Программа по работе с одаренными детьми по предмету «Математика»
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9 класс)
Программа рассчитана на 34 часа в год. Приемлема для учащихся 7-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rabote_s_odarennymi_detmi_3.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №4 им. Г.Баруди» Высокогорского муниципального района РТ
Программа по работе с одаренными детьми
по предмету «Информатика»
Составила: учитель информатики
Хашимова Лейсан Наилевна
2019-2020г.
Пояснительная записка
В современном обществе важное значение имеет выявление творческих, активных, неординарно мыслящих, умеющих решать нестандартные задачи людей. Работа с одаренными детьми - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
В современную эпоху, эпоху становления информационного общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Концепция программы
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, будет идти речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё, реализуются межпредметные связи.
Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.
Виды одаренности: - интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая; социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная).
Цели программы по информатике:
- выявление и поддержка одаренных учеников;
- формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;
- повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;
- эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;
- целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;
- образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;
- создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки,
- создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым школьникам и консультирования родителей и учителей;
- создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы;
- привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;
- практическое закрепление ЗУН, полученных на уроках информатики;
- знакомство с современными информационными технологиями;
- развитие алгоритмического мышления учащихся на примере изучения языка программирования Turbo Pascal;
- воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам;
- проведение профориентационной работы в среде наиболее способных учащихся; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специальности, связанной с компьютерными технологиями.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- Формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
- Высокие результаты в творческих конкурсах, олимпиадах различного уровня;
- Повышение качества образования и воспитания;
- Успешная сдача ЕГЭ и ГИА;
Этапы реализации
1 этап: Диагностика
Создание: банка данных по одаренным детям; банка творческих работ учащихся; банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Организация:
- Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования;
- Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования;
- Создание банка одаренных детей;
- Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
2 этап: Создание благоприятных условий для реализации
- Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;
- Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной области умственной деятельности (например: программирование);
- Привлечение творческих учителей, интересных людей;
- Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- Использование метода проектов;
3 этап: Развитие способностей
- Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций;
- Проведение школьных олимпиад;
- Использование в практике работы с одаренными детьми: выполнение творческих работ, выполнение проектов, выполнение проектных и исследовательских работ, повышение степени сложности заданий.
Формы работы с одаренными учащимися:
• групповые занятия с одаренными учащимися;
• факультативы;
• конкурсы;
• курсы по выбору, элективные курсы;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• занятия в профильных классах
• интеллектуальные марафоны и др.
Сроки реализации программы
2018-2019 уч.год – проектный
- Изучение нормативной базы;
- Разработка программы;
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы;
2019-2020 уч.год – экспериментальный
- Диагностика склонностей;
- Адаптация учебных программ, программ факультативов; элективных курсов;
- Материалы для проведения занятий с одаренными детьми;
- Участие в школьном туре предметных олимпиад, во Всероссийских заочных олимпиадах
2020-2021 уч.год – переход в режим функционирования
- Участие в районном туре предметных олимпиад;
- Участие в конкурсах, проектных мероприятиях (районного, окружного, регионального и Всероссийского уровней);
Программа рассчитана на 34 часа в год. Приемлема для учащихся 7-9 классов.
План подготовки к олимпиадам
Тема занятия | Форма занятия | Сроки |
Обзор учебной литературы по предмету и принципы ее использования при подготовке ВОШ. Принципы выбора дополнительной литературы по предмету. Интернет-ресурсы по подготовке ВОШ (Всероссийская олимпиада школьников). | Лекция | Январь |
Основные типы олимпиадных вопросов и как с ними работать. Анализ критериев оценки. Чего следует избегать участникам ВОШ. | Лекционно-практическое занятие | Январь |
Диагностика уровня знаний по теме «Программирование» | Решение задач по программированию | Январь |
Повторение и углубление теоретических знаний по курсу «Программирование»
| Дистанционно | Февраль-март |
Совершенствование навыков при решение олимпиадных задач по программированию | Решение задач | Апрель-май |
Использование ресурсов Федерального портала российских олимпиад школьников, в том числе и задания разных этапов олимпиад прошлых лет | Решение задач | Июнь-август |
Разбор олимпиадных задач прошлых лет | Решение задач | сентябрь |
Выполнение олимпиадных заданий повышенной трудности | Решение задач | Октябрь-ноябрь |
Анализ результатов олимпиады. Разбор заданий. Перспективы нового образовательного маршрута | Решение задач | декабрь |
Информационное обеспечение
- Создание банка данных «Одаренные дети»;
- Информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах работы с одаренными детьми;
- Публикации в СМИ;
- Издание материалов;
- Создание и оформление сайтов.
Материально-технические условия
- ТСО – мультимедиапроектор, компьютер, сканер, CD - учебные фильмы;
- Интернет;
- Наглядность – книги (энциклопедии, справочники), учебные пособия с олимпиадными задачами, иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по работе с одаренными детьми(9 класс) математика. 01.05.17
программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы, методические рекомендации...
Программа по работе с одаренными детьми по учебному курсу "Математика"
Программа по работе с одаренными детьми по учебному курсу "Математика"...
Программа индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство» на 2021–2022 учебный год
Программа индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство» на 2021–2022 учебный год учителя технологии, изо и черчения Прониной татьяны Алексеевны...
Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»
Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»...
Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»
Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Проблема одарённости являлась и является темой пристального вним...
ПРОГРАММА индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство»
ПРОГРАММА индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство»...