Внеклассное мероприятие для 5-х - 7-х классов "Компьютер обретает разум" по математике и информатике
занимательные факты по информатике и икт (7 класс)
Викторину "Компьютер обретает разум"
Проводили в рамках недели математики в школе и знакомство пятиклассников с предметом – информатика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина "Компьютер обретает разум" | 64.5 КБ |
Презентация в викторине "Компьютер обретает разум" | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Травниковская СОШ»
Челябинская обл., Чебаркульский р-н
Учитель: Никифорова Валентина Николаевна
Внеклассное мероприятие для 5-х и 7-х классов
Компьютер обретает разум
(Проводили в рамках недели математики в школе и знакомство пятиклассников с предметом – информатика)
Цели:
* расширение кругозора учащихся;
* фронтальное повторение учебного материала по информатике;
* развитие логического мышления, речи, внимания и памяти;
* воспитания интереса к информатике;
* формирование навыков коллективного творчества учащихся;
* развитие культуры мышления и взаимоотношений разновозрастных групп учащихся.
План
- Историческая страница
- Викторина
- Подведение итогов - награждение
Ход мероприятия.
Вступительные слова учителя: тем, кто учит информатику, тем, кто любит информатику, тем, кто ещё не знает, что может полюбить информатику наша встреча посвящается.
Сегодня мы с вами встретились - чтобы ближе познакомиться и подружиться. Вас два класса, мы собрались, чтобы посоревноваться в знаниях по самому новому школьному предмету – ИНФОРМАТИКА.
Предмет новый, а устройство, которое мы используем на уроке – компьютер - имеет давнюю сложную и интересную историю. Слово для рассказа об истории изобретения компьютера предоставляется 7 классу.
От абака к компьютеру
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН (Сл.1)
Абак (1 ученик)
Как известно, в давность люди пользовались простейшими средствами вычислений: пальцами рук и ног, фалангами пальцев рук. Самыми простыми техническими устройствами были деревянные палочки с засечками, кожаные ремни и шнурки с узелками. Первоначальные формы торговли обусловили появление разных счетов, древнейшим из которых считается абак (Слайд 2).
Абак изобрели в Китае. Дословно - это доска, покрытая порохом, на которой легко делать пометки. Такую доску, в отличие от палочек с засечками, использовали многократно. Некоторые разновидности абака имели углубление, куда вкладывали камешки.
Логарифмическая линейка (ученик 2)
Исследования в астрономии требовали для вычислений более сложных устройств. В 1614 году изобрели логарифмы. Через шесть лет была создана логарифмическая линейка, которая давала возможность быстро, но приближенно, множить и делить числа (Сл 3).
Арифмометр (ученик 3)
В 1623 году немецкий астроном Вильгельм Шикард изобрел первую механическую вычислительную машину, но она сгорела. Сохранилась машина, которую сконструировал в 1642 году француз Блез Паскаль. Эта машина даже сегодня может прибавлять и отнимать многозначительные числа точно, без погрешностей (Сл.4).
В конце столетия немецкий ученый Лейбниц усовершенствовал устройство Паскаля. Новая машина выполняла операции умножения и деления (Сл.5).
Модернизованная многими изобретателями механическая машина дошла к нашим дням в виде вот такого арифмометра (Сл.6) Их лишь недавно вытеснили из широкого потребления электронные калькуляторы (Сл.7).
Аналитическая машина (ученик 4)
Первый шаг к созданию современных компьютеров сделал английский математик Чарльз Бэббидж. Он работал над разработкой вычислительной машины, которую назвал - аналитической.
Основные идеи строения и работы машины были такие: введение и выведение данных, память и арифметические действия, хранение данных и условная их передача, управления в зависимости от полученного результата. Всё было были настолько хорошо разработано, что когда через сто лет появился первый компьютер, он очень напоминал аналитическую машину.
Принцип её работы состоял в том, что машина должна была работать за командами, введенными из перфокарт (Сл.8,9 ).
В конце 19 - начале 20 столетия, были изобретенные электрические вычислительные машины – ЭВМ (Сл.10). Очевидной стала связь между электрическими схемами и алгеброй. Это дало возможность на базе электромагнитных реле построить для вычислительных машин сложные логические схемы.
Аналогичные машины были разработаны в США, их использовали для вычислений во время роботы над созданием атомной бомбы, а также для расчетов траекторий ракет.
Электронные машины (ученик 5)
Собственно с этих пор и начинается эра компьютеров.
В бывшем СССР первый компьютер создан в Украине, сконструированный в Киеве в 1951 году, он назывался "МЭВМ" (маленькая электронная вычислительная машина) (Сл. 11). В 1952 году построена машина "БЭВМ" - большую электронную вычислительную машину (Сл.12).
Этими проектами руководил академик Сергей Лебедев (С. 13).
После компьютер постоянно совершенствовался, а сейчас по–праву считается лучшим изобретением ХХ столетия (Сл. 14).
Викторина (Сл.14)
(Участники мероприятия - ученики 5, 7 классов разбились на две команды).
Для нашего соревнования представлю Вам жюри: 8 класс 3 человека.
Приветствие команд.
I. Команда «Вирус» - мы в любую сеть войдём, нахимичим и уйдём.
2. Команда «Винчестер» – всё, что видим – сохраним, всё, что знаем, отдадим.
1 конкурс – «Разминка»
Загадка чёрного ящика (читает один из членов жюри)
Право первыми участвовать в разминке получит та команда, которая угадает, какое изобретение находится в чёрном ящике.
Прошу аудиторию сосредоточиться и внимательно вглядеться в этот таинственный ящик. Вгляделись? Теперь задание!
В ящике лежит то, что было изобретено в первой половине XX века, получило широкое распространение в наше время, но про что нельзя сказать с уверенностью, что оно доживёт до XXII века. Что в ящике? Прошу команды задавать вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет” (ответ – это шариковая ручка): (раздаём каждому ручку, листочки лежат сразу на столах)
2 конкурс – «Продолжи»
Продолжите пословицу: (по 4 на каждую команду)
* Старый друг - …
* Один в поле…
* Мал золотник …
* Без труда…
* В гостях хорошо …
* Ученье – свет …
* Что посеешь …
* Не имей 100 друзей…
*Основное электронное устройство компьютера – … | (Процессор) |
3 конкурс – «Вопросы»
Вопросы I команде.
1. Сведения, которые человек получает из окружающей природы, общества (информация)
2. Устройства ввода информации в компьютер (клавиатура, мышь, сканер и др.)
3. Какая наука изучает способы хранения обработки и передачи информации (ИНФ-КА)
4. Какими цифрами, в количестве 8 штук, компьютер считывает буквы и цифры(1 и 0).
5. Наименьшая единица информации (1 бит)
6. При переводе десятичных чисел в двоичные, на какое число мы делим десятичное число (на 2)
7. Кто является основоположником отечественной вычислительной техники? (С.А. Лебедев)
8. Первоначальный смысл английского слова “компьютер” (человек, производящий расчёты).
Вопросы II команде.
1. Какие значения может приобретать 1 бит? (0 и 1)
2. Как можно назвать: камень, папирус, бумагу, С D (носители информации)
3. Назовите фамилию известного учёного, в честь которого назван язык программирования. (Паскаль)
4. Кто буквы превратил в точки и тире (Морзе)
5. Назовите профессию Семюэла Морзе (художник)
6. Перевод слова «Windows»
7. Корпорация, основанная двумя студентами в 1975 году (Microsoft)
8. Объём информации, равный 8 битам (1 байт)
4 конкурс - «Эстафета»
Письма Клары Карлу.
Клара направила Карлу 3 письма. В первом письме было два листочка с квадратной таблицей: в третьем с перфокартой. Второе письмо сообщало пояснения по использованию этих таблиц, оно потерялось. Помогите Карлу прочитать послание Клары.
Первое письмо.
Второе письмо.
Третье письмо:
Решение: В этой задаче надо было догадаться, что картинка соответствует трафарету, накладывая который всеми возможными способами на квадрат с текстом (таких способов очевидно, четыре), выписываются буквы из “окошек” и получаем искомый текст.
- ПОВОРОТНОЙ РЕШЁТКОЙ НАЗЫВАЕТСЯ ЭТОТ ШИФР.
- МОДЕЛЬ – ЭТО ПОДОБИЕ РЕАЛЬНОГО ОБЪЕКТА.
5 конкурс – «Закодируй»
Используете азбуку Морзе и закодируйте слова: алгоритм, паскаль, бейсик, диаграмма.
6 конкурс – «Раскодируй»
Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | к | л | м | н | о | ь | ъ | ы | э | ю | я | пробел |
2 | п | р | с | т | у | ф | х | ч | ц | ш | щ | , |
3 | а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й | . |
- Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: (1,1),(2,2),(1,3),(3,2),(10,3),(3,3),(12,1),(4,2),(5,1),(4,2),(12,2),(12,1),(1,1),(4,2),(5,1),(12,1),(1,1),(2,2),(1,3),(3,2),(10,3),(3,3),(5,1),(12,1),(1,2),(5,1),(3,2),(4,2),(5,2),(1,2),(1,3),(6,3),(4,2),(12,3)
Ответ: красив тот, кто красиво поступает.
7 конкурс – «Из 10 в 2 и наоборот»
Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную:
7 | (111) |
Переведите число из двоичной системы счисления в десятичную:
1101 | (13) |
Жюри подводит итоги, объявляет их.
СЛОВО ЖЮРИ:
Итоговое выступление ведущего: (Сл. 15)
Царица наук - математика.
Но выросла рядом принцесса -
Прекраснейшая Информатика,
Дочь мысли людской и прогресса.
Сегодня без этой науки
Представить наш мир невозможно.
Она нас спасает от скуки.
Она наш помощник надежный.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Абак изобрели в Китае
Логарифмическая линейка
Машина Блеза Паскаля
Арифмометр
Электронные калькуляторы
Аналитическая вычислительная машина
Американская машина табулятор перфокарты
МЭВМ» маленькая электронная вычислительная машина
БЭВМ - большая электронная вычислительная машина
Викторина
Царица наук - математика. Но выросла рядом принцесса - Прекраснейшая Информатика, Дочь мысли людской и прогресса. Сегодня без этой науки Представить наш мир невозможно. Она нас спасает от скуки. Она наш помощник надежный
Всем спасибо!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике и информатике "Своя игра"
Внеклассное мероприятие для проведения в 8-9 классах...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Внеклассное мероприятие для обучающихся 7–9-х классов по математике, физике, химии и биологии
Представленная работа содержит материал по организации и проведению мероприятия в рамках декады наук в школе. Соревновательный характер – важный в обучении элемент творчества: обучающиеся становятся н...
Внеклассное мероприятие по теме "Олимпийские игры: история, современность и математика"
Внеклассное мероприятие по теме "Олимпийские игры: история, современность и математика"...
Фото в Внеклассному мероприятию по теме "Олимпийские игры: история, современность и математика"
Фото в Внеклассному мероприятию по теме "Олимпийские игры: история, современность и математика"...
Разработка внеклассного мероприятия «Математическая сказка», проводимого в рамках предметной декады математики
Сценарий школьной постановки "Математическая сказка" призван помочь детям с УО закрепить имеющиеся представления об умножении и делении нуля. В игровой доступной форме учащиеся восстанавливают в памят...
Внеклассное мероприятие для 5-6 классов в дни Недели математики
Внеклассное мероприятие проведено в рамках Недели математики...