Конспект урока 10 кл Циклы. Решение задач
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Карпенко Алена Юрьевна

Конспект урока 10 кл Циклы. Решение задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10kl_tsikly._reshenie_zadach.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

Дата 28.02.                                              Класс 10                                                 Номер урока 6

Тема урока: «Решение задач. Циклы»

Цели урока:

Дидактическая цель: вспомнить основные моменты программирования с использованием циклов на языке Turbo Pascal. 

Задачи обучения 

Понимать: структуру циклического алгоритма, структуру цикла со счётчиком, цикла с предусловием, цикла с постусловием.

Знать: закрепить понятий оператора цикла со счётчиком, операторов цикла с предусловием и постусловием.

Уметь: применять на практике оператор цикла с постусловием, оператор цикла с предусловием, оператор цикла со счётчиком, правильно выделять условие.

 

 Исследовать:  роль цикла со счётчиком, цикла с предусловием, цикла с постусловием при    решении задач

Задачи воспитания: воспитать интерес к предмету.

Задачи развития: развить навыки использования среды программирования Turbo Pascal, развить логическое мышление и активность работы учащихся.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации.

Методы урока: беседа, репродуктивный.

Формы обучения: рассказ, практическая работа.

Средства обучения: доска.

Список литературы:

1.         Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;

2.         Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики. Задачи по программированию 7-11 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

План урока: 

  1. Организационный момент (1 мин.);
  2. Актуализация знаний (1 мин.);
  3. Самостоятельная работа (10 мин);
  4. Решение задач (20 мин.);
  5. Подведение итогов (2 мин.);
  6. Домашнее задание (1 мин.).


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вид доски

1.

Здравствуйте садитесь. Сегодня мы продолжим решать задачи  с использованием циклов.

2.

И начнём наш урок с небольшой самостоятельной работы. Но для начала повторим. Какие же разновидности циклов вам известны?

Давайте вспомним, какими командами характеризуется цикл типа «пока» или как его чаще называют цикл с предусловием?

Правильно. Какими командами характеризуется цикл с постусловием?

Какой тип циклов мы ещё не повторили?

Правильно. Какие команды используются в нём?

С параметром (со счётчиком), с предусловием, с постусловием.              

While…do      

Repeat … until  

Цикл со счётчиком.      

For i:=1 to n do                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

While…do    

Repeat … until  

 

For i:=1 to n do                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

3.

Правильно, теперь можно приступать к самостоятельной работе. Возьмите листочки, напишите свою фамилию, класс. Самостоятельная состоит из четырёх заданий. В первом задании требуется написать, всё что выведется у вас на экран компьютера. Во втором задании надо только написать фрагмент программы с оператором условия. В третьем задании требуется найти все ошибки в программе: может быть ошибка в оформлении, или неправильно написан оператор или что-то ещё. Ну а последнее задание самое просто: нужно вычислить чему равно b.

Все свои решения вы должны пояснять. Без пояснения – работа считается не выполненной.

У кого-нибудь есть вопросы по самостоятельной работе?

Ответ отрицательный. Пишут самостоятельную работу.

4.

Положили ручки. Передаём с последней парты на первую. У кого возникли трудности при выполнении данной самостоятельной работы?

Отвечает на вопросы.

Теперь открыли свои тетради. Запишите число. Классная работа.

Первая задача, которую мы сегодня решим очень простая. Послушайте условие. Начав тренировки, лыжник в первый дел пробежал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал пробег на 10% от пробега предыдущего дня. Определите, какой суммарный путь он пробежал за первые n дней тренировки.

Запишем формулировку в тетради. Ставьте цифру один. И пишем. Диктует условие.

Давайте разберём условие. Чтобы найти, сколько он пробежал за второй день тренировок, что мы должны сделать?

Чтобы узнать сколько он пробежал за два первых дня. Как мы поступим?

А чтобы узнать за n дней сколько пробежал лыжник. И не писать каждый раз длинные вычисления. Какой цикл будем использовать?

Совершенно верно давайте теперь запишем решение данной задачи.

У кого есть вопросы по решению данной задачи?

Хорошо перейдём к следующей задачи. Послушайте условие. Составить программу, которая запрашивает пароль до тех пор, пока он не будет правильно введен.

Уже сразу из условия видно, какой цикл мы будем использовать?

Совершенно верно. Когда вы создаёте где-то себе аккаунт и создаёте себе пароль. То если вы используете какое-то огромное число вместо своего пароля, вам пишут, что он очень ненадёжный. Также и мы. Мы будем проверять пароли, составленные из букв латинского алфавита. Для этого нам надо вспомнить, какой тип данных используется для записи слов или букв?  

Правильно. Ну а дальше решение задачи не вызовет трудностей. Давай разберём её на доске? Кто желает?

И последняя задача, которую мы успеем с вами решить связана с числами Фибоначчи. Кто знает, что за числа?

Совершенно верно. Теперь слушаем условие задачи.  Определите сумму чисел Фибоначчи не превосходящих М.

Условие мы проверяем, после выполнения некоторых операций. Какой вид циклов мы будем использовать?

Теперь точно не должно возникнуть проблем при решении данной задачи.

Задают вопросы.

Записывают в тетради.

Записывают в тетрадь.

Надо 10*0,1

10+10*0,1

Цикл со счётчиком.

Один решает у доски, остальные в тетради

Ответ отрицательный.

Цикл постусловием.

Строковый.

Один решает у доски, остальные в тетрадях.

Элементы числовой последовательности  0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13.. в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. Название по имени средневекового математика Леонардо Пизанского, известного как Фибоначчи.

Цикл с постусловием.

Один решает у доски, остальные в тетрадях.

10*0,1

10+10*0,1

Решение задачи

Решение задачи

Решение задачи

5.

Молодцы. Сегодня на уроке мы вспомнили, какие типы циклов бывают. Давайте их ещё раз перечислим.

Правильно. Какой тип цикла будем использовать при решении следующей задачи: «Вывести на экран все целые числа от 100 до 200, кратное трём».

А как записать, что число кратно трём?

Правильно. А может ли оператор цикла с предусловием не выполняться ни разу?

А с постусловием?

А может ли тело оператора цикла с параметром не выполняться ни разу?

С предусловием, с постусловием и со счётчиком.

For i:=1 to n do  

n mod 3=0    

Может. Так как условие проверяется перед телом цикла.

Нет. Хотя бы один раз он будет выполняться.

                                     

Нет, хотя бы один раз для i=1 он выполнится.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6.

Правильно. Запишите в тетрадях домашнее задание. В компьютер по очереди поступают результаты спортсменов  - участников соревнований по лыжным гонкам, уже пришедших к финишу(время затраченное на прохождение дистанции гонки). Выдавать на печать лучший результат после ввода результата очередного спортсмена.

У кого есть вопросы по домашнему заданию?

Тогда все способны. Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание.

Ответ отрицательный.


Самостоятельная работа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Решение задач на смеси и сплавы"

Данную разработку можно использовать при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах, а также на уроках алгебры по теме "Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений"...

План-конспект урока по теме: "Решение задач с помощью уравнений"

Уровень образования:  основное общее образованиеЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Класс(ы):  5 классПредмет(ы):  МатематикаЦель урока: Цель ...

План-конспект урока по теме "Решение задач по измерению информации

Конспект урока "Решение задач по измернию информации". Предмет "Основы теории информации" для студентов  обучающихся по специальности  СПО "Компьютерные сети"...

Конспект урока по теме "Решение задач по теме "Объемы тел""

Урок обобщения и систематизации знаний по теме в 11 классе. К конспекту приложена презентация. Можно использовать при подготовке к ЕГЭ....

План-конспект урока по теме "Решение задач на проценты"

Cовершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач....