Конспект урока по информатике на тему «Лицензирование программного обеспечения»
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)
Конспект урока по информатике на тему «Лицензирование программного
обеспечения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument.odt | 14.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике на тему «Лицензирование программного
обеспечения»
Цели:
Обучающая:
- помочь учащимся получить представление о видах программного обеспечения, способах защиты информации.
Воспитывающая:
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
- воспитывать интерес к самостоятельному изучению информатики, повышать мотивацию к изучению дисциплины;
- способствовать формированию профессиональной направленности личности.
- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда, уверенности в себе и своих знаниях.
Развивающая:
- развитие умения критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей и навыков индивидуальной работы.
- развитие мышления, познавательных интересов.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение ранее изученной темы.
- Изучение новой темы.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Программы для компьютеров и базы данных также относятся к произведениям, охраняемым авторским правом. Это означает, что создатель (разработчик) программы автоматически получает на неё все личные неимущественные права. Исключительные имущественные права при этом приобретает автор (если он разрабатывал программу сам, как частное лицо) либо фирма, в которой он работает. (Последнее бывает чаще всего, так как современные программные пакеты в силу их большой сложности разрабатываются коллективами программистов.)
Автор или фирма-правообладатель далее распространяет созданную программу или базу данных в соответствии со своей маркетинговой политикой — за определённую плату или бесплатно.
Условия распространения программы или базы данных, права и обязанности её пользователя при этом оговариваются в особом документе — пользовательском соглашении, которое обычно предлагается прочитать перед началом установки программы и выразить своё согласие, нажав соответствующую кнопку или установив соответствующий переключатель. (Отказ от пользовательского соглашения приводит к прерыванию установки программы.)
Ещё один документ, который пользователь получает при приобретении программного продукта, — это пользовательская лицензия, наличие которой является признаком законного приобретения, владения и пользования программным продуктом.
Возможны следующие разновидности программ по условиям их распространения.
Коммерческое (проприетарное) ПО. Распространяется на коммерческой основе (за плату). Пользователю предоставляется только право работать с данной программой. Копирование её другим лицам, внесение в программу любых изменений и т. д. запрещено. Для подтверждения легальности приобретения программы служит специальный код — серийный номер, предоставляемый каждому пользователю индивидуально вместе с лицензией. В некоторых случаях требуется выполнить отдельную операцию регистрации или активации программы (например, через специальный веб-сайт).
Демонстрационные и триал-версии ПО. Как правило, для рекламы коммерческих версий ПО фирмы выпускают демонстрационные версии (демо-версии), распространяемые бесплатно, но с ограниченным функционалом (например, нет возможности сохранять результаты работы либо сохраненный файл — скажем, рисунок, — содержит «водяные знаки» — строки текста с указанием, что он был создан в демонстрационной версии. Разновидностью демо-версий являются триал-версии, работающие только в течение некоторого «испытательного» периода (от нескольких дней до нескольких недель). По истечении этого срока триал-версия перестаёт запускаться либо переходит в режим демо-версии.
Условно-бесплатное ПО (shareware). Распространяется бесплатно, но содержит призыв к пользователям оплатить некоторую сумму, если программа им понравилась и они хотят продолжать с ней работать. Этот призыв может появляться в отдельном окне при запуске программы или при ее завершении; иногда такое окно может несколько мешать работе пользователя. Обычно после оплаты автор программы высылает пользователю специальный код, после ввода которого напоминание об оплате исчезает. Без выполнения этого требования условно-бесплатная программа все равно остается функциональной, так что оплата за неё остаётся на совести пользователей.
Бесплатное ПО (freeware). Распространяется полностью бесплатно, без каких-либо требований оплаты.
Следует учитывать, что для всех перечисленных выше категорий ПО (в том числе shareware и freeware) условия лицензии запрещают копирование программ другим лицам, внесение в эти программы каких-либо изменений и т. д. Распространять shareware- и freeware-программы может только их автор или правообладатель.
В отличие от этого свободное программное обеспечение не имеет такого ограничения. Особая лицензия, предоставляемая пользователям свободного ПО, обычно разрешает не только бесплатно пользоваться программой, но также свободно копировать её, изменять, дорабатывать и т. д. Примером свободного ПО является операционная система Linux и многие прикладные программы для нее. К свободному ПО также относится пакет офисных приложений OpenOffice, являющийся аналогом коммерческого пакета Microsoft Office.
Особой разновидностью также является открытое программное обеспечение (ПО с открытым кодом), для которого любой желающий может получить не только саму программу, но и её исходный текст на соответствующем языке программирования (для ознакомления и возможных доработок). Обычно открытое ПО также бывает и свободным, но свободное ПО не обязательно является открытым.
Нелицензионный контент. Произведения — тексты, аудиозаписи, видеозаписи, программы и базы данных, полученные незаконным путём (скопированные у других лиц), являются нелицензионными («пиратскими»). За пользование нелицензионным контентом, а особенно за его незаконное распространение предусмотрена уголовная ответственность. Сайты, содержащие нелицензионный контент, могут быть блокированы (на время, пока владелец сайта не устранит нарушение, или навсегда); оборудование, используемое для незаконного тиражирования и распространения нелицензионного контента, может быть конфисковано, а виновным может грозить штраф или лишение свободы
Вопросы и задания
- Что вы понимаете под информационной средой? Приведите примеры.
- Что такое авторское право? Какие бывают авторские права?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока по информатике на тему: Устройства ввода-вывода информации. 8 класс
Цели урока:познакомить учащихся с назначением внешних устройств ввода-вывода информации;познакомить учащихся с устройством и принципами работы различных устройств ввода-вывода информации;способс...
Конспект урока по информатике на тему Технология ввода текста. Редактирование текста вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.
Конспект урока по информатике на тему: Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк. Цель урока: научить техноло...
Конспект урока по информатике на тему «Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных»
Конспект урока по информатикена тему:«Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных»...
Конспект урока по информатике на тему: "Аппаратное обеспечение компьютера"
Цель: Дать понятие о современной тенденции развития архитектуры компьютера Задачи:1. Рассмотреть перспективы развития компьютерной техники.2.Развивать познавательный интерес, критичес...
Конспект урока по информатике в 9 классе «Программная среда MS ACCESS»
Тип урока: урок усвоения новых знанийМетоды: эвристическая беседа, репродуктивный метод....
Конспект урока по информатике на тему «Лицензирование программного обеспечения»
Конспект урока по информатике на тему «Лицензирование программногообеспечения»...
Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"
Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио...