Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)
Цель урока: формирование у учащихся представления об абсолютных, относительных и смешанных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel
Задачи:
Образовательные:
- повторить правила ввода данных и формул в ячейки MS Excel;
- научить использовать в формулах различные виды ссылок
- продолжить совершенствовать навыки работы в программе MS Excel;
- повторить операции копирования, изучить особенности этих операций при применении принципа абсолютной адресации;
Развивающие:
- развивать воображение, память, внимание, самостоятельность мышления, навыки работы на ПК;
- формировать навыки информационной культуры, потребность в приобретении и применении знаний;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, ответственность за принятие решений, проявление настойчивости в завершении задания, аккуратность, активность, внимание, усидчивость
- воспитывать умение работать в коллективе, высказывая своем мнение
Планируемые образовательные результаты:
предметные – наличие представлений об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках;
метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;
личностные – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры.
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 491.31 КБ |
prezentatsiya.pptx | 254.77 КБ |
prakticheskaya_rabota.xls | 28.5 КБ |
prilozhenie.docx | 14.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме
«Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.»
9 класс
Цель урока: формирование у учащихся представления об абсолютных, относительных и смешанных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel
Задачи:
Образовательные:
- повторить правила ввода данных и формул в ячейки MS Excel;
- научить использовать в формулах различные виды ссылок
- продолжить совершенствовать навыки работы в программе MS Excel;
- повторить операции копирования, изучить особенности этих операций при применении принципа абсолютной адресации;
Развивающие:
- развивать воображение, память, внимание, самостоятельность мышления, навыки работы на ПК;
- формировать навыки информационной культуры, потребность в приобретении и применении знаний;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, ответственность за принятие решений, проявление настойчивости в завершении задания, аккуратность, активность, внимание, усидчивость
- воспитывать умение работать в коллективе, высказывая своем мнение
Планируемые образовательные результаты:
предметные – наличие представлений об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках;
метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;
личностные – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры.
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
электронные таблицы;
вычисление;
формула;
ссылка;
относительная ссылка;
абсолютная ссылка;
смешанная ссылка.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | УУД |
Организационный этап (подготовка учащихся к работе на уроке, создание благоприятной атмосферы на занятии) | Учитель приветствует учащихся, говорит, что рад их видеть, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. | На партах листы оценивания и 9 цветных карточек текстом вниз (Приложение, лист 1, лист 2) | Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Мотивация учебной деятельности | Учитель просит учащихся вспомнить, о чем они говорили на прошлом уроке предлагает им поработать в парах c использованием метода сингапурской обучающей структуры ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe)-мысли на столе. Объясняет суть метода. Учитель просит озвучить результаты работы, при необходимости корректирует ответы учащихся. | Учащиеся отвечают на вопрос, затем раскладывают карточки сеткой 3 Х 3 и составляют предложение по теме прошлого урока («Интерфейс ЭТ. Данные в ячейках») из слов по вертикали в какой-либо строке или по горизонтали (можно использовать диагональ) Учащиеся обмениваются полученными результатами. Вносят баллы в лист оценивания: 2 балла, если предложение составлено верно, 1 балл – были неточности, 0 баллов – неверно составили предложение | Примеры выполнения задания см. Приложение, лист 2 | Познавательные: формирование представления об изученных понятиях. Коммуникативные: умение работать в паре на достижение общей цели, умение слышать собеседника |
Актуализация знаний | Учитель предлагает выполнить задание на компьютере: необходимо установить соответствие между элементом окна программы Excel и его названием. Учитель указывает местоположение ссылки и контролирует процесс выполнения задания. | Учащиеся садятся за компьютеры, переходят по ссылке http://LearningApps.org/view618494 и выполняют задание. После проверки вносят результаты в лист оценивания и при необходимости исправляют ошибки. | Можно заранее перейти по ссылке на ПК учащихся с целью экономии времени на уроке Если нет выхода в Интернет, можно вывести задание на слайд, обозначив буквами элементы окна. А цифрами – их названия. В этом случае ученики выполняют задание в тетради, а потом проверяют себя по предложенным учителем ответам | Познавательные: формирование представления об изученных понятиях. Регулятивные: самоконтроль |
Постановка цели урока (определение совместно с учащимися что, для чего и каким образом они будут делать на уроке) | Учитель задает учащимся несколько вопросов: - Какие правила введения формул вы знаете? - Как выполнить копирование формулы в другие ячейки и когда это удобно делать? Учитель предлагает ученикам открыть таблицу (указывает место расположения файла) и выполнить задание: используя ввод формулы в ячейки Н6 и I6 и копирование формулы, посчитать значение в ячейках, залитых зеленым цветом. Учитель может задать несколько наводящих вопросов (cлайд 1): - Как найти расход за полугодие? - Как посчитать стоимость, учитывая стоимость 1 Квт Учитель предлагает учащимся сверить результаты с доской (Слайд 2) Учитель демонстрирует результат (Слайд 3), который должен был получиться у учащихся и просит проверить, верно ли записаны формулы в ячейках I7-I10 Учитель говорит, что для выполнения задания необходимы новые знания и формулирует тему урока. (Слайд 4) | Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся открывают указанный файл, отвечают на вопросы и выполняют задание Учащиеся сверяют результат и понимают, что у них в столбце расчета стоимости получились другие значения. Учащиеся проверяют формулы и делают вывод, что в формулах ячейка В3 меняется, а этого не должно происходить Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и формулируют задачи, которые предстоит решить на уроке | На ПК учеников заранее разместить файл «Практическая работа» | Регулятивные: целеполагание, само-, взаимоконтроль, коррекция, самооценка качества усвоения материала, Познавательные: анализ представленной информации, умение делать выводы Коммуникативные: умение слышать и слушать, умение выражать свои мысли. |
Изучение нового материала | Учитель просит учащихся ознакомиться с п. 3.2.1 учебника (Относительные, абсолютные смешанные ссылки» и выписать в тетрадь правила записи ссылок. Учитель задает учащимся вопросы: - Какие виды ссылок используют в электронных таблицах? - Чем отличаются эти ссылки по назначению? - Чем отличаются эти ссылки по внешнему виду? (Слайд 5) - Какие ссылки вы использовали при вычислении расхода электроэнергии в задании? - К какой ячейке при выполнении задания необходимо применить абсолютную адресацию? | Учащиеся работают с учебником, делают необходимые записи в тетради. Учащиеся отвечают на вопросы учителя Учащиеся переносят схему в тетрадь Учащиеся делают вывод, что с относительными ссылками они уже работали Учащиеся исправляют формулу в ячейке I6 и сверяют результат с доской. Делают отметку в листе оценивания | Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, самооценка Личностные: способность избирательного отношения к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях. | |
Физкульт-минутка | Один из учащихся проводит физкультминутку | |||
Первичное закрепление полученных знаний и умений | Учитель просит ребят обратить внимание на слайд 6, задает наводящие вопросы, вместе с учащимися обсуждает план выполнения задания Учитель контролирует выполнение задания, корректирует при необходимости. Учитель дополняет задание: запишите в ячейку L2 скидку – 15 % и, используя смешанную ссылку введите формулу в ячейку L6 так, чтоб ее можно было скопировать в остальные ячейки столбца и получить верный результат. Выставляет баллы в листы оценивания учащихся Учитель подводит итоги по результатам выполненного задания и предлагает выполнить задание по карточке с последующей проверкой одноклассника по слайду 7 Учитель собирает карточки и просит учащихся посчитать сумму баллов в листе оценивания. Сообщает критерии оценки. | Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, вместе с учителем обсуждают план выполнения задания. Самостоятельно выполняют задание по таблице (лист 2) Учащиеся выполняют задание. Учащиеся обмениваются карточками с соседом по парте, проверяют друг друга по слайду и выставляют количество баллов в лист оценивания Учащиеся сдают карточки и считают количество баллов. | Задание находится в файле «Практическая работа», лист 2 Карточки можно раздать, положив текстом вниз в то время, когда ученики выполняют практическую работу (Приложение, лист 2) | Личностные: готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств ИКТ (компьютера); Регулятивные: самоконтроль, коррекция, рефлексия учебных действий Познавательные: самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера, моделирование. Коммуникативные: умение взаимодействовать в паре, давать оценку выполненной работе одноклассника |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Учитель дает учащимся домашнее задание: п.3.2, вопросы 8, 10, 12 письменно По желанию: составить кроссворд из 15 слов по п.3.1-3.2 на листе А4 | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы | ||
8. Рефлексия (2 часть) (подведение итогов урока, определение соответствия полученного результата поставленным в начале занятия целям) | Учитель просит учащихся подвести итоги урока, продолжив фразы (Слайд 8):
| Учащиеся отвечают, выражая собственное мнение, продолжают фразы | Личностные: самоорганизация Регулятивные: Оценка и осознание уровня и качества усвоения; контроль Коммуникативные: умение выражать мысли, слушать, вести диалог Познавательные: рефлексия, анализ учебной деятельности, полученных знаний |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки .
ССЫЛКИ Относительные Смешанные Абсолютные В3 $ В $ 3 $ В3 В $ 3
15
Различают два основных типа ссылок: относительные и абсолютные . Абсолютные ссылки позволяют использовать в нескольких формулах значение одной ячейки и не зависят от положения формулы, например: $B$3 . Оносительные ссылки зависят от положения формулы и автоматически корректируется при копировании. Например, F8 . Ссылка, которая содержит только абсолютно адресуемый столбец или только абсолютно адресуемую строку, называетс я смешанной . Например, А $5 и $D5 Опорные слова: относительная, абсолютная, смешанная, А$5, F 8, одна ячейка, зависеть, $ B $3, $ D 5, 3 балла – нет ошибок 2 балла – одна, две ошибки 1 балл – несколько ошибок при верно данных 3 вариантах ответа
Продолжите фразы: я хорошо умею… мне надо еще поработать … у меня хорошо получилось …
Предварительный просмотр:
данные | электрон-ная | таблица |
ячейка | формула | ввод |
знак равенства | лист | книга |
Например:
(по второму столбцу): На листах электронной таблицы могут содержаться формулы.
(по первой строке): В ячейках электронной таблицы могут содержаться различные данные
(по диагонали): Любая формула в электронной таблице начинается со знака равенства
Лист оценивания учащегося__________________________________________ (фамилия, имя)
№ | Комментарий | Баллы |
Задание 1 Метод «Мысли на столе» | 2 балла – предложение составлено верно 1 балл – учитель внес коррективы 0 баллов – предложение составлено неверно | |
Задание 2 Установить соответствие | За каждое верно найденное соответствие присуждается 1 балл (максимальное количество баллов за задание – 10) | |
Задание 3 Электронная таблица (лист 1) | 2 балла – верно посчитаны значения в столбце «Расход за полугодие» и изменены с помощью абсолютной ссылки формулы в столбце «Стоимость за полугодие» 1 балл – самостоятельно выполнен только один из двух расчётов 0 баллов | |
Задание 4 Электронная таблица (лист 2) | 1-6 баллов (выставляет учитель) | |
Задание 5. Работа с карточкой | Выставляет одноклассник 3 балла – нет ошибок 2 балла – одна, две ошибки 1 балл – несколько ошибок при верно данных 3 вариантах ответа | |
Итого: | ||
Оценка: |
Выполнил______________ Проверил______________________ Заполни пропуски, используя опорные слова: Различают два основных типа ссылок: _____________________ и ________________________. _____________________ ссылки позволяют использовать в нескольких формулах значение _______________________________ и не зависят от положения формулы, например, ____________________. _________________________ ссылки __________________ от положения формулы и автоматически корректируется при копировании. Например, ________________. Ссылка, которая содержит только абсолютно адресуемый столбец или только абсолютно адресуемую строку, называется_________________. Например, ____________ Опорные слова: относительная, абсолютная, смешанная, А$5, F8, одна ячейка, зависеть, $B$3, $D5 | Выполнил______________ Проверил______________________ Заполни пропуски, используя опорные слова: Различают два основных типа ссылок: _____________________ и ________________________. _____________________ ссылки позволяют использовать в нескольких формулах значение _______________________________ и не зависят от положения формулы, например: ____________________. _________________________ ссылки __________________ от положения формулы и автоматически корректируется при копировании. Например, ________________. Ссылка, которая содержит только абсолютно адресуемый столбец или только абсолютно адресуемую строку, называется_______________. Например, _____________ Опорные слова: относительная, абсолютная, смешанная, А$5, F8, одна ячейка, зависеть, $B$3, $D5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в Excel
Предлагаемый материал позволяет эффективно построить работу по закреплению материала и навыков работы с абсолютными, относительными и смешанными ссылками. ...
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в Excel
Предлагаемый материал позволяет эффективно построить работу по закреплению материала и навыков работы с абсолютными, относительными и смешанными ссылками. ...
«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в MS Excel»
Разработка урока по теме «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в MS Excel» включает в себя конспект урока, расчитанный на 45 минут, и мультимедийную презентацию....
Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 9 класса "Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки"
Класс: 9 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: Информатика и ИКТТема: Обработка числовой информации в электронных таблицахТема урока: Ор...
Презентация "Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"
В данной работе объясняется материал по теме "Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах" с практическим примененим....
Методическая разработка открытого урока на тему «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в MS Excel»
Значение темы в курсе.Изучение данной темы в курсе ОУД.07. «Информатика» студентами первых курсов техникума связано с тем, что Ехсеl является наиболее распространенным редактором для созда...
Тема урока: Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
Тема урока: Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки, 9 класс...