Мастер - класс на тему "Решение экзаменационных заданий при помощи алгоритма"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Харьковская Ольга Константиновна

Сегодня мне бы хотелось начать свое выступление с главной задачи, которая стоит перед учителем при подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ. Это успешность учеников, и результат итоговой аттестации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.97 КБ
Файл k_master_klassu.pptx364.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

Добрый день дорогие коллеги, участники конкурса, жюри

Сегодня мне бы хотелось начать свое выступление с вопроса, который мы задаем когда готовим учащихся к итоговой аттестации. Какой это вопрос? (ответы) Какая главная задача стоит перед учителем при подготовке учащихся к итоговой аттестации? Конечно, хорошо.

Перед учителем стоит самая главная задача это успешность учеников, и результат итоговой аттестации.  И сегодня я представляю  свой опыт по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по информатики, решая экзаменационные задания при помощи составления алгоритма. В своей работе я использую различные приемы (мозговой штурм, найди ошибку, лекция со стопами и много еще других) многие из вас их используют в своей работе, и данном мастер-классе я поделюсь своим приемом составление алгоритма и работы в группах.

И так, перед вами задание (слайд 1) на нахождение «количественных параметров информационных объектов». И давайте подумаем, с чего начнем строить наш алгоритм.

Что мы должны сначала сделать?

Скажите можем ли мы сразу решить эту задачу? (ответы).

Правильно, (внимательно прочитать – это наш первый пункт). Отлично, молодцы.

А что дальше? (ответы)

Так хорошо, то есть вторым пунктом мы запишем – что нам нужно найти (найти нужно вычеркнутое слово).

Хорошо. А дальше? Можем решить задачу? Нет? Почему? (ответы)

Правильно, для того чтобы решить задачу составим условие.

И так, задачу прочитали, определили, что надо найти, составили условие по тексту задачи, можем теперь решить? Нет. А почему? Правильно, нам не хватает информации которую мы должны вспомнить. Что такое символ? (ответы)

Слайд 2

Хорошо, молодцы. Символ для компьютера – это буквы, цифры, знаки препинания пробел, а так же вспомним какими единицами измеряется информация. Слайд 3 (раздаточный материал - единицы информации).

Замечательно, вспомнили, теперь вернемся к задаче. Что нам еще не хватает чтобы решить это задачу?

Конечно же, это формула по которой мы будем решать задачу.

Нам нужно по условию задачи найти (вычеркнутое название животного), так как ученик набирал текст на компьютере, то искомое слово состоит из символов, то есть нам необходимо найти количество символов. Для этого как и при решении любой задачи запишем формулу при помощи которой мы будем работать (дети изучают данную формулу с 8 класса, поэтому достаточно ее напомнить)

Определяем формулу для решения

I= 16байт I = k*i    k=I / i

i= 16 бит

K= ?

И так, мы прочитали задачу, определили что найти, записали условие, определили формулу, теперь можем приступить к решению? (ответы)

Правильно, чтобы приступить к решению, нужно единицы измерения информации привести к одному типу. Приводим единицы измерения к одному типу

У вас на столах единицы измерения информации, посмотрите пожалуйста чему равен 1 байт? (правильно 8 бит).

Значит 16 бит это будет?  (правильно 2 байта)

Решаем подставляя значения в формулу

16:2=8 символов

 Это ответ задачи? Нет. А почему? Вернемся к условию задачи, так как ученик кроме слова вычеркнул еще лишнюю запятую и пробел, то это сколько символов? Правильно еще 2,тогда получается 8-2=6 символов. А теперь это ответ? Найдите слово в тексте задачи состоящее из 6 букв

Правильно это Тюлень.

И так, давайте еще раз проговорим алгоритм, который мы с вами составили. Замечательно.

А теперь попробуйте решить задачу самостоятельно. (раздаю другую задачу и определяю группы).

Решают, дают ответ. Хорошо, все справились? В чем были сложности?

спасибо, все молодцы.

(если остается время даю еще задачу, если нет то подвожу итог)

И так, если каждый ученик будет уметь применять данный алгоритм при решении задач такого типа то это шаг к успешному выполнению задания и сдаче итоговой аттестации.  

Такой прием составления алгоритмов можно использовать при решении любых заданий ОГЭ на всех предметах естественного цикла.

Спасибо за внимание.

Задание 1 

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):

 

«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор — дикие животные».

 

Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.

Задание 2 

В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется 8 битами. Андрей написал текст (в нём нет лишних пробелов):

 

«Чад, Куба, Катар, Швеция, Эстония, Танзания, Сальвадор — страны».

 

Ученик вычеркнул из списка название одной из стран. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 11 байтов меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название страны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс на тему «решение экзаменационных заданий при помощи составления алгоритма » Подготовила учитель информатики МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри Харьковская Ольга Константиновна

Слайд 2

ЗАДАЧА 1 АЛГОРИТМ В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов ): «Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор — дикие животные ». Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного. Прочитать задание внимательно Что нужно найти Определить значения и составить условие

Слайд 3

Для представления одного символа выделяется 1 байт (8 бит ). Набор из 8 ячеек может принять 2 8 = 256 различных значений. Первые 128 значений (от 0 до 127) постоянны и формируют так называемую основную часть таблицы, куда входят десятичные цифры, буквы латинского алфавита (заглавные и строчные), знаки препинания (точка, запятая, скобки и др.), а также пробел и различные служебные символы (табуляция, перевод строки и др.). Значения от 128 до 255 формируют дополнительную часть таблицы, где принято кодировать символы национальных алфавитов.

Слайд 5

ЗАДАЧА 1 АЛГОРИТМ В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов ): «Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор — дикие животные ». Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного. Прочитать задание внимательно Что нужно найти Определить значения и составить условие Записать формулу для решения Приводим единицы измерения к одному типу Решаем задачу Находим искомое слово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Разработка компетентностно-ориентированных заданий для школьников с ОВЗ»

Тема моего мастер-класса:“Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке”. Думаю, что этот вопрос будет интересен учителям, ведь мы с вами готовим выпускников коррекционной школы, форм...

мастер-класс: Сюжетная аппликация – образное познание действительности или алгоритм действий для практического творчества.

Содержание: Актуальность.Виды аппликации.Материалы и инструменты.Алгоритм выполнения сюжетной аппликации.Приложение – компьютерная презентация....

Мастер-класс «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии»

Тема мастер-класса «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии».   Актуальность данной темы заключается в том, что, несмотря на то, что эксп...

мастер-класс на тему "Уровневые задания по черчению"

Предъявление опыта работы по формированию у учащихся уровней  действия с учебным материалом.   Согласно новому стандарту образовательный процесс должен быть максимально ориентирова...

Мастер-класс «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке технологии по теме «Основы технологии оклейки помещения обоями»

Мастер-класс «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке технологии по теме «Основы технологии оклейки помещения обоями»...

Мастер-класс "Система разноуровневых контролирующих заданий", 25.05.2018

В данном мастер-классе представлена система работы с разноуровневыми контролирующими заданиями....