Конспект урока по информатике «Кодирование информации» (5 класс, ФГОС)
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)
Урок информатики в 5 классе по ФГОС
Раздел учебной программы, тема: Раздел «Информация вокруг нас»
Тема: «Кодирование информации»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: Развитие умения кодировать и декодировать информацию, изучение многообразия окружающих человека кодов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок информатики в 5 классе по ФГОС
Раздел учебной программы, тема: Раздел «Информация вокруг нас»
Тема: «Кодирование информации»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: Развитие умения кодировать и декодировать информацию, изучение многообразия окружающих человека кодов.
Задачи урока:
Обучающие: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов;
Развивающие: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;
Воспитательные: воспитать уважение к товарищам через совместную работу, интерес к знаниям, добытым человеком; формировать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Учащиеся определяют понятия кода и кодирования, понимают, с какой целью люди кодируют информацию, называют различные виды кодирования, используемые человеком в повседневной жизни. Учащиеся овладевают основными общеучебными умениями информационно-логического характера: кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
Метапредметные: умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. На уроке формируются основы продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль; умение осуществлять в коллективе совместную деятельность.
Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Формы контроля и оценки результатов урока: Устный контроль, взаимоконтроль, самоконтроль
Учет специфики новых стандартов: Учет через технологию деятельностного типа, через предметные задания, через проблемный диалог, через технологию оценивания учебных успехов.
Необходимые предварительные знания и умения: Знания схемы передачи информации. Умения работы с интерактивной системой опроса, на ПК
Рефлексия учебной деятельности: После каждого этапа урока учащиеся оценивают уровень своей удовлетворенности уроком.
Творческие задания: Придумать свой код и закодировать название любимого школьного предмета
Программно-техническое и дидактическое обеспечение:
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, документ-камера, система интерактивного голосования, ноутбуки учеников.
Дидактическое обеспечение: презентация Microsoft PowerPoint, тест SMART Response, интерактивное задание из «Библиотеки электронных наглядных пособий по дисциплине «Информатика», электронное приложение «Мир информатики».
Дидактические материалы: технологические карты ученика для оценивания.
Список литературы, используемой для разработки занятия
- Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 3-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Информатика и ИКТ.5-7 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Электронный ресурс: Авторская мастерская Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
- Физкультминутка http://videouroki.net/view_post.php?id=108
- Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Информатика»: интерактивное задание «Азбука Морзе»
- Электронное приложение «Мир информатики»: задания по декодированию информации.
Ход урока:
Слайд 1 | Оргмомент. Объяснение по работе с техкартами и самооценкой. |
Тест Смарт | Повторим и проверим д/з при помощи интерактивной системы опроса. Приступаем к выполнению. Оценивание в техкартах учеников |
Слайд 2 | Учитель: «Ребята, давайте вспомним, как передается информация, и заполним схему» Ответ: «Информация передается от источника информации к приемнику информации с помощью канала связи». Учитель: «Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. |
Слайд 3 | Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения или другого условного знака |
Слайд 4 | Для того чтобы произошла передача информации приемник должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Побудьте приемником информации – расшифруйте сигналы. Так, услышав сигнал будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. А если звонит телефон, человек понимает, что кому-то нужно с ним поговорить |
Слайд 5 | Услышав школьный звонок, все понимают, что начинается урок, звонок в дверь говорит о том, что кто-то пришел. Это всем известные сигналы. |
Слайд 6 | А если сигнал не известен? (стук, жест показать) Как понимать те или иные сигналы?». Ответ: «Необходимо договариваться, как понимать те или иные сигналы». Учитель: «То есть требуется разработка кода». «Какая же тема нашего урока?» |
Слайд 7 | Ответ: «Кодирование информации». Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Как я сформулировала тему нашего урока? На доске записано: Г НЙСЁ ЛПЕПГ Ученики затрудняются. Что же здесь написано? Пытаются дать ответ Ученики: Шифр какой-то. Абракадабра. Учитель: Сегодня на уроке вы постараетесь расшифровать эту надпись. Она есть в ваших картах урока. Когда вы будете готовы назвать тему, поднимите руку. |
Слайд 8 | Учитель: Ключевые слова нашего урока на слайде. Какова цель нашего урока? Какие задачи мы перед собой поставим? ( Предлагает ребятам самим определить, что необходимо рассмотреть на уроке. При необходимости, поправляет учеников.) Ученики: Что такое код? Кодирование? С какой целью кодируют информацию? Какие виды кодов бывают? Самим научиться научиться кодировать/декодировать. Оценивание в техкартах |
Слайд 9 | Учитель: «Как вы думаете, что такое код?» Ответ: «Условные знаки для представления информации» Учитель: «Как вы думаете, а что такое кодирование?» Ответ: «Представление информации с помощью кода». Учащиеся читают определения понятий кода и кодирования |
Слайд 10 | Учитель: «А что такое Декодирование? |
Слайд 11 | Физминутка |
Слайд 12 | Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Звуки речи мы кодируем при помощи чего? А числовую информацию? |
Слайд 13 | Приведите примеры. |
Слайд 14 | Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых. Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать. Оценивание в техкартах |
Слайд 15, 16 | Примеры простых кодов |
Слайд 17 | В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. |
Слайд 18 | Основные способы кодирования:
|
Слайд 19 |
|
Слайд 20 + анимация Морзе | символьный. (Использование символов того же алфавита, что и в исходном тексте, либо посредством специальных символов Закодируйте свое имя № 87 раб. Тетр. , на стр. 60 символьная таблица Азбуки Морзе. Проверка -документ-камера Оценивание в техкартах |
Слайд 21 | Дом задание |
ПК Мир информатики 15 мин | Выполняем работу в парах на ПК в программе «Мир информатики». (Ученики договариваются друг с другом о том, в каком порядке выполнять задания. Отмечают в графе техкарты «Мой выбор» номера заданий). |
Слайд 22 | Итог урока Кто расшифровал тему урока? Учитель: Ну, ребята, какая кодировок, изученных сегодня, поможет нам разгадать тему урока? Ученик: Шифр замены. Учитель: Вперед, декодируем этот код Ученик: В мире кодов. Учитель: Молодцы! Где еще вы встречали коды? В своем дневнике видели? Ученик: Да, оценки за урок! Учитель: Декодируйте отметку 5, 4, 3. Ученик: Отлично, хорошо….. Учитель: Отметка 3-это удовлетворительно. Умницы! Самое главное… |
Слайд 23 | Как вы думаете, зачем кодируют информацию? Вставьте пропущенные слова в карте урока. Вернемся к задачам, которые мы ставили в начале урока. Выполнили мы их? Достигли цели урока? Оценивание в техкартах |
Слайд 23 | Рефлексия Поставьте себе итоговую оценку и выберите смайл который соответствует вашему настроению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по информатике "Кодирование числовой информации"
Урок ознакомления с основными принципами записи числовой информации, с понятием системы счисления и видами системы счисления. ...
Урок по информатике "Кодирование графической информации" 9 клас
Урок изучения нового материала 9 класс. Рассчитан на 2 урока. Вводятся такие понятия как, палитра цветов, векторное и растровое изображения....
Урока по информатике "Кодирование числовой информации"
Урок №______...
Конспект урока в«Способы кодирование информации» 5 класс (ФГОС).
Урок по информатике в 5 классе «Кодирование информациии»....
Конспект урока в«Способы кодирование информации» 5 класс (ФГОС)
Способы кодирования информации, 5 класс...
Конспект урока по информатике "Кодирование звуковой информации"
В данном уроке активно используются электронно-образовательные ресурсы...
Конспект урока по информатике "Кодирование и обработка звуковой информации"
Тип урока: Урок изучения нового материалаЦели урока:Образовательные: ознакомление учащихся со звуковой информацией, способами кодирования звуковой информации в компьютере, познакомится с программным о...