Конспект урока по информатике в 9 классе "Системы счисления"
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс)

Белова Ольга Михайловна

Конспект урока по информатике в 9 классе "Системы счисления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.02 КБ
Файл zadaniya_dlya_grupp.docx12.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике

Класс: 9

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель урока: систематизировать знания по теме «Системы счисления»

Задачи урока:

  • образовательные: обобщить знания по теме «Системы счисления», повторить ключевые понятия;
  • воспитательные: воспитывать умения самостоятельно мыслить, ответственность за выполняемую работу, аккуратность при выполнении работы;
  • развивающие:  развивать умение анализировать и  систематизировать учебный материал,  внимание, память, речь, творческие и коммуникативные способности

Оборудование:  экран, проектор, персональные компьютеры, ПО, презентация, раздаточный  материал

Методы: словесный, практический, наглядный, самостоятельной работы, контроля, самоконтроля

План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализациязнаний
  3. Сообщение темы и целей урока
  4. Техника безопасности
  5. Обобщение и закрепление ранее изученного материала
  6. Физкультминутка
  7. Практическая работа
  8. Итог урока
  9. Выставление оценок
  10. Домашнее задание
  11. Рефлексия

План-конспект урока

Основные этапы урока

Методы

Содержание учебного материала (деятельность учителя)

Содержание учебного материала (деятельность учащихся)

Примечание

Организационный момент

словесный

Вхожу, здороваюсь. Прошу присаживаться и приготовиться к уроку

Здороваются, проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

Словесный, иллюстративный

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова древнегреческого  философа, математика, Пифагора «Все есть число». Почему же я выбрала именно это высказывание

Рассуждают, отвечают на вопрос

Сообщение темы и целей урока

словесный

Тема урока Кодирование числовой информации. Системы счисления. Сегодня мы обобщим знания по изученной теме, повторим все ключевые понятия, и,  конечно же, будем продолжать совершенствовать ваши навыки работы за компьютером

Записывают в тетради

Техника безопасности

Обобщение и закрепление ранее изученного материала

Словесный

на каждом рабочем месте находится памятка о технике безопасности и правилах поведения на уроках информатики

Обобщение и закрепление ранее изученного материала

Объяснительный, иллюстративный, исследовательский

1. Опрос

  • Что же такое система счисления?
  • На какие две группы делятся все системы счисления?
  • В чем особенности непозиционных систем счисления?
  • В чем особенности позиционных систем счисления?

2. Работа с текстом

3. Предлагаю обратиться к учебнику на стр. 76-77 и вспомнить правила записи чисел в римской системе счисления

4. Задание у доски

        На доске расположены числа, записанные в римской системе счисления и арабские. Найдите пару каждого числа

5, 12, 44, 68, 93, 327, 2018

V, XII, XLIV, LXIII, XCIII, CCCXXVII, MMXVIII

5. Задание классу. Расположите числа в порядке возрастания.

        IV, VI, XIX, XXI, CXC,CCI ,CCXI, DXC,  DCX (правильно)

4, 6, 19, 21, 201, 211, 190, 610, 590

Насколько всем известно, римляне были народом умным. Они хорошо умели считать. Однако был один изъян - число «0». Оно сейчас используется везде, а в Риме его не было. Не верите? А зря! Подтверждением выше сказанному является тот факт, что ноль невозможно записать ни одним из известных римских чисел!

6. Вернемся к позиционным системам счисления. Какая позиционная система счисления наиболее известна нам с вами? (десятичная)

А какие позиционные системы счисления вошли в нашу жизнь с появлением вычислительной техники? (двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная)

Давайте вспомним основания и алфавит каждой из этих систем и заполним таблицу 

7. Работа у доски  (3 человека)

1) Записать числа в развернутой форме

1258710, 10110011,012, 567218

2) Записать числа в свернутой форме

1*24 + 1*23 + 0*22 +0*21 + 1*20

3*163 + 7*162 +3*161 + 15*160

2*102 +6*101 + 1*100 +5*10-1 + 7*10-2 + 7*10-3

8.  Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Вспомнить алгоритмы перевода чисел из любой системы счисления в десятичную и из десятичной в любую другую

Перевести число 348 из десят. с.с. в двоичную, восьмеричную, 16-ую (3 ученика)

Проверить правильность перевода (3 ученика)

Сейчас мы еще раз убедились, насколько это трудоемкий процесс с использованием только математических навыков. Для перевода чисел из одной системы счисления в другую и проведения вычислений в различных системах счисления можно использовать приложения, которые обычно называются научными или инженерными калькуляторами. Какое стандартное приложение входит в состав операционной системы Windows? (Калькулятор)

Воспользуемся этим приложением для вычислений. Используя инженерный калькулятор выполним задания по группам (раздать карточки)

Знакомятся с текстом. Отвечают на вопросы

  •  Как вы думаете,  о чем же идет речь и что за таинственные знаки появились у дверей жильцов домов?
  • К какой группе относится римская система счисления?
  • Сколько символов используется в римской системе счисления для записи числе? (7)

Работают с учебником

Выполняют задание

Выполняют задание

Заполняют таблицу

Работают в группах

Приложение

Приложение

Физкультминутка

Выполняют упражнения  для снятия напряжения

Практическая работа

Контроля, самоконтроля

Прошу вас занять места за компьютерами. На рабочем столе каждого компьютера находится папка 9 класс. Необходимо перевести числа в десятичную систему счисления и разукрасить картинку.

Выполняют практические задания

Приложение

Итог урока

Итак, сегодня мы с вами повторили весь изученный материал по теме Кодирование числовой информации. Системы счисления. Но на этом мы не остановимся. В дальнейшем мы продолжим изучать системы счисления. Научимся переводить не только целые, но и дробные числа.

Выставление оценок

        

Вы отлично поработали. А как известно всякий труд должен быть оценен , поэтому за урок сегодня получили:

Домашнее задание

Задаю домашнее задание (на карточках)

Рефлексия

Украшаем елку ( красный шар – было комфортно на уроке, все понятно, своей работой доволен; желтый  шар – не все было понятно, работал не в полную силу; синий шар – все было непонятно, на уроке чувствовал себя не комфортно)

        



Предварительный просмотр:

Группа 1

Прочитайте правильно пословицы и поговорки

  1. Опять 318

  1. Верный друг лучше 6416 слуг

  1. Весна да осень – на дню погод 10002

Группа 3

Определите географический объект по его координатам

(11110002 1011012 c.ш. 11111002 10011’2 в.д.)

Воспользуйтесь сайтом http://gps-coordinates.ru/

Группа 2

Прочитайте текст правильно и постарайтесь понять,  о ком идет речь

Первая родина Мистера Икс, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 36748-х годов, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 7С716 г. были созданы «Дом Мистера Икс» и «Почта Мистера Икс. С 200510  года также отмечается «официальный» день рождения Мистера Икс: 100102  ноября.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатике и ИКТ на тему: "Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс

Конспект урока по информатике и ИКТ на тему:"Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс...

конспект урока по информатики 9 класс "Система счисления"

урок повторения по информатики 9 класс на тему система счисления...

План-конспект урока "Кодирование числовой информации. Системы счисления"

Урок на тему «Кодирование числовой информации. Системы счисления» разработан для учащихся 10 классов, изучающих информатику по учебнику «Информатика и ИКТ (профильный уровень), 10 класс»  (...

Конспект урока по информатике "Информация в памяти компьютера. Система счисления"

Цели: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти; актуализировать изученные ранее в курсе математики подходы к представлению числовой информации; познакомить с текстовым процесс...

Конспект урока на тему: "Двоичная система счисления"

Конспект урока на тему: "Двоичная система счисления"...

Конспект урока по информатике 8 класс Тема урока: «Системы счисления» (Л. Л. Босова, А. Ю. Босова)

Цель: обеспечить усвоение знаний о системах счисления; формировать умение определять основание и алфавит систем счисления.Задачи:Научится преобразовывать основание и алфавит систем счисления, переходи...