Тема: Двоичное кодирование информации. Графический редактор. Текстовый редактор. Системы счисления. Логика. Цель: в нетрадиционной форме проверить знания учащихся по этим разделам информатики; привить интерес к занятиям по информатике. Оформление: Доска оформлена соответственно теме, столы для команд, жюри, подготовлены места для болельщиков. Состав команд не более 6 человек. Домашнее задание: Приветствие команд. Приветствие жюри. Девиз команды. Эмблема команды. Придумать сказку, главными действующими лицами которой будут – Ноль и Единица. ХОД ЗАНЯТИЯ Ведущий: Добрый вечер! Я рада приветствовать Вас в этом зале. Сегодня у нас КВН по информатике среди команд 9-х и 11-х классов. Давайте поприветствуем участников, ведь они пришли сюда, чтобы победить. Это команда – …! Встречайте! … И команда – …! Встречайте! Как и в любом конкурсе у нас есть болельщики (аплодисменты) и жюри (аплодисменты). Я хочу представить Вам тех, кто будет оценивать выступления команд и находить лидера. Это наши уважаемые гости: (представить членов жюри). Прежде чем начать наше состязание прошу прослушать устав КВН: Участники КВН имеют право критиковать еще не принятые решения жюри, шантажировать жюри и подкупать жюри своими выступлениями. Участники жюри не обязаны: Острить по любому поводу; Хохотать над шутками противника. А теперь прослушайте заповеди КВН: Не отдавать противнику ничего, кроме восхищения. Выиграешь – не обольщайся, в следующий раз проиграешь. Проиграешь – не расстраивайся, в следующий раз выиграешь. Прежде чем приступить к дальнейшим заданиям, проведем жеребьевку, кому начинать первому. Жеребьевка. Ведущий: Начинаем наш первый конкурс. Команды начинают конкурс «Приветствие команд», оценка 5б. Приветствие команд Ведущий: Наш следующий конкурс. Команды начинают «Приветствие жюри», оценка 5б. Приветствие жюри. Ведущий: Перед трудным боем проведем разминку: Разминка капитанов: (за каждый правильный ответ +1б). Первый капитан: 1. Название какого объекта на мониторе переводится как «Рисованная запись»? (Пиктограмма: pictus – рисованный, грамма – запись) 2. Почему на компьютерном жаргоне процессор называют «камнем»? (Основа процессора – кристалл кремния высокой степени чистоты) 3. Название какого устройства переводится как «радостная палка»? (Джойстик: Joy – радость, stick – палка) 4. Какой элемент программы переводится как «устанавливающий личность»? (Идентификатор identification – установление личности). 5.Название какой детали ПК можно перевести как «маленький чертеж»? (Микросхема). Второй капитан: 1.Какая связь между городом в Англии, ружьем колибра 30х30 и одним из элементов компьютера? (Все они связаны со словом «Винчестер») 2. Название какого символа на клавиатуре переводится как «амперпесок»? (& – амперсанд, sand – песок) 3. Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: «По порядку номеров – рассчитайсь!»? («А в какой системе счисления считать?») 4. О какой компьютерной системе идет речь: «Он мне дорог с давних лет И его милее нет – Этих окон негасимый цвет»? (Windows) 5. Название какой известной компьютерной фирмы дословно переводится на русский язык как «Мелкомягкая»? (Microsoft). Ведущий: Следующий конкурс «Разминка команд» (За каждый правильный ответ + 1 б). Первая команда: 1. Совокупность значений одного типа, обозначенных одним именем и определяемых по порядковому номеру? (Массив) 2. Мозг компьютера? (Процессор). 3. Марка одного из первых компьютеров, используемых в школе? («Электроника»), 4. Вид связи? (Радио). 5. Поименованная совокупность данных на носителе? (Файл). 6. Управляемая по программе машина, имитирующая действия человека? (Робот). 7. Фамилия американского программиста, в честь которого названа популярная оболочка для DOS? (Нортон). 8. Древнегреческий математик, автор алгоритма нахождения НОД двух чисел? (Евклид). 9. Устройства для вывода информации в ПК. (Монитор, принтер). 10. Единица измерения диаметра дискет? (Дюйм). Вторая команда: 1. Человек, профессионально занимающийся написанием программ? (Программист). 2. Поиск и исправление ошибок в разрабатываемой программе? (Отладка). 3. Вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счеты? (Абак). 4. Позиция в записи числа? (Разряд). 5. Жаргонное название жесткого магнитного диска? (Винчестер). 6. Число, определяющее систему счисления? (Основание). 7. Устройство для работы ПК в сети Internet? (Модем). 8. Форма взаимодействия человека с компьютером? (Диалог). 9. Символ, используемый в программе для разделения целой и дробной частей числа? (Точка). 10. Порядковый номер элемента массива? (Индекс) Ведущий: Проверим домашнее задание для команд. Оценка – 5б. Домашнее задание Команды представляют свои сказки Ведущий: Конкурс «Картограф». Приглашаются по 1 человеку от команды. Оценка 5б. Требуется нарисовать при помощи графического редактора карту Компьютерного королевства. Оно состоит из 5-ти частей: Терминалии, Дисководии, Сидиромии, Винчестерского аббатства и столицы – Ма-платы. Известно, что Дисководия, Сидиромия и Винчестерское аббатство имеют общую границу с каждой из остальных частей. Терминалия и Ма-плата не имеют между собой общей границы. Терминалия окружена со всех сторон Великой пустыней, отделяющей Компьютерное королевство от остального мира. (После выполнения задания дается команда «Карту внести» (Рисунок 1) и в класс вносится авторский рисунок Компьютерного королевства. Оценить, кто нарисовал вернее).
Рис.1 Ведущий: Конкурс «Навигатор». Приглашаются по 1 участнику и капитан от каждой команды и 1 игрок для проверки правильной подачи команд. Участнику требуется с завязанными глазами по командам капитана нарисовать рисунок:
Рис. 2 Капитанам выдается карточка с системой команд для навигатора: Перемещение: ВВЕРХ – Вперед; ВНИЗ – Назад; ВПРАВО – Право руля; ВЛЕВО – Лево руля; КУРСОР НА МЕСТЕ – Стоп машина. Оценка – 10 баллов, неверная команда – 1 балл. Ведущий: Конкурс «Снайпер». Приглашаются по 1 участнику от каждой команды. 56. Участнику требуется за 2 минуты с завязанными глазами нарисовать «Снежинку». Ведущий: К нам на КВН по почте пришли странные записки. Прошу команды расшифровать их за 3 минуты, (в этот момент на ПК загружается текстовый процессор). Оценка 5б. Зашифрованная записка № 1 (Глобальная сеть Интернет) Зашифрованная записка №2 сей | Декарт | тон | В | ор | Блок | Ток | | | ты | | |
(Текстовый редактор Блокнот) Ведущий: Приглашаются по одному участнику для проведения конкурса «Спринтер». Участнику требуется за 3 минуты напечатать текст и изобразить диски: «ДИСКОВОДЫ – устройства чтения/записи информации на диски. Различают гибкие магнитные диски – дискеты и жесткие магнитные диски. Жесткие магнитные диски встроены в дисковод и, в отличие от дискет, являются несъемными.» Ведущий: Пока участники печатают текст – вопросы к болельщикам: Для болельщиков первой команды: Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама? (3 красных и 1 голубой). Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша) Зина и Вера носят фамилии Скворцова и Орлова. Какую фамилию носит каждая из них, если известно, что Зина на 2 года младше Орловой? (Зина Скворцова, Вера Орлова) Для болельщиков второй команды: У сестер Юли и Тони было 3 платка: 1 – розовай и 2 голубых. Увидев на Юле один из этих платков, Тоня поняла, что она может надеть только голубой платок. Какой платок был на Юле? (Розовый) Батон и пачка сахара весят больше, чем батон и конфеты. Что весит больше, сахар или конфеты? (Сахар). Коля и Саша носят фамилии Гвоздев и Шилов. Какую фамилию носит каждый из них, если известно, что Саша с Шиловым живут в соседних домах? (Саша Гвоздев, Коля Шилов) Ведущий: В этом конкурсе участвуют все члены команды. Внимание! Конкурс «Перевозчик». Каждой команде дается задание и требуется инсценировать его решение. Задание для первой команды. Как крестьянину перевезти в лодке с одного берега на другой козу, капусту, двух волков и собаку, если известно, что волка нельзя оставлять без присмотра с козой и собакой, собака в ссоре козой, а коза неравнодушна к капусте? В лодке только три места, поэтому можно брать с собой не более двух животных или одно животное и капусту, Решение: Крестьянин перевозит на другой берег козу и собаку. Крестьянин возвращается с собакой. Крестьянин перевозит на другой берег собаку и капусту. Крестьянин возвращается с козой. Крестьянин перевозит на другой берег двух волков. Крестьянин возвращается с собакой. Крестьянин перевозит на другой берег собаку и козу. Задание для второй команды. Дело было в Америке. Как-то раз подошли к реке англичанин, негр и индеец, каждый со своей женой. Всем нужно переправиться на другой берег. В их распоряжении была лодка (да и та без гребца), способная вместить лишь двоих. Договорившись между собой, мужчины решили было приступить к переправе, как вдруг выяснилось, что ни одна из жен не желает переправляться в лодке с чужим мужем или оставаться на берегу в мужском обществе без своего мужа. Мужья призадумались, но все же сумели догадаться, как выполнить желание своих жен. Как они сумели переправиться через реку? Решение: Негритянка и индеанка переправляются на другой берег. Негритянка возвращается Негритянка переправляется с англичанкой. Англичанка возвращается и остается со своим мужем. Негр и индеец переправляются на другой берег Индеец возвращается со своей женой. Индеец переправляется с англичанином. Жена негра возвращается Негритянка и индеанка переправляются на другой берег. Англичанин возвращается. Англичанин и его жена переправляются. Ведущий: Пока жюри подводит итоги соревнований и команды готовятся вопрос к болельщикам: конкурс «Как это понимать?» + 3 баллов команде. Вопрос к болельщикам первой команды: Необыкновенная девочка. Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила, – Все это правда, а не бред. Когда пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок, С одним хвостом, зато стоногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно... Но станет все совсем обычным, Когда поймете мой рассказ. (А.Н.Стариков) (Стихотворение написано в двоичной системе счисления). Вопрос к болельщикам второй команды: «В бумагах одного чудака-математика была найдена его автобиография. Она начиналась следующими словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, столетним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовали тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя несколько лет у меня была уже маленькая семья из 10 человек детей. Жалованья я получал всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с семьей жили на 130 рублей в месяц. И т.д.». Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? (5-ричной системой счисления. 44 + 1 = 100 только в 5-ричной системе). Ведущий: Приступаем к подведению итогов. Подведение итогов. Награждение победителей. Ведущий: Как видно, мало просто так На кнопки нажимать, Ведь должен умный человек Машиной управлять! Он должен многое уметь И многое узнать, И думать, а не просто так На кнопки нажимать. Ты лишь на старте, длинен путь, Но к цели он ведет. И мир компьютеров тебя, Возможно, увлечет! – Вот и закончился наш КВН, до свидания. |