Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики
Цель использования технологии | Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности. Использование ИКТ на разных этапах урока. | Результат использования технологии | - Повышение мотивации к учению, интереса к предмету,
- повышение эффективности обучения, рациональной организации и оптимизации познавательной деятельности в ходе учебного процесса,
- формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, умение применять ИТ в своей учебной деятельности,
- формирование творческих исследовательских качеств,
- успешная самореализация выпускников.
- Интеграция школы в мировое образовательное пространство;
- разностороннее развитие обучаемого.
| I этап. Для организационного начала урока и на этапе активизации знаний: организация различных опросов, тестов, что способствует привлечению внимания учащихся к теме урока. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности обучающихся к работе. II этап. На этапе приобретения новых знаний компьютер может выступать в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. III этап. На этапе закрепления материала лабораторно-практическая работа даёт возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | Формируются УУД: - Повышение компьютерной грамотности учащихся.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Развитие:
- умений работать с информацией;
- коммуникативных способностей;
- исследовательских умений;
- умений принимать оптимальные решения
|
Разработка урока по теме «База данных как модель предметной области» предназначена для учителей информатики и ИКТ, работающих в 9 классах по учебнику «Информатика и ИКТ Босова Л. Л., Босова А. Ю. Технологическая карта урока Тема | «База данных как модель предметной области | Актуальность использования средств в ИКТ | Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы, но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся. | Цель урока | Обучить учащихся основным технологиям создания таблиц, форм, отчетов базы данных на примере программы Microsoft Access 2007. | Задачи урока
| обучающие | развивающие | воспитательные | 1) Познакомить учащихся с понятием база, типы данных, список, поле, ключ, информационная система 2) Показать практическое применение теоретического материала; 3) Дать первоначальные умения по работе с базой данных Microsoft Access.
| 1) Формирование культуры речи; 2) Формирование умения корректно высказывать точку зрения. | 1) Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы; 2) Воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе | Планируемый результат | Предметные: изучение приложения Microsoft Access 2007 по созданию таблиц, форм, отчетов базы данных в определенной предметной области, формирование представления об основных изучаемых понятиях. Метапредметные. Личностные УУД: Умение выделять нравственный аспект поведения на уроке. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность. определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, работать по плану ,выдвигать версии, оценивать степень успешности достижения цели Познавательные УУД: анализировать и обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии по созданию таблиц баз данных в других приложениях, поиск наиболее эффективного способа решения задачи. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи. | Основные понятия | Информационные системы, база данных, типы данных, свойство поля, поле, список, ключ поля. | Оборудование | Учебник «Информатика и ИКТ» 9 класс осова Л.Л., Босова А.Ю., презентация по теме к учебнику, ЭОР по данной теме, раздаточный материал | Необходимое аппаратное и программное обеспечение | - Компьютеры
- Пакет приложений Microsoft Office 2007,
3. Экран, 4. Мультимедийный проектор, 5. Сеть Интернет, локальная сеть |
Технология проведения (этапы, цель) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты
| Предметные | Метапредметные | 1.Оргнизационный Цель: подготовка класса к работе | Приветствие, наличие обучающихся | Подготовка к уроку | Интерес к предмету, теме | Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность | 2.Актуализация знаний Цель: создание ситуации успеха на уроке для каждого обучающегося через повторение ранее изученного материала | На прошлых уроке мы с вами начали изучать и сегодня продолжаем изучение темы «База данных как модель предметной области», а также освоили приемы создания реляционной БД. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами закрепим наши знания. - Что такое база данных?
- В чем различие между фактографическими и документальными БД?
- Что такое информационная система? Приведите примеры информационных систем.
- Что вы знаете о реляционной БД?
- Что такое запись, поле? Какую информацию они содержат?
- Что такое первичный ключ записи?
- Какие бывают типы полей? Что обозначает каждый из типов?
- Как расшифровывается «СУБД»? Каково назначение этого вида программного обеспечения?
- Какие СУБД называются реляционными?
- На каком устройстве и в какой форме хранятся таблицы, созданные с помощью реляционной СУБД?
| Работа с тестом, созданным в приложении «Электронные таблицы» | Закрепление основных понятий, изученных ранее | Познавательные УУД: анализировать и обобщать; сравнивать; устанавливать аналогии работы в разных приложениях Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать степень успешности достижения цели Коммуникативные УУД: излагать своё мнение; участвовать в диалоге | III. Постановка цели урока
| Приступим к изучению нового материала. Тему урока запишите в тетрадь. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим форматы полей: символьный, числовой, дата, время; выполним практическую работу «создание и редактирование БД». | Записывают в тетрадь тему урока и определения основных понятий данной темы, выполнение лабораторно-практической работы | Изучение новых возможностей при формировании баз данных | Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, оценивать степень успешности достижения цели
| 3. Изучение нового материала Цель: знакомство с новыми понятиями при формировании базы данных и с новыми возможностями приложения Microsoft Access 2007. | Система управления базами данных (СУБД) — это программное обеспечение компьютера для работы с базами данных. Таблицы БД хранятся в файлах. Работа с базой данных начинается с открытия файлов. Создание базы данных связано с описанием структуры будущих таблиц. Этот этап работы выполняется в среде СУБД. Пользователь должен указать имена всех полей таблицы, их типы и форматы. План работы: 1.Изучить новые понятия (презентация) 2.Записать ключевые понятия в тетрадь 3.Выполнить лабораторно-практическую работу для закрепления нового материала (раздаточный материал) | -Слушают объяснения и записывают новые понятия в тетрадь. -Для закрепления полученных знаний выполняют лабораторно-практическую работу. -Выявляют непонятные вопросы при выполнении работы | Знакомятся с новыми понятиями при формировании базы данных и с новыми возможностями приложения через теоретический материал и лабораторно-практический. | Познавательные УУД: устанавливать аналогии по созданию таблиц баз данных в других приложениях, поиск наиболее эффективного способа решения задачи; Регулятивные УУД: работать по плану урока Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи при формировании вопросов по выполнению работы | 4.Подведение итогов урока Цель: определение предварительного уровня достижения цели урока | 1.Что нового узнали о формировании базы данных? Был ли полезным новый материал урока? 2.Достигли ли цели урока? | Отвечают на вопросы на основе записей в тетради и выполнения лабораторно-практической работы. | Лабораторно-практическая работа выполнена. База данных создана. | Коммуникативные УУД: излагать своё мнение Регулятивные УУД: определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, оценивать степень успешности достижения цели | 5. Д/з Цель: закрепление знаний по теме, возможность выбора заданий для обучающихся с разным уровнем мотивации | Домашнее задание на выбор: 1.Задания 1-5 для всех учащихся 2. Задания 10-11 повышенного уровня | Найти ответы на поставленные вопросы в тексте учебника, использовать приложение Microsoft Access 2007. | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке | Познавательные УУД: находить информацию в тексте, обобщать; представлять информацию в развёрнутом виде |
Список литературы: - Учебник «Информатика и ИКТ Босова Л. Л., Босова А. Ю.
- ЭОР по данной теме
|