"Исполнитель алгоритма". 4класс
план-конспект урока по информатике и икт
Предварительный просмотр:
Технологическая карта сценария занятия «Информатика» в 4 классе
Тема занятия «Исполнитель алгоритма». Учебник «Информатика» Н.В. Матвеева
Цель занятия: | Изучить понятие об исполнителя алгоритма, системе его команд; осмыслить различия между исполнителями «Человек» и «Робот» |
Задачи: | |
Образовательные | Рассмотреть понятие исполнителя и системы команд исполнителя; учить составлять простейшие алгоритмы |
Развивающие | Развивать алгоритмическое и пространственное мышление, развивать логику, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою мысль, формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету |
Воспитательные | Воспитание аккуратности, точности, взаимоуважение к одноклассникам; формировать умение работать в группах и индивидуально |
Тип занятия | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями |
Форма занятия | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Опорные понятия, термины | Алгоритм, исполнитель, система команд |
УУД | Предметные УУД: Сформировать понятие «исполнителя алгоритма»; развивать умение составлять алгоритм, развивать представления об исполнителях алгоритма. Личностные УУД: Формировать устойчивый познавательный интерес; формировать навыки самоорганизации; развивать логическое мышление; Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными видами помощи. Познавательные: ставить проблему, аргументировать её актуальность; развивать навыки исследования; Коммуникативные: выполнять нормы речевого поведения, культуры речи; строить свои высказывания и слушать другого; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; |
Планируемые результаты
| Предметные: Формирование составление программы с конструкцией повторения; понимание возможности преобразовать программу не изменяя; умение выполнять программу с конструкцией повторения. Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Метапредметные Понимание учебной задачи; умение планировать и действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Осознание задачи; формирование и развитие компетентности в области ИКТ. Умение участвовать в диалоге, в беседе, умение понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение. |
Формы контроля | Беседа, устный опрос, практическая работа |
Здоровьесберегающие технологии | Рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; рационально организованный двигательный режим; смена видов деятельности; положительная эмоциональная обстановка на занятии. |
Приготовить: Доску, в стороне нарисовать поле для Робика и поставить пункты так, чтобы по следу Робика получить цифру 5; команды (повторить ___ раз) для поле Робика; 4 плаката для работы в группах; смайлики, магниты.
Этап урока | Обучающие развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма организации совзаимодействия на уроке | Формируемые УУД |
Орг. Момент | Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к уроку | Приветствует обучающихся. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. - Прочитаем хором стих Я сегодня быстро встал, В школу рано прибежал. Очень я хочу учиться, Не лениться, а трудиться. -Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением? Кто не хочет лениться, а хочет учиться и трудиться и узнать что-то новое? | Ученики готовятся к занятию, концентрируют внимание. Дети читают хором стихотворение, написанное на доске Отвечают на вопрос. | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: Проявляют познавательный интерес к учению. Регулятивные: выражают свое желание учиться. |
Актуализация опорных знаний | Показ слайдов. Повторение основных понятий | Организует проверку д/з и повторение прошлой темы. Задает вопросы. Настроить учащихся на дальнейшую работу. - Молодцы, все ли сделали ДЗ. А что мы изучали на прошлом уроке? - С какими видами алгоритмов мы познакомились на прошлом уроке? - Чем они отличаются друг от друга? /ответы учащихся/ - А давайте посмотрим на следующий алгоритм. СЛАЙД 1-4 (примеры) -Изучи алгоритм. Кому ты можешь поручить его выполнение? (слайд1-слайд4) | Сдают д/з. Ученики отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. Рассматривают слайды. Изучают заданные алгоритмы. Отвечают на вопрос. | фронтальная | Коммуникативные: Взаимодействие учителя и ученика Познавательные: Общеучебные действия. Регулятивные: Умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка; определяют последовательность действий. |
Постановка учебной задачи. Сообщение темы и целей урока. | Понимание темы, целей занятия | -Можем ли мы дать /придумать/ общее имя всем объектам, которые выбрали? /ответы учащихся/ Дав им общее имя мы узнаем тему урока. Из ответов учащихся формулировать тему урока. -Итак, тема сегодняшнего урока «Исполнитель алгоритма», сегодня на уроке мы узнаем про исполнителей алгоритма и системой команд исполнителя. СЛАЙД 5 (тема урока) /выключить экран/ | Придумывают общее имя объектам (приводят примеры) - Исполнители | фронтальная | Коммуникативные: Умение слушать Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель, находят и выделяют необходимую информацию, анализируя программу. Регулятивные: Под руководством учителя формулируют учебную задачу урока; тему урока. |
Открытие новых знаний: | Работа с учебником Показ презентации | Работа с учебником: Прочитайте тему «Исполнитель алгоритма», стр 37-39 - Какой вывод сделаем? СЛАЙД 6 /включить экран/ - Изучим следующий алгоритм. Кому мы можем его поручить? СЛАЙД 7. /Роботу/ - Сегодня, чтобы вместе с нами поиграть и весело провести время, он к нам пришел в гости. Его зовут Робик. - Как вы думаете, что он умеет делать? /ответы уч-ся, Робик/ - Чем отличается человек от робота? /ответы уч-ся/ - А смотрите, наш Робик пришел к нам с запиской. /прочитать - слайд/ - //Помогите мне добраться до дома // - Поможем ему добраться до дома? Сможем ли мы помочь? - Чтобы помочь ему давайте посмотрим, что он умеет делать. Он умеет ходить по клетчатому полю, и умеет выполнять команды «вправо» - двигается на одну клетку вправо, «влево» - двигается на одну клетку влево, «вверх» - на одну клетку вверх, «вниз» - на одну клетку вниз. При этом след Робика закрашивается. СЛАЙД 8. - Вот его поле. Для того, чтобы помочь Робику мы должны построить алгоритм для него из предложенных команд, так чтобы он смог пройти по всем пунктам по порядку начиная с первого. Не забывайте какие команды умеет делать Робик. (Показать поле и команды) | Читают учебник, получают новые знания Делают вывод: • Исполнителем может быть объект, который может точно выполнить команды; • Система команд исполнителя – это список всех команд, которые исполнитель может выполнить Изучают алгоритм. Отвечают на вопрос - Роботу Слушают учителя. Отвечают на вопросы - человек может создавать и исполнять алгоритмы, а робот может только исполнять алгоритмы Ответы учащихся Слушают объяснение учителя. Изучают поле Робика Ученик выходит к доске строит программу Е для робика с конструкцией повторения. Ученик выходит к доске выполняет программу Е. Сравнивают результаты. Если есть ошибки, то их исправляют. - Да Ответы учащихся | фронтальная | Коммуникативные: вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; Познавательные: развитие мышления, воображения школьников; знакомство с важнейшим информационным понятием ЦИКЛ; делают выводы. Регулятивные: - соотносить уже усвоенные знания учащимися с теми, которые неизвестны; |
Первичное закрепление полученных знаний | Работа в рабочих тетрадях | Предлагает написать программу до второй задачи. Организует самостоятельную работу в рабочих тетрадях и взаимопроверку. - Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до первого пункта? Кто напишет? - На доске прикреплены команды, с их помощью мы будем сегодня работать. А след Робика будем закрывать вот такими небольшими листочками/ показать листочки/ - Оказывается на пунктах есть задание, чтобы дойти до следующего пункта мы должны сначала решить их. - Значит, чтобы помочь Робику мы должны сделать задачи в РТ. /самостоятельная работа уч-ся/ - Поменялись РТ и проверяем результат. Все ли смогли выполнить программу правильно? /проверить с плаката/ | Составляют программу до второй задачи. Выполняют задание в рабочих тетрадках. Осуществляют взаимопроверку. Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу за пунктом/ Пункт 1 - Работа с РТ Выполнить задание № 1, 4, 5 (стр 33 и 36) Выполняют задание в РТ Осуществляют взаимопроверку. | индивидуальная | Коммуникативные: Умение работать самостоятельно; Личностные: развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью. Выполнять взаимопроверку учебного задания. |
Физминутка | Выполняют упражнения | Предлагает написать программу до второй задачи. - Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до второго пункта? Кто напишет? - Наш Робик хочет отдохнуть вместе с вами. (СЛАЙД 9) /выключить проектор/ | Составляют программу. Делают разминку вместе с Робиком. Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу под пунктом 2 Пункт 2 СТОП УРОК, СТОП ДЕЛА НА ЗАРЯДКУ НАМ ПОРА | индивидуальная | Коммуникативные: умение слушать; Личностные самоорганизация; Регулятивные саморегуляция; |
Закрепление. | Работа в группах | Предлагает написать программу до четвертой задачи. Организует работу в группах. Объясняет задания. - Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до третьего пункта? Кто напишет? - Какое слово получилось? (компьютер) - Как вы думаете почему у нас получилось слова «компьютер»? - Чтобы узнать это, давайте доведем Робика до следующего пункта. |
Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу под пунктом 3. Пункт 3 - Выполните задания в группах. - Соединяете команды с исполнителями, которые умеют выполнять эти команды. Выполняете алгоритм. По пути записываете буквы в цепочку.. Разделяются в группы. Выполняют задание в группах. Сверяют результаты работ. Ответы учащихся. | групповая | Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог; умения работать в группе. Познавательные: Развитие логического мышления; умение выполнить задание по заданному алгоритму. Регулятивные: выполнять программу с циклом; строить цепочку по ходу Робика. |
Практическая работа за компьютером | Работа с исполнителем | - Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до четвертого пункта? Кто напишет? - Любимое занятие Робика работать за ПК и он зовет вас за собой поработать вместе с ним. Заходим в мир информатики, четвертый год обучения, исполнитель. - Вам надо довести робота к выходу. Для этого в наборе команд выбираете нужные команды и запускаете робота. Если робот не двигается или останавливается, значит вы выбрали неправильную команду. В таком случае, удаляете неправильную команду и исправляете. - Молодцы, я вижу, что вы справились с заданием. Выходим из программы. Закрыли ноутбуки, положили в сторону. И давайте выполним упражнение для глаз, чтобы снять напряжение. Спинки прямо, не двигая голову посмотрели влево, вправо, вверх, вниз, рисуем восьмерки с глазами, зажмурьте глаза, откройте. | Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу под пунктом 4. Пункт 4 - В компьютерном варианте выполни задание: исполнитель. Ученики слушают учителя, обдумывают свои действия за компьютером. Выполняют задание в ПК Выполняют упражнение для глаз | индивидуальная | Личностные: соблюдать требования техники безопасности, гигиены Коммуникативные: уметь сотрудничать с учителем. Познавательные: Формирование навыком работы в ПК; уметь использовать инструменты; проверять правильность получения результата пошагово. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу; умение действовать по плану; работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапа» для Робика. |
Подведение итогов. | Удовлетворение результатами своей работы | - Осталось нам дойти до последнего пункта. Какую команду он должен выполнить, чтобы дойти до пятого пункта? Кто напишет? - Смотрите, а там домик. Мы помогли Робику дойти до дома? А что мы для этого сделали? (ответы уч-ся) - А некоторые команды у нас остались. Почему эти команды мы не использовали? (ответы уч-ся) - Посмотрите на след Робика. Какую оценку мы заслужили? - Что мы обычно делаем дома? - Запишите д/з | Оценивают достижение поставленной цели, отвечают на вопросы. Проводят самооценку. Ученик выходит к доске строит программу, выполняет и читает задачу под пунктом. Пункт 5 - Здесь домик. Ответы уч-ся. - Ходили до каждого пункта, для этого составили программу с конструкцией повторения и выполняли задание под пунктами. - 5. - Домашнее задание. Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания. Записывают в дневник | фронтальная | Коммуникативные: Умение обсуждать результаты. Регулятивные: Формирование умения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Рефлексия | Учитель предлагает оценить ученикам занятие. - Какова же была цель нашего урока? - Были ли у вас затруднения? /поднимает смайлики/ | Ученики выражают свое мнение о занятии. | фронтальная | Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, знают правила речевого общения. Регулятивные: оценивают результат урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»
Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...
План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»
Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....
Конспект урока "Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир"
Разработка урока с спользованием среды программирования "кумир"...
Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».
Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»....
Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".
Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....