Дистанционные образовательные технологии
статья по информатике и икт

Скотников Вадим Борисович

Дистанционное обучение в общем случае – это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателем, со средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и между собой. Он некритичен в пространстве, времени и конкретному образовательному учреждению и протекает в специфической педагогической системе, элементами которой являются цель, содержание, средства, методы и формы, преподаватель и обучающиеся.

Различные научные школы и конкретные ученые защищают свои точки зрения на определение этой категории электронной педагогики. Однако принятые добавления в Закон «Об образовании»[8] о дистанционном и электронном обучении вынуждают законопослушную научно-педагогическую общественность ориентироваться на «законное» определение, независимо от того, принимают они его или нет. Вот оно.

«Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации».[1]

Неточности формулировки видны сразу. Например, в тексте указывается только взаимодействие обучающегося и преподавателя. Хотя очевидно, что для эффективного ДО этого недостаточно, нужно эффективное взаимодействие обучающихся между собой. Можно и дальше рецензировать текст, но закон есть закон и ему надо подчиняться.

Справедливости ради стоит заметить, что чем больше количество определений ДО, тем ближе мы приближаемся к истинному пониманию этого явления. 

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Исследование проблем ДО позволяет выделить типы дистанционных образовательных технологий в России, которые применяются с той или иной степенью частоты во всех периодах развития ДО: корреспондентская, кейс, телевизионная, вахтовая, интернет, мобильные, телеприсутствия. 

Поясним кратко существо перечисленных технологий. 

Корреспондентская технология характерна тем, что доставка учебных материалов и обучение проводится с использованием традиционной почты. Она имеет 200-летнюю историю и существует поныне (например, Европейская школа корреспондентского обучения в Белгороде). 

При кейс-технологии обучающийся на расстоянии получает комплект учебных материалов: бумажные пособия, аудио- и видеокассеты, всевозможные инструкции по организации самостоятельной работы и т.д. Для доставки использовались различные транспортные средства. 

Телевизионная технология характеризуется тем, что весь спектр образовательной деятельности центральной образовательной организации «клонируется» в многочисленные филиалы через спутниковые каналы связи. В России эту технологию монопольно использует Современная гуманитарная академия. 

При вахтовой технологии бригада преподавателей с необходимым учебным обеспечением выезжает к группе студентов, концентрирующихся в одной географической точке.[4] 

Технология телеприсутствия представлена ситуацией, когда дистанционный обучающийся как бы «присутствует» в очном учебном процессе посредством дистанционно-управляемого мобильного технического устройства, которое снабжено видеокамерой и аудиоаппаратурой. 

Наиболее перспективной и широко используемой из перечисленных выше дистанционных образовательных технологий являются интернет-технологии. Недаром Б. Гейтс в свое время сказал, что, если тебя нет в интернете – ты не существуешь или, как говорят в народе, «без Инету жизни нету». 

Мировой сети Интернет немного больше 50 лет и строилась она отнюдь не в целях образования. Для преподавателей и обучающихся интернет представляется как совокупность компьютерных сетей с широким выбором информационно-образовательных и коммуникационных услуг. Прогресс использования интернета обусловлен его дидактическими свойствами, которые обеспечивают:

  • публикацию учебно-методической информации в общем случае в гипермедийном виде;

  • педагогическое общение в реальном и отложенном времени между участниками учебного процесса;

  • независимый от времени и пространства дистанционный доступ к информационным ресурсам.

Можно утверждать, что благодаря таким простым и понятным свойствам (публикация, общение, доступ) интернет не ждет печальная участь, которая постигла в свое время попытки использования в образовании фонографа, кино, телевидения и даже автономных компьютеров.

Образно определил существо интернета Винт Серф (Vint Cerf), один из «отцов» интернета, ныне вице-президент Google, указывая на то, что интернет –это «место, среда, состоящая из людей и мириадов их взаимодействий. Это не просто технология, а новый способ сотрудничества, участия и заботы».

Приятно осознавать, что процесс внедрения и использования
интернет-технологий – это постепенный и объективный процесс интеграции
интернет-технологий в существующую систему образования, приводящую, в свою очередь, к изменениям ее самой.[3]

В последнее время большое распространение среди научнопедагогической общественности и административных работников получил термин e-Learning в латинской транскрипции, что, вообще говоря, странно, так как ему есть соответствующий русский эквивалент – «электронное обучение». Это понятие более широкое, чем ДО.

При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

В данном исследовании будем базироваться на определение, которое дано в законе «Об образовании в Российской Федерации»:

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon distantsionnoe_obuchenie.pdf392.33 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.

В своей работе для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса я использую  следующие современные образовательные технологии: проектную технологию, технологию личностно ор...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...