Конструктивное взаимодействие преподавателя информатики и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС
статья по информатике и икт (10 класс)
Конструктивное взаимодействие преподавателя информатики и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vanturin_dmitriy_mihaylovich3.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Вантурин Дмитрий Михайлович,
преподаватель
СПб ГБ ПОУ “Охтинский колледж”
Конструктивное взаимодействие преподавателя информатики и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС
В настоящее время становиться актуальным использование в учебном процессе методов и приемов, которые формируют у обучаемых способности к саморазвитию, самосовершенствованию, умение самостоятельно принимать решения, добывать новые знания, обладать коммуникабельностью, уметь применять приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, другими словами – уметь учиться. Эти идеи отражены и в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы, в числе которых значится овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. В первую очередь к ним относится умение обучающегося планировать и осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, осуществлять эффективное сотрудничество и способствовать продуктивной кооперации; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
В современных образовательных технологиях учебное сотрудничество используется как способ организации взаимодействия учащихся друг с другом, с учителем. Результатом, которого является не только формирование знаний, умений и навыков по учебным предметам, но и формирование умения сотрудничать, принимая во внимание желания и действия партнёра; умения понимать эмоциональное состояние участников совместного действия; умения проявлять инициативность для поиска информации; умения решать конфликты.
Содержание обучения информатике в современных условиях не может быть ограничено только изучением стремительно меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед преподавателем информатики встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.
Как отмечают исследователи, информатика как учебный предмет имеет ряд особенностей от других дисциплин, а также условий, которые позволяют успешно формировать учебное сотрудничество.
В их число входят:
- наличие специальных технических средств;
- каждый обучающийся имеет, с одной стороны, персональное рабочее место, а с другой — имеет доступ к общим ресурсам;
- ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места;
- на уроках информатики активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся;
- создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
Одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей – групповая работа, так как она позволяет: дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку; дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета преподавателя, ни подавляющего внимания всей группы; дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (функции контроля и оценки, целеполагание и планирование).
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке, в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны преподавателя, так и своих товарищей.
Использование локальной компьютерной сети в кабинете информатики позволяет эффективно организовать коллективную деятельность учащихся, когда одна большая задача разбивается на ряд подзадач, решение которых поручается отдельным ученикам или их группам. Участие в коллективной работе вовлекает школьника в отношения взаимной ответственности, заставляет их решать не только учебные, но и организационные задачи. Всё это способствует формированию активной личности, умеющей планировать и оптимально организовывать свою деятельность, соотносить её с деятельностью других.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности используется методика проектных занятий.
Под учебным проектом понимается определенным образом организованная целенаправленная деятельность учащихся по выполнению практического задания - проекта. Метод проектов можно рассматривать как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.
Благодаря возможностям, которые представляют облачные технологии, учащиеся могут общаться между собой, организовывать совместную работу, отслеживать выполнение работы между участниками группы, презентовать себя в сети Интернет, видеть результаты своей и чужой работы, сравнивать свою деятельность с деятельностью одноклассников, что позволяет встроить в учебный процесс различные компоненты деятельности: мотивационные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, информационные, за счет чего расширяются границы традиционного преподавания информатики.
Такая методика организации группового сотрудничества делает основной акцент на организацию различных видов деятельности обучаемого, расширяет пространственно-временные рамки учебного сотрудничества, стимулирует к овладению и использованию большего числа технологий. Результаты методики определяются прежде всего целью, которая в самостоятельной деятельности осознается учеником, становится для него актуальной и значимой. Появляются личностно значимые мотивы деятельности: потребность расширить свои знания, узнать новое; овладеть умением организовывать сотрудничество при помощи компьютерных инструментов; потребность проверить свои знания; возможность публично представить результаты своей деятельности и сравнить их с другими результатами.
Изложенная организация учебного сотрудничества требует, чтобы преподаватель выступал в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, привлекал обучаемых к активной совместной познавательной деятельности, давал возможность обучаемому выступать в качестве субъекта деятельности, при этом достижение личностных и метапредметных результатов выступает как одна из главных образовательных целей. Для достижения поставленных целей необходимо соблюдение следующих педагогических условий: целенаправленного обучения навыкам групповой работы при помощи облачных технологий; максимизации сетевого взаимодействия учащихся; организация целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса, направленного на раскрытие индивидуальности каждого учащегося; позитивной взаимозависимости между членами группы; взаимной оценки результатов; согласованной работы двух педагогов, работающих в разных кабинетах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО
Практическая значимость разработанной модели обусловлена тем, что на ее основе может быть организован процесс обуче...
Повышение мастерства преподавателя географии, как условие осуществления качественного образования обучающихся в условиях введения ФГОС.
Даннай материал является обобщением педагогического опыта. Может быть использован для самообразования, выступления на предметно-цикловых комиссиях, методических совещаниях. Является первой частью данн...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...
ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ФГОС
Что такое логоритмика? Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи, это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого ма...
Конструктивное взаимодействие учителя и учащихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС
Особенности взаимодействия учителя с учениками начальной школы...
Конструктивное взаимодействие учителя физической культуры и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС.
Рекомендую использовать мой опыт работы в своей деятельности....
Ассертивный опрос как прием конструктивного взаимодействия преподавателя биологии и обучающихся
Обучение – это двусторонний процесс, в котором должны быть обеспечены следующие два условия: для обучающихся – возможность задавать вопросы, для преподавателя – возможность выяснить,...