Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Программирование в Scratch»
рабочая программа по информатике и икт
Направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программирование в Scratch» имеет техническую направленность.
Программа имеет техническую направленность. Программа ориентирована на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, организацию профессионального самоопределения учащихся.
Актуальность.
Актуальность программы состоит в том, что мультимедийная среда Scratch позволяет сформировать у учащихся интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования. Среда Scratch позволяет сформировать навыки программирования, раскрыть технологию программирования. Изучение языка значительно облегчает последующий переход к изучению других языков программирования. Преимуществом Scratch, среди подобных сред программирования, является наличие версий для различных операционных систем, к тому же программа является свободно распространяемой, что немало важно для образовательных учреждений.
Новизна заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной.
Особенность среды Scratch, позволяющая создавать в программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает образовательную программу «Увлекательное программирование» практически значимой для современного подростка, т.к. дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_obr_programmirovanie_v_scratch_solovyeva_e_a.docx | 42.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 6 имени Васюковича С.В." г. Пестово
Принята на заседании педагогического совета от «25» августа 2020 г. Протокол №_106_ | Утверждаю Директор МАОУ "Средняя школа № 6 имени Васюковича С.В." г. Пестово ____________Шемякина О.В «__»______________ 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«Программирование в Scratch»
Ознакомительный уровень
Возраст обучающихся 8-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Соловьева Екатерина Анатольевна
Учитель информатики МАОУ «СШ №6 имени Васюковича С.В.» г.Пестово
г. Пестово
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018г.);
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
- с учетом:
- распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
- письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
- письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015 № 4665 «О направлении методических рекомендаций».
Направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программирование в Scratch» имеет техническую направленность.
Программа имеет техническую направленность. Программа ориентирована на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, организацию профессионального самоопределения учащихся.
Актуальность.
Актуальность программы состоит в том, что мультимедийная среда Scratch позволяет сформировать у учащихся интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования. Среда Scratch позволяет сформировать навыки программирования, раскрыть технологию программирования. Изучение языка значительно облегчает последующий переход к изучению других языков программирования. Преимуществом Scratch, среди подобных сред программирования, является наличие версий для различных операционных систем, к тому же программа является свободно распространяемой, что немало важно для образовательных учреждений.
Новизна заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной.
Особенность среды Scratch, позволяющая создавать в программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает образовательную программу «Увлекательное программирование» практически значимой для современного подростка, т.к. дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность связана с реализацией следующих возможностей для развития ребенка:
- создание максимального количества ситуаций успеха;
- возможность долговременного влияния на формирование личности обучающегося,
- выявление и стимулирование проявлений положительных личностных качеств ребенка,
- практическая значимость (расширение кругозора, использование приобретаемых− качеств, знаний в повседневной жизни),
- предоставление обучающемуся широких возможностей для самовыражения средствами программирования.
Цель программы:
Создание условий для обучение программированию через создание творческих проектов в среде Scratch.
Задачи программы:
Обучающие:
- Овладение базовыми понятиями объектно-ориентированного программирования и применение их при создании проектов в визуальной среде программирования Scratch
- сформировать представление о профессии «программист»;
- сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ;
- сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, интерактивных игр, мультфильмов, интерактивных презентаций.
- совершенствование навыков работы на компьютере и повышение интереса к программированию.
Развивающие:
- способствование развитию логического мышления, памяти и умению анализировать;
- создание условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности;
- формирование потребности в саморазвитии;
- способствование развитию познавательной самостоятельности.
Воспитательные:
- формирование культуру и навыки сетевого взаимодействия;
- способствование развитию творческих способностей и эстетического вкуса подростков;
- способствование развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся.
Отличительные особенности программы
Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием. Программа «Программирование в среде Scratch» позволяет создавать собственные программы для решения конкретной задачи. Это является отличительной особенностью данной программы.
Программа предназначена для обучающихся младшего звена без предъявления требований к уровню подготовки. В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Для успешной реализации программы используются различные методические разработки и наглядные пособия.
Адрес программы
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Программирование в среде Scratch» 8-12 лет, наполняемость групп 10- 12 человек.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы – 1 год.
Форма и режим занятий
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий: аудиторные.
В данной программе используется индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия 40 минут. Срок освоения программы – 1 год. Количество часов – 16.
Вид программы – краткосрочная.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Обучающиеся, освоившие дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Программирование в среде Scratch» достигнут следующих результатов:
Будут знать:
– что такое программирование;
– что такое языки программирования;
– о необходимости составлять программы;
– синтаксис в языках программирования;
– способы создания мультфильмов;
– способы создания игр;
– алгоритм проектной деятельности;
– правила техники безопасности в компьютерном классе.
Будут уметь:
– выбирать и запускать программную среду Scratch;
– работать с основными элементами пользовательского интерфейса
программной среды;
– создавать игры;
– создавать мультфильмы;
− использовать меню «быстрых» клавиш, кнопок в окнах диалога, шрифтов;
− сформулировать тематику проекта и выполнить проект.
Способы определения результативности
Для отслеживания результатов обучения по программе используется:
- метод педагогического наблюдения,
- беседа с обучающимися,
- педагогический анализ проводимых отчетных мероприятий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: защита проектов, обсуждение.
Учебный план
п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестационного контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1 | 0,5 | 0,5 | Входной контроль |
2 | Управление спрайтами | 4 | 1 | 3 | Беседа, практическая работа |
3 | Основные приемы программирования | 9 | 2 | 7 | Беседа, практическая работа |
4 | Создание проектов | 2 | 0,5 | 1,5 | Творческий проект |
Всего часов: | 16 | 4 | 12 |
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
октябрь | ? | Беседа, практика | 1 | Инструктаж по ТБ. Знакомство со средой Scratch. Понятие спрайта и объекта. Создание и редактирование спрайтов и фонов для сцены. | Кабинет информатики | Входной контроль | ||
октябрь | Беседа, практика | 1 | Управление спрайтами: команды Идти, Повернуться на угол, Опустить перо, Поднять перо, Очистить. | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
октябрь | Беседа, практика | 1 | Координатная плоскость. Точка отсчёта | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
октябрь | Беседа, практика | 1 | Навигация в среде Scratch. Определение координат спрайта. Команда Идти в точку с заданными координатами. | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
октябрь | Беседа, практика | 1 | Создание проекта «Кругосветное путешествие Магеллана». Команда Плыть в точку с заданными координатами. | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
ноябрь | Беседа, практика | 1 | Понятие цикла. Команда Повторить. Рисование узоров и орнаментов. | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
ноябрь | Беседа, практика | 1 | Конструкция Всегда. Создание проектов «Берегись автомобиля!» и «Гонки по вертикали». Команда Если край, оттолкнуться. | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
ноябрь | Беседа, практика | 1 | Ориентация по компасу. Управление курсом движения. Команда Повернуть в направление. Проект «Полёт самолёта» | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
ноябрь | Беседа, практика | 1 | Спрайты меняют костюмы. Анимация. Создание проектов «Осьминог», «Девочка, прыгающая через скакалку» и «Бегущий человек» | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
декабрь | Беседа, практика | 1 | Соблюдение условий. Сенсоры. Блок Если. Управляемый стрелками спрайт. | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
декабрь | Беседа, практика | 1 | Составные условия. Проекты «Хождение по коридору», «Слепой кот», «Тренажёр памяти» | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
декабрь | Беседа, практика | 1 | Циклы с условием. Проект «Будильник» | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
декабрь | Беседа, практика | 1 | Самоуправление спрайтов. Обмен сигналами. Блоки Передать сообщение и Когда я получу сообщение. Проекты «Лампа» и «Диалог» | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
январь | Беседа, практика | 1 | Датчики. Проекты «Котёнок обжора» и «Презентация» | Кабинет информатики | Беседа, практическая работа | |||
январь | Беседа, практика | 1 | Создание проектов по собственному замыслу. | Кабинет информатики | Творческий проект | |||
январь | Практика | 1 | Регистрация в Scratch сообществе. Публикация проектов в сети. Защита проектов. | Кабинет информатики | Творческий проект |
Содержание программы
Тема 1.Введение.
Теория: Знакомство со средой Скретч. Понятие спрайта и объекта. Создание и редактирование спрайтов и фонов для сцены.
Практика: Пользуемся помощью Интернета. Поиск, импорт и редакция спрайтов и фонов из Интернет.
практические задачи
Тема 2.Управление спрайтами.
Теория: Управление спрайтами: команды Идти,Повернуться на угол, Опустить перо, Поднять перо, Очистить.
Координатная плоскость. Точка отсчета, оси координат, единица измерения расстояния, абсцисса и ордината. Навигация в среде Скретч. Определение координат спрайта. Команда Идти в точку с заданными координатами.
Практика: Создание проекта «Кругосветное путешествие Магеллана». Команда Плыть в точку с заданными координатами. Режим презентации.
Мини-исследование, практические задачи.
Тема 3.Основные приемы программирования.
Теория: Понятие цикла. Команда Повторить. Рисование узоров и орнаментов.
Конструкция Всегда. Создание проектов «Берегись автомобиля!» и «Гонки по вертикали». Команда Если край, оттолкнуться. Ориентация по компасу. Управление курсом движения. Команда Повернуть в направлении. Проект «Полет самолета» Спрайты меняют костюмы. Анимация.
Практика: Создание проектов «Осьминог», «Девочка, прыгающая через скакалку» и «Бегущий человек». Создание мультипликационного сюжета «Кот и птичка». Создание мультипликационного сюжета с Кот и птичка» (продолжение). Соблюдение условий. Сенсоры. Блок Если. Управляемый стрелками спрайт. Создание коллекции игр: «Лабиринт», «Кружащийся котенок». Пополнение коллекции игр: «Опасный лабиринт».
Составные условия. Проекты «Хождение по коридору», «Слепой кот», «Тренажер памяти»
Датчик случайных чисел. Проекты «Разноцветный экран», «Хаотичное движение», «Кошки-мышки», «Вырастим цветник».
Циклы с условием. Проект «Будильник».
Запуск спрайтов с помощью мыши и клавиатуры. Проекты «Переодевалки» и «Дюймовочка».
Самоуправление спрайтов. Обмен сигналами. Блоки Передать сообщение и Когда я получу сообщение. Проекты «Лампа» и «Диалог». Доработка проектов «Магеллан», «Лабиринт». Датчики. Проекты «Котенок-обжора», «Презентация».
Переменные. Их создание. Использование счетчиков. Проект «Голодный кот».
Ввод переменных. Проект «Цветы». Доработка проекта «Лабиринт» — запоминание имени лучшего игрока.
Ввод переменных с помощью рычажка. Проекты «Цветы» (вариант 2), «Правильные многоугольники.
Список как упорядоченный набор однотипной информации. Создание списков. Добавление и удаление элементов, Проекты «Гадание», «Назойливый собеседник»
Поиграем со словами. Строковые константы и переменные, Операции со строками
Создание игры «Угадай слово»
Создание тестов — с выбором ответа и без
Тема 4.Создание проектов.
Создание проектов по собственному замыслу
Регистрация в Скретч-сообществе.
Публикация проектов в Сети
Защита проектов
Творческая деятельность, решение практических задач.
Условия реализации программы
Техническое оснащение занятий
- Кабинет, учебные парты и стулья
- Персональные компьютеры (ноутбуки) 11 шт.
- Проектор 1шт.
- Экран 1 шт.
- Доступ в интернет со скоростью не менее 1 Мбит/сек.
- Браузер
- Программа Scratch
Кадровое обеспечение
Для реализации программы необходимы преподаватели:
● знающие предметную область “Информатика”;
● владеющие методикой преподавания “Информатики и ИКТ” в начальной и средней школе;
● имеющие навыки программирования на любом языке программирования высокого уровня;
● имеющие навыки программирования на Scratch;
● освоившие материал, представляемой программы.
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Залогова Л.А. Компьютерная графика: учебное пособие / Л.А. Залогова. - 3-е изд. - Москва: Бином. Лаб. знаний, 2009 - 213 с.
Торгашева Ю. Первая книга юного программиста. Учимся писать программы на Scratch. – СПб.: Питер. 2017. – 128 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»)
Программирование для детей на языке Scratch/ пер. А. Банкрашкова. – Москва: Издательство АСТ. 2017. – 94, [2] с.: ил.
Голиков Д.Н. Scratch для юных программистов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2017. — 192 с.
Электронные ресурсы
Учебник Л.А. Залоговой «Компьютерная графика» http://www.alleng.ru/d/comp/comp46.htm
Официальный сайт проекта Scratch – http://scratch.mit.edu
Учитесь со Scratch – https://sites.google.com/a/uvk6.info/scratch/home
Уроки по Скретч https://www.youtube.com/playlist?list=PLMInhDclNR1GsZ9CJBZESbm7k3Xpr7awy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информационно-технический центр Polygon»
Актуальность учебного проекта «Информационно-технический центр Polygon» ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАБЩАЯ) ПРОГРАММА технической направленности «программирование роботов»
Актуальность курса заключается в том, что он направлен на формирование творческой личности, живущей в современном мире. Технологические наборы LEGO MINDSTORMS EV3 ориентированы на изучение основных фи...
"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"
Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ «Scratch»
Задача современной школы – обеспечить вхождение обучающихся в информационное общество, научить каждого пользоватьсяинформационно-коммуникационными технологиями. Формирование пользовательских нав...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Веселое Scratch программирование"
Рабочая программа курса доп образования по программированию...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Офисные программы»
Дополнительная общеразвивающая программа «Офисные программы» имеет техническую направленность, отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Начальное техническое моделирование"
Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Начальное техническое моделирование» технической направленности. Программа ориентирована на развитие у обучающихся художеств...