Использование ИКТ на уроках
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Чайкина Яна Александровна

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики

Цель использования технологии

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности. Использование ИКТ на разных этапах урока.

Результат использования технологии

  • Повышение мотивации к учению, интереса к предмету,
  • повышение эффективности обучения, рациональной организации и оптимизации познавательной деятельности в ходе учебного процесса,
  • формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, умение применять ИТ в своей учебной деятельности,
  • формирование творческих исследовательских качеств,
  • успешная самореализация выпускников.
  • Интеграция школы в мировое образовательное пространство;
  • разностороннее развитие обучаемого.

 

I этап. Для организационного начала урока и на этапе активизации знаний: организация различных опросов, тестов, что способствует привлечению внимания учащихся к теме урока.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности обучающихся к работе.

II этап. На этапе приобретения новых знаний компьютер может выступать в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.  

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

III этап. На этапе закрепления материала лабораторно-практическая работа даёт возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

 

Формируются УУД: 

  • Повышение компьютерной грамотности учащихся.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Развитие:
  • умений работать с информацией;
  • коммуникативных способностей;
  • исследовательских умений;
  • умений принимать оптимальные решения

Разработка урока по теме «База данных как модель предметной области» предназначена для учителей  информатики и ИКТ,  работающих в 9 классах по учебнику «Информатика и ИКТ Босова Л. Л., Босова А. Ю.

 

Технологическая карта урока

 Тема

«База данных как модель предметной области

Актуальность использования средств в ИКТ

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же

технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы,  но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся.

Цель урока

 

Обучить учащихся основным технологиям создания таблиц, форм, отчетов базы данных на примере программы Microsoft Access 2007.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

1) Познакомить учащихся с понятием база, типы данных, список, поле, ключ, информационная система

2) Показать практическое применение теоретического материала;

3) Дать первоначальные умения по работе с базой данных Microsoft Access.

1) Формирование культуры речи;

2) Формирование умения корректно высказывать точку зрения.

1) Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;

2) Воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе

Планируемый результат

Предметные: изучение приложения Microsoft Access 2007 по созданию таблиц, форм, отчетов базы данных в определенной предметной области, формирование представления об основных изучаемых понятиях.

Метапредметные.

Личностные УУД:

Умение выделять нравственный аспект поведения на уроке.

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность. определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, работать по плану ,выдвигать версии, оценивать степень успешности достижения цели

Познавательные УУД:

анализировать и обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии по созданию таблиц баз данных в других приложениях, поиск наиболее эффективного способа решения задачи.

Коммуникативные УУД:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Основные понятия

Информационные системы, база данных, типы данных, свойство поля, поле, список, ключ поля.

Оборудование

Учебник «Информатика и ИКТ» 9 класс осова Л.Л., Босова А.Ю., презентация по теме к учебнику, ЭОР по данной теме,  раздаточный материал

 Необходимое аппаратное и программное обеспечение

  1. Компьютеры
  2. Пакет приложений Microsoft Office 2007,

3. Экран,

4. Мультимедийный проектор,

5. Сеть Интернет, локальная сеть

 

Технология проведения

(этапы, цель)

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

1.Оргнизационный

Цель: подготовка класса к работе

Приветствие,

наличие обучающихся

Подготовка к уроку

Интерес к предмету, теме

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность

2.Актуализация знаний

Цель: создание ситуации успеха на уроке для каждого обучающегося через повторение ранее изученного материала

На прошлых уроке мы с вами  начали изучать и сегодня продолжаем изучение темы «База данных как модель предметной области», а также освоили приемы создания реляционной БД. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами закрепим наши знания.

  1. Что такое база данных?
  2. В чем различие между фактографическими и документальными БД?
  3. Что такое информационная система? Приведите примеры информационных систем.
  4. Что вы знаете о реляционной БД?
  5. Что такое запись, поле? Какую информацию они содержат?
  6. Что такое первичный ключ записи?
  7. Какие бывают типы полей? Что обозначает каждый из типов?
  8. Как расшифровывается «СУБД»? Каково назначение этого вида программного обеспечения?
  9.  Какие СУБД называются реляционными?
  10. На каком устройстве и в какой форме хранятся таблицы, созданные с помощью реляционной СУБД?

Работа с тестом, созданным в приложении «Электронные таблицы»

Закрепление основных понятий,  изученных ранее

Познавательные УУД:

анализировать и обобщать;

сравнивать; устанавливать аналогии работы в разных приложениях

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность, оценивать степень успешности достижения цели

Коммуникативные УУД:

излагать своё мнение;

участвовать в диалоге

III. Постановка цели урока

Приступим к изучению нового материала.

Тему урока запишите в тетрадь.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим форматы полей: символьный
, числовой, дата, время; выполним практическую работу «создание и редактирование БД».

Записывают в тетрадь тему урока и определения основных понятий данной темы, выполнение лабораторно-практической работы

Изучение новых возможностей при формировании баз данных

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность, оценивать степень успешности достижения цели

3. Изучение нового материала

Цель: знакомство с новыми понятиями при формировании базы данных и с новыми возможностями приложения Microsoft Access 2007.

Система управления базами данных (СУБД) — это программное обеспечение компьютера для работы с базами данных.

Таблицы БД хранятся в файлах.

Работа с базой данных начинается с открытия файлов.

Создание базы данных связано с описанием структуры будущих таблиц. Этот этап работы выполняется в среде СУБД.

Пользователь  должен указать имена всех полей таблицы, их типы и форматы.

План  работы:

1.Изучить новые понятия (презентация)

2.Записать ключевые понятия в тетрадь

3.Выполнить лабораторно-практическую работу для закрепления нового материала (раздаточный материал)

-Слушают объяснения и записывают новые понятия в тетрадь.

-Для закрепления полученных знаний выполняют лабораторно-практическую работу.

-Выявляют непонятные вопросы при выполнении работы

Знакомятся с новыми понятиями при формировании базы данных и с новыми возможностями приложения через теоретический материал  и лабораторно-практический.

Познавательные УУД:

устанавливать аналогии по созданию таблиц баз данных в других приложениях, поиск наиболее эффективного способа решения задачи;

Регулятивные УУД:

работать по плану урока

Коммуникативные УУД:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи при формировании вопросов по выполнению работы

4.Подведение итогов урока

Цель: определение предварительного уровня достижения цели урока

1.Что нового узнали о формировании базы данных?

Был ли полезным новый материал урока?

2.Достигли ли цели урока?

Отвечают на вопросы на основе записей в тетради и выполнения лабораторно-практической работы.

Лабораторно-практическая работа выполнена. База данных создана.

Коммуникативные УУД:

излагать своё мнение

Регулятивные УУД:

определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, оценивать степень успешности достижения цели 

5. Д/з

Цель:  закрепление знаний по теме, возможность выбора заданий  для обучающихся с разным уровнем мотивации

Домашнее задание на выбор:

1.Задания 1-5 для всех учащихся

2. Задания 10-11 повышенного уровня

 Найти ответы на поставленные вопросы в тексте учебника, использовать приложение Microsoft Access 2007.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке

Познавательные УУД:

находить информацию в тексте, обобщать;

представлять информацию в развёрнутом виде

 Список литературы:

  1. Учебник «Информатика и ИКТ Босова Л. Л., Босова А. Ю.
  2. ЭОР по данной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока  химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Использованы материалы сайтов: http://www.nachalka.com/node/1419. Тема 11. Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Втр, 2010-07-27 17:13 — Лариса Плахотник; «Фабрика к...