Основы безопасной работы в сети Интернет
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no1_osnovy_bezopasnoi_raboty_v_seti_internet.docx985.92 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт цифрового образования

Депортамент информатики, управления и технологий

Конспект урока

 «Основы безопасной работы в сети Интернет»

Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) подготовки

Информатика

Обучающийся

Смирнова Александра Андреевна

курс 4 группа ИНФ-171

 «___»_________2020 г. /                  /

Групповой руководитель
практики от Университета

Карташова Людмила Игоревна

 «___»_________2020 г. /                    /

Руководитель от Университета

Левченко Ирина Витальевна

 «___»_________2020 г. /                  /

Москва

2020

Дата: 26.10.2020        Класс: 7        Номер урока: 1

Тема урока: «Основы безопасной работы в сети Интернет

Дидактическая цель: развитие у учащихся представлений о сети Интернете, формирование умений безопасного, ответственного и грамотного поведения в цифровом пространстве.

Образовательные задачи:

  • Задачи обучения:

Понимать: правила и угрозы при работе в сети Интернет;

Знать: основные правила сетевого этикета, понятия «интернет-сообщества», «кибербуллинг»;

Уметь: грамотно выстраивать взаимодействие с другими людьми в сети Интернет.

  • Задачи воспитания:

1) Воспитание усидчивости, внимания и умения работать в индивидуальном режиме;

2) Развитие уважительного отношения к учителю и к окружающим;

  • Задачи развития:

1) Развитие способности анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи;

2) Воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни, интерес к предмету;

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выработка навыка и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет; Формирование умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний; Формирование творческого подхода к выполнению заданий.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения на уроке: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).

Формы обучения на уроке: фронтальная и индивидуальная

Средства обучения на уроке: ноутбук учителя, устройства учащихся, дистанционная среда Microsoft Teams.

Список используемой литературы: 

1. Левченко И.В. Методологические вопросы методики обучения информатике в средней общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и университетов. – М.: МГПУ, 2012. – 124 с. 

2. Левченко И.В. Теоретические вопросы методики обучения информатике в средней общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и университетов. – М.: МГПУ, 2013. – 144 с. 

3. Информатика: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 224 с

Система научно-познавательных задач

Для самостоятельной работы учащихся:

Репродуктивный уровень


Выполнение интерактивного задания по теме «Сетевой этикет»:

Игра "Кто хочет стать миллионером" по теме: "Плохой тон в сетевом этикете"

Изображение выглядит как снимок экрана, электроника, монитор, компьютер  Автоматически созданное описание

Задание: ознакомиться с дополнительными определениями по теме сетевой этикет, прочитать задание и сыграть в игру «Кто хочет стать миллионером» до победы, а затем отправить скрин на почту: inf2054@mail.ru

Продуктивный/Творческий уровень


Просмотр видео-ролика по теме «Сетевой этикет»:

Видео: Правила поведения в сети Интернет

Задание: сформулировать основные правила, которые необходимо соблюдать для безопасной работы в сети Интернет, выписать их в тетрадь, фото работы выслать на почту: inf2054@mail.ru

План урока

Организационный момент

2 минуты

Подготовка к активной познавательной деятельности

3 минуты

Усвоение новых знаний и умений

10 минут

Подведение итогов урока

5 минут

Самостоятельная работа учащихся в индивидуальном режиме

20 минут


Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Достижение результата (сформированность УУД)

Организационный момент

(2 минуты)

  1. Воспитание усидчивости, внимания и умения работать в индивидуальном режиме;
  2. Развитие уважительного отношения к учителю и к окружающим.

-Добрый день, ребята!

-Ребята, ждем пару минут пока присоединятся остальные и начинаем.

Большинство уже в собрании. Давайте начнем! Достаньте тетради и запишите сегодняшнее число 26 октября.

Я хочу напомнить вам о правилах, как мы будем с вами взаимодействовать друг с другом на дистанционных уроках, если я задаю вопрос, и вы готовы ответить на него или вы хотите что-то спросить или добавить, воспользуйтесь элементом «поднять руку», по мере необходимости я буду давать вам слово.

Ребята, у вас сейчас перед глазами отображается титульный слад презентации для нашего сегодняшнего урока, если у кого-то не отображается просьба поставить «-» в чат, будем решать проблему. Если «-» в чате есть, то учитель отправляет презентацию в общий чат класса.

Учащиеся организовывают своё рабочее место.

Учащиеся приветствуют учителя (Здравствуйте, Александра Андреевна).

Осмысливают сказанное учителем.

Ставят «-», если возникли технические неполадки.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Подготовка к активной познавательной деятельности

(3 минуты)

  1. Воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни, интерес к предмету;
  2. Развитие умения выражать свои мысли.

-На прошлом уроке мы узнали, что из себя представляет интернет. Как работают поисковые системы, а также обсудили такие вопросы, как: «Интернет-зависимость» и «Сетевой жаргон»

Ребята, у меня такой вопрос, а всегда ли уместно употреблять жаргонизмы при общении в Интернете? Желающим ответить необходимо поднять руку, я дам слово.

«» Пожалуйста, отвечай.

«», а какие последствия могут быть?

Совершенно верно!  

Например, из-за пандемии, все живое общение было перенесено в интернет и несмотря на то, что экран смартфона и компьютера давно стали привычной частью наших будней, все ещё необходимо быть в курсе того, как нужно общаться в интернете. В интернет-общении тоже есть свои правила, ведь сейчас так много людей хотят сделать онлайн среду более комфортной!

Запишите сегодняшнюю тему урока:

«Основы безопасной работы в сети Интернет»

Диктует тему урока.

Целью нашего сегодняшнего урока будет узнать о опасностях сети Интернет и научиться грамотно взаимодействовать с другими людьми в цифровом пространстве.

-В конце сегодняшнего урока нас с вами ждет занимательная работа, будьте внимательны, и вы с ней точно справитесь.

Молчат и внимательно слушают.

«» поднимает руку.

«» отвечает на вопрос учителя:

-Не всегда, такие слова звучат неуважительно, не все понимают их значение и могут чувствовать себя глупо.

-Можно кого-то обидеть, начать ссору.

Записывают в тетради число и тему.

«Основы безопасной работы в сети Интернет

Слушают и осознают цель сегодняшнего урока.

Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний; Формирование творческого подхода к выполнению заданий.

Усвоение новых знаний и умений

(10 минут)

  1. Развитие способности анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи;
  2. Понимать: правила и угрозы при работе в сети Интернет;
  3. Знать: основные правила сетевого этикета, понятия «интернет-сообщества», «кибербуллинг».

Учитель объясняет новый материал и демонстрирует презентацию «Основы безопасной работы в сети Интернет»

Сегодня мы продолжаем обсуждение вопросов, касающихся сети Интернет. Продолжаем изучать его социальные и культурные грани. На сегодняшнем уроке, мы узнаем, о таких понятиях, как:

«», прочитай пожалуйста.

Отлично, начнем наше обсуждения с Интернет-сообществ.

Что же такое интернет-сообщество?

— это группы людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих преимущественно через Интернет.

Зафиксируйте себе определение.

Зная, что вы очень активно используете интернет-пространство для общения, у меня вопрос к вам, где и как мы можем вступить в подобные сообщества?

Желающим ответить необходимо поднять руку, я дам слово.

«» Пожалуйста, отвечай.

Все верно!

Давайте уточним проще ли вступать в сообщества людей в жизни или в интернете? А почему?

«» Пожалуйста, отвечай.

Ты совершенно прав! Заметим, выводит на слайд:

  • Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения.
  •  Кроме того, в Интернет сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир.
  •  Вдобавок, общение в сети начать психологически проще, чем при личной встрече.

Вернемся к общению в интернете, например в рамках интернет-сообщества социальной сети «Вконтакте». Общаясь с другими людьми в этой социальной сети, всегда ли получается сохранить позитивную и уважительную обстановку?

«» Пожалуйста, отвечай.

Точно, с этим тесно связано понятие «Кибербуллинг»

Что же такое кибербуллинг?

«» Как ты думаешь?

Вы правы, но немного точнее:

— это намеренные оскорбления, угрозы, и сообщение другим компрометирующих данных с помощью сети Интернет.

Диктует определение.

Запишите себе определение.

Комментирует слайд:

-Кибербуллинг - на сегодняшний день один из самых губительных типов онлайн атак, ввиду того, насколько беспощадно злоумышленники порой используют неуверенность жертвы в целях причинения ей наибольшей психологической травмы и унижения. Кибербуллинг обычно проявляется в отправке жертве сообщений с угрозами или публикации унижающих достоинство жертвы фотографий и видео в социальных сетях или даже в создании поддельных веб-сайтов с унижающей жертву информацией. Последствия кибербуллинга зачастую имеют печальный или даже фатальный исход.

Сталкивались ли вы с Кибербулингом?

Желающим ответить необходимо поднять руку, я дам слово.

«» Пожалуйста, отвечай.

Уточни, пожалуйста, а лично ты вступал во взаимодействие с таким агрессором? Как ты себя вел?

Вот мы и перешли к вопросу, а что же делать, когда вы сами становитесь «жертвой» Кибербуллинга? Как же защититься от Кибербуллинга?

«» озвучил одну из идей. Заблокировать агрессора.

Какие еще варианты могут быть?

«» Пожалуйста, отвечай. Можно на примере личного опыта или подумать какие еще действия могут нам помочь?

Совершенно, точно! Но если агрессор становится слишком настойчивым и не дает вам покою, сможете ли вы обратиться в правоохранительные органы? «» Уточни.

Мы с вами совершенно точно отметили возможные варианты защиты, а теперь обратите внимание на слайд, здесь перечислены наиболее популярные методы защиты в социальных сетях, некоторые мы уже назвали.

Учитель читает:

  • Заблокировать учетные записи агрессоров, которые они используют для распространения своей ненависти
  • Сообщать о фактах кибербуллинга провайдерам услуг, как Facebook или Twitter и т.д.

Но об одном мы не поговорили, чему не научены агрессоры, занимающиеся кибербуллингом? – Сетевому этикету.

Предотвратить влияние кибербуллинга и создать благоприятное и комфортное интернет-пространство поможет сетевой этикет, в рамках сегодняшней самостоятельной работы, вы изучите правила общения в сети интернет: «Правила сетевого этикета»

Слушают учителя.

Читает:

1) Интернет-сообщества

2) Кибербуллинг

3) Сетевой этикет

Записывают определение.

«» отвечает:

Обычно в социальных сетях. Нужно вступить в специальную группу или присоединится к форуму.

«» отвечает:

Я думаю, в интернете. Так как это проще, чувствуешь себя более уверенно.

«» Отвечает:

Нет, так как некоторые люди ведут себя агрессивно и неуважительно.

«» Отвечает:

Оскорбление и унижение в интернете.

Записывают определение:

— это намеренные оскорбления, угрозы, и сообщение другим компрометирующих данных с помощью сети Интернет.

Слушают и осмысливают.

«» Отвечает.

-Да, под некоторыми «постами» в социальных сетях.

-Да, но я практически сразу блокировал его.

«» Отвечает.

-Проигнорировать агрессора, не провоцировать еще большую ненависть.

-Думаю, что да, так как действия агрессора нарушают мои права и свободы.

Выработка навыка и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет; Формирование умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Подведение итогов урока

(5 минут)/

Самостоятельная работа учащихся

(20 минут)

  1. Развитие уважительного отношения к учителю и к окружающим;
  2. Уметь: грамотно выстраивать взаимодействие с другими людьми в сети Интернет.

Ребята, как вы знаете, чтобы не перегружать вас работой за компьютером, часть урока отводится на самостоятельную работу, вашим сегодняшним зданием будет:

Разобраться в теме «сетевой этикет», задание будет состоять из двух частей:

Задание я прикреплю в ЭЖД, и вы сможете открыть его с любого устройства, итак, что вам необходимо будет сделать:

Первое задание:

1) Просмотр видео-ролика по теме «Сетевой этикет»:

Видео: Правила поведения в сети Интернет

Задание: сформулировать основные правила, которые необходимо соблюдать для безопасной работы в сети Интернет, выписать их в тетрадь, фото работы выслать на почту: inf2054@mail.ru

2) Выполнение интерактивного задания по теме «Сетевой этикет»:

Игра "Кто хочет стать миллионером" по теме: "Плохой тон в сетевом этикете"

Изображение выглядит как снимок экрана, электроника, монитор, компьютер  Автоматически созданное описание

Второе задание:

Задание: ознакомиться с дополнительными определениями по теме сетевой этикет, прочитать задание и сыграть в игру «Кто хочет стать миллионером» до победы, а затем отправить скрин на почту: inf2054@mail.ru

Как задание будет оцениваться:

Критерии оценивания задания:

Работа состоит из двух частей, выполнены оба задания:5

Выполнено одно задание правильно, в другом допущены ошибки: 4

Выполнено только одно задание: 3

Слушают учителя.

Осмысливают задание, формулируют вопросы учителю.

Ознакомляются с критериями оценивания самостоятельной работы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Выработка навыка и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет; Формирование умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Подведение итогов

(5 минут)

  1. Развитие умения выражать свои мысли;
  2. Развитие уважительного отношения к учителю и к окружающим.

-Вы все сегодня старались, молодцы! Будьте внимательны при выполнении самостоятельной работы и, если у вас остались вопросы, можете их мне задать. Используя элемент «поднять руку»

Напоминаю, после выполнения самостоятельной, отсылаете выполненную работу на почту, в ответном письме вы увидите свои оценки. за работу на уроке сегодня получают оценки: «», «», «»

-Спасибо за урок!

Завершает конференцию.

Задают вопросы.

-Спасибо за урок!

Отключаются.

Формирование умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Самоанализ:

Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока были логически связаны друг с другом, что позволило формировать интерес к изучению материала. Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на изучение нового материала и отработку прошлого. Новое знание дети получили в результате работы с терминами, фактами и иллюстративным материалом, под руководством учителя. Новые факты они пытались выразить своими словами. На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (обществознание, история), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса. В завершении подвел итоги обсуждения новой темы. В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия. Цели урока были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасной работы в сети Интернет

Конспект для родителей "Правила безопасной работы в сети Интернет" (обсудите со своими детьми)...

Кружок ОБЖИ (основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет)

использование сети Интернет может иметь нежелательные последствия для любого неумелого пользователя, а, следовательно, лицей должен привить им необходимые навыки работы в Интернете....

урок 3 по теме "Безопасная работа для рук и спины" в курсе основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет.

Представлена компьютерная презентация к уроку 3 по теме "Безопасная работа для рук и спины" в курсе Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет....

Рабочая тетрадь как средство ознакомления учащихся с основами безопасности работы в сети Интернете

Методическое пособие для учителей по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)»1. Здоровье и компьютер , здоровье и Интернет2. Безопасность в Интернете...

Методическое пособие для учителей по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)»

Методическое пособие для учителей по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)»...