Психологические аспекты успешности изучения математических основ информатики
статья по информатике и икт

Беляев Сергей Леонидович

В статье раскрывается критерии успешности изучения раздела математические основы информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_belyaev.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические аспекты успешности изучения математических основ информатики

Беляев С.Л.

учитель информатики

Понятие «успешность обучения» рассматривается в двух основных направлениях: в психологическом - как особое эмоциональное состояние обучающегося, отражающее личное отношение обучающегося к деятельности и ее результатам (В.К. Вилюнас, Л.Н. Белопольская, С.Н. Лысенкова, Е.А. Никитина, Л.С. Рубинштейн и др.); в педагогическом – как качество образования, эффективность и результативность обучения. (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Г.Д. Кириллова, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.Ю. Питюков, Г.И. Щукина и др.)

Успешность обучения согласно точке зрения В.А. Якунина определяется эффективностью руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, при котором высокие психологические результаты достигаются при минимальных затратах (материальных, финансовых, кадровых, физических, психологических и т.п.).

М.Я. Адамский выделяет критерии успешности, связывая их с освоением образовательного стандарта (знание понятий, явлений, умений вычленять их и навыки применения их в решении задач); личным продвижением (умение преодолевать учебные затруднения, осознанно исправлять ошибки, решать сложные задачи и т.д); позитивным личностным проявлением социального и творческого характера.

Анализируя различные подходы, можно сделать вывод, что успешность — это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка преподавателя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого обучаемого.

Успешность изучения математических основ информатики обусловлена: пониманием и учеником, и учителем того, что, именно, в математике разрабатывались эффективные средства и методы формального кодирования информации. Ученики должны знать и понимать: основы терминологии функций, отношений и множеств; перестановки, размещения и сочетания множества; формальные методы символической логики высказываний; основы построения рекуррентных соотношений; основные методы доказательств; основы теории чисел. Должны уметь: выполнять операции, связанные с множествами, функциями и отношениями; вычислять перестановки, размещения и сочетания множества, а также интерпретировать их значения в контексте конкретной задачи; решать типичные рекуррентные соотношения; осуществлять формальные логические доказательства и логическое рассуждение для моделирования алгоритмов; определять, какой вид доказательства лучше подходит для решения конкретной задачи; использовать основные алгоритмы теории чисел; использовать при решении практических задач вышеназванные знания и умения. Все это обусловлено образовательным стандартом.

Личностное продвижение характеризуется системой ценностных отношений учащихся к себе, образовательному процессу и результатам образовательной деятельности. При изучении математических основ информатики можно отнести такие образования, как: понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками кодирования информации и понимания значимости этого процесса; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость логического доказательства в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

Позитивное отношение к процессу освоения обусловлено повышением познавательной активности. Для этого мы можем использовать связь получаемых знаний с их практическим применяем, например, зашифровать и расшифровать определенные коды, разгадать кроссворд на основании кодов, применяя алгебру логики и таблицы истинности решать запутанные логические задачи. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что материал данной темы необходим для полного понимания таких тем как алгоритмизация и программирование, электронные таблицы, базы данных и других.

Список литературы:

Адамский М.Я. Успешное обучение в общеобразовательной школе как организационно-педагогическая проблема: дис. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Адамский Михаил Яковлевич. - Великий Новгород, 2015. - 201 с.

Ширяев Е.А. Педагогические средства формирования успешности школьников в процессе обучения: дис. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ширяев Евгений Андреевич. - Самара, 2018. - 180 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологические аспекты успешности публичного выступления учащегося - инструменталиста»

    Работая над индивидуальной программой с каждым учащимся, преподаватель стремится к максимально высокому уровню исполнения учеником выученных произведений. На достижение этой цели ...

Психологические аспекты успешной подготовки подростка к сдаче экзаменов.

Психологические аспекты успешной подготовки к сдаче экзаменов....

Методические аспекты изучения математической статистики в школе

В данной статье затрагиваются некоторые важные моменты изучения статистики в школе....

Психологические аспекты подготовки обучающихся к успешной сдаче ГИА (ОГЭ)

В данной статье рассматривается психологический аспект в системе подготовки обучающихся к ГИА и трудности, возникающие при реализации образовательного процесса как у учащимися, так и у других участник...

Приказ "Об организации и проведении городского семинара-практикума по теме «Педагогические и психологические аспекты успешной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»

Представлен приказ городского семинара-практикума по теме «Педагогические и психологические аспекты успешной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ», расписаны роли каждого учителя, выступле...

Статья "Психологические аспекты личности ученика, учитываемые при изучении дисциплины ОБЖ"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обобщения учеников в классе. Рассматривается понятие «Ученик, как личность». Подробно описана история развития человеческих качеств...