Урок для учащизся с ОВЗ алгоритмы
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока информатики
3 класс (инклюзивный класс)
Класс: 15 учащихся (из них двое с ОВЗ – ЗПР)
Тема урока: «Исполнители алгоритма»
Дидактическая цель: формирование умений точно определять типы алгоритмических конструкций; развитие логического мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей;
Задачи:
образовательные:
- обобщить и систематизировать знания основных понятий: исполнитель, алгоритм, программа;
- отрабатывать умения по написанию алгоритмов
- развивать познавательную деятельность и творческие способности учащихся;
- формировать логическое и абстрактное мышление;
- развивать воображение и внимательность.
воспитательные:
- воспитывать коммуникативную культуру;
- развивать познавательный интерес.
Средства:
- персональный компьютер
- проектор;
- мультимедийная презентация;
- компьютерный практикум УМК Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г
ЭОР:
- ЦОР
- Электронные ресурсы издательства БИНОМ.ЭОР (бета-версия) для 4 класса
- Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
На земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше (знания). Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и препятствия, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!
II. Актуализация знаний.
1 вопрос: С каким понятием мы с вами познакомились на прошлых занятиях?
(Алгоритм – порядок действий, последовательность действий, план действий по определённым правилам, которые приводят к достижению цели и к решению задачи.)
2 вопрос: Из чего состоит алгоритм?
Для ребенка с ОВЗ подготовить карточку: если вопрос не вызывает затруднений выделить шрифт (зеленым) , не знаете ответа (красным), затрудняетесь (желтым)
Ребенку с ОВЗ :Чтобы проверить знания и вспомнить изученное на прошлых уроках, проверим задания на карточках.
III.Сообщение темы и цели урока
Ребята, а кто нам помогал выполнять алгоритмы на экране? (Робот)
Учитель помогает ребенку с ОВЗ сориентироваться в задании.
Как мы его можем назвать? (Исполнитель алгоритма)
Вот вы и сами подсказали мне тему нашего урока. Записываем тему «Исполнитель алгоритма»
Сегодня на уроке закрепим понятие алгоритм, а также познакомимся с понятием исполнители алгоритмов, узнаем, кого можно назвать исполнителем алгоритма. Познакомимся с системой команд исполнителя.
VI. Изучение нового материала
Понять 1
- Посмотрите на экран и скажите, что из изображенного на экране можно назвать исполнителем алгоритма, и какой алгоритм каждый из них исполняет? (робот, компьютер, человек, игрушка на пульте управления)
- Все ли объекты можно назвать исполнителями алгоритма? (Только тот, который способен исполнять команды, встречающиеся в алгоритме)
- Команды поступают от человека, управляющего игрушкой или роботом, в виде определенных сигналов по радио или по проводам, поэтому мы говорим, что и робот и игрушка – это пассивные исполнители, так как они просто исполняют команды, которые выбирает для них управляющий ими человек.
- Любая радиоуправляемая игрушка, как и робот, обычно может выполнять команды: «сделать шаг вперед», «повернуть направо», «повернуть налево» и некоторые другие.
Понять 2
Человек способен воспринимать и обрабатывать информацию, составлять и исполнять алгоритмы, выполнять самые различные действия. Поэтому про человека можно сказать, что он универсальный исполнитель любых алгоритмов.
-Назовите исполнителей следующих видов работы. (пекарь, швея, башмачник, стоматолог, дворник)
Кроме того, человек способен к творчеству и может создавать ранее не существовавшие объекты. Например, он может разработать алгоритм, создать компьютер и программы для компьютера. Всё это является результатом творческой деятельности человека.
Компьютер – это особенный исполнитель, отличающийся от человека. Компьютер способен обработать закодированную информацию (данные), исполняя программы, написанные для него человеком. Про компьютер говорят, что он универсальный исполнитель алгоритмов, созданных для обработки информации.
- Заполнить таблицу «Человек и компьютер»
Учитель помогает ребенку с ОВЗ (объясняет задание и дает карточки-подсказки)
Человек – и создатель алгоритмов, и исполнитель алгоритмов, а компьютер - только исполнитель алгоритма, введенного в его память в виде компьютерной программе.
Исполнитель решает задачу по заданному алгоритму, строго следуя по предписаниям (программе) не вникая и не рассуждая, почему он так делает.
Вспомним забавный диалог из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» (посмотреть фрагмент мультика)
Бедный Вовка! Ничего хорошего не получилось: почему-то рубилось тесто, а месились дрова.
Всё дело в том, что школьники в его время не изучали информатику, и он не распознал в лихих удальцах из ларца особый класс созданий, называемых
Бездумными Исполнителями (БИ).
-Какими должны быть команды, чтобы БИ нас не разочаровывал? (Правильными)
- Но что это означает? (Понятными командами)
Сейчас мы с вами видели, что мало написать какой-то порядок действий. Нужно обязательно его проверить, так как в нем могут быть ошибки. Какой вывод вы можете сформулировать?
Вывод 1: необходимо выполнять строгий порядок действий, приводящих к конкретному результату.
Вывод 2: необходимо проверить последовательность действий, нет ли пропусков или лишних действий.
Общий вывод : действия и порядок действий нужны для того, чтобы, следуя им, получить желаемый результат.
Понять 3
- Чем различаются способы записи алгоритма решения одной и той же задачи для разных исполнителей, таких как человек и компьютер?
Различаются они разной подробностью описания и языком. Каждый исполнитель воспринимает команду из определенного набора команд, который называют системой команд исполнителя. Система команд исполнителя – это список команд, которые исполнитель может (способен) исполнять. Например, в систему команд такого исполнителя, как человек, может входить команды: «подумай», «придумай алгоритм», «скажи ответ», «посмотри на экран», «проверь результат решения», «реши задачу», «составь программу для компьютера». Эти команды человек способен понимать и исполнять.
Собака может выполнить только определенный набор команд: «лежать», «взять», «фу», «сидеть», «ко мне» и некоторые другие.
V.Физкультминутка ( составлена с учетом упражнений для ребенка с ОВЗ)
Отдых — это перемена деятельности
Позитивный настрой— вера, что все получится. А вы у нас ребята позитивные и любите петь, Мы отдохнем с песней
В зависимости от вида деятельности работает та или иная часть организма. Необходимо поэтапно нагружать себя, разделять нагрузку на ум, душу и тело, чередовать ее в течение дня. Тогда вы не будете чувствовать усталость, а рабочий день станет настоящим отдыхом.
IV.Рубрика «Интересно Знать....»
Обычно из этой рубрики мы всегда узнаем много нового и интересного из мира информатики. компьютерных технологий
"Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”
(Ребенок с ОВЗ показывает свое задание с помощью напарника )
Отладка— обнаружение причины ошибки.
Отла́дка — этап разработки компьютерной программы, на котором обнаруживают, локализуют и устраняют ошибки. Чтобы понять, где возникла ошибка
VI.Закрепление изученного
Знать
Продолжаем наш урок. Для того, чтобы правильно задать последовательность шагов, т.е. – алгоритм, что необходимо? (четко сформулировать задачу)
Пусть каждый из вас скажет, где он сможет применить свои знания по пройденной теме?
(приготовление завтрака, пришивание пуговицы, выполнение домашних заданий, при занятии спортом).
Ребенок с ОВЗ дается задание (Научи Лягушонка звонить по телефону. Из разрозненных блоков составь блок-схему алгоритма «Позвони другу». Блок-схему нарисуй в тетради.)
VII. Рефлексия.
Обязательно дать листики-смайлики ребенку с ОВЗ.
Кого бы вы хотели похвалить на уроке? За что? Кто сам себя хочет похвалить? Покажите пальчиками ту оценку, которую вы бы поставили сами себе.
Действительно вы сегодня молодцы.
Достигнуть успеха в учебе, в спорте, в любом виде деятельности вам поможет АЛГОРИТМ.
Спасибо за урок. Пусть в ваших мыслях и в ваших действиях всегда будет полный порядок!!!
Учитель помогает ребенку с ОВЗ убрать рабочее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока информатики в 6 классе "Алгоритмы и исполнители"
План -конспект открытого урока по информатике расчитанный на стандартный урок, содержащий материалы по теме "Алгоритмы и исполнители", элементы формирующего оценивания, задания с дифференцированным по...
Открытый урок по информатике 10 класс "Алгоритм - модель деятельности"
На данном уроке прослеживаются все этапы урока. Урок построен по проектной технологии. Учащиеся на уроке создают мини проекты...
Открытый урок во 2 классе тема "Алгоритм"
Конспект урока по теме "Алгоритм" во 2 классе....
Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».
Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»....
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...