Проект «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»
методическая разработка по информатике и икт (8, 9, 10 класс)
Проект «Системы счисления» может быть включен в качестве отдельного раздела в программу информатики соответствующего класса, то есть проводиться на уроках информатики, либо в программе внеурочной деятельности, факультатива, спецкурса, элективного курса для учащихся 6-8 классов.
Проект предназначен для повышения интереса учащихся к изучаемой теме информатики: истории чисел, различным системам счисления, арифметическим основам ЭВМ.
Цели проекта:
формирование навыков самостоятельной работы у учащихся при изучении темы «Системы счисления» в базовом курсе информатики и ИКТ;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной познавательной деятельности.
Задачи проекта:
изучить тему «Системы счисления» по предмету «Информатика и ИКТ» (усвоить основные определения темы и алгоритмы перевода чисел, выполнить контрольные упражнения и тесты);
оформить результаты изучения темы в виде презентации или Web-страниц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sist_schisl.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по предмету «Информатика и ИКТ»
«СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»
I. Введение
I. Описание проекта
Проект «Системы счисления» может быть включен в качестве отдельного раздела в программу информатики соответствующего класса, то есть проводиться на уроках информатики, либо в программе внеурочной деятельности, факультатива, спецкурса, элективного курса для учащихся 6-8 классов.
Проект предназначен для повышения интереса учащихся к изучаемой теме информатики: истории чисел, различным системам счисления, арифметическим основам ЭВМ.
Цели проекта:
- формирование навыков самостоятельной работы у учащихся при изучении темы «Системы счисления» в базовом курсе информатики и ИКТ;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной познавательной деятельности.
Задачи проекта:
- изучить тему «Системы счисления» по предмету «Информатика и ИКТ» (усвоить основные определения темы и алгоритмы перевода чисел, выполнить контрольные упражнения и тесты);
- оформить результаты изучения темы в виде презентации или Web-страниц.
Для выполнения задач проекта учащимся потребуется изучить вопросы, связанные с историей изобретения чисел, систем счисления, способов записи чисел, освоить способы перехода от одной системы счисления к другой, двоичную систему счисления, двоичную арифметику; системы счисления, используемые в компьютере.
Учащимся предлагается собрать необходимую информацию, проанализировать собранную информацию, написать статьи, отформатировать материалы.
В ходе проекта учащиеся должны найти ответы на вопросы:
- История возникновения чисел, систем счисления у разных народов
- Что называют системой счисления?
- Какие системы счисления существуют?
- Что называют развернутой формой числа?
- Как выполняется перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую позиционную систему счисления и обратно.
- Что называют двоичной системой счисления.
- Как осуществляются переводы чисел из двоичной системы счисления в 8, 16-ричные системы.
- Как выполняются арифметические действия в различных позиционных системах счисления?
- Как выполняются арифметические действия в ЭВМ?
- Назвать основные причины, по которым в компьютере используется двоичная система счисления.
Проект содержит 6 модулей:
Модуль 1. Знакомство с историей возникновения чисел, систем счисления у разных народов.
Модуль 2. Знакомство с глоссарием и основными определениями по теме «Системы счисления»: цифра, число, система счисления, позиционные и непозиционные системы счисления, развернутая форма числа.
Модуль 3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую:
- перевод из любой системы счисления в 10-ю систему счисления;
- перевод десятичных чисел в другие системы счисления;
- перевод целых чисел;
- перевод дробных чисел;
- перевод смешанных чисел.
Модуль 4. Двоичная система счисления. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную.
Модуль 5. Арифметика в позиционных системах счисления.
Модуль 6. Защита проектов учащимися. Выполнение итогового теста.
Раздел | Краткое описание деятельности учащихся по изучению темы | ИКТ |
Модуль 1. Знакомство с историей возникновения чисел, систем счисления у разных народов. |
| 1. Разработать и создать структуру папок на компьютере для выбранных материалов (статей, ссылок, иллюстраций, фото). 2. Создать документы Word. Определить размер полей. Создать шапку статьи. Создать текст статьи. Стиль подписей иллюстраций. Шрифт основного текста. Сохранить документ в соответствующей папке. 3. Редактирование статьи. Редактор редактирует все статьи. Авторы отдельных статей и разделов – редактируют свои статьи, помогают редактору, Сохранение документа. |
Модуль 2. Знакомство с глоссарием и основными определениями по теме «Системы счисления»: Цифра, число, система счисления, позиционные и непозиционные системы счисления, развернутая форма числа. |
|
|
Модуль 3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую:
|
|
|
Модуль 4. Двоичная система счисления. Перевод чисел из двоичной системы счисления в 8, шестнадцатеричную. |
|
|
Модуль 5. Арифметика в позиционных системах счисления. |
|
|
Модуль 6. Защита проектов учащимися. | Обсуждение качества и видов представленных материалов. Обсуждение и анализ просмотренных сайтов по данной теме. | Демонстрация подготовленных материалов каждой группы. Самоанализ выполненного проекта. Рефлексия учащихся. |
Виды деятельности учащихся
№ | Виды деятельности | Примеры |
1 | Изучение на конкретных примерах | Просмотр интернет-страниц с целью изучения тем:
|
2 | Совместные проекты | Работа по созданию документов по изученному материалу. |
3 | Вопросы на критическое мышление и моральные дилеммы | Выбор материала по заданной теме. Что следует и что не следует включать в итоговые материалы. Как оформить изученный материал в статью. |
4 | Обсуждения | Выбор интересного содержания:
|
5 | Упражнения |
Это прекрасная возможность для учащихся показать свои исследования учителям и одноклассникам, а также изучить существующие стили новостей, методы убеждения читателей, использование описательного языка |
6 | Умение выделять главное. | Подбор примеров, составление алгоритмов, решение задач, написание статей, создание бюллетеней, газет, презентации, Web-страниц. |
7 | Практические задачи | Создание модели информационного бюллетеня, газеты, презентации, Web-сайта. |
8 | План на будущее | Овладение ценными исследовательскими навыками и умениями для дальнейшего образования и самообразования. |
Роль учителя в процессе обучения на основе проекта отличается от его традиционных функций. При проектном обучении учитель становится педагогом широкого профиля, в работе над проектом он выступает и как координатор, и как тренер, и как научный консультант, и как советчик, и как соученик. Работа по методу проекта требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
Если за участие в проекте планируется выставлять оценку, приветствуется, чтобы учитель ознакомил с критериями оценки своих учеников, чтобы они понимали, что считается хорошим качеством выполнения работы.
II. Алгоритм проведения проекта
- Познакомьте учащихся с задачами проекта.
- Разбейте учащихся на команды.
Разбейте класс на группы из 3-4 человек. Внимательно подбирайте состав команд; в одну команду должны входить учащиеся, владеющие различными навыками. Для этого проекта требуются значительные организационные усилия, умение распоряжаться временем и творческие способности. В состав каждой команды (из четырех человек) должен входить: информатик – оператор, который будет помогать более слабым учащимся осваивать информационные технологии; математик – научный консультант, который отвечает за правильное изложение теории и контролирует выполнение тренировочных упражнений группой; администратор – отвечает за планирование выполнения заданий, их своевременное завершение; редактор для общего редактирования и оформления подобранных материалов.
- Обсудите критерии оценки и основные требования к итоговому продукту.
- Перейдите к модулю 1:
- покажите учащимся презентацию PowerPoint для модуля 1;
- предложите учащимся изучить модуль 1 и некоторые дополнительные материалы;
- предложите учащимся выполнить упражнения модуля;
- предложите учащимся изучить и выполнить, в случае необходимости, пошаговые инструкции для упражнений.
- Модули 2,3,4,5 выполняется в том же порядке, что и модуль1.
6. Модуль 6 - итоговое занятие, проведите ярко и зрелищно, чтобы оно запомнилось
учащимся. Проведите на занятии рефлексии (если удастся, то по групповой и индивидуальной). Попросите детей перечислить, что нового они узнали, — в первую очередь не столько по информационным технологиям, сколько по сбору и анализу материалов, по вырабатыванию навыков аналитического мышления. Обсудите с ними, как приобретенные ими навыки могут быть использованы ими в процессе изучения школьных предметов, написания рефератов и эссе и т. д. А затем попросите детей структурировать эти самоотчеты так, чтобы они могли оказаться полезными для других учеников. Если есть возможность, соберите эти самоотчеты в единый материал. Вы можете представить процесс сбора, обработки и анализа таких материалов как еще один проект. Можно предложить учащимся поместить интересные работы на сайт учебного учреждения, либо участие в различных учебных конкурсах.
Минимально необходимые пользовательские навыки для участия в проекте | Навыки, которые будут приобретены учащимися по окончании проекта |
Интернет | |
Навигация по веб-сайтам. Работа с поисковыми системами. | Сохранение Web-страниц на жесткий диск. |
Поиск и сохранение графических изображений (картинок, фотографий, иллюстраций, изображений и т. д.). | Умение находить и пользоваться информацией. Создание Web-страниц. |
Microsoft Word | |
Открытие документа. Сохранение документа. | Создание, редактирование и сохранение документа под разными именами. |
Вывод документов на печать. | Печать бюллетеней. |
Форматирование текста. | Использование шаблонов, Мастера писем. Работа со списками. Вставка и редактирование колонок. |
Понимание возможностей функции поиска и замены. | Использование функции поиска и замены. |
Понимание возможностей функции Проверка орфографии | Проверка орфографии |
Microsoft PowerPoint | |
Открытие, редактирование и сохранение презентаций | Добавление звуков и эффектов смены слайдов |
Создание презентации | Использование Мастера презентаций |
Вывод слайдов на печать | Создание собственных фонов |
Вставка текста и графики | Форматирование текста и рисунков |
Microsoft Excel | |
Открытие и сохранение таблицы. | Создание, редактирование и сохранение таблиц |
Ввод данных | Форматирование текста и ячеек |
Использование простых формул | Создание и перемещение листов в таблице. Использование функции автозаполнения. |
Построение графиков и диаграмм | Импорт графики в Microsoft Word, Publisher или FrontPage |
Microsoft FrontPage | |
Просмотр готовых Web-страниц | Работа с Web-страницами: создание, сохранение и обновление Web-страницы. Ввод и форматирование текста. Работа с таблицами стилей. Форматирование Web –страниц. Организация навигации между страницами. Добавление изображений на Web –сайт. |
Модуль 1. «Знакомство с историей возникновения чисел, систем счисления у разных народов»
Карта занятия (для учащихся)
Этапы работы | Выполняемая работа |
| Знакомство с историей возникновения чисел на Web-сайтах:
|
Для пересчета предметов людям пришлось придумывать названия для чисел. Ученые считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2.
|
|
|
2. Разработать и создать структуру папок на компьютере для выбранных материалов (статей, ссылок, иллюстраций, фото). 3. Отформатировать полученный материал:
4. Сохранить документ в соответствующей папке. |
Дополнительные задания:
| История происхождения русских числительных https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/08/14/istoriya-proiskhozhdeniya-russkikh-chislitelnykh |
Модуль 2. Знакомство с основными понятиями и определениями темы «Системы счисления»
Карта занятия (для учащихся)
Модуль 3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Карта занятия (для учащихся)
Этапы работы | Выполняемая работа | ||||||||||||||||
I. Просмотр и подбор материалов 1. Перевод из любой системы счисления в 10-ю систему счисления. 2. Перевод десятичных чисел в другие системы счисления:
|
https://matworld.ru/calculator/perevod-chisel.php https://gigabaza.ru/doc/175259.html
| ||||||||||||||||
II. Записать необходимые определения в тетрадь.
| Запись алгоритмов перевода чисел:
| ||||||||||||||||
III. Составьте тест проверки усвоения материала. | Составление вопросов и заданий на проверку знаний перевода чисел из одной системы счисления в другую. | ||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
| Решение представить в рабочей тетради. |
Модуль 4. Двоичная система счисления. Перевод чисел из двоичной в 8, 16-ричную системы счисления.
Карта занятия (для учащихся)
Этапы работы | Выполняемая работа |
Модуль 4. Двоичная система счисления. Перевод чисел из двоичной системы счисления в 8, шестнадцатеричную. | Знакомство с материалами сайтов по теме «Двоичная система счисления»: а) Википедия 🡪 Двоичная система счисления б) Системы счисления: Двоичная система счисления. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд» |
2. Записать необходимые определения и алгоритмы перевода чисел в тетрадь.
| Запись алгоритмов перевода чисел:
|
3. Сохранить выбранные страницы в папки по теме «Двоичная система счисления». |
|
4. Выполнить тренировочные упражнения по учебнику в конце параграфа. |
|
5.Выполнить проверку усвоения материала. | Тестирование. http://school6.tgl.ru/old/uchebnik/sistem_s/sach1.htm |
6. Обсудить материал в группе, создать бюллетень |
|
2. В коробке 318 шар. Среди них 128 красных и 178 желтых. Докажите, что здесь нет ошибки. | Решение представить в рабочей тетради |
Модуль 5. Арифметика в позиционных системах счисления.
Карта занятия (для учащихся)
Этапы работы | Выполняемая работа |
Модуль 5. Арифметика в позиционных системах счисления. | Познакомиться с материалами по указанной теме:
|
Найти ответы на вопросы:
|
|
Выполнить проверку усвоения материала. |
|
Сохранить выбранные страницы в папки по теме «Арифметика в позиционных системах счисления». |
|
Модуль 6. Защита проектов.
Карта занятия (для учащихся)
Этапы работы | Выполняемая работа |
Защита проектов. | Демонстрация подготовленных материалов каждой группы. |
Обсуждение и анализ просмотренных сайтов по данной теме. | Самоанализ выполненного проекта. |
Рефлексия учащихся. |
Приложение 7
Критерии оценки результатов
Критерии оценивания основных результатов проектной деятельности являются важной частью проектно-ориентированного обучения. В том числе могут оцениваться и результаты командной работы.
К критериям оценивания надо относиться творчески. Трудно выдать однозначную оценку результатов, достигнутых учащимися. Но для личного ориентирования учителя эти критерии полезны.
Если учитель располагает достаточным временем, он может обсудить эти критерии с учащимися до начала работы или в ходе работы, чтобы они были личными ориентирами самих учащихся. Эти документы в виде файлов можно положить в папку, доступную учащимся, чтобы они тоже имели эти ориентиры.
Шкала оценок:
- — не отвечает критерию;
- — частично отвечает критерию;
- — в основном отвечает критерию;
- — полностью отвечает критерию или превосходит его
Критерии:
1. Презентация (сайт) содержит все основные сведения об изученной теме, каждый раздел имеет заголовок и строку с указанием имени автора.
2. Презентация (сайт) имеет хорошо организованную структуру, удобную навигацию. Все сделано аккуратно, профессионально, удобно для чтения (без лишних пустых мест) и отличается внешней привлекательностью.
3. Представлены результаты выполнения упражнений и тестов проверки усвоения изученного материала.
Список литературы
- Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. – 2-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Базовый курс. 7-9 классы/И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др. Том 1, –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Л. Н. Беляева., «Системы счисления и признаки делимости».
- С. Б. Гашков. Системы счисления и их применение, Серия "Библиотека «Математическое просвещение»", выпуск 29, 2004. http://kniga.seluk.ru/k-istoriya/1087360-1-seriya-osnovana-1999-godu-biblioteka-matematicheskoe-prosveschenie-vipusk-gashkov-sistemi-schisleniya-primenenie-iz.php
- Википедия. Система счисления https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_счисления
- Цифровой образовательный ресурс для школ «ЯКЛАСС» https://www.yaklass.ru/p/informatika/8-klass/matematicheskie-osnovy-informatiki-13971/sistemy-schisleniia-13916/re-1cf88585-2d5b-4ea3-aa57-cf886a2f9073
- Открытый урок. 1 сентября. Урок "Система счисления. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую" https://открытыйурок.рф/статьи/553107/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Системы счисления"
ЯЗЫК ЧИСЕЛ , КАК И ОБЫЧНЫЙ ЯЗЫК , ИМЕЕТ СВОЙ АЛФАВИТ . В ЭТОМ ЯЗЫКЕ ЧИСЕЛ , КОТОРЫМ СЕЙЧАС ПОЛЬЗУЮТСЯ ПРАКТИЧЕСКИ НА ВСЕМ ЗЕМНОМ ШАРЕ , АЛФАВИТОМ СЛУЖАТ ДЕСЯТЬ ЦИФР ,ОТ 0 ДО 9 .ЭТОТ ЯЗЫК Н...
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».
Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...
Проект: Системы счисления.
Проект: Системы счисления....
Проект: Системы счисления Древнего мира.
Проект: Системы счисления Древнего мира....