Мастер-класс: «Разработка компетентностно-ориентированных заданий для школьников с ОВЗ»
методическая разработка на тему
Тема моего мастер-класса:“Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке”. Думаю, что этот вопрос будет интересен учителям, ведь мы с вами готовим выпускников коррекционной школы, формируем их способности решать проблемы, учим адаптироваться в современном обществе, где и обычному выпускнику трудно найти свою социальную нишу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 407.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Разработка компетентностно-ориентированных заданий для школьников с ОВЗ»
ЗуеваТ.М., учитель коррекционного класса
Республика Хакасия Усть-Абаканский район МБОУ «Сапоговская СОШ»
План проведения:
- Выступление: «Компетентностно-ориентированный подход в образовании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида»
II. Знакомство с тезаурусом (классификация компетенций).
III.Работа в группах по алгоритму:
- Пояснение ведущего игры, выполнение задания в группе, защита и комментарий представителя группы, обсуждение участниками других групп
- Задание на определение предложенных задачных формулировок (определение и оценка вида компетентности).
- Задание на составление компетентностно-ориентированного задания по источнику информации (учебник)
IV. Подведение итогов, рефлексия
Ход мастер-класса:
I. Выступление: «Компетентностно-ориентированный подход в образовании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Тема моего мастер-класса:“Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке”. Думаю, что этот вопрос будет интересен учителям, ведь мы с вами готовим выпускников коррекционной школы, формируем их способности решать проблемы, учим адаптироваться в современном обществе, где и обычному выпускнику трудно найти свою социальную нишу.
Для того, чтобы подготовить современного выпускника коррекционной школы, нужно научить его: СОСУЩЕСТВОВАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ, ЖИТЬ, нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано с отказом от традиционного обучения и воспитания.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
На развитие каких компетенций учитель коррекционного класса должен работать в первую очередь:
Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в профессиональном самоопределении и включает в себя:
умение планировать свою деятельность;
умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата;
умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;
умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владение различными способами контроля и оценки деятельности.
Все эти умения формируются в первую очередь на уроках трудового обучения.
Коммуникативная компетенция предполагает формирование следующих умений: умение выражать свои мысли (устно и письменно),
представить себя, написать анкету, заявление, письмо, задать вопрос, корректно вести дискуссию;
умение вести монолог и поддерживать диалог;
умение сопереживать, понимать ближнего;
умение сотрудничать в группе, коллективе, владеть различными социальными ролями, выстраивать взаимоотношения с окружающими;
умение вырабатывать собственное мнение на основе опыта, идей и представлений.
В этом направлении основной задачей является система работы учителя на уроках русского языка, чтения, развития речи, логопедических и дефектологических занятий. Полученные обучающимися знания и умения являются средством для организации их речевой деятельности. Использование разнообразных форм работы на уроках, соотношение их с возможностями каждого ребенка создают условия для преодоления типичной для наших детей пассивности и для повышения мотивации к различным видам деятельности, в том числе и речевой.
Формированию монологической речи помогает такой прием работы как картинный план, когда дети могут установить последовательность частей текста, их порядок и взаимосвязь. Обучению детей речевым высказываниям по итогам урока в старших классах помогает прием закрепления знаний в виде алгоритмов. Умение поддерживать диалог, сотрудничать в группе, коллективе формируется через решение проблемных ситуаций на уроках; работы в парах и группах. Например, на уроках русского языка и литературы при изучении раздела «Деловое письмо» обучающиеся решают проблемные ситуации правильного составления расписки, заявления, доверенности и т.д., тем самым расширяя жизненные компетенции.
В основе осуществления личностной компетенции лежит создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит ученика перед необходимостью проявить себя как личность. К этой компетенции относятся:
умение заботиться о собственном здоровье;
способы развития своих физических качеств;
стремление к духовно- нравственному развитию.
Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает самученик. Умение заботиться о собственном здоровье формируется с помощью физкультурно-оздоровительных технологий, реализация которых происходит на уроках физической культуры, внеклассных спортивных мероприятиях, в работе объединений дополнительного образования.
Общекультурная компетенция личности - это совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих ученику ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.
Мы разработали следующие составляющие умения общекультурных компетенций, которые, по нашему мнению, являются «жизненными компетенциями» для наших обучающихся:
обладать необходимым уровнем культуры, знать язык, обычаи своего народа; иметь эстетический кругозор их вкус;
уметь осознавать роль и предназначение семьи в жизни человека;
уметь ориентироваться в бытовой и культурно - досуговой сфере. Формирование и развитие общекультурных компетенций в школе происходит, в первую очередь, на уроках общеобразовательного цикла.
Гражданской компетентность- это социальная активность обучающихся и их готовность отвечать за свои поступки
Таким образом, компетентностно - ориентированный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья - это усиление прикладного, практического характера образовательного процесса; освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем эффективно действовать в ситуациях трудовой, бытовой, досуговой жизни.
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано с отказом от традиционного обучения и воспитания.
Поэтому образовательная деятельность должна быть построена как система неких учебных ситуаций, заданий, направленных на реализацию определенных видов учебной деятельности, таких, как: готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда.
А значит, первая задача учителя – изменение организации традиционного урока, включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования компетентностно-ориентированных задани й
II. Ведущий знакомит с тезаурусом (формулировка компетенций) (Приложение 1). Для этого каждый участник игры получает распечатку тезауруса. Под руководством ведущего игры, участники определяют понятия «компетентность»
Совместно в группе участники рассматривают: на развитие каких компетенций учитель коррекционного класса должен работать в первую очередь.
Это позволяет участникам дать определение и оценку вида компетентности при выполнении задания.
Продолжая работу по изучению теории разработки компетентностно-ориентированного задания, ведущий представляет участникам структуру компетентностно-ориентированного задания.
Конструирование компетентностно - ориентированного задания подчинено определенным требованиям:
Структура задания
Стимул - мотивирует ученика на выполнение задания
Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет несколько функций:
мотивирует учащегося на выполнение задания;
моделирует практическую, жизненную ситуацию;
при необходимости может нести функцию источника информации.
Стимул должен:
быть кратким (не более трёх предложений);
НЕ отвлекать учащегося от содержания задания.
Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания
Бланк - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания
Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.
Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.
Инструмент проверки
Инструмент проверки – определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.
Инструментом проверки может быть:
Инструмент проверки:
ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа
ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа
· Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.
• пример формулировки правильного ответа,
• другие формулировки правильного ответа,
• примеры ответов, которые частично верны,
• подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ).
Модельный ответ должен позволять оценить выполнение всех действий, обозначенных в задачной формулировке.
Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность.
Работая в группах, участники имеют возможность обсудить, что такое стимул, как он погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, знакомятся с примерами задачных формулировок, которые точно указывают на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. В ходе общего обсуждения выявлены и требования к источнику информации, такие как необходимость содержания информации, достаточной для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Ведущий предлагает определить возможные формы контроля знаний, показывает, как создается бланк для выполнения задания, определяет такой важный параметр его как структуры предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Участники мастер-класса знакомятся с инструментом проверки: аналитической шкалой, модельными ответами, использованием ключа как эталона результата выполнения учащимся задания закрытого типа, а также с бланком наблюдения за процессом деятельности учащегося по выполнению задания.
III. После пояснения ведущего, работа продолжается в группа по определенному алгоритму:
- выполнение задания в группе,
- защита и комментарий представителя группы,
- обсуждение участниками других групп.
Практическая часть мастер-класса:
1. Задание на определение предложенных задачных формулировок (определение и оценка вида компетентности).
2. Задание на составление компетентностно-ориентированного задания по источнику информации (учебнику, тексту)
IV. Подведение итогов, рефлексия
По меткому выражению А. Конан Дойля, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» – хламом или нужными вещами, –зависит, прежде всего, от учителя. Педагог, прежде всего сам должен обладать набором определенных компетенций, в том числе информационной. И мы считаем, что навыки работы с информацией можно формировать практически на всех уроках, и использовать компетентностно-ориентированные задания на этапе усвоения новых знаний и способов действий, закрепления знаний и умений.
Приложение 1
Компетентность – это умение применить знания, умения навыки в незнакомой жизненной ситуации.
Компетентность – это умение решить жизненную задачу, с которой ранее не встречался.
Компетентность – это умение адаптироваться в сегодняшнем стремительно меняющемся мире.
Компетенции:
- Социально-трудовые компетенции:
- владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в профессиональном самоопределении;
- умение планировать свою деятельность;
- умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата;
- умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;
- умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владение различными способами контроля и оценки деятельности.
- ценностно-смысловые:
- развитие самоконтроля.
- воспитание чувств ответственности за выполнение заданий.
- учебно-познавательные:
- развитие навыка анализа явлений, систематизации, обобщения
- развитие навыка составления схем, моделей, инструкций.
- развитие навыка работы с инструкцией, действия по алгоритму
- развитие умения ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель.
- развитие внимания и памяти.
- организовать планирование и рефлексию
- развитие способности формулировать и аргументировать собственную точку зрения.
- информационные:
- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, словарями
- умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию
- формирование умения сравнивать и классифицировать.
- коммуникативные:
- умение сопереживать, понимать ближнего;
- умение сотрудничать в группе, коллективе,
- владеть различными социальными ролями, выстраивать взаимоотношения с окружающими;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе опыта, идей и представлений.
- представить себя, написать анкету, заявление, письмо, задать вопрос, корректно вести дискуссию;
общекультурные:
- развитие бережно отношения к родному слову, родному языку.
- приобщение к творчеству русских поэтов, к поэзии
- совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих ученику ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.
- здоровьесберегающие:
- развитие координационных способностей
- позитивное отношение к своему здоровью.
Приложение 2
2 задание
Элемент структуры | Требования |
компетентность | |
стимул | Вы работаете заведующей столовой. Как составить максимальное количество разнообразных завтраков в столовой для детей? |
Задачная формулировка | В столовой Сапоговской школы на завтрак предлагают два напитка: чай, сок - и четыре кондитерских изделия: булочка, ватрушка, пирожок, кекс. Укажите количество завтраков из выпечки и напитка, которые можете заказать в столовой. |
источник информации | пусть имеются четыре кондитерских изделия. обозначим их буквами б, в, п ,к . а напитки обозначим буквами ч , с. если в набор входят: чб,чв , чк,чп, сб,св,ск,сп. мы указали все возможные наборы завтраков. |
бланк для выполнения задания | в бланке выполнения задания отметить букву, под которой ваш ответ: а).6 б)8; в). 4. |
инструмент проверки | ключ правильный ответ б |
Задание 3
Элемент структуры | Требования | ||||
Компетентность | |||||
Стимул | У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление. | ||||
Задачная формулировка | Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок. | ||||
Источник информации | - | ||||
Бланк для выполнения задания | Бланк:
| ||||
Инструмент проверки | В объявлении написано название породы собаки – 1 балл. | ||||
Максимальное количество баллов – 5 баллов |
Задание 4
Элемент структуры | Требования |
Компетентность | |
Стимул | Вы являетесь работником банка. клиент пришел с просьбой, какая сумма вклада будет через несколько лет. |
Задачная формулировка | Вкладчик положил в банк 5 тыс. руб. на счет, по которому сума вклада ежегодно возрастает на 8%. какая сумма будет у него на счету через 6 лет? |
Источник информации | Учебник, калькулятор |
Бланк для выполнения задания | в бланке выполнения задания отметить букву, под которой ваш ответ: а). 7934 руб. б). 5048 руб.; в). 40000 руб. |
Инструмент проверки | ключ правильный ответ – а. |
Задание 5
Элемент структуры | Требования |
компетентность | |
стимул | вы работодатель. вам нужно принять на работу нового сотрудника |
Задачная формулировка | из списка качеств выберете (подчеркните) те, которые помогут добиться успеха в жизни и избежать безработицы. обоснуйте свой выбор. подумайте и дополните список своими примерами. |
источник информации | учебник «обществознание» раздаточный материал: самоуверенность хитрость лживость скромность ум сила воли жадность зависть фантазия
смелость уступчивость предприимчивость грубость пьянство лень вежливость образованность |
бланк для выполнения задания | работа выполняется прямо в раздаточном материале |
инструмент проверки | оценка «5» - дан полный четкий, аргументированный ответ оценка «4» - ответ полный, но недостаточно приведено аргументов оценка «3» - выполнена только первая часть задания |
Ответы
Задание 1 | информационная компетентность (извлечение информации) |
Задание2 | компетентность разрешения проблем (идентификация проблемы ) информационная компетентность (извлечение первичной информации, первичная обработка информации) |
Задание 3 | Коммуникационная |
Задание 4 | компетентность разрешения проблем (идентификация проблемы ) информационная компетентность (извлечение первичной информации, первичная обработка информации) |
Задание 5 | компетентность разрешения проблем (идентификация проблемы) информационная компетентность (извлечение первичной информации, первичная обработка информации) коммуникативная компетентность (продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ»
«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТАНЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ»...
Переход к стратегии социального проектирования и конструирования образования на основе разработки компетентностно-ориентированных заданий по биологии
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, определяющих пути и способы достижени...
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса
Разработка "Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...
Разработка компетентностно-ориентированного задания
Компетентностно ориентированное задание ориентировано на оценивание лингвистической компетенции....
Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса
Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса по следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...
Разработка компетентностно-ориентированных заданий для оценки метапредметных умений на уроках информатики
Главной целью преподавания информатики в современных условиях является задача, создания ученику условий для формирования универсальных учебных действий (УУД). Сегодня учащийся сам должен ст...