Методическая разработка по информатике: «Электронные таблицы»
методическая разработка по информатике и икт
Повышение информационной культуры учащихся и уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий; сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах MS-Excel.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_informatike.docx | 114.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по информатике: «Электронные таблицы»
Класс: 9
Тема: «Электронные таблицы»
Цели урока:
Повышение информационной культуры учащихся и уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий; сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах MS-Excel.
Задачи:
обучающие: изучение новых понятий и определений по теме «Электронные таблицы». Среда и принципы работы. Правила заполнения таблицы”; совершенствование навыков работы с электронными таблицами; стимулирование учащихся к созданию новых проектов в сфере информационных технологий;
развивающие: развитие коммуникативных навыков и технических умений; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
воспитательные: воспитание добросовестного отношения к труду и ответственности; воспитание уверенности в своих силах.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: беседа, самостоятельная работа, работа в группах.
Требования согласно программе:
Ученик должен:
1.Знать основные элементы и основные операции в ЭТ.
2.Уметь обозначать диапазоны в ЭТ, определять тип данных в ячейке, записывать формулу в указанной ячейке с помощью копирования ее.
3.Сопоставлять диапазон ЭТ и его обозначение, копировать формулы в ячейках ЭТ.
4.Использовать функцию суммирования и ср. значение.
Междисциплинарные связи: математика, физика, география.
Обеспечение занятия:
персональные компьютеры; мультимедийный проектор и интерактивная доска; пакет программ Microsoft Office;
План урока:
- Организационный момент (2 мин.);
- Проверка знаний и установление связи с изучаемым разделам (7 мин.);
- Объяснение нового материала (13 мин.);
- Физминутка (2 мин.).
- Практическая работа на закрепление (10 мин.);
- Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание (4 мин.);
- Рефлексия (3 мин.).
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, подготовка к уроку
2.Актуализация знаний.
Ребята, назовите основные виды информации? (графическая, текстовая, числовая).
Какие программы обрабатывают графическую информацию? (Adobe Photoshop, Microsoft Paint, CorelDraw)
Какие программы обрабатывают текстовую информацию? (MicroSoft Office Word 2003, Блокнот, WordPad).
Какие программы обрабатывают числовую информацию? (Калькулятор)
3. Сообщение темы.
Вступительное слово учителя: «Чтобы обрабатывать большое количество числовой информации, необходимо представить ее в удобной форме. Таблица – это наиболее удачный вид расположения информации и сегодня мы начнем изучать электронные таблицы: узнаем для чего они нужны, из чего они состоят и где они применяются.
Открываем тетради и записываем тему нашего урока: «Электронные таблицы».
4. Объяснение нового материала.
Электронные таблицы используются в компьютерной технологии около 40 лет. Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского университета (США) Дэна Бриклина (Dan Bricklin) в 1979 г. Выполняя скучные вычисления экономического характера с помощью бухгалтерской книги, он и его друг Боб Франкстон (Bob Frankston), который разбирался в программировании, разработали первую программу электронной таблицы, названную ими VisiCalc.
Времена шли, один табличный процессор сменялся другим, более совершенным, и к настоящему времени наиболее популярным стал табличный процессор Excel, разработанный компанией Microsoft
Microsoft Excel (входит в пакет Microsoft Office) и Calc (модуль электронных таблиц OpenOffice.org).
Запись определения в тетрадь:
Электронная таблица – это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
Область применения ЭТ:
-бухгалтерский и банковский учет;
-планирование распределение ресурсов;
-проектно-сметные работы;
-инженерно-технические расчеты;
- обработка больших массивов информации;
-исследование динамических процессов.
А также:
Математика: Для построения графика функции сначала строится таблица значений.
География: По статистическим данным строится диаграмма.
Физика: Результаты лабораторной работы.
Основные возможности ЭТ:
-анализ и моделирование на основе выполнения вычислений и обработки данных;
-оформление таблиц, отчетов;
-форматирование содержащихся в таблице данных;
-построение диаграмм требуемого вида;
-создание и ведение баз данных с возможностью выбора записей по заданному критерию и сортировки по любому параметру;
-перенесение (вставка) в таблицу информации из документов, созданных в других приложениях, работающих в среде Windows;
-печать итогового документа целиком или частично;
-организация взаимодействия в рабочей группе (коллективное использование, то есть распространение и просмотр электронных таблиц всеми участниками рабочей группы;
-работа в Internet(поиск данных и публикация информации) с помощью инструментария ЭТ.
Программы позволяющие работать с ЭТ:
Microsoft Excel, OpenOffice.orgCalc .
Запуск программ осуществляется следующим способом:
Пуск àВсе программыà Microsoft Office à Microsoft Office Excel
Структура рабочего окна программы Microsoft Office Excel:
Большинство понятий представленных на слайде вам уже знакомы, некоторые из них мы рассмотрим более подробно:
Строка заголовка
Строка основного меню
Панель стандартная
Заголовки строк
Панель форматирования
Заголовки столбцов
Рабочая область
Заголовки столбцов
Строка состояния
Полосы прокрутки
Поле имени – фиксируется адрес ячейки
Кнопки отмены, ввода и мастера функций
Строка формул – это панель в верхней части окна, которая используется для ввода и изменения значений или формул в ячейках листа.
Кнопки прокрутки ярлычков
Ярлычок листа
Маркер разбиения ярлычков
Ячейка - наименьшая структурная единица электронной таблицы, образуемая на пересечении столбца и строки.
Активная ячейка - выделенная ячейка.
Неактивная ячейка
Диапазон - расположенные подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольнике.
Данные в ячейках таблицы:
Текст, число, формула
Формат данных:
Числовой формат | Пример |
Числовой | 1234,01 |
Процентный | 57% |
Экспоненциальный (научный) | 1,234Е+03 |
Дробный | 1234/8 |
Денежный | 1234 р. |
Дата | 23.12.2012 |
Время | 08:30:00 |
Целая и дробная части вещественного числа разделяют запятой.
Арифметические операции, применяемые в формулах
Арифметическая операция | Знак операции |
Сложение | + |
Вычитание | - |
Умножение | * |
Деление | / |
Возведение в степень | ^ |
Ввод формулы начинается со знака «=»
Режимы работы ЭТ:
Режим форматирования ЭТ:
- Заполнение документа.
- Редактирование документа:
-Содержимое ячейки (очистить, редактировать, копировать, изменить шрифт, границы, объединить);
-Структура таблицы (удалить, вставить, переместить);
Режим отражения таблицы:
- Отражение значений (В ячейках отображаются значения).
- Отражение формул (В ячейках отображаются формулы).
Режим выполнения вычислений:
- Автоматический (При каждом вводе нового значения в ячейку документ пересчитывается заново).
- Ручной (Значения пересчитываются заново при подаче сигнала).
5.Физминутка
6. Закрепление
Учащиеся делятся на группы и обсуждают следующие вопросы:
1.В одной из ячеек электронной таблицы записано арифметическое выражение 50+25/(4*10–2)*8.
Какое математическое выражение ему соответствует?
а) б) в) г)
2. На рисунке дан фрагмент таблицы в режиме отображения формул.
Как будет выглядеть этот фрагмент в режиме отображения значений?
- Назовите основные элементы окна табличного процессора. Перечислите общие элементы окна табличного процессора и окна текстового процессора.
- Какие данные могут храниться в ячейках таблицы?
- Где используется ЭТ?
Выполнение практической работы (повторение ТБ):
Учащиеся делятся на пары, рассаживаются за компьютеры и с помощью листа «Практическая работа» выполняют задания:
1.Создайте таблицу "Классный журнал" для 9 учащихся
2.Заполните журнал для 10 занятий, поставьте за эти уроки учащимся оценки
3.Вычислите средний балл для каждого учащегося, поставьте итоговую оценку по пятибалльной системе.
4. В ячейке N3 найдите среднее значение для первого ученика с помощью автозаполнения найдите средний балл для остальных учащихся
5. в ячейке О3 поставьте учащимся итоговые оценки Оформите таблице на свой вкус (цветом фона, цветом шрифта и границами таблиц)
6.Переименуйте Лист6 в "Журнал"
7.Сохраните документ
7. Подведение итогов и запись д/з
повторить конспект.
8.Рефлексия
Выразите своё мнение об уроке фразой начинающейся словами написанными на листочке:
-На уроке мне понравилось…
-На уроке у меня возникли затруднения…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ MICROSOFT EXCEL»
Методическая разработка представляет собой комплексный заданий, по предмету информатика, для работы в программе MS Excel, входящей в состав пакета прикладных программ Microsoft Office.Данная тем...
Методическая разработка урока информатики по теме "Электронные таблицы" Урок 1.
В методическую разработку включены:Конспект, план урока, интеррактивная презентация, практическая работа №1по теме "Электронные таблицы. Адресация ячеек Урок №1"...
Методическая разработка урока информатики по теме "Электронные таблицы" Урок 2.
В методическую разработку включены:план урока, конспект урока и разбор задач, мультимедийная презентация...
Методическая разработка урока информатики по теме "Электронные таблицы" Урок 3.
Методическая разработка урока информатики по теме "Электронные таблицы" Урок 3.В методическую разработку входят:План урока, конспект урока, интеррактивная презентация...
Методическая разработка урока информатики. Конспект урока. "Электронные таблицы. Диаграммы." Урок 5.
Методическая разработка. План-конспект урока по информатике. По теме Диаграммы в электронных таблицах....
Методическая разработка урока информатики "Электронные таблицы", 9 класс
Материал содержит методическую разработку урока, презентацию к уроку, практическую работу...
Методическая разработка урока информатики "Построение и преобразование графиков квадратичной функции с помощью электронных таблиц"
Разработка урока определяется новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Информатика в данном уроке является интеграто...