Методическая разработка урока "Единицы измерения информации", 7 класс
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)
Тема урока: Единицы измерения информации
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими;
Метапредметные – понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;
Личностные – навыки концентрации внимания
Решаемые учебные задачи:
Изучение единиц измерения информации и соотношений между ними;
Определение информационного веса символа произвольного алфавита;
Определение информационного объема сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита
Создание маркированного списка
Тип урока: комбинированный
Основные понятия рассматриваемые на уроке:
Бит;
Информационный вес символа;
Информационный объем сообщения;
Единицы измерения информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока № 8. Единицы измерения информации. Босова Л.Л. Босова А.Ю. 7 класс.
Цели урока:
Образовательная:
обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера;
дать представление о единицах измерения информации;
научить находить информационный объем сообщений;
учить создавать маркированный списки в текстовом редакторе.
Развивающая:
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
формирование информационной компетентности.
Воспитательная:
воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Тип урока: изучение новых знаний, применение знаний, получение навыков
Планируемые результаты:
предметные – знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими;
метапредметные – понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;
личностные – навыки концентрации внимания.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;
2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;
3) определение информационного объема сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;
4) изучение единиц измерения информации и соотношений между ними;
5) знакомство с равномерными и неравномерными двоичными кодами.
Основные понятия рассматриваемые на уроке:
- Бит;
- Информационный вес символа;
- Информационный объем сообщения;
- Единицы измерения информации.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением,
- интерактивная панель,
- презентация.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Способы организации деятельности учителя и учащихся:
- Фронтальный.
- Индивидуальный.
- Коллективный.
План урока
- Организационный момент. Создание рабочей обстановки (2 мин.)
- Актуализация опорных знаний (3 мин.)
Обучающиеся отвечают на вопросы по теме «Дискретная форма представления информации»
- Мотивация учебной деятельности (3 мин.)
Создание мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся через привлечение их внимания к актуальности изучаемой темы.
- Основная часть (25 мин.)
- Изложение нового материала (обучающиеся внимательно смотрят презентацию, которую демонстрирует учитель; фиксируют записи в тетрадях) (11 мин.)
- Физминутка (1 мин).
- Закрепление изученного материала. Учащиеся выполняют различные задания: сначала работают на интерактивной доске по желанию, потом делятся на три группы и выполняют задания на карточках, проводят самопроверку, далее работают за компьютерами и проверяют задания друг у друга. (13 мин.)
- Заключительная часть (7 мин.)
- Обобщение, подведение итогов. Оценка деятельности учащихся (5 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
ЭТАПЫ | ДИДАКТИЧЕНСКИЕ ЗАДАЧИ ЭТАПА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТА | ВРЕМЯ | |
УЧИТЕЛЯ | УЧАЩИХСЯ | ||||
1.Организационный момент | Создание рабочей обстановки, проверка присутствующих | Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность учащихся к занятию, переключает их внимание на изучение материала | Приветствуют учителя, готовятся к восприятию учебного материала | Рабочая обстановка в группе. | 2 мин. |
2. Актуализация опорных знаний
| Осмысление изученного ранее материала, применение знаний, умений и навыков на практике. | Фронтальный опрос по теме «Дискретная форма представления информации» Вопросы для фронтального опроса 1.Что такое дискретизация? 2.Скажите определение алфавита. 3.Чему равна мощность двоичного алфавита? Мощность русского алфавита? | Отвечают на вопросы. | Уточнение теоретических и практических знаний и умений для восприятия новых знаний. | 3 мин. |
3. Мотивация учебной деятельности | Определение целей занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся. | - Ребята, на доске даны понятия, рапределите их по столбцам: миллиметр, секунда, сутки, год сантиметр, грамм, век, килограмм, минута, час, дециметр, метр, месяц, центнер, километр, тонна. - На что вы обращали при этом внимание? Как можно назвать первый столбец, второй, третий. - Скажите, для чего нам нужна линейка, весы, часы? - Кроме измерения длины, времени, массы, современному человеку приходится измерять и информацию.Отгадайте ребус. Сообщение темы «Единицы измерения информации» и целей урока. Демонстрация презентации «Единицы измерения информации». | Ответы учащихся.
Первый столбец – время, второй – рассояния, третий – массы. Линейка нужна для измерения расстояния, весы – для измерения массы, часы – для измерения времени. Записывают число и тему урока в тетрадях
Просматривают предоставленный материал | Осмысление темы и целей урока. Готовность к активной учебно-познавательной деятельности. | 3 мин. |
4. Основная часть | 25 мин. | ||||
4.1.Изложение нового материала | Создание условий для восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. | Демонстрирует презентацию, дает под запись основные моменты. (Презентация)
| Внимательно смотрят, слушают, делают фиксирующие записи в тетради: определение бита, информационный вес символа, информационный объем сообщения, единицы измерения информации | Наличие в тетради записи. Осмысление учебной информации. | 11 мин. |
4.2. Физкультминутка | Снятие напряжения | Озвучивает и показывает движения физкультминутки. | Встают со своих мест, повторяют за учителем слова и движения. |
| 1 мин. |
4.3. Закрепление изученного материала
| Усвоение учащимися новых знаний и способов действий на уровне применения в измененных обстоятельствах. | Проверяет, как ученики усвоили данную тему. Предлагает решить следующие задания: 1. Вызывается один желающий для решения задачииз учебника стр. 48 2. Ученики распределяются на 2 группы. Учащимся раздаются карточки – вопросы с выбором ответа. За правильный ответ группа получает балл. 3. Ученикам предлагается сесть за компьютеры и выполнить представленные задания. Используя дифференцированный подход, одной группе учеников дается задание заполнить кроссворд, а другой - в графическом редакторе соединить линиями название единицы измерения информации с соответстующим числом. После выполненной работы группы меняются местами. |
Выполняют задание на интерактивной панели.
Групповая работа с карточками.
Самопроверка.
Работают индивидуально. Первая группа отвечает на вопросы кроссворда, вторая – работает в графическом редакторе.
Взаимооценка. | Усвоение.
Воспроизведение и применение теоретических знаний на практике | 13 мин.
|
5. Заключительная часть | 7 мин. | ||||
5.1. Обобщение материала, подведение итогов и рефлексия | Осмысление изученного материала, подведение итогов урока. Выявление недочетов. |
| Внимательно слушают. Рефлексируют свои действия (проводят параллель между знанием и незнанием) | Обобщенное восприятие учебного материала.
| 5 мин. |
5.2. Домашнее задание | Осознание учащимися целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учебник: с. 47-48; задание 5, с. 49. | Фиксируют домашнее задание | Успешное выполнение домашнего задания. | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока: Носители информации
Носители информации.Цель урока:Закрепить и систематизировать знания учащихся о хранении информации;Сформируется понятие о носителях информации как материальном объекте;Познакомить учащихся с различным...
Методическая разработка: Кодирование графической информации. Решение задач.
Документ содержит группу задач по теме «Кодирование графической информации». Задачник разбит на типы задач, исходя из указанной темы. Каждый тип задач рассматривается с учетом дифференцированного подх...
Методическая разработка "Устройства ввода информации"
Конспект урока по информатике для учащихся 8 класса на тему "устройства ввода информации". Урок-экскурсия в виртуальный музей....
Методическая разработка "Средства массовой информации"
Методическая разработка к учебному занятию"Средства массовой информации" позволяет, используя все виды речевой деятельности -говорение. чтение, аудирование, письмо, ярче и доступнее изложить мат...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»
Методическая разработка урока физики содержит презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления отчета лабораторной работы №14 8 класс....
Методическая разработка урока в 9 классе «Средства массовой информации».
Цель: решение коммуникативной задачи по средствам страноведческого материала и тематической лексики «Средства массовой информации». УМК Кузовлев В.П. Английский язык 9 класс....
Методическая разработка занятия "Ведение информации о ресурсах медицинской организации"
Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки и проведения занятия по данной теме, по дисциплине "Использование Единой медицинской информационно-аналитической системы города...