О целях преподавания информатики в школе
статья по информатике и икт по теме
В статье поднимается вопрос о том, каким должен быть учитель, преподающий информатику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_celyah_prepodavaniya_informatiki.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика преподавания
информатики — как новая педагогическая дисциплина.
Цели преподавания информатики в школе.
Важность целей воспитания при преподавании информатики.
Информатики рано или поздно должна заняться тем, для чего она предназначена — интеграцией образования и знания вообще.
Методика преподавания информатики (МПИ) постоянно подчеркивает межпредметную направленность информатики, ее огромный дидактический потенциал в деле интеграции школьного образования.
МПИ рассматривает компьютер и как средство обучения.
Курс МПИ может быть рассмотрен как единая система целей, содержания, методов, форм и средств обучения.
В результате изучения курса учитель должен подготовиться к полноценной работе в компьютеризующейся школе. Для этого ему необходимо:
- понять и усвоить цели изучения школьной информатики во всех трех аспектах — образования, развития и воспитания;
- увидеть место и значение курса информатики в общем образовании школьника;
- освоить содержание курса (провести сравнительное изучение существующих учебников и программ по курсу информатики);
- понять принципы отбора содержания, уметь ими пользоваться;
- овладеть средствами изучения курса, освоить классические и новые методы обучения, управлять умственной деятельностью учащихся;
- освоить различные организационные формы занятий;
- увидеть, понять и вскрыть связи информатики с другими дисциплинами;
- научиться анализировать процесс обучения информатике, использовать и разрабатывать его программное и техническое обучение;
- уметь пробуждать, закреплять и развивать интерес к предмету у учащихся.
Цели развития.
При изучении МПИ у учителя формируется логико-алгоритмический и системно-комбинаторный стиль мышления.
Логичность мышления, кроме его культуры в математическом смысле, предполагает и выраженную процедурность: умение делать строгие выводы, например при поиске ошибок в алгоритме.
Алгоритмичность мышления должна обеспечить точность выводов учителя при доказательных рассуждениях. Эти две особенности мышления тесно взаимосвязаны.
Системность мышления учителя предполагает богатство ассоциативных связей между понятиями, видение взаимного проникновения понятий и дисциплин.
Комбинаторность мышления учителя необходима:
- для генерирования множества вариантов, способов обучения и отбора наиболее подходящих из них в конкретной ситуации;
- для порождения множества интерпретаций действий учащегося и выявления истинных его затруднений и успехов;
- для многократной переформулировки задач при взаимодействии с другими предметниками с целью компьютеризации их урок.
- Для поиска и вскрытия внутри - и межпредметных связей.
Для учителя информатики формирование системно-комбинаторного стиля мышления — это один из признаков профессионализма.
Система целей преподавания информатики.
Чтобы конкретизировать цели обучения, надо рассмотреть возможные уровни работы человека с компьютером:
Пассивный пользователь - непосредственно на компьютере не работает, но пользуется компьютерными "благами" (покупает авиабилеты, получает зарплату, рассчитанную на компьютере и т.д.) - почти каждый из нас.
Активный (параметрический) пользователь - работает с готовыми программами. Умеет работать с текстом на компьютере, рисовать, искать информацию. Он способен длительное время обходиться без помощи программиста.
"Программирующий" пользователь - способен внести некоторые изменения в готовую программу (например, формулу в ЭТ).
Парапрограммист ("настройщик") - работает на языках сверхвысокого уровня: язык управления БД, ЭТ, настраивает готовые продукты на конкретные нужды пользователя.
Программист - разрабатывает средства для всех вышеперечисленных пользователей. Работает на языках высокого уровня (Pascal, Cи).
Системный программист - обеспечивает эффективность работы на всех предыдущих уровнях.
С позиций школьной информатики наиболее массовой фигурой является активный пользователь. Но эффективность деятельности человека возрастает, если он подтягивается до уровня "программирующего" пользователя - уменьшается зависимость от программистов. Подготовка учащихся до этого уровня - посильна для школ с углубленным изучением информатики - это социально необходимая задача.
Цели преподавания информатики
Цели обучения рассматриваются в единстве развития, образования и воспитания. Информатика подчеркивает и практический аспект — подготовку человека к полноценной жизни в компьютеризованном обществе.
Свяжем теперь направления в целях курса информатики и уровни работы с компьютером.
- Образование прикладное — проявляется в умении извлекать немедленную практическую пользу из общения с ЭВМ (небольшие расчеты, запросы к поисковым системам, подготовка к трудовой деятельности с использованием компьютера). Сегодня оно уже определяет уровень и качество жизни.
- Образование общее — заключается в формировании мировоззрения, понимании принципов работы, возможностей и, что не менее важно, ограничений ЭВМ и достигает лишь на основе системных знаний, выводящих за рамки прагматичного, потребительского подхода к ЭВМ. Признаки общего образования:
- понимание принципов работы ЭВМ (а не частностей);
- представление о сути деятельности программиста (может быть понята как деятельность человека – творца, пусть и в небольшом, формализованном “мире”);
- знания о типах информации и способах ее обработки;
- представление о сложности типичных алгоритмов;
- знания о возможностях и ограничениях автоматизации мышления.
Умственное развитие – цели развития в основном сводятся к формированию двух взаимосвязанных стилей мышления: логико-алгоритмического и системно-комбинаторного.
Логико-алгоритмическое мышление проявляется в умении: строить логические утверждения о свойствах данных и запросы к поисковым системам; мыслить индуктивно и дедуктивно при анализе своих затруднений в работе с ЭВМ; формировать свои намерения вплоть до записи на некотором алгоритмическом языке.
Признаки системно-комбинаторного мышления таковы: видение предметов и явлений в целостности, взаимосвязях; умение строить несколько взаимодополняющих точек зрения на один и тот же объект; умение комбинировать понятийные и орудийные средства из различных дисциплин при построении моделей.
В реальности системно-комбинаторный стиль мышления сегодня — редкость.
Здесь информатика должна сказать свое слово именно как межпредметная, интегрирующая дисциплина.
Еще одна особенность системно-комбинаторного мышления – это языковая деятельность, умение излагать свои мысли и намерения на формальных языках, оперируя их понятиями. Это относится и к пользователям (он общается с компьютером на некотором формальном языке меню, команд, «горячих» клавиш.
Еще одна цель – развить у школьника умения и склонности к рефлексии, буквально – к наблюдению за собственным мышлением: «что я хотел – что сделал – что получилось и почему».
Цели воспитания — связаны с формированием черт и качеств, необходимых для эффективного и безопасного для себя и других пользования ЭВМ, а так же, формированию которых способствует именно компьютер. Можно говорить о воспитании таких качеств:
- эмоционально-положительная направленность на практическую деятельность как основной способ решения реальных проблем, отношение к практике как к критерию истины;
- объективное отношение к данным компьютерных вычислений, т.е. критичность и самокритичность мышления, способность спокойно отказываться от заблуждений, не настаивать на них;
- бережное отношение, как к технике, так и к информации, своей и чужой; этическое, нравственное неприятие компьютерного вандализма и вирусотворчества;
- стремление к самоутверждению через освоение ЭВМ и созидательную деятельность с ее помощью;
- личная ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;
- личная ответственность за решения, принимаемые на основе компьютерных данных;
- потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач бригадным методом;
- скромность, забота о пользователе продуктов своего труда.
Выводы:
Цели практического образования служат формированию компьютерной грамотности.
Цели общего образования и умственного развития связаны с компьютерной образованностью.
Цели воспитания служат формированию информационной культуры.
Все три указанные цели требуют направленных усилий педагога и не достигаются автоматически при простом усвоении материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Интеграция помогает повысить интерес учащихся, в том числе и познавательный, способствует формированию научного представления о целостной картине мира.Формы интеграции могут самыми разными...
Проблематика преподавания информатики в школе
В данной статье представлены основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителю информатики и ИКТ при преподавании школьного курса "Информатика"....
Особенности преподавания информатики в школе для слепых и слабовидящих детей
В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями преподавния информатики в школе для слепых и слабовидящих детей. Она написана с учетом опыта работа с такими детьми....
Статья "Современные проблемы в преподавании информатики в школе"
В последние годы школьный курс «Основы информатики и вычислитель-ной техники» вышел на качественно новый этап его развития. Более или менее единый набор школьных вычислений. С...
Цели изучения информатики в школе
Описаны основные цели изучения информатики в школе....
Статья «Современные технологии в преподавании информатики в школе с углубленным изучением иностранных языков»
Федеральный компонент государственного стандарта ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в н...