Проектная работа "Генераторы многовариантных заданий"
проект по информатике и икт (10, 11 класс)
В последнее время в обеспечение контроля знаний обучающихся многие преподаватели учебных заведений разрабатывают программные генераторы многовариантных проверочных работ. Наличие большого числа вариантов проверочной работы позволяет решить три задачи:
- Избежать списывания при проведении проверочных работ,
- Иметь достаточный запас вариантов на одну тему при переписывании проверочных работ,
- Повысить эффективность закрепления материала за счет решения нескольких задач на одну тему.
Оригинальность предлагаемого здесь подхода заключается в том, что разработкой генераторов занимается не учитель, а ученики, естественно, под руководством учителя. Разработка генераторов тестов – работа намного более сложная, более интересная, более полезная, более важная, чем уроки в форме тестирования. В статье представлены работы учеников "ЦО "Кудрово" по теме "Системы счисления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov._generatory_mnogovariantnyh_zadaniy.docx | 180.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа "Генераторы многовариантных заданий"
В последнее время в обеспечение контроля знаний обучающихся многие преподаватели учебных заведений разрабатывают программные генераторы многовариантных проверочных работ. Наличие большого числа вариантов проверочной работы позволяет решить три задачи:
- Избежать списывания при проведении проверочных работ,
- Иметь достаточный запас вариантов на одну тему при переписывании проверочных работ,
- Повысить эффективность закрепления материала за счет решения нескольких задач на одну тему.
Известно два подхода к разработке таких генераторов. Один из них используется для создания заданий с параметрами, как правило, числовыми, хотя текстовые параметры также могут использоваться. Такие генераторы используют, обычно, некоторый шаблон, состоящий из одинаковых для всех вариантов фрагментов и параметров, значения которых для разных вариантов задаются случайным образом из заданного диапазона.
Пример 1. Генератор заданий на знание таблицы умножения. Шаблон: «Чему равно» а 🞩 b «?». Тексты в кавычках одинаковы для всех вариантов, параметры а и b задаются из диапазона [2, 9]. При этом необходимо отметить два основных момента:
- меняя диапазон значений исходных параметров, легко регулировать уровень сложности заданий как в одну, так и в другую сторону,
- генератор заданий не создает тесты, тесты создаются на основе данных, получаемых от генератора, и тестирование заключается в проверке правильности выполнения заданий и выдачи соответствующих оценок.
Второй подход основан на использовании «Базы знаний», в простейшем случае – большого числа однотипных вопросов одинаковой сложности по конкретной теме. Варианты проверочной работы состоят из нескольких вопросов случайным образом выбранных из «Базы знаний».
По вопросу разработки и использования генераторов многовариантных работ накоплен большой опыт, анализ и обобщение которого можно найти в Интернете. Наиболее продвинутые разработчики генераторов используют их при on-line тестировании. Здесь необходимо упомянуть К.Ю Полякова [9], на сайте которого желающие проверить свои способности могут пройти тестирование по различным темам информатики.
В качестве инструмента, используемого для создания простейшего генератора проверочных работ, необыкновенно удобен Excel. Электронные таблицы обеспечивают выполнение всех операций, необходимых для создания генераторов заданий: датчик случайных чисел формирует наборы различных значений исходных данных и выполняет случайную выборку вопросов. Формирование вопроса в одной строке обеспечивает создание большого числа вариантов путем копирования. Математические возможности Excel обеспечивают получение правильного ответа при решении соответствующих задач. Если добавить к этому возможности Excel в части форматирования текстов, а главное – простоту выполнения всех перечисленных операций, получаем идеальную среду для создания генераторов многовариантных заданий.
Оригинальность предлагаемого здесь подхода заключается в том, что разработкой генераторов занимается не учитель, а ученики, естественно, под руководством учителя. Разработка генераторов тестов – работа намного более сложная, более интересная, более полезная, более важная, чем уроки в форме тестирования. Замечательное высказывание Плутарха о том, что ученик– это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Трудно «зажечь факел» с помощью тестов. Разработка генераторов тоже может оказаться не самым интересным занятием подростка, но это – творческая работа.
В качестве примера мини-проекта разработки генераторов многовариантных проверочных работ ниже представлены Screen-Shotы тестов, разработанных учениками 10.1 класса МОБУ СОШ «ЦО «Кудрово» с помощью генераторов заданий, созданных в Excel. Все представленные задания относятся к теме «Системе счисления» и ориентированы на разработку тестов на компьютере. При необходимости их легко можно конвертировать в бумажный вариант. На рисунках задания представлены в небольшом количестве экземпляров с целью продемонстрировать разнообразие задач и подходов обучающихся к оформлению тестов. Генераторы позволяют создавать практически неограниченное количество заданий с разными исходными данными. При этом все задания снабжены ответами, расчеты которых выполняются с помощью тех же генераторов. Результатами работы генераторов являются три листа в Excel: рабочий лист, на котором генерируются исходные данные и решается соответствующая задача, вопросы для ученика и вопросы с ответами для учителя.
Пример 2. Дано число в 16-ричной системе. Сколько единиц содержится в числе при переводе его в двоичную систему счисления
Петров Артем. Рабочий лист
| ВАРИАНТ 4 |
|
| ШЕСТНАДЦАТИРИЧНОЕ ЧИСЛО | КОЛИЧЕСТВО ЕДИНИЦ В ДВОИЧНОЙ СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ |
1 | BF | 7 |
2 | CD | 5 |
3 | D2 | 4 |
4 | 98 | 3 |
Петров Артем. Лист ученика
Пример 3.
| Вариант 1 |
|
1 | Укажите через запятую в порядке убывания все основания систем счисления, в которых запись числа 20 оканчивается на 1 | = |
2 | Укажите через запятую в порядке убывания все основания систем счисления, в которых запись числа 39 оканчивается на 9 | = |
3 | Укажите через запятую в порядке убывания все основания систем счисления, в которых запись числа 25 оканчивается на 9 | = |
| Вариант 2 |
|
1 | Укажите через запятую в порядке убывания все основания систем счисления, в которых запись числа 30 оканчивается на 3 | = |
2 | Укажите через запятую в порядке убывания все основания систем счисления, в которых запись числа 8 оканчивается на 3 | = |
3 | Укажите через запятую в порядке убывания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 4 | = |
Меркулов Илья. Лист ученика
Пример 4.
Задание 3 |
Указать через запятую в порядке возрастания основания систем счисления, в которых запись числа 135 оканчивается на 0 |
Указать через запятую в порядке возрастания основания систем счисления, в которых запись числа 187 оканчивается на 3 |
Указать через запятую в порядке возрастания основания систем счисления, в которых запись числа 70 оканчивается на 8 |
Васькова Мила. Лист ученика
Пример 5.
Вариант 1 |
Задача 1 |
Дано четыре выражения: 10101101(2), 1111110(2), 1C(16), 149(10) (в скобках указана система счисления). Какое из них имеет наибольшее значение? В ответе запишите это значение в десятичной системе счисления. |
Задача 2 |
Дано четыре выражения: 52(8), B4(16), 60(8), 157(8) (в скобках указана система счисления). Какое из них имеет наибольшее значение? В ответе запишите это значение в десятичной системе счисления. |
Комилов Некруз. Лист ученика
Пример 6.
Вариант 2 | ||||
1 | В какой системе счисления | BB | 16 | равно 355? |
2 | В какой системе счисления | 111011 | 2 | равно 135? |
3 | В какой системе счисления | 100101 | 2 | равно 122? |
4 | В какой системе счисления | 56 | 10 | равно 320? |
Егоров Ярослав. Лист ученика
Пример 7.
| Вариант 3 | Ответ |
| У Маши было 27 рублей, у Гены 32 рублей, а у Захара 27 рублей, у всех ребят вместе 80. Найдите основание системы счисления в которой посчитаны деньги. | 16 |
Гараев Данил. Лист учителя
Литература
- Шестаков А. П. Генерация дидактических материалов по математике. 2000. http://comp-science.narod.ru/matem/matem.html
- Амзараков М. Б. Автоматическая генерация вариантов педагогического теста // Информационные технологии в образовании («ИТО-99»): труды IX Международной конференции-выставки (Москва, 9-12 ноября 1999 г.). Москва,
- 1999. http://ito.edu.ru/1999/II/6/6140.html
- Гагарина Д. А. Разработка тестирующих систем для гуманитарного образования. Интернет и современное общество: труды IX Всероссийской объединенной конференции. (Филологический ф-т СПбГУ, СПб, 14-16 ноября 2006 г.). СПб, 2006. – С. 59–60.
- Беляев К. В. Об автоматической генерации закрытых тестовых заданий // Обозрение прикладной и промышленной математики, М.: Издательство «ТВП». 2005. Т. 12. С. 912–913.
- Ашкинази Л. А., Гришкина М. П. Генератор задач по физике // Информационные технологии в образовании («ИТО-2007»): труды IX Международной конференции-выставки (Москва, 9–11 ноября 2007 г.). Москва, 2007. http://ito.edu.ru/2007/Moscow/II/1/II-1-6899.html
- Сергушичева А. П. Метод и алгоритмы автоматизированного построения компьютерных тестов контроля знаний по техническим дисциплинам: диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук. СПб, 2007. – 18 с.
- Левинская М. А. Автоматизированная генерация заданий по математике для контроля знаний учащихся // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)". –2002. – Т. 5. – № 4. – С. 214–221. – ISSN 1436-4522.
- Поляков К. Генератор задач типа B4, Генератор заданий типа C2. http://kpolyakov.spb.ru/school/ege/soft.htm
- Некин Л. Универсальный генератор задач Math-o-Gen. http://nekin.info/math/n003.htm
- Финогенов А. Генератор задач. http://generatorzadach.narod.ru
- Кирсанов М. Н. Генератор задач по механике и математике, генератор задач по статистике. http://vuz.exponenta.ru
- Кручинин В. В. Генераторы в компьютерных учебных программах. Томск: изд-во Том. Ун-та, 2003. — 200 с.
- Генератор заданий для школы онлайн. http://abak.pozitiv-r.ru/math/191- generator-zadanij-onlajn
- Портал ЯКласс. http://www.yaklass.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шаги к успеху: система многовариантного дифференцированного контроля знаний по химии
Методическая разработка по химии для 8 класса включает в себя:1. Система самостоятельных работ базового уровня.2. Корректирующий уровень "Шаги к успеху"3. Повышенный уровень: "Тетрадь для пятерок"...
Доклад на педсовете: "Многовариантность конфликтов в школе и их решения"
Вступление. О школе, являющейся местом пересечения трех групп людей, а именно учителей, учеников и их родителей, содержащей повышенный риск конфликтности. О весьма многогранном причинно-следственном х...
Многовариантные планиметрические задачи
Данный материал можно использовать для элективных курсов, для подготовки к экзамену в 9 и 11 классах. Две разработки от Корянова и Прокофьева....
Подготовка к ЕГЭ. Многовариантные планиметрические задачи.Решение задачС4
Виды многовариантных планиметрических задач, их разбор, представление подготовительной работы по данной теме....
Индивидуальные многовариантные задания по химии 8-11 класс
Многовариантные задания по химии, позволяющие организовать самостоятельную работу учащихся на уроках. Также эти задания можно использовать для индивидуальных домашних заданий....
Многовариантные задания по химии, 8 класс
Предлагаемые многовариантные задания по химии позволяют использовать их при организации индивидуальной работы на уроке, а также в качестве индивидуального домашнего задания в 8 классе....
Тестовые многовариантные задания по общей химии
Тестовые задания по химии для 11 класса помогут обучающимся подготовиться к ЕГЭ. Их можно использовать на различных этапах урока для закрепления и проверки знаний....