Урок по теме "Кодирование и декодирование информации"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему
Разрабатанный урок связывает информатику (формальные знания) с мировой художественной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kodirovanie_i_dekodirovanie_informatsii_smirnova.pptx | 1.2 МБ |
konspekt_uroka_smirnova.docx | 22.11 КБ |
opornyy_konspekt.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кодирование и декодирование информации. Кодирование - предоставление информации в форме удобной для ее хранения, передачи и обработки. Код - это система условных знаков для предоставления информации. Декодирование - действия по восстановлению первоначальной формы информации из последовательности кодов.
1 задание Возьмите по странице из дневника Леонардо да Винчи и постарайтесь ее расшифровать. «Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет .» «Те , кто отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса ... практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории .» «Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как горька не была, тебя не коснется .»
2 задание Даны 3 известные картины Леонардо да Винчи, разделенные на 5 частей, части переставлены. Восстановите правильный порядок следования частей.
Равномерные коды – все кодовые слова (коды отдельных букв) имеют одинаковую длину. М А Ы Л У пробел 000 001 010 011 100 101 Равномерные коды позволяют однозначно декодировать сообщения! ! сообщения получаются длинными Неравномерные коды –кодовые слова имеют разную длину . М А Ы Л У пробел 01 00 1011 100 1010 11
Префиксный код – ни одно кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова ( условие Фано ) . Любой префиксный код позволяет однозначно декодировать сообщения! ! А Б В Г Д 000 10 01 110 001 A 0 корень 1 0 1 0 1 В Б 0 1 Д 0 1 Г Г А В Д Б Все кодовые слова заканчиваются на листьях дерева! 1100000100110 110 000 01 001 10
Постфиксный код – ни одно кодовое слово не совпадает с концом другого кодового слова (« обратное» условие Фано ) . Любой постфиксный код позволяет однозначно декодировать сообщения ( с конца)! ! А Б В Г Д 000 01 10 011 100 011000110110 10 В 0 1 Б 0 11 Г 100 Д 01 Б
Неоднозначное декодирование А Б В Г Д 01 010 011 11 101 Выполняются ли условия Фано ? ? Декодирование может быть неоднозначным… Может быть, что условия Фано не выполнены, а декодирование однозначно! ! АБВГА 010100111101 АБАГД
Задачи на построение кода 9 Для передачи по каналу связи сообщения, состоящего только из букв А, Б, В, Г, решили использовать неравномерный по длине код: Как нужно закодировать букву Г, чтобы длина кода была минимальной и допускалось однозначное разбиение кодированного сообщения на буквы? 1) 00 2) 01 3) 11 4) 010 А Б В Г 1 000 001 ? Решение : для букв А-Б-В выполнятся условие Фано при Г=00 условие Фано нарушится (пары Г-Б, Г-В) при Г=01 условие Фано выполняется при Г=11 условие Фано нарушится (пара А-Г) при Г=010 условие Фано выполняется (но длиннее 01)
2 задание 1
3 задание Для определения пропорций (мужского) человеческого тела Леонардо да Винчи создал рисунок Витрувианского человека, все основные части тела которого находятся в некоторых математических соотношениях. Определите длину частей тела в 2 с.с.
4 задание С помощью кодировочной таблицы КОИ-8 необходимо расшифровать названия великих изобретений , описанных в работах Леонардо да Винчи. 1. Спасательный круг 2. Водолазный костюм 3 . Вертолет, парашют
Из полученных слов соберите афоризм Леонардо да Винчи "Любое препятствие преодолевается настойчивостью." “ Gli ostacoli non mi fermano. Ogni ostacolo si sottomette alla rigida determinazione. Chi guarda fisso verso le stelle non cambia idea." Leonardo Da Vinci
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Кодирование и декодирование информации. Код да Винчи. (10 класс)
Цель урока: сформировать умение решать задания на декодирование информации.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся по теме кодирование информации; познакомить с условием Фано, дать понятие префиксные и постфиксные коды; научить основным приемам однозначного декодирования информации
- развивать умение анализировать и систематизировать знания;
- воспитывать информационную культуру у учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Предметные результаты:
Знать:
- понятие кодирование и декодирование информации;
- виды кодов (равномерные и неравномерные);
- прямое и обратное условие Фано;
- понятие префиксные и постфиксные коды;
- способы решения задач на кодирование (метод исключения вариантов, построение дерева).
Уметь:
- понимать смысл кодирования,
- определять виды кодирования;
- объяснять достаточность применения условия Фано (прямого или обратного) для однозначного декодирования;
- применять способ исключения вариантов для выполнения заданий на умение кодирования и декодирование сообщений;
- уметь выбирать допустимые кодовые слова, определять наименьшую длину кодовых слов, выбирать код по заданным условиям.
Метапредметные результаты:
- выделять свойства объекта;
- анализировать, классифицировать объект;
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические средства: презентация, раздаточный материал: таблицы, схемы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Урок предполагает, что учащиеся в 10 классе изучали тему «Кодирование информации», знакомились с понятием «код», «кодирование»; различают равномерное и неравномерное кодирование; умеют составлять простые кодовые таблицы, декодировать сообщения.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин.) |
Вступление | Просмотр видеофрагмента "Уникальный человек" Леонардо да Винчи (15.04.1452 - 02.05.1519) родился 565 лет назад. | Присмотр видео | 2 | |
Актуализация знаний учащихся, полученных ими по теме «Кодирование информации» в 8 классе. | Найдены работы Леонардо да Винчи. Вот только возникла одна небольшая проблема - они закодированы. Работы Леонардо нужно расшифровать, поэтому сегодня на уроке нам предстоит заняться ... ? Что такое кодирование информации? Что вы знаете про код? Декодирование? | Декодированием Кодирование – это запись информации с помощью некоторой знаковой системы (языка). Кодирование - предостав- ление информации в форме удобной для ее хранения, передачи и обработки. Кодирование - процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки. Код- это система условных знаков для предоставления информации. Декодирование - действия по восстановлению первоначальной формы информации из последовательности кодов. | 4 | |
Организационный момент | Для работы мы разделимся на 3 команды. каждая команда выберет идейного лидера, того, кто из множества идей может отобрать самые интересные и правильные, выслушав мнения всех членов команды. За правильное выполнение заданий команда может получать флорины, флорентийские золотые монеты (3,5 гр) | Команды выбирают лидера | 1 | |
1 задание | Одна из причин, почему записи Леонардо да Винчи долго не были расшифрованы, это его зеркальный почерк (он писал справа налево). Возьмите по странице из его дневника и постарайтесь ее расшифровать. 5 флоринов А тем, кто не просто расшифрует, но и сможет объяснить смысл написанного, дается еще 3 флорина.
| Каждой команде выдается карточка с зашифрованным афоризмом. В течение 4 минут команда должна расшифровать сообщение и объяснить его смысл. Идейный лидер дает ответ или назначает отвечающего. | 8 | |
2 задание | Даны 3 известные картины Леонардо да Винчи, разделенные на 5 частей, части переставлены. Нужно восстановить правильный порядок следования частей, но для этого нам необходимо вспомнить префиксный и постфиксный коды. Если учащиеся знают, то выслушать их ответы, если нет, то объяснить.
| Учащиеся должны собрать из 5 частей картину. Для этого нужно декодировать сообщение, используя префиксный или постфиксный коды. За выполненное задание команда получает 5 флоринов. Если команда называет картину, то добавляем 3 флорина. | 8 | |
3 задание | Для определения пропорций (мужского) человеческого тела Леонардо да Винчи создал рисунок Витрувианского человека, все основные части тела которого находятся в некоторых математических соотношениях. Рост мужчины в эпоху Возрождения равен 10101010 см. Учащиеся должны догадаться, что число дано в 2 с.с.). Повторение перевод из 2 с.с. в 10 с.с. Определить рост человека в 10 с.с. и длину частей его тела в 2 с.с. | Учащиеся должны выполнить перевод из 2 с.с. в 10 с.с. и назвать рост. Затем рассчитать длину частей тела человека. Потом перевести, перевести полученные значения в 2 с.с. За выполненное задание команда получает 5 флоринов. | 8 | |
4 задание | С помощью кодировочной таблицы КОИ-8 необходимо расшифровать названия великих изобретений, описанных в работах Леонардо да Винчи.
| Используя кодировочные таблицы учащиеся декодируют названия великих изобретений, описанных в работах Леонардо да Винчи. За выполненное задание команда получает 5 флоринов. | 5 | |
Домашнее задание | Учитель объявляет домашнее задание, поясняет, как его выполнить (Приложение ) | Учащиеся записывают в дневник. | 1 | |
Итог урока | За каждое правильно выполненное задание команда получает карточку со словом. В конце урока необходимо расшифровать афоризм Леонардо да Винчи: "Любое препятствие преодолевается настойчивостью." Будьте настойчивы в овладении новых знаний! Членам команды, набравшей более 20 флоринов, выставляет за урок "5". От 15 до 20 флоринов "4". Спасибо за работу на уроке. А сейчас я попрошу вас закодировать ваше впечатление от проведенного урока (смайлики). | Из 4 (а может быть и меньшего числа) карточек, команда должна собрать афоризм. Если ни одна команда не собрала все 4 карточки, то размещаем их на доске на магнитах и угадываем вместе (в процессе игры выдаем командам карточки в разном порядке, чтобы были все слова). | 2 |
Предварительный просмотр:
Тема урока _____________________________________________
Кодирование - предоставление информации в форме удобной для ее хранения, передачи и обработки.
Код- это система условных знаков для предоставления информации.
Декодирование - действия по восстановлению первоначальной формы информации из последовательности кодов.
Задание №1
Префиксный код – ни одно кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова
(условие Фано).
Любой префиксный код позволяет однозначно декодировать сообщения!
М | А | Ы | Л | У | пробел |
01 | 00 | 1011 | 100 | 1010 | 11 |
Постфиксный код – ни одно кодовое слово не совпадает с концом другого кодового слова
(«обратное» условие Фано).
Любой постфиксный код позволяет однозначно декодировать сообщения (с конца)!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Сигнал, кодирование и декодирование информации, скорость передачи информации"
Урок информатики в 9 классе....
Самостоятельная работа по теме «Кодирование и декодирование информации: Размер файла»
Самостоятельная работа по теме «Кодирование и декодирование информации: Размер файла». Подготовка к егэ. Задачи с сайта http://inf.reshuege.ru/test?theme=228...
Урок по теме: «Сигнал, кодирование и декодирование информации, скорость передачи информации»
Цели урока: Формирование новых знаний по теме «Сигнал, кодирование и декодирование информации, скорость передачи информации»Предметные результаты:Должны знать:· Определение понятия «сигнал»;· Определе...
Кодирование и декодирование информации
Открытый урок по информатике для учащихся 5-6 классов по теме "Кодирование информации"...
Анализ и разбор типовых задач по теме "Кодирование и декодирование информации. Передача информации" в заданиях ЕГЭ по Информатике и ИКТ
Статья,написанная в помощь учителям и ученикам при подготовки к ЕГЭ по информатике по теме "Передача информации."...
Проверочная работа 10 класс «Кодирование и декодирование информации. Передача информации. Вычисление количества информации»
Работу можно использовать для проверки знаний учащихся по данной теме. Работа соотавлена по материалам ЕГЭ по информатике...
Урок информатики "В мире кодов. Кодирование и декодирование информации
Разработка урока...