Диагностика информационной грамотности учащихся
статья по информатике и икт (5 класс)
Согласно трактовке, предложенной Е.В. Михеевой "информационная грамотность, означающая способность находить и использовать информацию, является основой обучения на протяжении всей жизни" [22, 56].
Она также поясняет, что "информационно грамотный учащийся отбирает информацию рационально и эффективно, оценивает информацию критически и компетентно, использует информацию точно и творчески" [22, 78]. Пользователи информации "должны знать стратегии сбора информации и обладать навыками критического мышления, чтобы отобрать, отбросить, синтезировать информацию и представить ее в новой форме для решения реальных жизненных проблем" [22, 79].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_informatsionnoy_gramotnosti_obuchayushchihsya.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Крастина Елена Максимовна
методист, учитель
г. Санкт-Петербург
ДИАГНОСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Информация стала исключительно важным источником для мировой экономики и, конечно, базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Информация ставит много проблем перед всеми слоями населения: перед учащимися, рабочими и любыми другими гражданами. Современные информационные перегрузки заставляют людей проверять и оценивать информацию, чтобы убедиться в ее надежности. Однако информация сама по себе не делает людей информационно грамотными. Информация, несомненно, является:
- важнейшим элементом творчества и новаторства;
- основным ресурсом образования и умственной деятельности;
- ключевым ресурсом формирования более образованных граждан;
- фактором, позволяющим гражданам достигать лучших результатов в научной деятельности, в сфере здоровья, в работе;
- важным ресурсом социально-экономического развития.
Что такое грамотность? Основное определение грамотности: "состояние образованности" [13, 46]. Еще одно определение, данное там же: "...образованный, умеющий читать и писать, компетентный в..." [13, 67]. На языке педагогов "базовая грамотность" подразумевает классическую или традиционную грамотность - обученность чтению, письму, арифметическим вычислениям и операциям. Почти во всех общественных формациях грамотность приобретается в среде начального и среднего образования, в первую очередь в государственных и частных школах, но базовой грамотностью можно овладеть также дома или в общественных центрах.
Информационная грамотность связана c другими, схожими, видами грамотности, но должна быть дифференцирована.
Особенно это касается владения информационными технологиями, сетевой грамотности, цифровой грамотности, интернет-грамотности, компьютерной грамотности и медиаграмотности.
Два последних вида грамотности четко определены А.Ю. Уваровым следующим образом:
- Компьютерная грамотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая аппаратуру, программные средства, системы, сети (локальные сети и Интернет) и все другие элементы компьютеров и телекоммуникационных систем.
- Медиаграмотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств (массовой) коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний (например, печатные газеты и журналы, радио и телевидение, кабельные средства передачи информации, CD, DVD, мобильные телефоны, текстовые форматы PDF, формат JPEG для фотографий и графических изображений) [27].
Существует несколько определений информационной грамотности, предложенных ассоциациями и отдельными авторами. Согласно трактовке, предложенной Е.В. Михеевой "информационная грамотность, означающая способность находить и использовать информацию, является основой обучения на протяжении всей жизни" [22, 56].
Она также поясняет, что "информационно грамотный учащийся отбирает информацию рационально и эффективно, оценивает информацию критически и компетентно, использует информацию точно и творчески" [22, 78]. Пользователи информации "должны знать стратегии сбора информации и обладать навыками критического мышления, чтобы отобрать, отбросить, синтезировать информацию и представить ее в новой форме для решения реальных жизненных проблем" [22, 79].
В основу разработанной нами методики диагностики информационной грамотности школьников легло определение А.В. Горячева. Ученикам 5-ого класса было предложено оценить по восьмибальной системе показатели своей информационной грамотности.
Показатели информационной грамотности | Оценка (1 минимум, 8 максимум) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1. Оцените свое умение определять возможные источники информации, ее поиска и получения | |||||||||
2. Оцените свое умение анализировать полученную информацию с помощью схем, таблиц и т.д. | |||||||||
3. Оцените свое умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи) | |||||||||
4. Оцените свое умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно | |||||||||
5. Оцените свое умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений | |||||||||
6.Оцените свое умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д. | |||||||||
7. Оцените свое умение создавать свои источники информации | |||||||||
8. Оцените свое умение использовать современные технологии при работе с информацией | |||||||||
9.Оцените свое умение находить информацию с помощью Интернета | |||||||||
10.Оцените свое умение создания слайдовой презентации и размещения информации в ней | |||||||||
11. Оцените свое умение работать с информацией индивидуально | |||||||||
12. Оцените свое умение работать с информацией в группе |
Преобладание оценок соответствует уровням информационной грамотности:
1 уровень - очень низкий
2 уровень - низкий
3 уровень - чуть выше низкого
4 уровень - чуть ниже среднего
5 уровень - средний
6 уровень - чуть выше среднего
7 уровень - высокий
8 уровень - очень высокий
В опросе участвовало 32 пятиклассников. Количественные результаты анкетирования приведены в таблице-протоколе № 1
Показатели информационной грамотности | Оценка (1 минимум, 8 максимум) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1. Оцените свое умение определять возможные источники информации, ее поиска и получения | 9 28% | 8 25% | 10 31% | 5 16% | |||||
2. Оцените свое умение анализировать полученную информацию с помощью схем, таблиц и т.д. | 10 31% | 14 44% | 7 22% | 1 3% | |||||
3. Оцените свое умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи) | 6 19% | 11 34% | 6 19% | 8 25% | 1 3% | ||||
4. Оцените свое умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно | 7 22% | 6 19% | 13 41% | 4 13% | 2 5% | ||||
5. Оцените свое умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений | 8 25% | 7 22% | 10 31% | 6 19% | 1 3% | ||||
6.Оцените свое умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д. | 6 19% | 9 28% | 6 19% | 9 28% | 2 6% | ||||
7. Оцените свое умение создавать свои источники информации | 16 50% | 5 16% | 6 19% | 4 13% | 2 2% | ||||
8. Оцените свое умение использовать современные технологии при работе с информацией | 17 53% | 4 13% | 5 16% | 5 16% | 1 2% | ||||
9.Оцените свое умение находить информацию с помощью Интернета | 9 28% | 3 9% | 6 19% | 9 28% | 5 16% | ||||
10.Оцените свое умение создания слайдовой презентации и размещения информации в ней | 20 62% | 6 19% | 6 19% | ||||||
11. Оцените свое умение работать с информацией индивидуально | 3 9% | 7 22% | 12 38% | 10 31% | |||||
12. Оцените свое умение работать с информацией в группе | 5 16% | 10 31% | 15 47% | 2 6% | |||||
Общая сумма | 126 | 101 | 104 | 67 | 14 | ||||
Средний показатель | 10 | 8 | 9 | 4 | 1 | ||||
% показатель | 31 | 25 | 28 | 13 | 3 |
1 уровень - очень низкий - показали 10 человек, что соответствует 31%
2 уровень - низкий - показали 8 человек, что соответствует 25%
3 уровень - чуть выше низкого - показали 9 человек, что соответствует 28%
4 уровень - чуть ниже среднего - показали 4 человека, что соответствует 13%
5 уровень - средний - показал 1 человек, что соответствует 3%.
6, 7, 8 уровни не показал ни один человек.
Список литературы
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2005.
- Михеева Е.В. Информационные технологии. Вычислительная техника. Связь. - М.: Академия, 2005.
- Уваров А.Ю. Информатизация школы и проблема трансформации учебных курсов. // Информатика и образование.-2004, № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся при подготовке к ЕГЭ и ГИА с использованием информационных технологий
Мы живем в стремительный век, поэтому то, что казалось целесообразным вчера, сегодня предстает уже как архаическое явление. И чтобы «в просвещении стать с веком наравне», как говорил А.С. Пушкин...
Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления». Поэтому, в основе моей методической работы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческа...
Методический мастер-класс «Майндмэп (ментальная карта) как эффективное средство формирования информационной грамотности педагогов и учащихся»
Цель: совершенствование информационной грамотности педагогов через освоение современных ИКТ – технологий....
Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка
Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...
Формирование функциональной грамотности учащихся 7 класса на уроках информатики с помощью информационно-коммуникационных технологий
В данной статье рассматриваются способы формирования функциональной грамотности учащихся 7 класса на уроках информатики с помощью информационно-коммуникационных технологий...
"Информационная грамотность и информационная культура: сходство и различие"
Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ...
Формирование информационной грамотности учащихся на уроках «Изобразительное искусство».
Предмет изобразительное искусство не входит в исследования Международной программы оценки учебных достижений ПИЗА, но является компонентом системы российского образования, поэтому достигая предм...