Методическое пособие «Объединение компьютеров в локальную сеть»
учебно-методическое пособие по информатике и икт
Методическая разработка данного практического занятия предназначена для проведения занятия по теме «Объединение компьютеров в локальную сеть» с обучающимися 1 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело в рамках изучения дисциплины ОУДП.01 Информатика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichkeskoe_posobie_lokalnye_seti.docx | 678.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 6»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)
Методическое пособие
для проведения практического занятия
тема: «Объединение компьютеров в локальную сеть»
дисциплина ОУДП.01 Информатика
для специальности 34.02.01 Сестринское дело
курс I
Москва
2022
РАССМОТРЕНО | ОДОБРЕНО |
Предметной (цикловой) комиссией ОУД, ОГСЭ, ЕН | Методическим советом |
протокол от _________ г. №__ Председатель ПЦК _______________/Е.Ю. Максименко/ | протокол от ____________ г. №__ Председатель методического совета _______________/С.В.Полоса/ |
Автор :
Ази-Айс С.В.– преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК № 6», высшая квалификационная категория
Рецензенты:
Суркова А.В. – кандидат педагогических наук, преподаватель ГБОУ ДЗМ «МК № 6», высшая квалификационная категория
Попова Т.Д. – преподаватель ГБПОУ города Москвы "Московский технологический колледж», высшая квалификационная категория
Полоса С. В.- методист ГБОУ ДЗМ «МК № 6», преподаватель, высшая квалификационная категория.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
Аннотация | 4 | |
Пояснительная записка | 4 | |
Методический блок | 7 | |
Информационный блок | 21 | |
Блок контроля | 39 | |
Практическая работа | 46 | |
Оценочный лист выполнения практической работы | 49 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 51 | |
Список использованных источников | 56 |
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка данного практического занятия предназначена для проведения занятия по теме «Объединение компьютеров в локальную сеть» с обучающимися 1 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело в рамках изучения дисциплины ОУДП.01 Информатика.
Представленные материалы соответствуют современному уровню знаний по данной теме, даны в доступной форме. В разработку включена краткая информация по теме (опорный конспект), приведены практические задания. Имеется тестовый контроль.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка по теме «Объединение компьютеров в локальную сеть» предназначена для проведения практического занятия
с обучающимися 1 курса специальности 34.02.01. Сестринское дело
и рассчитано на 2 часа аудиторного времени.
Значение изучения темы трудно переоценить. Без знания современного компьютера, без понимания принципов передачи информации в сетях невозможно овладеть информационными технологиями. Имея четкое представление о современных аппаратно-программных средствах, медицинская сестра всегда сможет правильно применить и грамотно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Кроме того, необходимо учитывать, что профессиональная деятельность современной медицинской сестры любой специальности невозможна без использования АРМ, подключенного к локальной сети и к Интернет. Медицинские сестры должны ориентироваться в современном программном обеспечении, обладать необходимыми знаниями и умениями, чтобы выполнять свои информационные и профессиональные задачи.
Пособие включает в себя основные разделы:
- методический материал,
- информационный материал с рекомендациями для преподавателей,
- материалы контроля для определения исходного уровня знаний и эффективности усвоения нового материала,
- приложения, в которых содержится раздаточный материал для студентов
- внеаудиторную самостоятельную работу
Материалы пособия помогают педагогу провести практическое занятие в форме урока-семинара и способствуют освоению студентами общих компетенций в соответствие с требованиями ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Методическая разработка может быть использована для проведения практического занятия со студентами 1 курса специальности 34.02.01. «Сестринское дело» по теме 3.5 «Объединение компьютеров в локальную сеть».
Методический блок
Технологическая карта учебного занятия
Тема: Объединение компьютеров в локальную сеть
ФИО преподавателя, квалификационная категория | Ази-Айс Светлана Витальевна, высшая квалификационная категория | |||||||||
Код, наименование специальности | 34.02.01 Сестринское дело | |||||||||
Учебный цикл | ||||||||||
Учебная дисциплина/МДК | ОУДП.01 Информатика | |||||||||
Междисциплинарные связи | Предшествующие учебные дисциплины/МДК | Последующие учебные дисциплины/МДК | ||||||||
история, информатика, математика, информационные технологии в профессиональной деятельности, английский язык | ЕМИАС информационные технологии в профессиональной деятельности | |||||||||
Формируемые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | ||||||||
ОК 01. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | |||||||||
ОК 02. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения | |||||||||
ОК 04. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | |||||||||
ОК 06. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством | |||||||||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК | Освоенные умения | Усвоенные знания | ||||||||
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессии | знать: назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности, единицы измерения информации , методы измерения объема передаваемой по сети информации | |||||||||
Уровень освоения | 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) | |||||||||
Тема учебного занятия | Объединение компьютеров в локальную сеть | |||||||||
Тип учебного занятия | Комбинированное учебное занятие по освоению и первичному закреплению нового материала, 2 ч. | |||||||||
Формы и методы обучения | объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод. Прием «продвинутая лекция» | |||||||||
Образовательные технологии | Технология критического мышления. | |||||||||
Цели учебного занятия | Обучающие | Развивающие | Воспитательная | |||||||
| 1. Развитие коммуникативных умений, высокого уровня мышления и познавательной потребности. 2. Развитие умений работать с информацией 3. Развитие способности самостоятельного получения новой информации, навыков работы с дополнительной специальной литературой. 4. развитие логического мышления, сосредоточенности при изучении материала, внимания, памяти | 1.Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. 2. Формировать чувство долга, требовательности к себе, ответственности за окружающих. 3. Формировать умение работать в команде | ||||||||
Требования к результатам освоения темы учебного занятия | Освоенные умения | Усвоенные знания | ||||||||
| знать:
| |||||||||
Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия | Рациональность планирования и организации собственной деятельности. Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения задач, профессионального и личностного развития. Правильность и аккуратность при оформлении практической работы. | |||||||||
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе опроса, решения тестов и заданий по теме, выполнения практических заданий по алгоритму. | |||||||||
Организация образовательного пространства учебного занятия | Ресурсы учебного занятия | Формы работы на занятии | ||||||||
Материально-техническое обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Электронные информационные и образовательные ресурсы | |||||||
Мультимедийная презентация, электронные плакаты, электронные учебники, доска, компьютеры, локальная сеть, медиапроектор, экран | Информатика для медицинских колледжей: учебное пособие. Гилярова М.Г. Ростов на Дону.: Феникс, 2020 Информатика: учебник. Омельченко В.П., Демидова А.А. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020 | Общественное здоровье и здравоохранение: учебник Медик В.А., Лисицин В.И. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020 | https://www.studentlibrary.ru/ru/book/ISBN9785222251874.html?SSr=43013488da211e13df3e509z-lelik Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям. - URL: http://test.specialist.ru | Индивидуальная, работа в малых группах, коллективное обучение, демонстрация | ||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Использование практических навыков при решении задач на пропускную способность канала, применение приложения Калькулятор программиста в учебной и профессиональной деятельности, получение навыков работы в локальной сети | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Формирование научной картины мира Соблюдение морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения. | Добиваться осознанности в выполнении поставленных задач. Понимать роль человека в созидательной деятельности и свое место в созидании |
Тема занятия: 3.5 «Объединение компьютеров в локальную сеть»
Место проведения занятия: аудитория 312
Вид занятия: практическое
Тип занятия комбинированное учебное занятие по усвоению и первичному закреплению новых знаний
Цели занятия:
Общие
Занятие способствует формированию общих компетенций будущего специалиста:
• ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
• ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
• ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
• ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Учебные
Обучающиеся должны уметь:
- вычислять пропускную способность канала передачи
- предоставлять общий доступ к ресурсам своего компьютера
- использовать общие ресурсы компьютеров локальной сети
Обучающиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть
- какие виды компьютерных сетей существуют и чем они отличаются друг от друга
- принципы построения компьютерных сетей
Развивающие
- Развитие коммуникативных умений, высокого уровня мышления и познавательной активности (как репродуктивной, так и продуктивной, творческой)
- Развитие способности самостоятельного получения новой информации, навыков работы с дополнительной специальной литературой
- развитие логического мышления, сосредоточенности при изучении материала, внимания, памяти
- развитие умения задавать вопросы
- развивать общеучебные навыки анализа и оценки информации
Воспитательные
- Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию
- Формировать чувство долга, требовательности к себе, ответственности за окружающих
- Формировать умение работать в команде
- Воспитание информационной культуры
ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ресурсы
Методические: методическая разработка, раздаточный материал для обучающихся, тетрадь, электронный учебник;
ТСО: персональные компьютеры, локальная сеть, доска, мультимедийная презентация, электронные плакаты по теме занятия, интерактивные задания и тесты, приложения Калькулятор и браузеры
Методы и приемы:
- устный опрос
- объяснение теоретического материала
- наглядные методы
- частично-поисковые методы
- «продвинутая лекция»
- метод реальных ситуаций
Самостоятельная работа обучающихся, выполняемая на занятии:
- решение тестовых заданий
- решение практических заданий
- решение задач
Домашнее задание
- Закрепить тему 24 «Локальные компьютерные сети», см. Гилярова, М. Г. Информатика для медицинских колледжей : учебное пособие, стр.404-418
URL: https://www.studentlibrary.ru/ru/book/ISBN9785222251874.html?SSr=43013488da211e13df3e509z-lelik
2. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
ХРОНОКАРТА
№ | Этапы занятия | Время, мин. | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный момент | 2 | устный | Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, заполняет журнал, проверяет готовность обучающихся и аудитории к занятиям | Готовят тетради для конспектов, рабочее место для занятия. |
2. | Активизация познавательной деятельности и интереса обучающихся к изучению данной темы | 3 | устный | Сообщает тему занятия, цели, план. Мотивирует обучающихся к изучению нового материала, подчеркивает значимость и актуальность темы для будущего изучения дисциплины и в дальнейшей профессиональной деятельности | Записывают в тетради тему занятия, цели. |
3. | Актуализация и коррекция исходных знаний | 10 | Устный. Репродуктивный. Работа по алгоритму. | Проводит фронтальный опрос с целью выяснения исходных знаний обучающихся Дает практическое задание по пройденной предыдущей теме (переход между единицами измерения информации) и проверяет | Отвечают на вопросы преподавателя Выполняют задание |
4. | Объяснение теоретического материала | 20+5 | Иллюстративно-репродуктивный | Побуждает обучающихся активно участвовать в получении новых знаний, направляет ход работы, акцентирует внимание на алгоритме решения задачи | Студенты делают сообщение (приём «продвинутая лекция»). Конспектируют, обсуждают, высказывают мнения, разбирают различные задания с использованием презентации и доски («реальные ситуации») |
5 | выполнение практических заданий. Самостоятельная работа обучающихся. | 5 | репродуктивный | Делит учебную группу на три команды. Инструктирует обучающихся, объясняет последовательность выполнения заданий, цели и задачи самостоятельной работы | Студенты выполняют задания по вариантам на компьютере – задачи на пропускную способность канала |
перемена | 5 | ||||
6. | Контроль полученных знаний и умений | 10 | Устный | Организует работу обучающихся на этапе контроля. Производит проверку решений. Проводит контрольный опрос. | Предоставляют решения задач. Отвечают на предложенные вопросы преподавателя |
7. | выполнение практических заданий. Самостоятельная работа обучающихся. | 20 | репродуктивный | Инструктирует обучающихся, объясняет последовательность выполнения заданий, цели и задачи самостоятельной работы | Студенты выполняют задания на компьютере по предложенным алгоритмам |
8. | Гимнастика для глаз | 1 | |||
9. | Контроль полученных знаний и умений | 9 | Устный - | Организует работу обучающихся на этапе контроля. Производит проверку выполненных практических работ. Заполняет оценочный лист. Организует решение тестовых заданий | Предоставляют результаты выполнения работы. Выполняют тестовые задания онлайн на компьютере |
10. | Подведение итогов занятия – рефлексия. Домашнее задание | 5 | Проблемный Выставление оценок | Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать причины затруднений и успехи, оценить степень достижения целей. Выставляет оценки, комментирует их. Оценивает работу малых групп и всей группы в целом. Задает домашнее задание. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. Записывают домашнее задание. |
Общее время занятия (мин) | 90 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка за данную тему выставляется по итогам работы студента в течение занятия по данной теме за выполнение различных заданий (средний балл)
- Исходный уровень знаний
- Решение задач
- Решение тестовых заданий
- Ответ на контрольные вопросы
- Выполнение практических заданий
Рабочая группа | № п/п | ФИО студента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итог |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
Оценка «5» - отлично ставится, если:
- Ответ обучающегося соответствует требованиям ФГОС по данной теме.
- Обучающийся уверенно выполняет задачи.
- Обучающийся четко отвечает на вопросы исходного уровня знаний, тестовых заданий, задания иллюстрационного материала у доски.
- Обучающийся дополняет ответы других студентов и активно участвует в разборе ошибок.
- Обучающийся допускает одну или две незначительные ошибки, которые исправляет самостоятельно.
Оценка «4» - хорошо ставится, если
- Обучающийся выполняет вышеперечисленные требования с незначительными ошибками или при выполнении заданий требуется помощь со стороны преподавателя.
- Обучающийся дополняет ответы других студентов и участвует в разборе ошибок периодически.
- Обучающийся не четко отвечает на вопросы исходного уровня знаний, тестовых заданий, задания иллюстрационного материала у доски.
Оценка «3» - удовлетворительно ставится, если
- Обучающийся делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично.
- Обучающийся не дополнят ответы других студентов или ответы не точны.
- Обучающийся не участвует в разборе ошибок.
Оценка «2» - неудовлетворительно ставится, если
- Обучающийся допускает грубые ошибки при выполнении заданий или не выполняет большую часть заданий.
- Обучающийся отказывается от ответа без уважительной причины.
Информационный блок
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Компьютерная сеть — объединение двух и более компьютеров.
Цели создания компьютерной сети:
— совместный доступ участников сети к ресурсам всей сети;
— совместное использование этих ресурсов.
Три вида ресурсов компьютерной сети:
• Аппаратные ресурсы — устройства, входящие в состав сети (компьютеры, носители информации, периферийное оборудование).
• Программные ресурсы — ПО, установленное на компьютерах, объединенных в сеть.
• Информационные ресурсы — данные, хранящиеся на сетевых компьютерах.
Виды компьютерных сетей:
• локальная сеть (LAN, Local Area Network);
• городская сеть (MAN, Metropolitan Area Network);
• глобальная сеть (WAN, Wide Area Network);
• беспроводная сеть (WLAN, Wireless Local Area Network).
Первые три вида сетей — это классификация их по территориальному признаку, беспроводные сети имеют свое деление по территории и будут рассмотрены далее.
Локальная сеть — объединение компьютеров в пределах небольшой территории (около 100 м).
Региональная сеть — объединение компьютеров в пределах города, региона.
Глобальная сеть — объединение компьютеров в пределах земного шара.
В больших компаниях используется еще один вид локальной сети — Intranet. Это возможность подключаться только к сайту компании, использовать ресурсы одного провайдера.
Рассмотрим некоторые термины, необходимые для работы с сетями.
Сервер — более мощный компьютер, выполняющий функции по обслуживанию клиентов и распределяющий ресурсы системы. Сервер может предоставлять различные сервисы, из которых наиболее известны следующие:
• хранение и предоставление файлов (файловый сервер);
• вывод на принтер (сервер печати);
• получение и пересылка факсимильных сообщений (факс-сервер);
• получение, хранение и передача сообщений электронной почты (почтовый сервер);
• размещение сайтов (web-сервер).
С сервером работает Клиент — приложение, посылающее запрос к серверу, рабочая станция. Их объединяет сетевая служба — Клиент + сервер.
Кроме сервера и рабочей станции, в локальную сеть может входить терминал — устройство, не предназначенное для работы в автономном режиме (не имеет процессора для обработки команд), а выполняющее операции по вводу команд пользователя, их передаче другому компьютеру и выдаче готового результата.
Следует отличать понятия: рабочая станция и сетевой компьютер, последний может работать автономно без подключения к сети.
Для работы сети также могут быть необходимы:
• Протокол — набор правил, регулирующих передачу информации между компьютерами.
• Шлюз — узел, с помощью которого соединяются локальные сети, работающие по разным протоколам.
• Мост — узел, с помощью которого соединяются локальные сети. Сетевой мост соединяет две другие отдельные компьютерные сети, чтобы обеспечить связь между ними и позволить им работать как единая сеть. Мосты используются с локальными сетями (ЛВС), чтобы расширить их охват, чтобы охватить более крупные физические области, чем может достичь ЛВС (рис.1).
Рисунок 1
• Маршрутизатор — мост, соединяющий локальную сеть с глобальной.
Основными характеристиками сетей являются:
• Пропускная способность — максимальный объем данных, передаваемых сетью в единицу времени (Мбит/с).
• Время реакции сети — время, затрачиваемое ПО и устройствами сети на подготовку к передаче информации по данному каналу.
К основным возможностям локальной сети относятся:
1. Обмен информацией между членами сети: документами, фильмами, играми, музыкой, программами и т. д.
2. Возможность совместно использовать такое оборудование, как принтеры, CD-RW/DVD/DVD-RW, сканеры.
3. Совместное использование и оплата канала доступа в Интернет.
4. Совершенно новый уровень общения (голосовая связь, видео и чат).
5. Мультиплатформность.
6. Распределенные вычисления — использование сетевого рендеринга (над сценой работают все ПК, объединенные в сеть, и во много раз ускоряют скорость обработки кадров).
7. Сетевые службы (создание системы терминалов, установка Windows по локальной сети, удаленное администрирование систем и многое другое).
8. Многопользовательские игры по локальной сети.
По способу организации взаимодействия компьютеров ЛВС могут быть:
• равноправные (одноранговые) локальные сети. Они применяются в основном для объединения небольших групп пользователей, не предъявляющих больших требований к объемам хранимой информации, ее защищенности от несанкционированного доступа и скорости доступа;
• локальные сети с выделенными файловыми серверами (централизованные или иерархические).
По назначению локальные сети бывают:
• сети обработки информации;
• информационно-поисковые сети;
• сети, управляющие различными процессами (административными, технологическими и др.);
• информационно-расчетные сети.
По используемой топологии локальные сети разделяют:
• «Шина»;
• «Звезда»;
• «Кольцо»;
• комбинация различных топологий (древовидная)
Топология Шина (bus), при которой все компьютеры параллельно подключаются к одной линии связи, и информация от каждого компьютера одновременно передается ко всем остальным компьютерам. Согласно этой топологии создается одноранговая сеть. При таком соединении компьютеры могут передавать информацию только по очереди, так как линия связи единственная (рис. 2).
Рисунок 2
Достоинства:
• простота добавления новых узлов в сеть (это возможно даже во время работы сети);
• сеть продолжает функционировать, даже если отдельные компьютеры вышли из строя;
- дешевизна (требуется кабель меньшей длины и меньше сетевых устройств);
- небольшое время установки сети;
Недостатки:
- с добавлением новых рабочих станций падает общая производительность сети;
• сложность диагностики неисправности сетевого оборудования из-за того, что все адаптеры включены параллельно;
• обрыв кабеля влечет за собой выход из строя всей сети;
• ограничение на максимальную длину линий связи из-за того, что сигналы при передаче ослабляются и никак не восстанавливаются.
Топология Звезда (star) — к одному центральному компьютеру присоединяются остальные периферийные компьютеры, причем каждый из них использует свою отдельную линию связи. Весь обмен информацией идет исключительно через центральный компьютер, на который ложится очень большая нагрузка, поэтому он предназначен только для обслуживания сети (рис. 3).
Рисунок 3
Достоинства:
• выход из строя периферийного компьютера никак не отражается на функционировании оставшейся части сети;
• простота используемого сетевого оборудования;
• все точки подключения собраны в одном месте, что позволяет легко контролировать работу сети, локализовать неисправности сети путем отключения от центра тех или иных периферийных устройств;
• не происходит затухания сигналов.
Недостатки:
• выход из строя центрального компьютера делает сеть полностью неработоспособной;
• жесткое ограничение количества периферийных компьютеров;
• значительный расход кабеля.
Топология Кольцо (ring) — каждый компьютер передает информацию всегда только одному компьютеру, следующему в цепочке, а получает информацию только от предыдущего в цепочке компьютера, и эта цепочка замкнута. Особенностью кольца является то, что каждый компьютер восстанавливает приходящий к нему сигнал, поэтому затухание сигнала во всем кольце не имеет никакого значения, важно только затухание между соседними компьютерами (рис. 4).
Рисунок 4
Достоинства:
• легко подключить новые узлы, хотя для этого нужно приостановить работу сети;
• большое количество узлов, которое можно подключить к сети (более 1000); • высокая устойчивость к перегрузкам.
Недостатки:
• выход из строя хотя бы одного компьютера нарушает работу сети;
• обрыв кабеля хотя бы в одном месте нарушает работу сети.
Характеристики сетевых топологий
Особенности | «Шина» | «Звезда» | «Кольцо» |
Типичные затраты | Низкие | Средние | Высокие |
Доступность компонентов | Хорошая | Отличная | Хорошая |
Надежность | Хорошая | Отличная | Отличная |
Возможность охвата большой области | Слабая | Хорошая | Отличная |
Простота поиска неисправностей | Затруднено | Отлично | Хорошо |
Легкость перемещения узлов | Затруднено | Хорошо | Хорошо |
Пропускная способность узла | Низкая | Средняя | Высокая |
Древовидная топология — это иерархическая структура, в которой каждый уровень связан со следующим уровнем, и находится он, как правило, выше текущего. Таким образом, в ней могут объединяться несколько звездообразных структур, что позволяет, например, если речь идет о сети, пользователям соединятся с большим количеством серверов. Такая иерархическая структура считается лучшим вариантом для подключения больших сетей (рис.5).
Рисунок 5
Основные компоненты ЛВС
Протокол | Канал | ЭВМ |
Протокол реализуется: 1. Программными средствами (например, средствами сетевой ОС). 2. Аппаратными средствами: сетевой адаптер, интерфейсная плата, модем | Виды каналов в сети: 1. Витая пара. 2. Коаксиальный кабель. 3. Оптоволоконный кабель. 4. Радиоспутниковый сигнал, радиоволны. 5. Телефонный коммутированный | Классы ЭВМ в сети: 1. Основная ЭВМ: 1.1. Абонентская (Клиент). 1.2. Терминал (ЭВМ пользователя для ввода / вывода информации). 2. Вспомогательная ЭВМ: 2.1. Коммутационная (host-ЭВМ). 2.2. Сервер различают: сервер сетевой, терминальный, файл-сервер, сервер доступа, факссервер, сервер печати, сервер баз данных |
Аппаратное обеспечение сети
Виды используемых сетевых кабелей
Витая пара
— Неэкранированная — максимальное расстояние, на котором могут быть расположены компьютеры, соединенные этим кабелем, достигает 90 м. Скорость передачи информации — от 10 до 155 Мбит/с.
— Экранированная — скорость передачи информации — 16 Мбит/с на расстояние до 300 м (рис.6).
Рисунок 6
Коаксиальный кабель (тонкий и толстый)
Отличается более высокой механической прочностью, помехозащшцен-ностью и позволяет передавать информацию на расстояние до 2000 м со скоростью 2—44 Мбит/с (рис.7).
Рисунок 7
Волоконно-оптический кабель
Идеальная передающая среда, он не подвержен действию электромагнитных полей, позволяет передавать информацию на расстояние до 10000 м со скоростью до 10 Гбит/с (рис.8).
Рисунок 8
Для удобства представим сравнительные характеристики различных видов соединений локальных сетей в форме таблицы
Виды соединений в локальных сетях
Вид соединения | Скорость | Сравнительная стоимость | Расстояние |
Тонкий коаксиальный кабель | 10 Мбит/с | Самый дешевый | До 150 м |
Толстый коаксиальный кабель | 10 Мбит/с | Более дорогой | До 500 м |
Витая пара | 10—100 Мбит/с | Более дорогой | До 100 м |
Оптоволоконный кабель | До 1 Гбит/с | Самый дорогой | До 2 км |
Беспроводное соединение | 3—54 Мбит/с | Дороже, чем проводные соединения (кроме оптоволокна) | До 300 м |
Сетевой адаптер
Каждый компьютер, который функционирует в локальной сети, должен иметь сетевой адаптер (сетевую карту, или сетевую плату). Функцией сетевого адаптера является передача и прием сигналов, распространяемых по кабелям связи. Кроме того, компьютер должен быть оснащен сетевой операционной системой (рис. 9).
Рисунок 9
Хаб (Hub)
Hub (в переводе называется накопителем, концентратором) — центральное устройство в сети на витой паре, от него зависит ее работоспособность. Каждый компьютер должен быть подключен к нему с помощью своего сегмента кабеля. Длина каждого сегмента не должна превышать 100 м. На концах кабельных сегментов устанавливаются разъемы. Одним разъемом кабель подключается к хабу, другим — к сетевой плате. Хаб нужно располагать в легкодоступном месте, чтобы можно было легко подключать кабель и следить за индикацией портов. Хабы выпускаются на разное количество портов — 8, 12, 16 или 24. Соответственно к нему можно подключить такое же количество компьютеров (рис. 10).
Рисунок 10
Программное обеспечение
Чтобы компьютеры, подключенные к локальной сети, могли обмениваться данными, необходимы соответствующие программные средства. Как правило, базовые сетевые программные средства входят в состав операционной системы либо операционная система может быть дополнена соответствующими программами. (Network Operating System – NOS). Сетевые операционные системы используют клиент-серверную, либо одноранговую архитектуру.
Некоторые из сетевых операционных систем, в том числе Windows, имеют программные компоненты, обеспечивающие компьютеру как клиентские, так и серверные возможности. Это позволяет компьютерам поддерживать и использовать сетевые ресурсы и преобладает в одноранговых сетях.
Примеры сетевых операционных систем: Windows, Unix
Скорость передачи информации
Компьютеры в локальной сети могут обмениваться информацией с использованием каналов связи различной физической природы: кабельных, оптоволоконных, радиоканалов и др. Скорость передачи информации (скорость информационного потока) — количество информации, передаваемое за единицу времени. Общая схема передачи информации включает в себя отправителя информации, канал передачи информации и получателя информации. Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность. Пропускная способность канала — максимальная скорость передачи информации по каналу связи в единицу времени. Пропускная способность канала равна количеству информации, которое может передаваться по нему в единицу времени.
Основная формула, которой пользуются при решении задач такого типа:
I = V*t
где I – Количество информации (размер файла или объем передаваемой информации);
V – Скорость передачи информации (пропускная способность линии);
t – время передачи информации.
Обычно пропускная способность измеряется в битах в секунду (бит/с) и кратных единицах Кбит/с и Мбит/с. Однако иногда в качестве единицы используется байт в секунду (байт/с) и кратные ему единицы Кбайт/с и Мбайт/с.
Соотношения между единицами пропускной способности канала передачи информации такие же, как между единицами измерения количества информации:
1 байт/с | 2 3 бит/с = 8 бит/с |
1 Кбит/с | 2 10 бит/с = 1024 бит/с |
1 Мбит/с | 2 10 Кбит/с = 1024 Кбит/с |
1 Гбит/с | 2 10 Мбит/с = 1024 Мбит/с |
Вся сложность решения данных задач состоит в том, что часто в условии задачи даны несогласованные единицы измерения. Например: скорость канала дана в битах/сек, или Кбит/сек, а размер файла в байтах, килобайтах, мегабайтах. Решение задачи состоит в том, чтобы привести все единицы в согласованные единицы измерения, а затем производить вычисления.
1 тип задач:
Известны скорость канала и время передачи. Найти размер файла.
Пример 1:
Определить, какой размер файла можно передать по каналу со скоростью 10 Кбит/с за 5 секунд?
Дано: V = 10 Кбит/с, t = 5 с.
Найти: I - ?
Решение: I=V*t =10*1024 = 10 240 бит*5 сек=51 200 бит/8=6400 байт/1024= =6,25 Кбайт
Ответ: 6,25 Кбайт
2 тип задач:
Известны скорость канала и размер файла. Найти время передачи.
Пример 2:
Файл размером 525 Кбайт, передают со скоростью 33 600 бит/с. Определить время передачи. Дано: I = 525 Кбайт, V = 33 600 бит/сек.
Найти: t - ?
Решение: I = 525 Кбайт*1024 = 537 600 байт*8 = 4300800 бит t = I/V t = 4300 800 бит /33 600 бит/сек.=128 сек.
Ответ: 128 секунд.
3 тип задач:
Известны размер файла и время передачи. Найти скорость канала.
Пример 3:
За 3 секунды модем передал 10 800 ба. Определить скорость модема.
Дано: I =10 800 байт, t =3 с.
Найти: V - ?
Решение: V =I / t=10 800 *8 =86 4000 бит /3 сек.=28 800 бит/сек.
Ответ: 28 800 бит/сек.
ГЛОССАРИЙ
АРМ | автоматизированное рабочее место |
ЛВС | LAN (Local Area Network), локальная вычислительная сеть. Группа компьютеров, соединенных друг с другом с помощью оборудования (кабелей, wi fi или иным способом), обеспечивающего обмен информацией между ними. Компьютеры сосредоточены на относительно небольших территориях (как правило, в радиусе до 1-2 км). |
сервер | (server=обслуживающий). Более мощный компьютер, выполняющий функции по обслуживанию клиентов и распределяющий ресурсы системы. Сервер может предоставлять различные сервисы. На сервере пользователи не работают, но на нем хранится информация. Серверы используются в качестве управляющих центров в сети и как накопители информации. |
рабочая станция | стационарный компьютер в составе ЛВС. На рабочих станциях пользователи решают прикладные задачи (работают в базах данных, создают документы, делают расчёты, играют в компьютерные игры. Сервер обслуживает сеть и предоставляет собственные ресурсы всем узлам сети, в том числе и рабочим станциям.) |
Линия связи | Под линией связи обычно понимают совокупность технических устройств и физической среды, обеспечивающих передачу сигналов от передатчика к приемнику. Для этой цели в большинстве сетей применяется кабель. |
Концентратор (Хаб) | Hub (в переводе называется накопителем, концентратором) — центральное устройство в сети на витой паре, от него зависит ее работоспособность. Каждый компьютер должен быть подключен к нему с помощью своего сегмента кабеля. |
пропускная способность канала | пропускная способность канала — максимальная скорость передачи информации по каналу связи в единицу времени. Пропускная способность канала равна количеству информации, которое может передаваться по нему в единицу времени. Обычно пропускная способность измеряется в битах в секунду (бит/с) и кратных единицах Кбит/с и Мбит/с. Однако иногда в качестве единицы используется байт в секунду (байт/с) и кратные ему единицы Кбайт/с и Мбайт/с. |
интранет | в отличие от интернета, это внутренняя частная сеть организации или крупного государственного ведомства. Т.е. корпоративная - локальная или территориально распределенная сеть, закрытая от внешнего доступа из Internet. |
Ресурсы локальной вычислительной сети | это различные программы, документы и устройства |
Сетевой адаптер | каждый компьютер, который функционирует в локальной сети, должен иметь сетевой адаптер (сетевую карту). Функцией сетевого адаптера является передача и прием сигналов, распространяемых по кабелям связи. |
Узел | устройство, соединённое с другими устройствами как часть компьютерной сети. Узлами могут быть компьютеры, мобильные телефоны, карманные компьютеры, а также специальные сетевые устройства, такие как маршрутизатор, коммутатор или концентратор. |
Мост | Bridge - узел, который соединяет две отдельные компьютерные сети, чтобы обеспечить связь между ними и позволить им работать как единая сеть. |
Топология сети | физическое расположение компьютеров, кабелей и других компонентов сети. Топология может определять способ взаимодействия компьютеров в сети. |
NOS | (Network Operating System ). Сетевая операционная система |
PrintScreen(prtsc) | клавиша на клавиатуре, с помощью которой делается перехват (фотография) экрана |
Соотношения между единицами пропускной способности | |
1 байт/с | 2 3 бит/с = 8 бит/с |
1 Кбит/с | 2 10 бит/с = 1024 бит/с |
1 Мбит/с | 2 10 Кбит/с = 1024 Кбит/с |
1 Гбит/с | 2 10 Мбит/с = 1024 Мбит/с |
Блок контроля
Контроль исходного уровня знаний
(входной контроль)
Фронтальный опрос
Начнем работу с вопросов, которые помогут вспомнить основные понятия и активизировать наше мышление.
Контрольные вопросы
- Назовите основные характеристики процессора.
- В чем измеряется тактовая частота? Разрядность? Приведите примеры.
- В чем измеряем информацию?
- впишите названия единиц измерения информации:
8 бит =
1024 байт =
1024 килобайт =
1024 мегабайт =
Эталон ответов к фронтальному опросу
- Тактовая частота. Разрядность.
- В гигагерцах (число тактов в секунду). Разрядность - количество одновременно обрабатываемых бит. Примеры: 2,5 Ггц=2,5 миллиардов операций в секунду. 64-разрядный
- В битах, байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах
- 8 бит = 1 байт
1024 байт = 1 килобайт
1024 килобайт = 1 мегабайт
1024 мегабайт = 1 гигабайт
Задачи
Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала
Вариант № 1
Задача № 1
Скорость передачи данных по каналу связи равна 1024000 бит/c. Передача файла через данное соединение заняла 5 секунд. Определите размер файла в килобайтах.
Задача № 2
Скорость передачи данных по каналу связи равна 51 200 бит/с. Передача текстового файла через это соединение заняла 10 с. Определите, сколько символов содержал переданный текст, если известно, что он был представлен в 16-битной кодировке Unicode.
Вариант № 2
Задача№ 1
Скорость передачи данных по каналу связи равна 256000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 2 минуты. Определите размер файла в килобайтах.
Задача № 2
Скорость передачи данных по каналу связи равна 128000 бит/с. Передача текстового файла через это соединение заняла 1 минуту. Определите, сколько символов содержал переданный текст, если известно, что он был представлен в 16-битной кодировке Unicode.
Вариант № 3
Задача № 1
Информационное сообщение объемом 2.5 Кбайт передается со скоростью 2560 бит/мин. За сколько минут будет передано данное сообщение?
Задача № 2
По каналу связи передают данные со скоростью 7680 бит/с. Передача текстового файла заняла 1,5 мин. Определите, сколько страниц содержал переданный текст, если известно, что он был представлен в 16-битной кодировке Unicode, а на одной странице – 400 символов.
Эталоны ответов к задачам
Вариант № 1
Задача № 1
625 КБ
Задача № 2
32000 символов
Вариант № 2
Задача № 1
3750 КБ
Задача № 2
480000 символов
Вариант № 3
Задача № 1
8 минут
Задача № 2
108 страниц
Тестовый контроль
Тестовое задание
Инструкция для обучающихся
выберите правильные номера ответов (ВОЗМОЖНЫ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТА)
1) Вычислительными сетями в зависимости от территориального расположения входящих в них ПК являются ...
1. локальные
2. региональные
3. встроенные
4. внутренние
2) Для объединения двух локальных сетей используются устройства ...
1. мост
2. клиент
3. терминал
4. контент-фильтр
3) В зависимости от выполняемых функций устройствами, входящими в вычислительную сеть, являются ...
1. сервер
2. архиватор
3. калькулятор
4. рабочая станция
4) Для построения локальной сети используются топологии ...
1. «Шина»
2. «Звезда»
3. Интранет
4. Wi-Fi
5) Более мощный компьютер в сети, обладающий дополнительными ресурсами, называется ...
1. сервером
2. терминалом
3. базой данных
4. смартфоном
6) К ресурсам компьютерной локальной сети относятся ...
1. программное обеспечение
2. информация для общего доступа
3. поисковая система Яндекс
4. клавиатура
7) К характеристикам сети относится ...
1. пропускная способность
2. наличие web-камеры
3. цвет монитора рабочей станции
4. присутствие администратора
8) Для подключения стационарного компьютера к локальной сети необходим ...
1. аналого-цифровой преобразователь
2. сетевой адаптер
3. принтер
4. модем
9) Локальная сеть позволяет ...
1. узнавать пароли аккаунтов
2. подключать кабельное телевидение
3. снимать деньги с банковских счетов
4. печатать на плоттере, подключенном к этой сети
10) Преимуществом локальной сети является ...
1. возможность совместного использования периферийного оборудования
2. обмен информацией между компьютерами, подключенными к локальной сети
3. ограничение территориального пространства до 100 м
4. зависимость от сервера
Лист ответов теста
ФИО | Группа | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Эталоны ответов
№ вопроса | № ответа |
1 | 1, 2 |
2 | 1 |
3 | 1,4 |
4 | 1,2 |
5 | 1 |
6 | 1,2 |
7 | 1 |
8 | 2 |
9 | 4 |
10 | 1,2 |
Критерии оценивания результатов теста
Критерии оценки в % | Количество баллов | Оценка |
90-100-% | 9-10 | 5 (отлично) |
71-89 % | 8 | 4 (хорошо) |
61-70% | 7 | 3 (удовлетворительно) |
60% и менее | 6 и менее | 2 (неудовлетворительно) |
Практическая работа
Работа в локальной сети
Аппаратно-программное обеспечение:
компьютеры, работающие в локальной сети. Пакет MS Office, браузер (Internet Explorer, Opera и др.).
Задание 1. Предоставление папки в совместное пользование
- Откройте Этот компьютер-Локальный диск С:
- Создайте в корневом каталоге диска С: новую папку, дав название Компьютер № (укажите номер вашего компьютера).
- В созданной папке создайте текстовый документ со сведениями о Вас (фамилия, имя, отчество, курс, группа). В документе также сохраните информацию о компьютерной сети (Пуск-Сетевые подключения-Просмотр свойств сети. Найдите Состояние - работает. Сделайте снимок экрана клавишей Print Screen и вставьте снимок в свой текстовый документ).
- Сохраните документ под именем practice№вашего компьютера.docx и закройте документ.
- В окне Локальный диск С: щёлкните правой кнопкой мыши на значке созданной папки Компьютер №.
- В появившемся контекстном меню выберите команду Свойства, откроется окно свойств папки.
- Откройте вкладку ДОСТУП, выберите Общий доступ-Все-Добавить-Поделиться.
- Щелкните на кнопке Готово.
- Просмотрите результат проделанной работы: если папка стала общим для сети ресурсом, то ее значок примет другой вид (Какой?).
- Теперь созданную вами папку можно просмотреть на любом компьютере, подключенном к сети.
Задание 2. Открытие общей папки на другом компьютере
- Чтобы открыть сетевое окружение» откройте Проводник (щелкните правой кнопкой мыши на кнопке ПУСК, выберите Проводник), в левой части Проводника щелкните Сеть. Вы видите компьютеры локальной сети.
- Дважды щелкните компьютер 312PREPOD, на нём находится общая папка под названием ZADANIJA, откройте её.
- Просмотрите информацию, содержащуюся в папке, и скопируйте текстовый файл в свою папку.
- Повторите действия 2,3 и скопируйте в свою папку Компьютер№ данные с таких папок других компьютеров.
У вас получатся всего 12 скопированных файлов.
Задание 3. Отмена общего доступа к папке
- Вызовите контекстное меню вашей папки Компьютер №.
- Выберите команду Расширенная настройка, в появившемся окне отмените общий доступ к папке: в этом окне снимается галочка Открыть общий доступ к папке
- Какой вид принял значок папки?
Покажите результат преподавателю – содержимое вашей папки Компьютер № и её свойства.
Оценочный лист выполнения практической работы
Чек-лист
Работа в локальной сети
№ п/п | Фамилия, имя | оценка | Набранный балл | ||
1 этап | 2 этап | 3 этап | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа
задание 1
Составить и сохранить в личном портфеле конспект изученной на сегодняшнем уроке темы. Выбрать основные принципы функционирования ЛВС, ключевые понятия и определения.
задание 2
Самостоятельно решить задачи, 3 варианта:
Вариант 1
Файл размером 1687,5 Кбайт был передан за 4 минуты. Определите скорость передачи (бит/c)
Вариант 2
Скорость передачи данных составляет 128 000 бит/с. Файл имеет размер 625 Кбайт. Определите время передачи в секундах.
Вариант 3
Определить какой объем информации (бит) сможет передать модем со скоростью 33600 бит/сек за 1 минуту.
задание 3
Подготовить ответы на вопросы по изученной теме. 3 варианта
Вариант 1
1. К какому типу сети (локальная или глобальная) относится:
- сеть, связывающая все административные службы завода;
- сеть, объединяющая все оборонные предприятия Урала?
2. Какие технические средства необходимы для создания ЛВС?
3. С какой целью создаются одноранговые ЛВС?
Вариант 2
1. К какому типу сети (локальная или глобальная) относится:
- сеть, объединяющая все университеты России;
- сеть, объединяющая все учебные классы Дома творчества школьников?
2. Как вы думаете, какой тип локальной сети (одноранговая или с выделенным сервером) и какую топологию удобнее выбрать для:
- организации, в которой руководитель должен иметь информационную связь с каждым сотрудником, но прямая связь между сотрудниками не допускается;
- организации, в которой есть один мощный компьютер с полным набором внешних устройств, выходом в Интернет и множество дешевых компьютеров без периферии на рабочих местах сотрудников?
3. Какие программные средства необходимы для создания ЛВС?
Вариант 3
1. Какие основные задачи выполняет сетевая операционная система в одноранговой сети?
2. Как вы думаете, какой тип локальной сети и какую конфигурацию удобнее выбрать для:
- компьютерного класса, где все ученики должны иметь равные возможности связаться с любым другим компьютером;
- организации со строго иерархическим принципом руководства: директор связан с начальниками отделов, начальники отделов — с руководителями групп, руководители групп — с рядовыми сотрудниками?
3. С какой целью создаются ЛВС с выделенным сервером?
Требования к выполнению домашнего задания
Документ с домашним конспектом для личного портфеля должен выглядеть примерно так (на выполнение подобной работы - изучение материала, выбор основных определений, копирование и очистка форматов - затрачивается 7-10 минут, что является важным здоровьесберегающим фактором). Примерный объем - лист А4:
локальная сеть | это множество компьютеров, соединенных линиями связи и работающих под управлением специального программного обеспечения. Компьютеры находятся на относительно небольших расстояниях (как правило, в радиусе до 1-2 км). |
сервер | (server=обслуживающий). Более мощный компьютер, выполняющий функции по обслуживанию клиентов и распределяющий ресурсы системы. |
рабочая станция | стационарный компьютер в составе ЛВС. На рабочих станциях пользователи решают прикладные задачи |
Линия связи | совокупность технических устройств и физической среды, обеспечивающих передачу сигналов от передатчика к приемнику. Для этой цели в большинстве сетей применяется кабель. |
Концентратор | Hub (в переводе называется накопителем, концентратором) — центральное устройство в сети на витой паре. Каждый компьютер должен быть подключен к нему с помощью своего сегмента кабеля. |
Ресурсы ЛС | это различные программы, документы и устройства |
Сетевая плата | Есть у каждого компьютера, который подключен к локальной сети. Её функция - передача и прием сигналов, по кабелям связи. |
Топология сети | физическое расположение компьютеров, кабелей и других компонентов сети. |
Эталоны ответов к заданию 2
1 вариант
57600 бит/с
2 вариант
40 с
3 вариант
2016000 бит
Эталоны ответов к заданию 3
1 вариант
1.а) локальная
1.в) глобальная
2. компьютер с сетевой платой, кабель, дополнительное оборудование (концентратор, терминатор и др.)
3. обмен информацией между компьютерами, подключенными к локальной сети
2 вариант
- а) глобальная
- в) локальная
- а) с выделенным сервером, звезда
- в) с выделенным сервером, звезда
- сетевая операционная система
3 вариант
- выполнение ею основных функций эффективного управления ресурсами - организация разделения ресурсов, таких как дисковые пространства, приложения, данные, принтеры
- а) одноранговая, звезда
в) с выделенным сервером, древовидная
- для использования общих ресурсов – дискового пространства, периферийных устройств, файлов, данных и программ.
Источники информации
Основная литература:
- Информатика для медицинских колледжей: учебное пособие. Гилярова М.Г. Ростов на Дону.: Феникс, 2020
- Информатика: учебник. Омельченко В.П., Демидова А.А. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020
Дополнительная литература:
Общественное здоровье и здравоохранение: учебник Медик В.А., Лисицин В.И. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020
Информационные и образовательные электронные ресурсы:
Образовательный портал России «Инфоурок»
Электронная библиотека студента
- Гилярова, М. Г. Информатика для медицинских колледжей : учебное пособие / Гилярова М. Г. - Ростов н/Д : Феникс, 2017. - 526 с. - ISBN 978-5-222-25187-4. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222251874.html https://www.studentlibrary.ru/ru/book/ISBN9785222251874.html?SSr=43013488da211e13df3e509z-lelik
- Омельченко, В. П. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учебник / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 416 с. - ISBN 978-5-9704-5499-2. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970454992. https://www.studentlibrary.ru/ru/doc/ISBN9785970454992-0005.html?SSr=43013488da211e13df3e509z-lelik
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предоставление доступа к документам локальной сети
Презентация по теме: " Предоставление доступа к докуменктам компьютера локальной сети". Н.Угринович. 9 класс....
Элективный курс "Технический английский". Методические и дидактические материалы урока "Локальные компьютерные сети" (11 класс).
Элективный курс "Технический английский" разработан автором на базе предмета "Основы технического перевода", который автор вёл на протяжении многих лет в 9, 10 и 11 классах. Этот курс имеет метапредме...
Открытый урок 10 класса, тема: Локальные сети. Топологии локальных сетей.
Разработка открытого урока по Кембриджским курсам в 10 классе по теме: Локальные сети. Топологии локальных сетей. Данный урок построен с минимальным использованием компьютерной техники, что очень инте...
Открытый урок на тему: «Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях».
Данный материал разработан для проведения занятий у студентов первого курса СПО....
Урок по Информатике «Виды сетей. Локальные сети», 9 класс
1. Цель урока: Получение новых понятий по теме “ Виды сетей. Локальные сети”;применение новых знаний полученных для создания проекта “Локальная ко...
Методическое пособие по теме Компьютерные сети
Методическое пособие по теме Компьютерные сети...
Методическое пособие для учителей по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)»
Методическое пособие для учителей по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)»...