Рабочая программа для 1-4 классов по Информатике и Робототехнике
рабочая программа по информатике и икт
Рабочая программа для 1-4 классов по Информатике и Робототехнике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для 1-4 классов по Информатике и Робототехнике | 42.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Информатика. Робототехника.» предназначена для проведения занятий с учащимися 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности и рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю) в 1 классе, 34 часа в год (1 час в неделю) во 2 классе, 34 часа в год (1 час в неделю) в 3 классе и 34 часа в год (1 час в неделю) в 4 классе.
Срок реализации программы - 4 года.
Программа составлена с учетом
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3; и Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г.№ 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- учебного плана ЧОУ СОШ «Светлые Горы» на 2016-2017 учебный год;
- образовательной программы ЧОУ СОШ «Светлые Горы».
Программа модифицированная, составлена на основе авторских программ программ А.В. Горячева «Информатика и ИКТ» (для четырёхлетней начальной школы), М.:Баласс, 2014., программы Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы, 2-4 классы. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012, 133с.
В программу включён блок «Робототехника».
Примерная структура занятия соответствует валеологии:
- Организационный момент (1мин.).
- Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).
- Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (8—10 мин.).
- Физкультминутка (2 мин)
- Релаксация (1 мин)
- Подведение итогов (2мин.).
Результаты освоения программы
В результате изучения данной программы учащиеся должны знать:
- роль информации в деятельности человека;
- источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
- виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
- овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
- понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
- познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
- познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
- научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
- узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
- узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
- типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
- способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
- понятия алгоритма, исполнителя;
- назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
- этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
- выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
- выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
с анализом исходных данных; - решать логические задачи;
- решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;
- организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
- выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
- исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
- вводить текст, используя клавиатуру компьютера.
- использовать информацию для построения умозаключений;
- понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
- работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
- уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
- производить поиск по заданному условию;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:
- готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
- применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
- придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Предметные результаты
1-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить лишний предмет в группе однородных;
- давать название группе однородных предметов;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
- находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
- называть последовательность простых знакомых действий;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть противоположные по смыслу слова.
2-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
3-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
- выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
Содержание учебного курса
1 класс (33ч)
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.
Логические модели
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
Приемы построения и описание моделей
Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.
Организация учебного процесса. Изучение темы предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
• урочная форма, в которой преподаватель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
• внеурочная форма, в которой обучающиеся после занятий (дома или в компьютерной аудитории) самостоятельно выполняют на компьютере практические задания.
Введение в робототехнику
История развития робототехники.
Введение понятия «робот». Поколения роботов. Классификация роботов.
Значимость робототехники в учебной дисциплине информатика.
Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
Содержание курса информатики для 2 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Виды информации. Человек и компьютер.
Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Кодирование информации.
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.
Информация и данные.
Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные.
Документ и способы его создания.
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.
Конструирование роботов
Основы конструирования роботов. Особенности конструирования Lego – роботов. Стандартные модели Lego. Сборка стандартных моделей: «Tribot», «Пятиминутка», «Spike», «Robogator».
Бот-внедорожник, трехколесный бот, линейный ползун, исследователь, нападающий коготь, гоночная машина – «Автобот», шарикопульт, робот-база с 3-мя двигателями.
Основные понятия:
- информация, виды информации, звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная информация; графическая, числовая, звуковая информация; источники и приемники информации, обработка, хранение, передача информации;
- каналы связи, радио, телефон; компьютер, инструмент;
- кодирование информации, письменное, звуковое, рисуночное кодирование, иероглифы;
- письменные источники информации, носители информации;
- форма представления информации; числовая информация, текстовая информация; графическая информация;
- текст, смысл, шрифт, многозначные слова, многозначные числа.
3 класс (34 часа)
Содержание курса информатики для 3 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Информация, человек и компьютер.
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.
Действия с информацией.
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
Мир объектов.
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами
Информационный объект и компьютер.
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы.
Компьютерный практикум
Цель компьютерного практикума – научить учащихся:
- представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
- выполнять элементарные преобразования информации – из рядя в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему;
- работать с электронными текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы;
- производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
- использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
- находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
- управлять экранными объектами с помощью мыши;
получить навыки набора текста на клавиатуре.
Программирование роботов
Интерфейс. Набор Lego . Подключение.
Датчики и интерактивные сервомоторы. Калибровка датчиков.
Направляющая и начало программы. Палитры блоков.
Блоки стандартной палитры: блоки движения, звука, дисплея, паузы.
Блок условия. Работа с условными алгоритмами.
Блок цикла. Работа с циклическими алгоритмами.
Математические операции.
Логические операции.
Конструирование роботов
Основы конструирования роботов. Особенности конструирования Lego – роботов.
Основные понятия:
- информация, действия с информацией и данными; виды информации, представление информации: звук, текст, число, рисунок;
- язык, алфавит, код, кодирование; знаки и сигналы как способы кодирования, передачи и хранения информации;
- объект, имя объекта, признаки объекта;
- ряды, списки, таблицы, диаграммы, множества;
- компьютер, программа, меню программы, пиктограммы.
4 класс (34 часа)
Содержание курса информатики и информационных технологий для 4 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Повторение пройденного.
Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношения и поведение объектов. Информационный объект и компьютер
Понятие, суждение, умозаключение.
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия "истина" и "ложь" Суждение. Умозаключения.
Модель и моделирование.
Модель объекта. Модель отношений между объектами Алгоритм. Какие бывают алгоритмы Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.
Информационное управление.
Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
Программирование роботов
Основы конструирования роботов. Особенности конструирования Lego – роботов.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ | Дата по плану | Дата факт. | Тема занятия |
1. | 01.09. | Цвет предметов. ИКТ – цвет предметов, вещей и т.д. | |
2. | 08.09. | Форма предметов. ИКТ – геометрические фигуры. | |
3. | 15.09. | Размер предметов. | |
4. | 22.09. | .Название предметов. ИКТ – научись мыслить логически. | |
5. | 29.09. | Признаки предметов. ИКТ – находим нужную фигуру и обводим её карандашом. | |
6. | 06.10. | Состав предметов. ИКТ – найди закономерность и раскрась картинку | |
7. | 20.10. | Лего-констуирование | |
8. | 27.10. | ИКТ – сложи головоломку. | |
9. | 03.11. | Понятия «равно», «не равно». ИКТ – находим число фигур | |
10 | 10.11. | Понятия «больше», «меньше». ИКТ – сравнение фигур. | |
11 | 17.11. | Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». ИКТ – движение предметов. | |
12 | 01.12. | Действия предметов. ИКТ – найди, какая картинка лишняя. | |
13 | 08.12. | Последовательность событий. ИКТ – найди закономерность и расставь в правильном порядке. | |
14 | 15.12. | Порядок действий. | |
15 | 22.12. | ИКТ – реши примеры и расставь по порядку. | |
16 | 29.12. | Цифры. ИКТ – нумерация и счёт. | |
17 | 12.01. | Возрастание, убывание. ИКТ – количественное описание предметов. | |
18 | 19.01. | Множества. Элементы множества. ИКТ – находим число фигур. | |
19 | 26.01. | Способы задания множества. ИКТ - множества | |
20 | 02.02. | Сравнение множеств. ИКТ - множества | |
21. | 09.02. | Отображение множеств. ИКТ – научись мыслить логически. | |
22. | 16.02. | Кодирование. ИКТ – найди закономерность и раскрась картинку. | |
23. | 02.03. | Симметрия. ИКТ – геометрические фигуры. | |
24. | 09.03. | Лего-конструирование | |
25. | 16.03. | Лего-конструирование | |
26. | 23.03. | «Цирк». Лего-конструирование | |
27. | 30.03. | Отрицание. ИКТ – найди, какая картинка лишняя. | |
28. | 13.04. | Понятие «истина», «ложь». ИКТ – выражения. | |
29. | 20.04. | Понятие «дерево». Графы. | |
30. | 27.04. | Конструирование роботов. | |
31. | 11.05. | Комбинаторика. ИКТ – находим число фигур. | |
32. | 18.05. | Конструирование роботов | |
33. | 25.05. | Лего-контруирование |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. |
1 | Человек и информация | 1 | 06.09. | |
2 | Какая бывает информация | 1 | 13.09. | |
3 | Источники информации | 1 | 20.09. | |
4 | Приемники информации | 1 | 27.09. | |
5-6 | Компьютер и его части | 1 | 04.10. 18.10. | |
7-8 | Повторение, работа со словарем. | 2 | 25.10. 01.11. | |
9 | Носители информации | 1 | 08.11. | |
10-11 | Кодирование информации | 2 | 15.11. 22.11. | |
12 | Письменные источники информации | 1 | 29.11. | |
13 | Языки людей и языки программирования | 1 | 06.12. | |
14 | Повторение. Работа со словарем | 1 | 13.12. | |
15 | Практическая работа | 1 | 20.12. | |
16 | Лего-контруирование | 1 | 27.12. | |
17 | Текстовые данные | 1 | 10.01. | |
18 | Графические данные | 1 | 17.01. | |
19 | Числовая информация | 1 | 24.01. | |
20 | Десятичное кодирование | 1 | 31.01. | |
21 | Двоичное кодирование | 1 | 07.02. | |
22 | Числовые данные | 1 | 14.02. | |
23 | Повторение, работа со словарем.Тестирование | 1 | 28.02. | |
24 | Практическая работа | 1 | 07.03. | |
25 | Документ и его создание | 1 | 14.03. | |
26 | Электронный документ и файл | 1 | 21.03. | |
27 | Поиск документа | 1 | 28.03. | |
28 | Создание текстового документа | 1 | 11.04. | |
29 | Создание графического документа | 1 | 18.04. | |
30 | Лего-конструирование | 1 | 25.04. | |
31 | Лего-конструирование | 1 | 16.05. | |
32 | Лего-конструирование | 1 | 23.05. | |
33 | Лего-конструирование | 1 | 30.05. | |
34 | Лего-конструирование | 1 | 30.05. |
Учебное календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Дата факт. |
1 | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Человек и информация. | 1 | 06.09. | |
2 | Источники и приемники информации | 1 | 13.09. | |
3 | Носители информации | 1 | 20.09. | |
4 | Компьютер | 1 | 27.09. | |
5 | Работа со словарем. | 1 | 04.10. | |
6 | Лего-конструирование | 1 | 18.10. | |
7 | .Получение информации. | 1 | 25.10. | |
8 | Представление информации | 1 | 01.11. | |
9 | Кодирование информации | 1 | 08.11. | |
10 | Кодирование и шифрование данных | 1 | 15.11. | |
11 | Хранение информации | 1 | 22.11. | |
12-13 | Обработка информации | 2 | 29.11. 06.12. | |
14 | Работа со словарем. | 1 | 13.12. | |
15 | Лего-конструирование | 1 | 20.12. | |
16 | Лего-конструирование | 1 | 27.12. | |
17 | Объект и его имя | 1 | 10.01. | |
18 | Объект и его свойства | 1 | 17.01. | |
19-20 | Функции объекта | 2 | 24.01. | |
20 | Отношения между объектами | 1 | 31.01. | |
21 | Характеристика объекта | 1 | 07.02. | |
22 | Документ и данные об объекте | 1 | 14.02. | |
23 | Повторение. Работа со словарем. | 1 | 28.02. | |
24 | Лего-конструирование | 1 | 07.03. | |
25 | Компьютер — это система | 1 | 14.03. | |
26 | Системные программы и операционная система | 1 | 21.03. | |
27 | Файловая система | 1 | 28.03. | |
28 | Компьютерные сети | 1 | 11.04. | |
29 | Информационные системы | 1 | 18.04. | |
30-31 | Лего-конструирование | 1 | 25.04. 16.05. | |
32 | Лего-конструирование | 1 | 23.05. | |
33 | Лего-конструирование | 1 | 30.05. | |
34 | Лего-конструирование | 1 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата факт. |
1 | Человек в мире информации | 06.09. | |
2 | Действия с данными | 13.09. | |
3 | Объект и его свойства | 20.09. | |
4 | Отношения между объектами | 27.09. | |
5 | Компьютер как система | 04.10. | |
6 | Повторение, компьютерный практикум | 18.10. | |
7 | Работа со словарем и контрольная работа | 25.10. | |
8 | Мир понятий. Лего-конструирование. | 01.11. | |
9 | Деление понятий | 08.11. | |
10 | Обобщение понятий | 15.11. | |
11 | Отношения между понятиями | 22.11. | |
12 | Понятия «истина» и «ложь» | 29.11. | |
13 | Суждение | 06.12. | |
14 | Умозаключение | 13.12. | |
15 | Повторение, компьютерный практикум | 20.12. | |
16 | Работа со словарем и контрольная работа | 27.12. | |
17 | Модель объекта | 10.01. | |
18 | Текстовая и графическая модели | 17.01. | |
19 | Алгоритм как модель действий | 24.01. | |
20 | Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов | 31.01. | |
21 | Исполнитель алгоритма | 07.02. | |
22 | Компьютер как исполнитель | 14.02. | |
23 | Повторение, работа со словарем | 28.02. | |
24 | Работа со словарем, контрольное тестирование | 07.03. | |
25 | Кто кем и зачем управляет | 14.03. | |
26 | Управляющий объект и объект управления | 21.03. | |
27 | Цель управления | 28.03. | |
28 | Управляющее воздействие | 11.04. | |
29 | Средство управления | 18.04. | |
30 | Результат управления | 25.04. | |
31 | Современные средства коммуникации | 16.05. | |
32-34 | Работа со словарем, контрольная, тестирование Лего-конструирование. | 23.05. 30.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 10 класс и информатике и ИКТ 10-11 классы
рабочая программа по математике 10 класса к учебнику Колягина (базовый курс)рабочая программа по информатике 10-11 класс к учебнику Макаровой (базовый курс)...
Рабочая программа по технологии с модулем по информатике для 3 класса по программе "Школа 2100".
Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают самораз...
Рабочая программа для 7-9 классов по Информатике и ИКТ
Рабочая программа для 7-9 классов по Информатике и ИКТ...
Рабочая программа для 10-11 классов по Информатике и ИКТ
Рабочая программа для 10-11 классов по Информатике и ИКТ...
Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс "Мир информатики"
Современное общество нельзя представить без компьютера. Умение пользоваться компьютером облегчит их учёбу. Специальные коррекционные занятия, по знакомству с работой на компьютере, направлены на...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...
Рабочая программа по технологии 5 класс + робототехника.
Рабочая программа по технологии реализует новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Что способствует формированию у обучающихся более ответственного отношения к сво...