Кружок ОБЖИ (основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет)
элективный курс по информатике и икт (10 класс) по теме

Ниякая Дарья Николаевна

использование сети Интернет может иметь нежелательные последствия для любого неумелого пользователя, а, следовательно, лицей должен привить им необходимые навыки работы в Интернете. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_internet.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы кружка

«Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)»

на 2014 год

Программа кружка по информатике для учащихся 1-2 курса " Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)"

Пояснительная записка.

Интернет – необычная сфера общения. Здесь одновременно сталкиваются интересы разных людей, социальных групп, имеющих свои политические и религиозные воззрения, свою точку зрения на проблему.

Но одно дело общаться с живым человеком, глядя глаза в глаза, и совершенно другое – общаться в Интернете, с помощью различных программ, в том числе программ обмена мгновенными сообщениями.

Интернет – это первая в истории цивилизации среда общения, порядок в которой поддерживается самими пользователями. Для этого ими выработаны определенные правила поведения в сети – виртуальный этикет, которые в значительной мере определяются практикой. В виртуальном мире правила вежливости несколько иные, нежели в реальном мире.

Но нельзя забывать, что людей, с которыми происходит общение, не видно, и иногда другой человек может иметь нехорошие (а то и просто преступные) намерения. Есть много воров, мошенников и прочих преступников, которые пользуются чатами и притворяются такими, как вы. Они могут постараться заставить пользователя Интернет выдать личные данные о себе, и воспользоваться ими с целью совершения преступления.

В настоящее время основным путем передачи вирусов является Интернет и электронная почта. Также возможно «заразиться» через внешний носитель информации, подключаемый к компьютеру. Защитить свою машину можно только правильно и своевременно применяя антивирусные программы. Кроме того существует ряд рекомендаций, выполнение которых может снизить риск проникновения вируса в Ваш компьютер.

Все вышеперечисленное говорит о том, что использование сети Интернет может иметь нежелательные последствия для любого неумелого пользователя, а, следовательно, лицей должен привить им необходимые навыки работы в Интернете.

Общая характеристика курса

К основным результатам изучения курса относятся:

  • овладение умениями безопасно использовать и применять информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта безопасного использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

В основе изучения данного курса заложен набор предлагаемых жизненных ситуаций, позволяющий обучающимся делать правильные стратегические выводы и ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
  • ценностей семьи и общества и их уважение,
  • эстетических чувств,
  • способности к организации своей деятельности,
  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе и окружающим,
  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

Предметные результаты

Необходимый уровень:

Уметь распознавать негативные факторы риска здоровью (снижение двигательной активности);

Уметь использовать оптимальные двигательные режимы с учетом возрастных особенностей;

Уметь распознавать ярко выраженную опасность и обратиться за помощью к компетентным взрослым;

Уметь видеть попытки манипуляции;

Уметь распознавать провокации при общении

Максимальный уровень:

Уметь соблюдать нормы информационной этики и права;

Уметь безопасно организовывать свое личное пространство данных, Итернет-сервисов и т.п.;

Уметь распознать замаскированную угрозу;

Уметь формулировать вопросы о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами достоверности;

Уметь корректно оспаривать чужие аргументы;

Уметь осознавать и не поддаваться на провокацию;

Уметь пресекать чужие некорректные действия в соответствии с социально принятыми нормами.

Содержание учебного курса

Курс содержит пять основных тем:

Компьютер и здоровье ребенка. Тема посвящена правилам безопасной работы за компьютером и здоровьесберегающим методикам.

Компьютер и безопасность. Тема знакомит обучающихся с вопросами компьютерной вирусологии.

Другие опасности Интернета. В данной теме объединены вопросы профилактики мошенничества в сети Интернет и проблематики иных угроз жизни и здоровья детей, возникающих при самостоятельном использовании Интернета.

Интернет этикет. При изучении темы обучающиеся знакомятся и осваивают правила вежливого и культурного общения, принятого в сети Интернет.

Толерантность в Интернет пространстве. Основной целью изучения данной темы является привитие обучающимся умения прислушиваться и учитывать иные точки зрения.

Тематическое планирование курса ОБЖИ

Тема: Компьютер и здоровье ребенка – 6 часов.

урок 1. Общие правила безопасной для здоровья работы за компьютером

урок 2. Компьютерная зависимость

урок 3. Игровая зависимость

урок 4. Безопасная работа для глаз

урок 5. Безопасная работа для рук и спины

урок 6. Обобщающее занятие

Тема: Компьютер и безопасность – 4 часа.

урок 1. Компьютерные вирусы

урок 2. Типы вирусов

урок 3. Оружие против вирусов

урок 4. Проверочное тестирование

Тема: Другие опасности Интернета – 6 часов.

урок 1. Другие опасности интернета

урок 2. Мошенничество в интернет

урок 3. Мошенничество с банковскими картами

урок 4. Кибербуллинг

урок 5. Обобщающее занятие

урок 6. Проверочное тестирование

Тема: Интернет этикет – 6 часов.

урок 1. Этикет в электронных письмах

урок 2. Этикет в чатах и форумах

урок 3. 12 заповедей Интернета

урок 4. Авторское право

урок 5. Обобщающее занятие

урок 6. Проверочное тестирование

Тема: Толерантность в Интернет пространстве – 4 часа.

урок 1. Все люди разные: что такое толерантность

урок 2. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО

урок 3. Что такое быть толерантным в Интернете

урок 4. Обобщающее занятие

Контрольный обобщающий тест по курсу ОБЖИ – 1 час

Обобщающее занятие по курсу ОБЖИ – 1 час

Материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному персональному компьютеру. С данного компьютера должна обеспечиваться возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер должен быть оснащѐн звукоусиливающим комплектом. На компьютере должно быть предустановленно лицензионное программное обеспечение.

В образовательном учреждении должна быть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть должен быть включѐн сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов. Каждый кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки в начальной школе, должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.


Учебно-тематический план блока " Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)"

Название темы

Форма проведение

январь

Общие правила безопасной для здоровья работы за компьютером

Демонстрация

февраль

Компьютерная зависимость

Демонстрация, работа с литературой

март

Игровая зависимость

Демонстрация

апрель

Безопасная работа для глаз

Демонстрация

май

Безопасная работа для рук и спины

Демонстрация

июнь

Обобщающее занятие

Защита проекта

Итого

6

 

Преподаватель

Ниякая Д.Н.