Конспект урока по информатике на тему: «Таблицы и массивы»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Конспект урока по информатике на тему: «Таблицы и массивы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsy_i_massivy.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Тема. Таблицы и массивы. 

Цель: ввести понятие «массив».

Задачи:

Образовательные: ввести понятие массива, элемента массива; рассмотреть одномерные; закрепить навыки решения задач, составления программ;

Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление;

Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Анализ ПР.

Фронтальный опрос:

- Как программируется цикл с предусловием?

- Почему алгоритм вычисления N! должен быть циклическим?

- Как программируется полное и неполное ветвление?

- Что такое составной оператор?

- Из каких этапов состоит работа программиста по решению задач на компьютере?

- Что обозначает понятие «дружественный интерфейс»?

- Какими средствами программируется диалог между пользователем и компьютером?

  1. Постановка целей урока

Предположим, что программа работает с большим количеством однотипных данных. Нужно обработать около ста разных целых чисел, выполнив над ними те или иные вычисления.

Представьте 100 переменных в программе. И для каждой переменной нужно написать одно и то же выражение вычисления значения. Это очень неэффективно. Есть более простое решение — это использование такой структуры (типа) данных, как массив.

  1. Изучение материала

Массив представляет собой последовательность ячеек памяти, в которых хранятся однотипные данные. При этом существует всего одно имя переменной, связанной с массивом, а обращение к конкретной ячейке происходит по ее индексу (номеру) в массиве. Нужно четко понимать, что индекс ячейки массива не является ее содержимым. Содержимым являются хранимые в ячейках данные, а индексы только указывают на них. Действия в программе над массивом осуществляются путем использования имени переменной, связанной с областью данных, которая отведена под массив.

Массив — это именованная группа однотипных данных, хранящихся в последовательных ячейках памяти. Каждая ячейка содержит элемент массива. Элементы нумеруются по порядку, но необязательно начиная с единицы (хотя в языке программирования Паскаль чаще всего именно с нее). Порядковый номер элемента массива называется индексом этого элемента

vаг<имя_массива>: array [tl..tn] of <тип_элементов_массива>;

tl,...,tn — тип индекса (перечислимый или интервальный).

Помним, что все элементы определенного массива имеют один и тот же тип. У разных массивов типы данных могут различаться. Например, один массив может состоять из чисел типа integer, а другой — из чисел типа real.

Индексы элементов массива обычно целые числа, однако могут быть и символами, а также описываться другими порядковыми типами.

Массив можно создать несколькими способами.

Обращение к определенному элементу массива осуществляется путем указания имени переменной массива и в квадратных скобках — индекса элемента.

Простой массив является одномерным. Он представляет собой линейную структуру.

var ch: array [ 1.. 11 ] of real; i: integer;

begin

for i := 1 to 11 do read (ch[i]); {заполнение массива вручную}

for i := 1 to 11 do write (ch[i]:3);

end.

В примере выделяется область памяти под массив из 11 чисел. Их индексы от 1 до 11. В процессе выполнения программы пользователь вводит 11 любых чисел, которые записываются в ячейки массива. Текущее значение переменной i в цикле for используется в качестве индекса массива. Второй цикл for отвечает за вывод элементов массива на экран.

  1. Закрепление материала

Задание 1. Найдите сумму, произведение и среднее значение элементов массива.

Примечание. Задачи данного типа сводятся к поэлементному перебору массива и выполнению соответствующих алгебраических операций.

Программа на языке Паскаль:

var arr:array [1..100] of real; {под массив отводится 100 элементов, но пользователь сам задает нужное количество меньшее 100}

    n: integer;

    sum, op, sr: real;

    i: integer;

begin

    write('Количество элементов: ');

    readln(n);

    write('Укажите значения: ');

    for i:=1 to n do read(arr[i]); {пользователь сам заполняет массив значениями}

    sum:=0;         {пустая переменная для суммы}

    for i:=1 to n do sum:=sum+arr[i]; {сумма находится путем прибавления к предыдущему значению нового значения}

    op:=1;         {пустая переменная для произведения}

    for i:=1 to n do op:=op*arr[i]; {произведение находится путем умножения предыдущего значения на новое значение}

    sr:=sum/n;

    writeln ('Cyммa элементов:', sum:10:2);

    writeln ('Произведение элементов:', op:20:2);

    writeln ('Среднее значение элементов:', sr:20:2);

end.

Задание 2 (доп). Заполните массив числами, которые вводит пользователь, и вычислите их сумму. Если пользователь вводит ноль или превышен размер массива, то запросы на ввод должны прекратиться.

Примечание. Для решения подобного рода задач иногда бывает уместно использовать цикл с постусловием repeat.

var arr: array [ 1.. 10] of integer;

sum, i: integer;

begin

  i:=1;

  sum:=0;         

  repeat

    write('Число: '); readln(arr[i]);

    sum:=sum+arr[i]; i:=i+1

  until (arr[i-1]=0) or (i>10);

    for i:=1 to 10 do write(arr[i],' '); writeln('sum = ', sum);

end.

  1. Подведение итогов урока
  • Что такое массив?
  • Придумайте примеры данных, которые можно организовать в виде массива.

Рефлексия

  1. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по информатике на тему: Устройства ввода-вывода информации. 8 класс

Цели урока:познакомить учащихся с назначением внешних устройств ввода-вывода информации;познакомить учащихся с устройством и принципами работы различных устройств ввода-вывода информации;способс...

Конспект урока по информатике на тему Технология ввода текста. Редактирование текста вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Конспект  урока по информатике на тему: Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк. Цель урока: научить техноло...

Конспект урока по информатике на тему «Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных»

Конспект урока по информатикена тему:«Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных»...

План -конспект урока по информатики. Работа с таблицами в текстовом редакторе.

Урок практикум с использованием технологий проектного метода. Разработка учащиемся мини- проекта. Освоение навыков работы с таблицами....

Конспект урока по информатике на тему «Массивы»

Конспект урока по информатике на тему «Массивы»...

Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"

Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио...

Конспект урока по информатике на тему: Программирование алгоритмов с использованием массивов

Познакомить с понятием массивов; учить составлять программы, используя одномерные массивы в Turbo Pascal...