Граф
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, ребусов, логических задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graf.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Главная задача в работе учителя –  содействовать развитию познавательных возможностей у учащихся. На самом деле учащиеся испытывают затруднения  при решении логических задач. Их решение требует от учащихся знаний, умений и навыков по различным разделам школьного курса математики и информатики  знание таких разделов как теория вероятности, статистика, комбинаторика. Самостоятельный поиск метода решения учеником таких задач минимален. Большинство учащихся, встретившись с задачей незнакомого или малознакомого вида, не знают, как к ней подступиться, с чего начать решение, и при этом обычно произносят печально известные слова: "А мы такие не решали". Поэтому появилась необходимость проведения таких занятий. Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, ребусов, логических задач. На олимпиадах и конкурсных задачах  по информатике самые неожиданные трудности возникают именно при решении задач, в которых не предполагается никаких предварительных знаний из школьного курса, но требуется правильно уловить смысл вопроса и рассуждать последовательно. Для решения таких задач зачастую прибегают к помощи таблиц или графов. От того, насколько удачно выбрана их структура, во многом зависит успешность решения задачи. Графы – это замечательные математические объекты, использование которых во многих случаях облегчает решение математических, экономических и логических задач. Одним из авторов алгебры высказываний (булевой алгебры) является английский математик Джорж Буль (1815-1864), который опубликовал следующие важные книги на эту тему «Математический анализ логики, сопровождаемый исчислением дедуктивных рассуждений», «Исследование законов мысли, на которых основаны математические теории логики и вероятности». Буль не считал логику разделом математики, но находил глубокую аналогию между символическим методом алгебры и символическим методом представления логических форм. В нашей стране первый курс лекций по математической логике был прочитан в 1887-1888году в Казанском университете Порецким Платоном Сергеевичем. В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие мышления является важной задачей школьного курса обучения. Умение правильно рассуждать необходимо в любой человеческой деятельности. Задача учителя – не просто давать знания, предусмотренные программой, а способствовать формированию высокого уровня логической культуры учащихся. При этом математика и информатика имеет огромные возможности для реализации этой цели.

Для учащихся были составлены  задачи про Петербург. В частности, с помощью графов решается проблема возможности обхода мостов в центре Санкт-Петербурга. Учащимся предлагается детально изучить карту города. Выяснить при каких условиях, возможно, обойти по одному разу мосты на Неве и на канале Грибоедова. С помощью графов были представлены, различны символы Санкт-Петербурга, например петербургские ограды, и даже само название нашего города. Была предложена известная задача коммивояжера при помощи, которой необходимо составить маршрут движения по Санкт-Петербургу на различных транспортных средствах. Даны рекомендации по составлению экскурсионных маршрутов в нашем городе. В качестве примера разработан экскурсионный маршрут «Путешествие к сфинксам».  Сложный оптимальный маршрут разработан в предположении, что по городу можно передвигаться пешком, на автобусе или на кораблике. Таким образом, изучение этой темы имеет большое общеобразовательное, общекультурное и общематематическое значение. В повседневной жизни все большее применение находят графические иллюстрации, геометрические представления и другие приемы и методы наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Граф. Построение графов

РАЗДЕЛ«Логические рассуждения»ТИП УРОКА: Изучение и первичное закрепление новых знаний.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с понятием «граф», основными принципами его построения; формироват...

Элементы теории графов. Способы обхода графов

Любая система, предполагающая наличие дискретных состояний или наличие узлов и переходов между ними может быть описана графом. Первая работа по теории графов, принадлежащая известному швейцарскому мат...

Графы. Степень вершины. Подсчет числа ребер графа

Презентация на тему "Графы. Степень вершины. Подсчет числа ребер графа" предназначена для наглядного представления теоретического материала урока....

Технологическая карта урока информатики в 6 классе по теме: "Граф. Вершины и ребра графа

Граф - наглядное средство представления состава и структуры системы. Граф состоит из вершин, связанных линиями.Многие структуры, представляющие практический интерес в математике и информатике, могут б...

Конспект урока по теме "Ваше Сиятельство Граф или информационные модели на графах. Использование графов при решении задач"

Конспект урока по теме "Ваше Сиятельство Граф или информационные модели на графах. Использование графов при решении задач"...

«ГРАФЫ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ТЕОРИИ ГРАФОВ» (материал к уроку по теории вероятностей и статистики по теме: «Графы»)

Теория графов широко применяется в решении экономических и управленческих задач, в программировании, химии, конструировании и изучении электрических цепей, коммуникации, психологии, социологии, лингви...