов все равно всегда была потребность в постоянном общении и обсуждении материала на семинарах, в совместной работе над домашними заданиями. К сожалению, двадцать лет назад, когда большая часть современных специалистов были еще школьниками, были существенные ограничения в цифровых средствах связи. Обмениваться учебными материалами можно было только с помощью копировального аппарата, но это устройство было непозволительной роскошью в обычных семьях. Для многих постоянная виртуальная активность до сих пор так и осталась дикостью или уделом юнцов.

С тех пор произошел глобальный технологический переворот в сфере коммуникационных технологий, и интернет прочно вошел в нашу жизнь. Раньше главным препятствием перед безграничным общением было расстояние и время. Сейчас же можно мгновенно обменяться необходимыми для обучения файлами, задать виртуально вопрос, не дожидаясь консультации преподавателя, или удаленно сдать домашнее задание. Единственным барьером на пути безграничного общения теперь является наша техническая безграмотность и неосведомленность.

Сейчас с полной уверенностью мы можем сказать, что наиболее универсальным инструментом общения и самыми популярными сервисами, удерживающими внимание большей части активной Интернет-аудитории, являются программы для удаленных коммуникаций. Нас же интересует тот факт, что подобные сервисы — это мощный инструмент для организации взаимодействия студентов и преподавателей, их участия в профессиональных сообществах.

В данном методическом пособии ставится цель познакомить с некоторыми Интернет-ресурсами, которые могут быть полезны преподавателям и студентам, и изучить возможные подводные камни при их использовании в сфере образования.

Список сокращений и определений

LMS (Learning Management System)- система управления обучением, которая используется для разработки и распространения учебных онлайн- материалов с обеспечением совместного доступа.

Аватарка — графическое представление пользователя в виртуальном мире. Может быть двухмерным изображением в форумах, чатах, блогах, социальных сетях и т.п. или трехмерной моделью в виртуальных мирах и многопользовательских онлайн-играх.

Блог — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке.

Группа — это тип сообщества в социальной сети, представляющее собой объединение "равноправных" пользователей на основе общих интересов.  Группа является является обособленным типом сообществ, т.к. открыта только для людей, зарегистрированных в данной социальной сети.

Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Паблик (публичная страница) — это тип сообщества в социальной сети, представляющее собой объединение пользователей вокруг какого-то лидера (бренда, кумира, официальной организации и т.п.). Паблик открыт для незарегистрированных пользователей и может находиться в поисковой выдаче.

Репост — это повторная публикация какого-либо сообщения в пределах одной системы.

Стена — это часть страницы профиля или сообщества, на которой все желающие или те, кому открыт доступ, могут размещать свои посты, изображения, музыку и видео. Стена имеет свои настройки приватности, поэтому можно четко определить, кто и какую информацию может на ней видеть и оставлять. Функционирует стена так, что свежие записи всегда показываются вверху, а устаревающие постепенно сворачиваются в ленту.

Хэштег — это слово или словосочетание со знаком # впереди. Хэштег служит для указания темы заметки и для облегчения поиска заметок со схожей тематикой как по всем новостям, так и по новостям определенного сообщества.

Черный список — список пользователей, которые по каким-либо причинам признаны недружественными по отношению к группе, сообществу или другим пользователям сети. Администратор может внести этих пользователей в "черный список", закрыв для них доступ к новостям группы, комментариям и т.п.

Инновации в образовании

Вы, вероятно, знакомы и с инструментами, которые предоставляют различные LMS для повышения качества и эффективности образовательного процесса. В данных системах есть возможность не только обмениваться материалами и проводить удаленный контроль, но и общаться во время работы, обучаться в режим онлайн. Но в то же время, нельзя не заметить, что студенты проводят гораздо больше времени в социальных сетях или за интернет-серфингом, чем в специально разработанных системах дистанционного обучения. О том, из-за чего это происходит, можно спорить долго, но это не главное. Всеобщий доступ в Интернет позволил нам познакомиться с новыми типами социальных взаимодействий. Пора, наконец, начать учиться не с 8.00 до 18.00 пять дней в неделю, а всегда, каждую минуту. Когда система образования будет полностью интегрирована в нашу жизнь, а особенно в социальные сети и игры, тогда мы сможем вырваться на новый уровень развития. Но пока электронное обучение с использованием новых технологий является для нас инновационным методом.

В последнее время, «инновации» стали по-настоящему модным словом. Многие компании буквально сотворили революцию и выводят качество своей продукции на новый уровень, модернизируют свою бизнес-модель. Много информации можно найти и о том, как модернизировать процесс преподавания и обучения. Однако, прежде чем начать воплощать свои или чужие идеи в жизнь, стоит задуматься: инновации должны технически улучшить и ускорить процесс получения знаний или вывести образовательный процесс на новый качественный уровень? В данном руководстве мы хотим познакомить с инновационными для сферы образования инструментами, которые смогут улучшить именно качественную сторону процесса.

Специфика сферы образования такова, что к ней всегда будут предъявляться особые требования, ведь усилия системы направлены на людей. Поэтому наряду с технологическим прогрессом в образовательной сфере важен так же и процесс ее гуманизации. Главной целью системы образования является, конечно, подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся  мире. Поэтому необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы он развивал потенциальные возможности человека, помогал найти себя и развивать свои таланты в профессиональной и социальной сфере. Ведь во время работы в интернете учащийся может не только получать новые знания, но и активно практиковать полезные коммуникативные навыки благодаря взаимодействию с другими членами профессиональных онлайн-сообществ.

В современных условиях свободы слова и права на получение и распространение информации общество должно научиться использовать возможности массовой коммуникации с максимальным для себя эффектом. Телевидение и интернет активно участвуют в процессе становления общественного сознания, ежесекундно возрастает скорость информационных процессов, а развитие средств обработки и передачи информации идет вперед семимильными шагами. Мы стали свидетелями становления нового типа общества – информационного общества. Теперь система средств массовой коммуникации обеспечивает новую и эффективную связность элементов общества, его жизнедеятельность и психологию, и надо воспользоваться этим инструментом в образовательных целях.

Проблема эффективности современного образовательного процесса обусловлена наличием ряда противоречий. С одной стороны, растет поток информации, которую должны воспринимать обучающиеся. С другой стороны, обучающиеся часто имеют очень низкую мотивацию к усвоению этой информации. Поэтому главной задачей процесса информатизации системы образования можно назвать превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно  новых результатов образования. Необходимо стремиться к тому, чтобы осознанный процесс получения и усвоения новых знаний стал для нас привычным и был успешно интегрирован в нашу повседневную жизнь и досуг.

В постоянно изменяющихся условиях современного мира целью инновационной деятельности в образовании должно стать качественное изменение учащегося как личности. Развитие умения самостоятельно ориентироваться в потоках информации и мотивировать себя на полезные виды деятельности, формирование творческого подхода к решению проблем – навыки, которые должен получить человек, закончивший учебное заведение. В условиях формирования глобального информационного общества нельзя не заметить, что система образования будет адекватна уровню его развития только в том случае, если будет основываться не только на технологических и организационных нововведениях, но и на изменениях «по существу». Пробуя различные передовые и нестандартные образовательные подходы на практике, мы даем студентам курс на опережающее развитие, отвечающее в перспективе интересам общества, данной личности и потенциальных работодателей.

В реализации таких целей преподавателям могут помочь социальные сети и блоги, программы для видеочата и видеоконференций, системы для 3D- коммуникаций, облачные сервисы и множество других инструментов, которые можно использовать для модернизации очного учебного процесса, а так же для создания теоретической базы онлайн-курса при смешанном или электронном обучении. Мы надеемся, что изучение данного пособия станет толчком к использованию систем интернет-коммуникаций в образовании.

Обзор интернет-сервисов для удаленных коммуникаций

До недавних пор самым распространенным сервисом для удаленных коммуникаций людей была электронная почта. Конечно, она не теряет своей актуальности и по сей день, но у нее всегда был, есть и остается один очень существенный недостаток − затрудненная возможность общаться с человеком в режиме реального времени. После того, как вы отослали адресату свое письмо, вы можете лишь ждать и надеяться на скорый ответ. К счастью, прогресс не стоит на месте и сейчас существует множество различных способов поддерживать связь с удаленными в физическом плане от вас людьми. Сделаем краткий обзор подобных ресурсов, из которых можно выбирать необходимый по приоритетам индивидуальных предпочтений и поставленных целей.

Социальные сети

Социальная сеть − это платформа, онлайн-сервис или сайт, предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.

В целом, принцип работы различных сетей очень схож - во многих из них есть стена профиля и новостная лента, возможность проводить голосования и опросы, создавать фотоальбомы и отмечать знакомых на фото, вести личную переписку и обмениваться файлами. Конечно, у каждой из них есть и свои особенности, которые, как правило, и влияют на выбор пользователем конкретной социальной сети (большинство людей наиболее часто использует лишь одну).

  • Facebook (facebook.com) – социальная cеть с самым большим в мире количеством пользователей, однако в России она не является самой популярной. Из-за "перегруженного" интерфейса у нас ее в основном предпочитают продвинутые пользователи, бизнесмены, программисты, маркетологи и другие представители IT-индустрии. Facebook создавалась как сеть для общения и других коммуникаций, но там нет функционала для выкладывания медиа-контента, что объясняется особенностями законодательства США.
  • ВКонтакте (vk.com) – прямой российский аналог сети  Facebook. Там можно встретить человека абсолютно любого возраста, но, конечно, категория «до 25 лет» занимает в ней самый значительный процент. Функционал сети очень широк и разнообразен, поэтому она привлекает и прагматичных пользователей, которые кроме самовыражения и общения часто используют данную сеть для быстрого и удобного распространения и получения информации.
  • Google (plus.google.com) – наиболее ориентированная на мужчин социальная сеть от самого известного поискового гиганта. Мужчины составляют 70% от общего объема пользователей. Несмотря на насмешки журналистов из сферы IT, что данная сеть является «городом призраком», Google имеет огромную аудиторию, насчитывающую более 40 миллионов пользователей в США. Это больше, чем у Twitter. Google получила большую популярность среди любителей новых технологий и творческих личностей, потому что сайт адаптирован под размещение визуального контента больших размеров, и этот процесс легко интегрируется с другими популярными продуктами Google, как Gmail, поиск, Hangouts, Google Диск и другими.

Помимо социальных сетей, которые в большей степени содержат "развлекательный" контент, есть так же сети специально созданные для объединения профессиональных сообществ. Самой популярной в данной сфере можно назвать сеть LinkedIn (linkedin.com/russkiy), которой свыше 225 миллионов людей пользуются для поиска и установления деловых контактов.

Профессиональные социальные сети можно успешно использовать  для поиска ваших "коллег" по научным интересам и обмена актуальными в академической среде новостями.

Программы для видеочата и видеоконференций

Видеоконференция – это один из способов общения, который позволяет общаться группам людей путем передачи между ними изображения и звука от всех участников (или только от их части).

Выделяют четыре основных типа видеоконференций: видеозвонок, симметричная групповая (многоточечная), селекторное совещание и веб- конференция.

Видеозвонок – самый простой вид видеоконференций, который  позволяет двум участникам видеть и слышать друг друга, а также обмениваться различной информацией с помощью специальных технических средств.

Групповая видеоконференция (симметричная) – видеоконференция, проходящая одновременно между тремя и более участниками. В данном типе конференций каждый участник может видеть и слышать всех участников,  также как и его могут видеть и слышать все участники. Такие конференции чаще всего обеспечиваются средствами видеосервера, представляющего собой мост, обеспечивающий связь между несколькими видеоисточниками, в  качестве которых могут выступать терминалы или шлюзы видеоконференцсвязи. Сервера для видеоконференций могут быть как программными, так и программно-аппаратными.

Селекторное совещание – видеоконференция,  проходящая одновременно с большой аудиторией участников. В данном типе конференций присутствуют 3 роли: Ведущий, Докладчик и Выступающий из зала. Каждый участник видит и слышит только Ведущего, Докладчика и Выступающего и  при этом сам может быть Докладчиком или Выступающим.

Вебинар – видеоконференция, используемая для организации живых встреч или презентаций по сети Интернет. Каждый участник такой видеоконференции сидит за своим персональным компьютером и подключен к другим участникам конференции по технологии клиент-сервер через сеть Интернет. В качестве клиента используется приложение, заранее установленное на компьютер (WebEx, OnWebinar, COMDI), или веб-приложение (WebEx, OnWebinar, COMDI). Во время вебинара происходит вещание видео одного участника (ведущего) всем остальным с возможностью получения обратной связи. Существует множество программных продуктов, которые могут помочь вам провести вебинар. Они могут отличаться друг от друга возможностью скачивать прошедший вебинар, количеством участников, качеством трансляции, тарифами, настройками "доски" для рисования, форматом поддерживаемых файлов и т.д.

Область применения видеоконференций огромна, и сфера образования не стала исключением, потому что именно видеоконференция максимально приближена к реальному, живому общению. Ведь у видеосвязи, в сравнении с другими видами коммуникации, есть одно очень значительное преимущество - за счет визуализации собеседника повышается уровень лояльности и симпатии к партнеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование социальных сетей интернета в работе с обучающимися средней школы

В последнее время меньше становится бумажных документов, чаще в нашу жизнь входят документы на электронных носителях. Электронные носители и документы стали использовать в общеобразовательных учрежден...

Современные образовательные технологии. Использование социальных сетей при обучении английскому языку

В данной статье рассматриваются преимущества использования социальных сетей при изучении английского языка. Интеграция социальных сетей в преподавание иностранных языков сегодня позволяет оптимизирова...

Использование социальной сети ВКонтакте на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга.

В статье описывается опыт использования социальной сети ВКонтакте через создание школьной группы. Именно через нее учащиеся знакомятся с новыми интересными работами своих товарищей, получают задания о...

Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.

Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...

Использование инструментальных систем для создания электронных учебных пособий

В данной статье дается общая характеристика программных средств для создания электронных учебных пособий. Приводятся ссылки на полезные ресурсы по программе eAuthor CBT....

материал к подготовке по теме "Использование социальных сетей в создании электронных учебных материалов".

Социальные сети.Активное распространение информационных технологий в современном обществе способствовало изменению традиционных сфер коммуникаций. Теперь Интернет стал главной площадкой безбарьерного ...