Применение кейс_технологии на уроках информатики
статья по информатике и икт
краткое описание кейс - технологии и ее применение на уроках информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
case-tehnologii_skvortsova_l_yu_vystuplenie.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Кейс-технология — это общее название технологий образования, которые являются методами анализа. Суть технологии заключается в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй, тексты которых называются «кейсом») для общего анализа, обсуждения или выработки решений учениками по определённому разделу учебной дисциплины. С методической точки зрения кейс — это специально подготовленный учебный материал, который «содержит структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики»
На уроках информатики метод кейсов позволяет решать множество задач: развитие интереса к информационным объектам, формирование информационно - технологических и коммуникативных навыков организации и обработки информации, передачи информации, способствует социальной адаптации и профориентации. Информатика позволяет успешно развивать компетенции учащихся необходимые в различных профессиях, используя в обучении метод ситуационно-ролевых игр и case-метод.
________________________________________________________________
Метод ситуационно-ролевых игр
Цель метода заключается в том, чтобы в виде инсценировки создать перед классом правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и потом дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Этот способ позволяет расширить опыт участников анализа, предъявляя им неожиданную ситуацию, в которой предлагается принять позицию (роль) участников и потом осуществить способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.
________________________________________________________________
Кейсы могут быть приведены в бумажном виде (напечатаны: могут содержать графику, таблицы, иллюстрации, диаграммы), мультимедиа кейс и видеокейс (может содержать фильм, видео- или аудиоматериалы).
По типу и направленности кейсы можно разделить на тренировочные, учебные, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические. Они могут быть различными не только по содержанию, но и по структуре.
Типы кейсов по структуре
1. Структурированный кейс
Содержит минимум информации. Всегда имеет оптимальное решение, для решения необходимо знать определённую формулу. Структурированные кейсы включают сжатое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Здесь существует определённое количество правильных ответов, к которым можно прийти, овладев одной формулой, навыком, методикой в какой-то области знаний.
2. «Очерки»
Содержит несколько страниц текста и приложение. Содержит в себе ключевые понятия, при решении необходимо опираться на свои знания.
3. Большие неструктурированные кейсы
Обычно достаточно большие (40–50 страниц текста). Содержат много подробной информации, причём иногда лишней. При решении необходимо очень чётко разобраться с условиями — нужными и ненужными.
4. Кейсы-«первооткрыватели»
При работе с ними учитель должен предложить какое-либо новое решение. Собственное творческое задание. Наблюдение за решением такого кейса даёт преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за единицу времени. Если работа ведётся в группе, то способен ли ученик подхватить чужую мысль и развить её.
__________________________________________________________________
На своих уроках использую два метода – это метод ситуационно-ролевых игр и структурированный case-метод.
Например, на уроке в 8 классе по теме «Двоичная система счисления».
Цель урока:
изучить алгоритмы перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления
Описание ситуации:
Внимание!
Детская студия «Юный кодировщик» объявляет набор группы и проводит отборочный тур среди учащихся 8-х классов, для дальнейшего бесплатного обучения. Для этого нужно выполнить условия отборочного тура и прислать полученные результаты. Отборочный тур будет проходить на уроке информатики в вашей школе.
Условия отборочного тура:
1 этап: внимательно прослушайте объяснение учителя темы «Двоичная система счисления»
2 этап: выполните задания
Вопрос кейса:
Представьте себя участниками этого отборочного тура. Что означает полученное слово в задании 2? Как оно связано с информацией?
Например, на уроке в 9 классе по теме Практическая работа №1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов»
Цель урока:
разработка линейных алгоритмов в среде графического исполнителя «Стрелочка»
Описание ситуации:
- Директор крупной компании по алгоритмизации и программированию дал задание менеджеру провести отборочный тур среди учащихся 9-х классов, с целью набрать группу ребят – начинающих программистов, для дальнейшего бесплатного обучения в престижном колледже.
Вопрос кейса:
- Представьте себя участниками этого отборочного тура. Вам предстоит пройти следующие этапы:
1 этап: знакомство с ГРИС «Стрелочка»
2 этап: выполнение самостоятельной работы
3 этап: предложите свой мини-проект или выполните задание компании.
______________________________________________________________________
Большинству учащихся нравятся такие уроки. Им интересно примерить на себя роль юного кодировщика или начинающего программиста. Обучающиеся самостоятельно выполняют полученные задания группами или индивидуально. А затем по полученным результатам делают выводы: что у них получилось, а что нет.
Метод ситуационно-ролевых игр позволяет примерить на себя роль профессионала и оценить свои возможности.
Ценность технологии кейса заключается в том, что она одновременно отображает не только практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы, а также удачно совмещает учебную, аналитическую и воспитательную деятельность, которая, безусловно, является деятельной и эффективной в реализации современных задач системы образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание слайд - фильма в Киностудии Windows Live. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя». Урок информатики с применением кейс - технологии
Урок информатики на тему «Создание слайд - фильма в Киностудии WindowsLive. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя». Используемые технологии: метод проектов с исполь...
Применение кейс-технологий на уроках информатики и ИКТ
Выступление на педсовете (тема: "Применение кейс-технологий на уроках информатики")...
мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...
Урок с применением кейс-технологии "What’s more dangerous: earthquake or flood?"
Урок обобщения и углубления знаний по теме "Natural disasters" c применением кейс-технологии. Разработка включает в себя цели, тип, ход урока, содержание кейса, рекомендации педагогу....
Применение кейс-технологии на уроках математики при изучении раздела «Многогранники».
Учение только тогда становится радостным и привлекательным, когда ученики сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через нап...
Применение кейс технологий на уроках английского
Тема урока Как наладить корпоративное сотрудничество...
Проблемно-ситуативное обучение на уроках информатики с применением кейс-технологии.
В статье рассматривается проблемно-ситуативное обучение с применением кейсов в средних учебных заведениях....