Развитие критического мышления на уроках информатики
статья по информатике и икт

Денисова Ирина Владимировна

Развитие критического мышления на уроках информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_informatiki.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления на уроках информатики

В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных  ситуациях. Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация» - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления (ТРКМ). Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках информатики  и  ИКТ позволяет создать  благоприятные условия  для активизации и развития мыслительных  способностей.


Существует достаточно много приемов, которые можно использовать только на определенных стадиях или на всех стадиях. На уроках информатики используют такие приёмы, как «Верю – не верю», «Инсерт», «ЗХУ», «Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Чтение с остановками», «Синквейн».  Так, на стадии вызова используются приёмы «Верю не верю», «Корзина идей», таблица «ЗХУ». На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся должен вспомнить то, что он знает.

Учеников необходимо научить читать схемы, составлять опорные конспекты. Для развития таких навыков используют Прием  Кластеры.

«Кластеры» - гроздь винограда, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди».

Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» графический прием систематизации материала.

Пример. 

кластер алгоритм

Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно научились работать с учебником, умели осмысленно читать тексты, выделять главное из прочитанного, правильно понимать вопрос в заданиях. Для достижения этих целей можно использовать различные приемы, например, составление вопросника к тексту, прием «инсерт», прием «верю - не верю».

Прием «Инсерт» чтение текста с пометками:

              «+» -я это знал

              «-»  -  я этого не знал

              «!» - это меня удивило (думал иначе)

             «?» -  не понял, есть вопросы, хотел бы узнать подробнее.

После этого заполняется таблица, выписываются основные положения текста

+

-

!

?

Этот прием используется на стадии осмысление.

Графическая форма работы на уроке помогает понять, что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания.

 «Инсерт» способствует формированию личностных УУД (смыслообразование), регулятивных (постановка цели, контроль,самооценка), познавательных  общеучебных УУД.

Прием «Верю не верю».

Используется на стадии вызова.

Пример. Тема урока – Системы счисления.

Стадия вызова. На столах у учащихся лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «верите ли вы, что…» Ответ на вопрос может быть только «да» (+) или «нет» (-) Поставьте соответствующий знак в первом столбце (а). Работайте в парах.

Содержание карточки (по стихотворению Старикова «Необыкновенная девочка»):

№п/п

Вопросы

«а»

«б»

Верите ли вы, что…..

1.

Ей  было  тысяча  сто  (13)  лет,

2.

Она  в  сто  первый  (6)  класс  ходила,

3.

В  портфеле  по  сто (4) книг  носила – всё  это  правда,  а  не  бред.

4.

Когда,  пыля  десятком  (2)  ног,  она  шагала  по  дороге,

5.

За  ней  всегда  бежал  щенок  с  одним  хвостом,  зато  стоногий  (4).

6.

Она  ловила  каждый  звук  своими  десятью (2)  ушами,

7.

И  десять (3) загорелых  рук  портфель  и  поводок  держали.

8.

И  десять (2)  тёмно-синих  глаз  рассматривали  мир  привычно,  Но  станет  всё  совсем  обычным,  когда  поймёте  наш  рассказ.

После окончания работы учитель предлагает учащимся поделиться своим мнением с классом.

Заслушав ответы учащихся, учитель заполняет первую строчку начерченной на доске таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

а)

-

+

+

+

+

-

-

б)

Таким образом,  формируются личностные, регулятивные, познавательные УУД.

Стадия осмысления содержания. Подводя  итоги работы с вопросами таблицы, учащиеся  сравнивают  результаты  своих  размышлений  друг  с  другом  в  парах.  Выясняется,  что  мнения  учащихся  относительно  истинности  некоторых  утверждений  не  совпали.  Таким  образом,  возникла  ситуация  сомнения:  прав  ли  я,  кто  из  нас  прав?

Учитель  предлагает  учащимся  разрешить  возникшую  проблемную  ситуацию,  а  для  этого  сформулировать  вопросы,  на  которые  нужно  получить  ответы,  и  способы  приобретения  новых  знаний.  Учащиеся  обращаются  к  тексту  учебника «Перевод чисел из двоичной системы счисления».

Для наиболее вдумчивого чтения можно предложить ученикам, читая текст, на его полях карандашом расставлять значки:

              «+» -я это знал

              «-»  -  я этого не знал

              «!» - это меня удивило (думал иначе)

             «?» -  не понял, есть вопросы, хотел бы узнать подробнее.

Закончив работу с текстом, пары возвращаются к вопросам, рассмотренным в начале урока (заполняют значениями  «+», «-», «!», «?» столбик «б»), делятся своим мнением с классом.

Но это еще не значит, что учащиеся правильно ответили на все вопросы.

Стадия рефлексии.

Учитель предлагает обсудить полученные результаты. Он должен выяснить есть ли у них вопросы по тексту. Далее учитель возвращается  к рассмотрению последнего столбца таблицы, в котором указываем правильные ответы. Он должен выяснить у учащихся, есть ли у них вопросы по тексту. При необходимости он  объясняет. Записываем алгоритм  перевода  чисел  из  двоичной  системы  счисления.

Продолжением стадии рефлексии может быть выполнение упражнений по рассмотренной теме.

Прием «Знаю-Хочу узнать - Узнал (ЗХУ)»

На стадии «Вызов» учитель  объявляет  тему  урока  «Предыстория  информатики»  и  просит  учащихся  вспомнить  всё,  что  им  известно  о  средствах  хранения, обработки  и  передачи  информации,  и  записать  эти  сведения  в  первую  графу  таблицы  «Знаю – Хочу  узнать – Узнал  (ЗХУ)»:

Знаю

Хочу  знать

Узнал

Ученики  в  парах  знакомят  друг  друга  с  содержанием  своих  записей.  Несколько учеников по  просьбе  учителя  сообщают  известные  им  сведения  о  средствах  хранения, передачи  и  обработки  информации  всему  классу,  остальные  при  необходимости  вносят  дополнения  и  уточнения.  

Учитель  предлагает  учащимся  заполнить  вторую  колонку  таблицы,  а  для  этого  сформулировать  вопросы  о  средствах  хранения,  обработки  и  передачи  информации,  на  которые  ребята  не  знают  ответов.  В  качестве  опоры  учащимся  может  быть  предложен  список  вопросительных  слов: что,  какие,  как,  сколько,  где,  почему, когда?

После  индивидуального  выполнения  задания  учащиеся  обсуждают  вопросы  в  парах  и  выбирают  наиболее  интересные  и  наиболее  важные  для  понимания  данной  темы  вопросы.  Учитель  их  также  записывает  на  доске.  

На стадии «осмысление» учащимся предлагается найти  ответы  на  поставленные  вопросы. Учащиеся перечисляют  источники  и  способы  поиска:  можно обратиться  к учебнику,   к какой-либо  поисковой  системе  Интернета.  Учитель  просит  учащихся  обменяться  информацией   по  найденным  вопросам, т.е  организует  закрепление  полученных  знаний.

- Расскажите  о  том,  что  вам  уже было известно….

- Что нового узнали?

- Что в этой информации  вас  особенно удивило,  привлекло внимание?

На стадии «рефлексии» учитель  предлагает  учащимся  вернуться  к  списку  вопросов,  составленному  в  начале  урока,  и  выяснить,  на  все  ли  вопросы  найдены  ответы,  а  также  задать  новые  вопросы,  которые  возникли  в  процессе  работы  с  информацией. Если  у  учащихся  имеются  вопросы  без  ответов.

Продолжением этапа рефлексии может стать итоговый  текст,  начинающийся со  слов:  «Оказывается,…».

Использование приёмов «Верю – неверю», «ЗХУ» побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. Данные приёмы не только позволяют заинтересовать ребёнка информацией и актуализировать имеющиеся знания, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий, но и формировать другие виды УУД. Так, приём «Верю – не верю» нацелен на проверку гипотез, развитие способности к прогнозированию и анализу понятий, а это не что иное, как познавательные и регулятивные УУД. Применяя данный приём, мы способствуем развитию умения вчитываться в текст и понимать прочитанное, а также находить нужное. Это не что иное, как познавательные общеучебные действия. Соотнесение своего мнения с авторским текстом способствует развитию регулятивных действий, а обсуждение в группах – коммуникативных универсальных действий Использование приёма помогает заинтересовать детей, способствует более осмысленному знакомству с текстом. Мы способствуем, таким образом,  формированию личностных УУД (смыслообразование).

Мозговой штурм

При работе нужно обращать внимание на иерархию вопросов, которые

сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

  • I уровень - что ты знаешь?
  • II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)
  • III уровень - применение, анализ, синтез

Пример задания:

Тема урока «Защита информации»

Вопросы:

 *Что угрожает информации?

 *От кого нужно защищать информацию?

-----------------------------_1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Методические приёмы развития критического мышления на уроках информатики"

Как определить критическое мышление? Какие существуют приёмы  и технологии развития критического мышления?...

Развитие критического мышления на уроках информатики

              «Всё наше достоинство — в способности мыслить.  Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в...

Внедрение технологии развития критического мышления на уроках информатики

Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и модели...

Методический блокнот "Технология развития критического мышления на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательной компетенции"

Технология развития критического мышления на уроках информатикикак средство формирования /из опыта работы/...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

Использование технологии развития критического мышления на уроках информатики и математики

В презентации представлены приемы развития критического мышления на уроке информатики...