«Использование СИ в образовании»
статья по информатике и икт
Данная статья будет полезна ученикам старших классов (15-17 лет), педагогам и администрации образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование СИ в образовании»
Автор: учитель информатики
Галанин Александр Александрович
Содержание
1. Этапы информатизации образования
2. Преимущества использования СИ в образовании перед традиционным обучением
3. Основные направления использования СИ в учебном процессе
4. Важнейшие задачи информатизации образования
5. Тенденции развития информатизации образования
6. Литература
- Этапы информатизации образования
Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования (условно названные электронизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса).
Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.
Второй этап информатизации образования (компьютеризация) (с середины 70-х годов по 90-е годы) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, и характеризуется в первую очередь использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. Студенты как субъекты образовательного процесса впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями - "заместителями" реальных объектов и, что самое главное, управлять объектами изучения. Компьютерные образовательные технологии позволили на основе моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.
Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий в ОУ и доступом учащихся к ним.
- Преимущества использования СИ в образовании
перед традиционным обучением
К набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями можно отнести следующее:
1. СИ позволяют существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения поощрения регулярного использования СИ в исследовательской деятельности.
3. СИ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. использование СИ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. СИ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
3. Основные направления использования СИ в учебном процессе
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия";
3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "1С:Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
6) проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
4. Важнейшие задачи информатизации образования
1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности, которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
5. Тенденции развития информатизации образования
В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:
1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;
2) создание единого информационного образовательного пространства;
3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;
4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;
5) создание системы опережающего образования.
Изменяется также содержание деятельности учителя; учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.
В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
6. Литература:
- http://festival.1september.ru/articles/623247/ Использование ИКТ в образовательном процессе.
- http://net-edu.ru/node/1863 Форум «Современные ИКТ-технологии и учебник: конкуренция или взаимодополнение?»
- http://rusere.ru/ О курсе "ИКТ в образовании"
- http://www.studfiles.ru/ ИКТ.1. Дидактические основы создания и использования средств ИКТ.
- http://900igr.net/prezentatsii/informatika/Ispolzovanie-IKT-v-uchebnom-protsesse/011-Preimuschestva-ispolzovanija-IKT-v-obrazovanii-pered-traditsionnym.html Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собирание и использование в содержинии образования фольклора как средства приобщения к культуре России
В данной работе говориться о воспитальной значимости русского фольклора.Указываются программы по курсу " Народоведения". Дается практического применение данных программ.В приложениях даетс...
Использование ИКТ в образовании
В статье приведены история развития использования компьютерных технологий в контексте школьной среды и переход на современные "облачные технологии"...
Использование ТОГИС ( технология образования в глобальной информационной сети) при изучении темы «Мир английского» по УМК «Английский нового тысячелетия» 6 класс
Предлагается разработка серии уроков с использованием материалов из глобальной сети для решения метапредметных задач как в лингвострановедении так и компетентност...
Статья "Использование активных методов образования на уроках"
Данная работа готовилась для защиты на августовском совещании по теме "Использование активных методов образования на уроке", выполнена в виде книжечки, легко распечатывается. К сожалению, пришлось убр...
Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании
Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Понятие социализация происходит от латинского слова социалис – общественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, позволяющих ребёнку активно участвовать в жизни...
Статья «Использование ресурсов музыкального образования в поликультурном воспитании учащихся основной школы»
Статья о поликультурном воспитании учащихся....