Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Программирование в Scratch»
рабочая программа по информатике и икт

Соловьева Екатерина Анатольевна

Направленность.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программирование в Scratch» имеет техническую направленность.

Программа имеет техническую направленность. Программа ориентирована на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, организацию профессионального самоопределения учащихся.

Актуальность.

Актуальность программы состоит в том, что мультимедийная среда Scratch позволяет сформировать у учащихся интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования. Среда Scratch позволяет сформировать навыки программирования, раскрыть технологию программирования. Изучение языка значительно облегчает последующий переход к изучению других языков программирования. Преимуществом Scratch, среди подобных сред программирования, является наличие версий для различных операционных систем, к тому же программа является свободно распространяемой, что немало важно для образовательных учреждений.

Новизна заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной.

Особенность среды Scratch, позволяющая создавать в программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает образовательную программу «Увлекательное программирование» практически значимой для современного подростка, т.к. дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя  школа № 6 имени Васюковича С.В." г. Пестово 

Принята на заседании педагогического совета

от «25» августа 2020 г.

Протокол №_106_

Утверждаю

Директор МАОУ

"Средняя  школа № 6 имени Васюковича С.В." г. Пестово

____________Шемякина О.В

«__»______________ 2020 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

                           «Программирование в Scratch»

Ознакомительный уровень

Возраст обучающихся 8-12 лет

Срок реализации: 1 год

  Автор-составитель:

  Соловьева Екатерина Анатольевна

 Учитель информатики МАОУ «СШ №6 имени Васюковича С.В.» г.Пестово                

г. Пестово

2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018г.);
  • приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 года № 196;
  • постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
  • с учетом:
  • распоряжения правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 29.03. 2016 г. № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
  • письма комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 26.10.2015   №     4665 «О направлении методических рекомендаций».

Направленность.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программирование в Scratch» имеет техническую направленность.

Программа имеет техническую направленность. Программа ориентирована на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, организацию профессионального самоопределения учащихся.

Актуальность.

Актуальность программы состоит в том, что мультимедийная среда Scratch позволяет сформировать у учащихся интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования. Среда Scratch позволяет сформировать навыки программирования, раскрыть технологию программирования. Изучение языка значительно облегчает последующий переход к изучению других языков программирования. Преимуществом Scratch, среди подобных сред программирования, является наличие версий для различных операционных систем, к тому же программа является свободно распространяемой, что немало важно для образовательных учреждений.

Новизна заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной.

Особенность среды Scratch, позволяющая создавать в программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает образовательную программу «Увлекательное программирование» практически значимой для современного подростка, т.к. дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность связана с реализацией следующих возможностей для развития ребенка:  

  • создание максимального количества ситуаций успеха;  
  • возможность долговременного влияния на формирование личности  обучающегося,  
  • выявление и стимулирование проявлений положительных личностных качеств ребенка,
  • практическая значимость (расширение кругозора, использование приобретаемых качеств, знаний в повседневной жизни),  
  • предоставление обучающемуся широких возможностей для самовыражения  средствами программирования.

Цель программы:

Создание условий для обучение программированию через создание творческих проектов в среде Scratch.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Овладение базовыми понятиями объектно-ориентированного программирования и применение их при создании проектов в визуальной среде программирования Scratch
  • сформировать представление о профессии «программист»;
  • сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ;
  • сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй,  интерактивных игр, мультфильмов, интерактивных презентаций.
  • совершенствование навыков работы на компьютере и повышение интереса к программированию.

Развивающие:

  • способствование развитию логического мышления, памяти и умению анализировать;
  • создание условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности;
  • формирование потребности в саморазвитии;        
  • способствование развитию познавательной самостоятельности.

Воспитательные:

  • формирование культуру и навыки сетевого взаимодействия;
  • способствование развитию творческих способностей и эстетического вкуса подростков;
  • способствование развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся.

Отличительные особенности программы

Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием. Программа «Программирование в среде Scratch» позволяет создавать собственные программы для решения конкретной задачи. Это является отличительной особенностью данной программы.

        Программа предназначена для обучающихся младшего звена без предъявления требований к уровню подготовки.  В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Для успешной реализации программы используются различные методические разработки и наглядные пособия.

Адрес программы

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Программирование в среде Scratch» 8-12 лет, наполняемость групп  10- 12 человек.

Сроки реализации программы

Срок реализации программы – 1 год. 

Форма и режим занятий

Форма обучения: очная.

Формы проведения занятий: аудиторные.

В данной программе используется индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия 40 минут. Срок освоения программы – 1 год. Количество часов – 16.

Вид программы –  краткосрочная.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

        Обучающиеся, освоившие дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Программирование в среде Scratch» достигнут следующих результатов:

Будут знать:

– что такое программирование;

– что такое языки программирования;

– о необходимости составлять программы;

– синтаксис в языках программирования;

– способы создания мультфильмов;

– способы создания игр;

– алгоритм проектной деятельности;

– правила техники безопасности в компьютерном классе.

Будут уметь:

– выбирать и запускать программную среду Scratch;

– работать с основными элементами пользовательского интерфейса

программной среды;

– создавать игры;

– создавать мультфильмы;

− использовать меню «быстрых» клавиш, кнопок в окнах диалога, шрифтов;

− сформулировать тематику проекта и выполнить проект.

Способы определения  результативности

        Для отслеживания результатов обучения по программе используется:

  • метод педагогического наблюдения,
  • беседа с обучающимися,
  • педагогический анализ проводимых отчетных мероприятий.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: защита проектов, обсуждение.


Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестационного контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

0,5

0,5

Входной контроль

2

Управление спрайтами

4

1

3

Беседа,

практическая

работа

3

Основные приемы программирования

9

2

7

Беседа,

практическая

работа

4

Создание проектов

2

0,5

1,5

Творческий проект

Всего часов:

16

4

12

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

октябрь

?

Беседа,

практика

1

Инструктаж по ТБ. Знакомство со средой Scratch. Понятие спрайта и объекта. Создание и редактирование спрайтов и фонов для сцены.  

Кабинет информатики

Входной контроль

октябрь

Беседа,

практика

1

Управление спрайтами: команды Идти, Повернуться на угол, Опустить перо, Поднять перо, Очистить.

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

октябрь

Беседа,

практика

1

Координатная плоскость. Точка отсчёта

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

октябрь

Беседа,

практика

1

Навигация в среде Scratch. Определение координат спрайта. Команда Идти в точку с заданными координатами.

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

октябрь

Беседа,

практика

1

Создание проекта «Кругосветное путешествие Магеллана». Команда Плыть в точку с заданными координатами.

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

ноябрь

Беседа,

практика

1

Понятие цикла. Команда Повторить. Рисование узоров и орнаментов.

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

ноябрь

Беседа,

практика

1

Конструкция Всегда. Создание проектов «Берегись автомобиля!» и «Гонки по вертикали». Команда Если край, оттолкнуться.

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

ноябрь

Беседа,

практика

1

Ориентация по компасу. Управление курсом движения. Команда Повернуть в направление. Проект «Полёт самолёта»

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

ноябрь

Беседа,

практика

1

Спрайты меняют костюмы. Анимация. Создание проектов «Осьминог», «Девочка, прыгающая через скакалку» и «Бегущий человек»

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

декабрь

Беседа,

практика

1

Соблюдение условий. Сенсоры. Блок Если. Управляемый стрелками спрайт.

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

декабрь

Беседа,

практика

1

Составные условия. Проекты «Хождение по коридору», «Слепой кот», «Тренажёр памяти»

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

декабрь

Беседа,

практика

1

Циклы с условием. Проект «Будильник»

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

декабрь

Беседа,

практика

1

Самоуправление спрайтов. Обмен сигналами. Блоки Передать сообщение и Когда я получу сообщение. Проекты «Лампа» и «Диалог»

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

январь

Беседа,

практика

1

Датчики. Проекты «Котёнок обжора» и «Презентация»

Кабинет информатики

Беседа,

практическая

работа

январь

Беседа,

практика

1

Создание проектов по собственному замыслу.

Кабинет информатики

Творческий проект

январь

Практика

1

Регистрация в Scratch сообществе. Публикация проектов в сети. Защита проектов.

Кабинет информатики

Творческий проект


Содержание программы

        Тема 1.Введение.

Теория: Знакомство со средой Скретч. Понятие спрайта и объекта. Создание и редактирование спрайтов и фонов для сцены.

Практика: Пользуемся помощью Интернета. Поиск, импорт и редакция спрайтов и фонов из Интернет.

практические задачи

        

        Тема 2.Управление спрайтами.

Теория: Управление спрайтами: команды Идти,Повернуться на угол, Опустить перо, Поднять перо, Очистить.

Координатная плоскость. Точка отсчета, оси координат, единица измерения расстояния, абсцисса и ордината. Навигация в среде Скретч. Определение координат спрайта. Команда Идти в точку с заданными координатами.

Практика: Создание проекта «Кругосветное путешествие Магеллана». Команда Плыть в точку с заданными координатами. Режим презентации.

        Мини-исследование, практические задачи.

        Тема 3.Основные приемы программирования.

Теория: Понятие цикла. Команда Повторить. Рисование узоров и орнаментов.

Конструкция Всегда. Создание проектов «Берегись автомобиля!» и «Гонки по вертикали». Команда Если край, оттолкнуться. Ориентация по компасу. Управление курсом движения. Команда Повернуть в направлении. Проект «Полет самолета» Спрайты меняют костюмы. Анимация.

Практика: Создание проектов «Осьминог», «Девочка, прыгающая через скакалку» и «Бегущий  человек». Создание мультипликационного сюжета «Кот и птичка». Создание мультипликационного сюжета с Кот и птичка» (продолжение). Соблюдение условий. Сенсоры. Блок Если. Управляемый стрелками спрайт. Создание коллекции игр: «Лабиринт», «Кружащийся котенок». Пополнение коллекции игр: «Опасный лабиринт».

Составные условия. Проекты «Хождение по коридору», «Слепой кот», «Тренажер памяти»

Датчик случайных чисел. Проекты «Разноцветный экран», «Хаотичное движение»,  «Кошки-мышки», «Вырастим цветник».

Циклы с условием. Проект «Будильник».

Запуск спрайтов с помощью мыши и клавиатуры. Проекты «Переодевалки» и «Дюймовочка».

Самоуправление спрайтов. Обмен сигналами. Блоки Передать сообщение и Когда я получу сообщение. Проекты «Лампа» и «Диалог». Доработка проектов «Магеллан», «Лабиринт».  Датчики. Проекты «Котенок-обжора», «Презентация».

Переменные. Их создание. Использование счетчиков. Проект «Голодный кот».

Ввод переменных. Проект «Цветы». Доработка проекта «Лабиринт» — запоминание имени лучшего игрока.

Ввод переменных с помощью рычажка. Проекты «Цветы» (вариант 2), «Правильные многоугольники.

Список как упорядоченный набор однотипной информации. Создание списков. Добавление и удаление элементов, Проекты «Гадание», «Назойливый собеседник»

Поиграем со словами. Строковые константы и переменные, Операции со строками

Создание игры «Угадай слово»

Создание тестов — с выбором ответа и без

        Тема 4.Создание проектов.

Создание проектов по собственному замыслу

Регистрация в Скретч-сообществе.

Публикация проектов в Сети

Защита проектов

Творческая деятельность, решение практических задач.

Условия реализации программы

Техническое оснащение занятий

  • Кабинет, учебные парты и стулья
  • Персональные компьютеры (ноутбуки) 11 шт.
  • Проектор 1шт.
  • Экран 1 шт.
  • Доступ в интернет со скоростью не менее 1 Мбит/сек.
  • Браузер
  • Программа Scratch

Кадровое обеспечение

Для реализации программы необходимы преподаватели:

● знающие предметную область “Информатика”;

● владеющие методикой преподавания “Информатики и ИКТ” в начальной и средней школе;

● имеющие навыки программирования на любом языке программирования высокого уровня;

● имеющие навыки программирования на Scratch;

● освоившие материал,  представляемой программы.

Методическое обеспечение программы

Список литературы

Залогова Л.А. Компьютерная графика: учебное пособие / Л.А. Залогова. - 3-е изд. - Москва: Бином. Лаб. знаний, 2009 - 213 с.

Торгашева Ю. Первая книга юного программиста. Учимся писать программы на Scratch. – СПб.: Питер. 2017. – 128 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»)

Программирование для детей на языке Scratch/ пер. А. Банкрашкова. – Москва: Издательство АСТ. 2017. – 94, [2] с.: ил.

Голиков Д.Н. Scratch для юных программистов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2017. — 192 с.

Электронные ресурсы

Учебник Л.А. Залоговой «Компьютерная графика» http://www.alleng.ru/d/comp/comp46.htm

Официальный сайт проекта Scratch – http://scratch.mit.edu

Учитесь со Scratch – https://sites.google.com/a/uvk6.info/scratch/home

Уроки по Скретч https://www.youtube.com/playlist?list=PLMInhDclNR1GsZ9CJBZESbm7k3Xpr7awy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАБЩАЯ) ПРОГРАММА технической направленности «программирование роботов»

Актуальность курса заключается в том, что он направлен на формирование творческой личности, живущей в современном мире. Технологические наборы LEGO MINDSTORMS EV3 ориентированы на изучение основных фи...

"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"

Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ «Scratch»

Задача современной школы – обеспечить вхождение обучающихся в информационное общество, научить каждого пользоватьсяинформационно-коммуникационными технологиями. Формирование пользовательских нав...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Офисные программы»

Дополнительная общеразвивающая программа «Офисные программы» имеет техническую направленность, отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Начальное техническое моделирование"

Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Начальное техническое моделирование» технической направленности. Программа ориентирована на развитие у обучающихся художеств...