Геймификация в преподавании информатики и ИКТ
материал по информатике и икт

Загалова Марина Николаевна

Материалы к методическому объединению учителей информатики и ИКТ по теме "Геймификация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_zagalova_m._n.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сатинская средняя общеобразовательная школа»

Ивановский филиал

Геймификация в преподавании

информатики и ИКТ

Учитель информатики: М. Н. Загалова

Ивановка, 2021

         В настоящее время информационно – коммуникативные технологии и интерактивное обучение прочно входит в учебный процесс. Существует множество инновационных образовательных технологий, но большинство их сводится к традиционной классно – урочной системе. Суть образовательных методик остается прежней: учитель – источник информации, учащиеся – приемники информации. Меняются только слагаемые и формы. А все ли они актуальны в XXI веке? Все ли они отвечают интересам и потребностям современного общества?

          Актуальность данной темы определяется тем, что если раньше учитель находился выше ученика по уровню развития и компетенций, то в настоящее время учитель часто отстает от детей, которые уже на интуитивном уровне владеют новыми технологиями и они прочно вошли в их сознание, способы поведения и социализации. Поэтому возникает проблема - учитель не современен, он оторван от современного мира. Пассивное использование современных образовательных технологий на уроке и отсутствие ИКТ компетентности приводят к тому, что появляется недоверие детей к школе и потеря интереса к обучению. Чтобы говорить с учащимися на одном языке и взаимодействовать с ними в одном информационном пространстве школе – а именно педагогам в настоящее время не остается другого варианта кроме как приспосабливаться и активно использовать инновационные образовательные технологии. И чтобы обучение было разнообразным и отвечало интересам учащихся его элементы игрофицируют (или геймифицируют), то есть создается постоянная обратная связь с учащимися через игру с поэтапным погружением в тему без потери внимания.

           Привлечение игры в процесс обучения не является инновацией, но внедрение информационных – коммуникативных технологий позволяет расширить спектр игр, игровые формы и элементы на уроках. В современном образовании на практике появился новый термин - «геймификация» («игрофикация»), который определяется как использование игровых элементов и методов игрового дизайна в неигровых контекстах; применение подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов.

        Термин «геймификация» часто путают с другими понятиями, так или иначе связанными с играми. Важно отметить, что геймификация – это не погружение в трехмерный виртуальный мир, не игры во время образовательного процесса и не обязательно может применяется в цифровом формате. Это только вспомогательный инструмент, позволяющий повысить познавательную активность, вовлеченность и мотивацию.

           С помощью игры обучающиеся начинают развивать те навыки, которые они были готовы игнорировать, или работе над которым были склонны сопротивляться. Геймификация облегчает преподавание и становится естественной формой организации образовательной деятельности современного человека. Принцип геймификации подразумевает то, что внедрение в образовательный процесс элементов из других областей (игр, социальных сетей) позволяет создать более удобную среду для учащихся.  

        Игра – это очень гибкая форма обучения. Она предполагает имитацию ситуаций, соответствующих выполнению реальных действий в рамках предложенной модели. Как результат – мы получаем более прочное усвоение знаний учащимися. Дальше процесс обучения стимулирует сам себя – чем лучше человек разбирается в той или иной предметной области, тем более интересной она ему представляется. Поэтому игровая форма занятий выступает как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Основные принципы геймификации:

  1. Добровольный характер игры. Добровольное участие, желание игроков участвовать — вот важный игровой принцип. Для школы это особенно важное и труднодостижимое правило.
  2. Выбор внутри игры. Решения участников влияют на ход дальнейшей игры. Выбор дает ощущение контроля, свободы и заставляет включаться в игру в полную силу. Если нет выбора, то игры не получится. Когда мы говорим про геймификацию, возможность выбора для участников очень важно сохранить.
  3. Алгоритмы игры. Когда вы предоставляете выбор участникам, стоит понимать, какими путями они будут достигать цели. Эти пути стоит просчитать и оценить их удельный вес. Простой пример: набрав N фишек за покупки в супермаркете, вы можете купить либо 5 мелких предметов, либо один крупный. Или в рамках математического квеста стоимость примера может быть 5 баллов, а сложной задачи — 30.
  4. Обратная связь. Никакая игра не возможна без обратной связи. Участник делает свой выбор — и получает ответ. В любой игре обратная связь необходима. Непрерывная обратная связь в удобном или интересном виде (например, инфографика) — сама по себе способна замотивировать на активность. Например, быстрее крутить педали, когда бортовой компьютер показывает определенную скорость, или пройти количество шагов не меньше, чем вчера и т.д.
  5. Неожиданная приятная обратная связь (вознаграждения). Этот механизм постоянно используется в различных видеоиграх. Участников захватывает и вовлекает игра, когда им неожиданно представляют их собственные достижения и дают вознаграждения, которых они не ждали. Исследования в рамках теории бихевиоризма показывают, что это наиболее эффективный механизм подкрепления желаемого поведения — вариативный. Откройте любую игру: вам с первый минут покажут, сколько вы запомнили слов, прошли шагов, и какой вы молодец. Просто праздник обратной связи: рейтинги, уровни, фанфары.

Существует два вида геймификации: содержательная и структурная.

         Содержательная геймификация — введение игровых элементов в рутинные процессы, чтобы изменить содержание того, чем вы занимаетесь, сделать его более игровым. Например, обычное тестирование можно превратить в финальную схватку с боссом (учителем), как в онлайн-игре.

Образовательная платформа http://www.triventy.com - является игровой платформой, которая позволяет писать, запускать и проводить онлайн тесты в классе. Ученики участвуют в игре, используя свои смартфоны – они превращаются в пульт дистанционного управления. Данный ресурс позволяет также решить проблему традиционного образования и освобождает учителя от проверки тестов – осуществляется моментальная обратная связь, где учащиеся сразу видят свои результаты.

        Структурная геймификация — применение игровых элементов (стикеров, дополнительных баллов и др.), чтобы ученику было легче, интереснее справиться с содержанием. Главное, чтобы ученик понимал, почему он получил награду. Поощрять нужно не просто хорошую работу, а, например, какой-то новый навык.

Образовательная платформа https://learningapps.org – онлайн конструктор для создания игровых интерактивных упражнений по многим предметам и разделам. Преимуществом данной платформы является возможность для учителя создание его личных цифровых образовательных ресурсов, учитывая возрастные особенности и уровень знаний учащихся.

            Как вводить геймификацию на уроке? Для начала можно ученикам предложить эксперимент, обсудить длительность такого эксперимента и обозначить, что важна обратная связь. Учащихся старших классов можно привлечь к самой разработке, можно использовать опыт участия ребят в различных онлайн-играх. Важно определить свою задачу. Вы хотите научить ребят работать в команде? Вы хотите снизить страх выступления у доски? Задача должна быть одна, и максимально конкретно сформулированная. Потом идет структурирование геймификации и выбор системы начисления баллов, который подходит вашим ученикам. Лучше избегать школьной пятибалльной системы и подсчета среднего арифметического — это бег на месте. Нужно постараться создать ощущение прогресса, как в играх. Участник игры должен чётко понимать, сколько баллов и за что он может получить. Тогда у ребят появится драйв, потому что они сами влияют на результат. Например, 150 баллов плюс 300 дополнительных очков, 50 бонусных…. Бинго! Вы набрали первую тысячу!

           Можно разделить темы на уровни. Если учителю понятна логика программы обучения (чему учить раньше, чему позже; что сложнее, что проще), то детям не всегда ясно, почему тот или иной раздел следует за другим, в чём между ними связь. Можно представить темы в виде уровней. Тогда ученикам станет понятно: чтобы перейти на следующий уровень, им сначала необходимо пройти предыдущий (усвоить такую-то тему).

           И последний этап - создание ресурсов для геймификации.

- Распишите инструкцию. Можно написать руководство на бумаге или записать его на электронном носителе. Там объясняется, как получать те или иные баллы, как можно обойти некоторые препятствия (читы).

- Организуйте команды. С появлением команды добавляется в обучение основной элемент игры — постоянный фидбэк (обратная связь). Необходимо обучить ребят, как они могут поддержать друг друга в достижении прогресса. Например, они могут помочь конструктивной критикой.

           На уроках информатики проще всего практиковать геймификацию, создавая образовательные квесты, web-квесты, различные задания с использованием программ, приложений и т.д. Ниже приведена таблица соответствия деятельности и игровой концепции, в которой можно найти игровые концепции, соответствующие разной деятельности.

          Преимущества геймификации в образовательном процессе очевидны:

 – неподдельная заинтересованность ученика, его вовлеченность в процесс, в том числе и на самых «скучных» уроках. В отличие от традиционных форм обучения, игра содержит очень важный компонент – развлекательный.

- активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, понимание, интерес, восприятие, мышление.

- отличный способ формирования и освоения смежных компетенций: организационно-коммуникативных (умение работать в команде, вступление в контакт, влияние на партнера, переговоры, интервью, наблюдение и т.д.), личностные (самопознание, саморегуляция), познавательная (целеполагание, планирование, корректировка, анализ, рефлексия).

           В настоящее время разнообразие игровых образовательных ресурсов позволяет их использовать, учитывая возрастные особенности, интересы, уровень умений и знаний учащихся. Игры, как средство эффективного взаимодействия учителя и учащихся, могут дать нам возможность лучше развивать у детей коммуникативные навыки, повысить мотивацию, дать актуальные практические знания и отказаться от устаревшей системы тестирования. Конечный успех применения подобных технологий будет зависеть от того, насколько точно инновации будут решать задачи по устранению недостатков системы образования и удовлетворять все возрастающие потребности общества, а также работать над тем, чтобы влияние геймификации оказалось положительным. Игровые методики могут стать самой причиной, по которой учащиеся снова захотят учиться. Если использовать энергию, мотивацию и потенциал игрового процесса и направить учащихся к учебе, то можно дать им очень важные инструменты для достижения побед в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Особенности преподавания Информатики и ИКТ в классах компенсирующего обучения"

В работе рассмотрены особенности учащихся классов компенсирующего обучения, приведены основные принципы и методы преподавания Информатики и ИКТ в данных классах....

Отчет для ШМО по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году

Отчет для ШМО по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году...

ЦОР в преподавании информатики

Статья о Цифровых образовательных ресурсах, используемых в преподавании информатики...

О целях преподавания информатики в школе

В статье поднимается вопрос о том, каким должен быть учитель, преподающий информатику....

Оптимальные формы и методы преподавания информатики

Сообщение на районном методическом объединении учителей информатики Эртильского района Воронежской области  29.08.2011 г....

Методические приемы в преподавании информатики

В статье описана методика организации и проведения урока-викторины и урока-семинара, защиты творческих проектов....

Методы преподавания информатики в лицее с профильным изучением информатики.

Единый государственный экзамен дает выпускнику больше возможностей в выборе ВУЗов и факультетах. Как же сориентироваться ученику и выбрать специальность, в которой ты будешь успешен в дальнейшем? Если...