Рабочая программа курса "Информационные системы и технологии", 10-11 класс
рабочая программа по информатике и икт
Рабочая программа курса "Информационные системы и технологии", 10-11 класс, по 1 часу в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baskov_m.v._10-11_klass_informatsionnye_sistemy_i_tehnologii.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Информационные системы и технологии» составлена на основании программы элективного курса «Информационные системы и модели» И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н.Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Курс «Информационные системы и модели» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарт в основной школы. При планировании и создании курса авторы учитывают, что раздел «Информационные системы и модели» становится одним из ведущих в изучении информатики на старшей ступени школы. В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в предметных областях, на которых базируется изучаемые системы и модели, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени школы.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя учебное пособие для учащихся, компьютерный практикум и методическое пособие для учителя.
На изучение курса в 10-м классе отводится 35 часов и 34 часа в 11-м классе.
Планируемые результаты
По окончании изучения данного раздела курса учащиеся должны знать:
- содержание понятий «модель», «информационная модель», «компьютерная математическая модель»;
- виды абстрактных (информационных) моделей;
- этапы компьютерного математического моделирования, их содержание;
- цели математического моделирования;
- требования, предъявляемые к компьютерным математическим моделям;
- возможные подходы к классификации математических моделей;
- отличие натурного (лабораторного) эксперимента от компьютерного (численного);
- состав инструментария компьютерного математического моделирования;
- возможности табличного процессора Excel в реализации математического моделирования;
- графические возможности ТП Excel;
- возможности системы MathCAD в реализации компьютерных математических моделей;
- математические формулировки изученных моделей;
- специфику компьютерного математического моделирования в экономическом планировании; примеры содержательных задач из области экономического планирования, решаемых методом компьютерного моделирования;
- постановку задач, решаемых методом линейного программирования;
- постановку задач, решаемых методом динамического программирования;
- основные понятия теории вероятности, необходимые для реализации имитационного моделирования: случайная величина, закон распределения случайной величины, плотность вероятности распределения, достоверность результата статистического исследования;
- способы получения последовательностей случайных чисел с заданным законом распределения;
- постановку задач, решаемых методом имитационного моделирования в теории массового обслуживания.
По окончании изучения данного раздела курса учащиеся должны уметь:
• приводить примеры, иллюстрирующие понятия «модель», «информационная модель», «компьютерная математическая модель»;
приводить примеры содержательных задач, при решении которых применяются компьютерные математические модели, и при этом преследуются разные цели моделирования;
применять схему компьютерного эксперимента при решении содержательных задач, где возникает потребность I компьютерном математическом моделировании;
- приводить примеры задач разных классов при классификации моделей по целям моделирования;
- отбирать факторы, влияющие на поведение изучаемой системы, выполнять ранжирование этих факторов;
- строить модели изучаемых процессов;
- выбирать программные средства для исследования построенных моделей;
- подбирать наборы тестовых данных для анализа правильности разработанных программ;
- анализировать полученные результаты и исследовать ми-тематическую модель при различных наборах параметров, в том числе граничных или критических;
- использовать простые оптимизационные экономические модели;
- строить простейшие модели систем массового обслуживания и интерпретировать полученные результаты.
- реализовывать простые математические модели на ЭВМ, создавая алгоритмы и программы на языке VisualBasic;
- пользоваться возможностями ТП Excel для проведения несложных математических расчетов и иллюстрирования результатов математического моделирования графиками и столбчатыми диаграммами;
- пользоваться средством «Поиск решения» ТП Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования;
- пользоваться системой MathCAD для проведения несложных математических расчетов, графического иллюстрирования результатов моделирования;
пользоваться системой MathCAD для решения задач линейной и нелинейной оптимизации.
Содержание учебного курса
Курс полностью направлен на формирование у обучающихся навыков практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских, лабораторных и конструкторских работ для овладения рабочими и инженерными специальностями.
Состоит из двух частей:
Часть 1. Моделирование и разработка информацией систем.
Данный раздел курса углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной информатике. База данных — ядро любой информационной системы — рассматривается в качестве информационной модели ответствующей предметной области. Содержание обучения отталкивается от проблем, которые требуется решить.
Первая проблема — адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматривают ся основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической модели, ее реализация в виде модели данных реляционного типа.
Вторая проблема — создание приложений, которые в совокупности с базой данных составляют информационно-справочную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложений (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользовательского интерфейса.
В конце раздела осваиваются элементы программировании приложений на языке VisualBasicforApplication (VBA).
Часть 2. Компьютерное математическое моделирование. Данный раздел также углубляет содержательную линию моделирования в курсе информатики. В нем изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей информатики и универсальной методологии моделирования. Овладение основами компьютерного математического моделирования позволит учащимся углубить научное мировоззрение, развить творческие способности, а также поможет в выборе будущей профессии. Данный раздел является преемственным по отношению к первому разделу, в котором речь также идет об информационном моделировании, но с позиций представления информации, в то время кик второй раздел посвящен в основном ее математической обработки.
В ходе изучения раздела будут расширены математические знания и навыки учащихся. В частности, будут рассмотрены некоторые задачи оптимизации, элементы математической статистики и моделирования случайных процессов.
Курс состоит из двух частей, соответствующих двум главам учебника.
Формы организации занятий — сочетание лекционных занятий с выполнением практических работ по созданию баз данных, приложений, реализации компьютерных математических моделей. Используется метод проектов, позволяющий в максимальной мере развить навыки самостоятельной и исследовательской работы. Рекомендуется использовать написание рефератов по современным методам и средствам разработки информационных систем, по моделированию в наиболее актуальных разделах науки, по которым проведение практических занятий нецелесообразно на данном этапе обучения.
На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и частично-поисковый методы (в зависимости от учебного материала). При самостоятельном решении задач на практических работах в основном используется поисковый метод. В процессе выполнения практических заданий по обоим разделам курса учащиеся разовьют навыки работы с современными средствами информационных технологий: табличным процессором, реляционной СУБД, математическим пакетом MathCAD, познакомятся с элементами офисного программирования.
Составной частью курса является подготовка реферата по одной из проблем, затронутых в курсе, а также выполнение и защита проекта. При подборе материалов для реферата учащимся рекомендуется использование ресурсов Интернет, для его оформления потребуется работа с текстовым процессором Word и иными средствами пакета MSOffice. Защиту проекта рекомендуется проводить с использованием презентации, созданной средствами PowerPoint.
Тематическое планирование.
10 класс
Информационные системы и системология (9 ч)
Понятие информационной системы; этапы разработки информационных систем. Основные понятия системологии: система, структура. Модели систем: модель черного ящика, модель состава, структурная модель. Графы, сети, деревья. Информационно-логическая модель предметной области.
Компьютерные сети (4 ч)
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Реляционная модель данных и реляционная база данных (11 ч)
Проектирование многотабличной базы данных. Понятие о нормализации данных. Типы связей между таблицами. Создание базы данных в среде реляционной СУБД (MS ACCESS). Реализация приложений: запросы, отчеты.
Базы данных на электронных таблицах (5 ч)
Создание базы данных (списка) в среде табличного процессора (MS Excel). Использование формы для ввода и просмотра списка, для выборки данных по критериям. Сортировка данных по одному или нескольким полям. Фильтрация данных. Сводные таблицы.
Программирование приложений (4 ч)
Макросы: назначение, способы создания и использования, Структура программы на VBA. Объекты VBA для MS Excel. РМ» работка пользовательского интерфейса: диалоговые окна. Введение в программирование на VBA.
Итоговое повторение (1 ч)
11 класс
Введение в моделирование (3 ч)
Основные понятия и принципы моделирования. Моделирование и компьютеры. Разновидности математических моделей. Компьютерное математическое моделирование, его этапы.
Инструментарий компьютерного математического моделирования (5 ч)
Табличные процессоры и электронные таблицы. Табличный процессор MSExcel, основные сведения. Построение графикой зависимостей между величинами в ТП Excel. Система математических расчетов MathCAD. Примеры использования MathCAD.
Моделирование процессов оптимального планирования (12 ч)
Постановка задач оптимального планирования. Линейное программирование — введение. Общая формулировка и существование решения задач линейного программирования. Симплекс-метод. Алгоритмическая реализация симплекс-метода. Понятие о нелинейном программировании. Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования. Решение задач оптимизации с помощью пакета MathCAD. Программная реализация симплекс-метода в VBA; сопоставление с Turbo-Pascal. Динамическое программирование. Алгоритмическая реализация метода динамического программирования. Реализация алгоритма динамического программирования в VBA. Понятие о моделях многокритериальной оптимизации.
3D-моделирование и анимация (6 ч)
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Информационные технологии (5 ч)
Принципы и методы обмена данными между различными приложениями в MS Office. Математические возможности MS Word: формулы, схемы , диаграммы, математические тексты.
Итоговое повторение (3 ч)
.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
Тема (раздел), количество часов | № п/п | Тема урока | Дата проведения урока (план/факт) | Корректировка |
Информационные системы и системология (9 часов) | Введение. Понятие информационной системы | |||
Этапы разработки информационных систем | ||||
Основы системологии: понятия системы, структуры, системного эффекта | ||||
Модели систем: модель «черного ящика»; модель состава системы | ||||
Модели систем: структурная модель, графы (сети) | ||||
Иерархические структуры и деревья | ||||
Построение структурной модели системы | ||||
Построение семантической сети | ||||
Инфологическая модель предметной области | ||||
Компьютерные сети (4 часа) | Компьютерные сети как информационная система | |||
Сеть Интернет | ||||
Адреса в Интернете | ||||
Службы Интернета. | ||||
Личное информационное пространство | ||||
Реляционная модель и базы данных | Понятие базы данных и СУБД | |||
Нормализация данных | ||||
СУБД MS Access | ||||
Создание базы данных | ||||
Запросы на выборку. Использование мастера запросов | ||||
Запросы на выборку. Использование конструктора запросов | ||||
Логические выражения. Сложные запросы на выборку | ||||
Создание сложных запросов | ||||
Глобальная модель данных информационной системы | ||||
Подсхемы и приложения | ||||
Создание форм и отчетов | ||||
Электронные таблицы — инструмент информационного моделирования | Электронные таблицы MS Excel | |||
Базы данных (списки) в MS Excel | ||||
Манипулирование данными в списках: выборка и сортировка | ||||
Фильтрация данных и условное форматирование данных | ||||
Сводные таблицы | ||||
Программирование приложений | Понятие о макросе | |||
Структура программы на VBA | ||||
Объекты VBA. Свойства, методы, события | ||||
Создание диалогового окна (пользовательской формы) | ||||
Итоговое занятие |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
Тема (раздел), количество часов | № п/п | Тема урока | Дата проведения урока (план/факт) | Корректировка |
Введение в моделирование | Основные понятия и принципы моделирования | |||
Моделирование и компьютеры | ||||
Компьютерное математическое моделирование | ||||
Инструментарий компьютерного математического моделирования | Решение математических задач с помощью MS Excel | |||
Решение математических задач с помощью MS Excel | ||||
Построение графиков зависимостей между величинами в MS Excel | ||||
Система математических расчетов MathCAD | ||||
Система математических расчетов MathCAD | ||||
Моделирование процессов оптимального планирования | Постановка задач оптимального планирования | |||
Введение в линейное программирование | ||||
Симплекс-метод | ||||
Симплекс-метод | ||||
Алгоритмическая реализация симплекс-метода | ||||
Понятие о нелинейном программировании | ||||
Использование «Поиск решения» в MS Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования | ||||
Использование «Поиск решения» в MS Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования | ||||
Динамическое программирование | ||||
Динамическое программирование | ||||
Решение задач динамического программирования | ||||
Решение задач динамического программирования | ||||
3D-моделирование и анимация (6 часов) | Введение в 3D-моделирование | |||
Работа с объектами | ||||
Сеточные модели | ||||
Материалы и текстуры | ||||
Рендеринг | ||||
Текстуры | ||||
Информационные технологии | Обмен данными между приложениями MS Office | |||
Обмен данными между приложениями MS Office | ||||
Обмен данными между приложениями MS Office | ||||
Набор и оформление математических текстов. | ||||
Оформление математических схем в MS Word. | ||||
Итоговое повторение | Итоговое повторение | |||
Итоговое повторение | ||||
Итоговое повторение |
Учебная литература
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» в 5 классе
базовый уровень...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» в 6 классе
базовый уровень...
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 5 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской ...
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 6 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской ...
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 6 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Технология» для 8 класса 35 часов (1час в неделю)
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом федеральных и примерных программ по учебным предметам (Технология. 5-9 к...
Рабочая программа элективного курса по технологии для 8 класса "Предания старины глубокой"
Для любой культуры особое значение имеет познание и осмысление собственной старины истоков национальной культуры. Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человек...