Построение диаграмм в программе MS Excel , 9 класс УМК Л.Л.Босова
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Для данного урока применена кейс-технология, которая наглядно демонстрирует обучающимся где его знания могут пригодиться в реальной жизни Используя имитационное моделирование средствами электронных таблиц обучающийся "примеряет на себя" роль аналитика, статиста. В ходе урока актуализируются знания о наглядном представлении изменения величин с помощью диаграммы, учащиеся приобретают новые способы сбора данных и использование диаграммы для составления прогноза в сфере производства, а также знания о специфике деятельности в сфере аналитики и статистики. Учащиеся закрепят алгоритм построения диаграмм в среде MS Excel.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Построение диаграмм в программе MS Excel | 77.5 КБ |
Приложение к уроку | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет Информатика Класс 9 Автор УМК Л.Л. Босова
Тема урока Построение диаграмм в программе MS Excel
Тип урока Урок построения системы знаний
1 | 2 | |||||||||
Цель урока | Расширение представлений о практическом применении диаграмм в процессе статистической обработки информации и прогнозировании; Расширение знаний о возможных способах получения информации. | |||||||||
Задачи | Образовательные: выработать умения выделять необходимые входные данные для построения диаграммы при работе с кейсом, научить владению приема прогнозирования с помощью метода имитационного моделирования средствами программы MS Excel; Развивающие: развивать умения работать с дополнительными источниками информации (газета, интернет-сайт), способствовать формированию критического мышления, умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, соотносить теоретические и практические знания Воспитательные: вовлекать в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения, приобретать опыт принятия решения действуя в новой ситуации. | |||||||||
УУД | Личностные: развитие коммуникативных навыков, способностей к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность давать оценку и анализировать информацию, полученную из сети Интернет. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной целью, принятие учебной цели и задачи, осознанное построение речевого высказывания, осуществление пошагового и итогового контроля по результату, самостоятельная оценка правильности выполнения задания, умение адекватно оценивать выполненные действия. Коммуникативные: формулирование своего мнения с учетом высказываний других, понимание возможности различных позиций других людей, умение ориентироваться на позицию партнера в общении, формулировать свою позицию, контролировать действия партнера в группе, анализировать способы выполнения задания. Познавательные: установление причинно-следственных связей, умение доказывать, аргументировать свою точку зрения, выделять главное, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, умение формулировать тему урока, представление о разных способах выполнения задания. | |||||||||
Основные понятия. | Диаграмма, прогноз, сбор и анализ информации, статистическая обработка, работа с текстом, гипотеза, опыт принятия решений, проект | |||||||||
Межпредметные связи | Экономика, обществознание | |||||||||
Ресурсы | раздаточный материал содержащий кейс "Цена на хлеб в России", карточки для групп "Состав рабочей группы" | |||||||||
Форма урока | Ролевая игра | |||||||||
Технология | Кейс-технология | |||||||||
Ход (этапы) урока, цель этапа урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
1.Мотивация к знаниям. Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности 2 мин | Организация беседы: Два дня назад по каналу Россия-1 в программе "Утро" обсуждали повышение цен на продукты питания. Нас эта тема касается? Почему? Какие продукты особо важны для населения? А какой продукт самый необходимый? | Ответы на вопросы: Мы потребители. Мясо, хлеб, молоко... Хлеб | Установление причинно- следственных связей | Принятие учебной задачи | Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью | Нахождение общего решения в совместной деятельности | Формулирование своего мнения с учётом высказываний других | |||
2.Актуализация знаний Постановка цели и задачи урока. Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей. 3 мин | Организация групповой работы: Я предлагаю на сегодняшнем уроке остановиться на такой актуальной для нас теме, как изменение цены на хлеб. Возможно у вас возник вопрос "Какая связь между информатикой и ценой на хлеб?". Вспомните последнюю практическую работу, чему вы научились при ее выполнении? Сформулируйте тему урока, цель. Вы сегодня - эксперты, специалисты, аналитики. Организация работы в группе (см. Приложение 3, Состав рабочей группы) Сегодня для работы над диаграммой у каждого из вас имеется кейс, состоящий из трех частей (ситуация, таблица, глоссарий) и задания. Работать необходимо в группе по выполнению совместного проекта. Распределите роли, точно следуйте инструкциям. На выполнение каждого этапа дается 5мин | Ответы на вопросы: Мы научились строить диаграммы по заданным данным, а они наглядно демонстрируют изменение величин. Построение диаграммы "Изменение цены на хлеб", выяснить как меняется цена. | Установление причинно- следственных связей Умение сформулировать тему урока. | Принятие учебной задачи | Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью | Нахождение общего решения в совместной деятельности | Формулирование своего мнения с учётом высказываний других | |||
3. Введение в тему. Постановка учебной задачи. Цель: поставить цель учебной деятельности, определить способ и средства ее реализации. 10 мин | Организация индивидуальной работы Выявление затруднений, организация самостоятельной работы по поиску ответов на вопросы Создание проблемной ситуации. | Выполнение заданий (этап 1, этап 2; см. Приложение 3, кейс, блок Задания) Слушание, выдвижение предположений, формулировка вопросов и ответов на них | Анализ и синтез текста, Определение основной и второстепенной информации | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. | Принятие и сохранение учебной цели и задачи. | Беседа. Выдвижение различных предположений с использованием речевых средств. | Понимание возможности различных позиций других людей и умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии | |||
4. Решение проблемы в малых группах. Обмен полученной информацией. Создание способов решения проблемы. Цель: построение нового способа действия. 5 мин | Организация работы групп, коррекция результатов работы. | Выполнение этапа 3 (см Приложение 3, Задания). Поиск решения проблемы с помощью материалов кейса. Классификация объектов изучения по группам. Заполнение таблицы, составление тезисов с выделением особенностей объектов изучения | Умение доказывать, аргументировать свою точку зрения, выделять главное, осуществлять сравнение, по заданным критериям | Выступление в пределах группы | Осознанное построение речевого высказывания. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. | Контролирование правильности и полноты проведённого анализа содержания учебного материала в ходе обсуждения в группе. | Владение элементами коммуникативной рефлексии. | |||
5.Оформление результата (таблица, диаграмма) Цель: усвоить учащимися новый способ действий. 5 мин | Организация работы групп "по ролям", | Выполнение этапа 4 (см Приложение 3, Задания) Выступления учащихся, предложения по содержанию таблицы, диаграммы, вариантов решения задачи, прогнозов | Выделение главного. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Выполнение заданий Внесение необходимых корректив в действие на основе его оценки и учёта сделанных ошибок | Самостоятельное оценивание правильности выполненной работы. Коррекция | Обсуждение и вынесение общего решения в совместной деятельности | Умение формулировать свою позицию. Умение контролировать действия партнёра в группе. Взаимоконтроль, взаимосотрудничество | |||
6. Диагностика формируемых умений в приобретении нового знания. Цель: включение нового способа в действий в систему знаний. 13 мин | Организация предъявления результатов работы групп | Выполнение этапа 5 (см Приложение 3, Задания) Выступление учащихся, защита проектов, Ответы на вопросы. Проверка правильности выполнения задания | Предъявление различных способов выполнения задания | Выполнение заданий | Различение способа и результата действия | Фронтальная работа, ответы на заданные вопросы | Выполнение учебных действий в речевой форме. | |||
7. Итог урока Рефлексия. Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий. 7 мин | Организация подведения итогов деятельности: При разработке диаграмм и построении прогноза у разных групп получились разные результаты, хотя исходные данные были у всех одинаковые. Почему? Можно ли безоговорочно доверять источникам с которыми вы работали на уроке в аналитической деятельности? Почему? Какой тип диаграммы вы использовали для демонстрации изменения цены на хлеб? Любой ли тип диаграммы пригоден для демонстрации динамики статистической величины? Д/З: составить и заполнить таблицу, отражающую типы диаграмм, их назначение и область использования. Рефлексия: *В какой роли вы сегодня побывали? *Что делали на уроке? *Что помогало в вашей деятельности? | Самостоятельное оценивание результатов своего труда Ответы на вопросы | Рефлексия способов и условий действий | Пошаговый контроль результата | Умение дать адекватную оценку выполненного действия. | Оценивает достижение поставленных целей. | Выражение своих мыслей формулирование и аргументация своих мыслей | |||
Дополнительная информация | ||||||||||
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Кейс-технология базируется на методе конкретных ситуаций, в основе которого лежит имитационное моделирование, основанное на решении практических задач (кейсов). При использовании кейс-технологии и ее методов учащиеся заметно активизируются на уроке. Ребенок становится субъектом деятельности. При этом использование ситуации из жизни (близкой к жизни) повышает мотивацию к обучению. Ребенок видит, где его знания могут пригодиться в реальной жизни. Благодаря использованию на уроках данной технологии можно говорить о системе предметных, метапредметных умений и личностных качеств обучаемого. Кейс-технология отвечает требованиям, которые задает ФГОС. | |||||||||
Ресурсы, оборудование и материалы | Компьютер для каждой группы учащихся, проектор для демонстрации проектов, раздаточный материал содержащий кейс "Цена на хлеб в России", карточки с заданиями для индивидуальной работы учащихся, карточки для групп "Состав рабочей группы" | |||||||||
Список учебной и дополнительной литературы | нет | |||||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | 1) http://grainboard.ru/ - Статья из НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЫ. Дата опубликования 09 декабря 2014, 12:06 Портал о зерновом рынке 2) http://tsenomer.ru/ - WIKI-сайт ЦЕНОМЕР. | |||||||||
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | Шляпина Лариса Владимировна - Кейс "Цена на хлеб" к уроку информатики по теме "Построение диаграмм" http://учительский.сайт/Шляпина-Лариса-Владимировна/материалы/keys_cena_na_hleb_k_uroku_informatiki_po_teme_postroenie_diagramm-471807.htm Приложение 1. Кейс "Цена на хлеб в России" Приложение 2. Задания Приложение 3. Состав рабочей группы | |||||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | фронтальная работа, работа в группе, индивидуальная работа; составление хронологической таблицы, диаграммы, продуктивные методы работы с текстом. метод игровое проектирование, тип кейса - практический. | |||||||||
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | Есть ограничение для ресурса WIKI-сайт ЦЕНОМЕР (http://tsenomer.ru/), свободный доступ и размещение любой информации. | |||||||||
Дополнительная необходимая информация | В содержании кейса внесены небольшие изменения по данным таблицы с сайта Ценомер для большей наглядности и полноты информации рассматриваемой в качестве учебной ситуации, что допускается кейс-технологией. |
Предварительный просмотр:
Кейс "Цена на хлеб в России"
1) Ситуация: Статья из НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЫ
Дата опубликования 09 декабря 2014, 12:06 (http://grainboard.ru/ Портал о зерновом рынке)
Российские регионы сообщают о двукратном подорожании зерна и начале роста цен на хлеб в рознице. В начале будущего года инфляция перешагнет за 10%, предупреждают чиновники и экономисты.
Между тем из многих регионов уже поступают сообщения о подорожании зерна, а также хлеба в рознице. Хлеб в Приморье может подорожать как минимум на 10% из-за роста цен на муку, топливо и услуги перевозчиков, заявил вчера президент Дальневосточной ассоциации производителей муки, хлеба и кондитерских изделий Иван Борисов.
«В России в нынешнем году собрали рекордный урожай зерновых – около 110 млн т. Но доля пшеницы в нем невелика. А пшеницы, пригодной для хлебопеков, – еще меньше. Приморье получает муку из Новосибирской области, Алтайского края, Омской и Иркутской областей, а они в этом году собрали меньше, чем обычно, урожай и вынуждены сами закупать зерно», – цитирует Борисова ТАСС. Как сообщил Борисов, цена на зерно за сентябрь–ноябрь выросла на 60%. Соответственно дорожает и мука. Но не только она.
На муку приходится 30% стоимости хлеба, остальная часть связана с расходами производителей на логистику, зарплату сотрудников и иные издержки предприятий. «На заседании правительства было объявлено, что железнодорожный тариф увеличится на 10%. Кроме того, растут в цене горюче-смазочные материалы. Сейчас доставка на Дальний Восток вагона муки обойдется в 1,2 млн руб.», – уточнил он.
Это не локальная проблема. «Даже в зернопроизводящих регионах хлеб подорожал на 10%. В Приморье скорее всего цена увеличится как минимум на столько же. Мы не можем влиять на цену муки, логистики и других составляющих стоимости хлеба», – говорит Борисов.
В Алтайском крае, который занимает в стране первое место по производству муки, цены на зерно достигли рекордных значений, сообщают местные информагентства. За последние два месяца зерно в крае подорожало в два раза. Это неизбежно приведет к росту цен на хлеб, макароны и кондитерские изделия.
Об уже случившемся росте цен на хлеб сообщают также в Дагестане. Как пишет «Дагестанская правда», с начала года хлеб в магазинах республики подорожал примерно на 15%. По мнению авторов издания, такой скачок цен – повод для Федеральной антимонопольной службы провести расследование.
До Нового года осталось менее месяца, а значит, в России не за горами наступление двузначной инфляции. По последним данным Росстата, в ноябре инфляция ускорилась до 9,1% к ноябрю прошлого года.
Эксперты соглашаются: рост цен в стране неизбежно продолжится. «В 2015 году, по моим оценкам, инфляция в России составит 8–8,5%. Все-таки скажется эффект импортозамещения (особенно в сельском хозяйстве) и снижения потребительского спроса. В текущей ситуации России грозила бы дефляция. Но из-за структурных проблем даже в кризис рост цен ускоряется. Цены не падают даже на фоне снижения потребительского спроса», – замечает аналитик компании «ИнстаФорекс» Антон Фомин.
«В будущем году рост цен на продукты питания будет колебаться в диапазоне 10–15%. Возможен рост даже до 20% в случае продолжения политики санкций со стороны Евросоюза, – полагает зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин. – Ритейлеры и производители продовольствия будут компенсировать ростом цен девальвацию рубля, который продолжит обесцениваться по отношению к доллару».
«Не исключено, что уже в первой половине 2015 года мы увидим двузначную инфляцию – 10% и выше, – говорит президент компании Lionstone Investment Services Александр Беляков. – Такого в России не было со времен финансового кризиса 2008–2009 годов. Конечно, прогнозы ведомств сейчас более оптимистичные, но мы совсем недавно видели подорожание авиабилетов всего за одну ночь более чем на 15%. Поэтому гражданам лучше приготовиться к наихудшему сценарию».
«За счет эффекта от девальвации рубля и сохраняющегося продуктового эмбарго к концу года произойдет еще большее усиление инфляционного давления. В итоге потребительская инфляция по итогам 2014 года может составить 9,5–10%. Если перечисленные негативные факторы в 2015 году будут нивелированы, рост цен в следующем году может замедлиться до 5–6%, в противном случае инфляция может составить 6,5–8%, – полагает аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин.
2) Таблица: Данные с WIKI-сайта ЦЕНОМЕР (http://tsenomer.ru/)
Цены НА ХЛЕБ в разных городах за последние месяцы: декабрь 2014 - январь 2015
Город | Магазин | Название товара | Цена | Дата |
Томск | Мария | хлеб пшеничный высшего сорта | 16.9р. | 23 января 2015 |
Новоуральск | Малыш | Пшеничный | 27р. | 23 января 2015 |
Феодосия | Базар | Хлеб белый | 25р. | 22 января 2015 |
Пермь | продуктовый магазин | хлеб | 24,50р. | 22 января 2015 |
Севастополь | Хлеб белый | 25р. | 22 января 2015 | |
Ярославль | НЕВСКИЙ | 87р. | 21 января 2015 | |
Севастополь | Лидер | батон | 15.25р. | 20 января 2015 |
Пермь | хлеб | 24р. За единицу | 19 января 2015 | |
Пермь | Metro | Батон нарезной (380 гр) | 33.55р. | 19 января 2015 |
Краснодар | Гипермаркет МАГНИТ, Вешн | Бородинский | 21.3р. | 19 января 2015 |
Пенза | Гроздь | черный хлеб | 25.8р. | 19 января 2015 |
Пермь | Батон нарезной Хлебный дом | 33.50р. | 18 января 2015 | |
Нижний Новгород | супермаркет Магадан | хлеб | 18р. | 18 января 2015 |
Ижевск | хлеб белый из пшен. муки 1 сор | 20р. | 17 января 2015 | |
Волгоград | Ман | батон нарезной 1с 400 гр | 23.3р. | 17 января 2015 |
Чебоксары | хлеб Петровский | 35р. | 16 января 2015 | |
Омск | Сатори-сервис | Хлеб белый | 22р. | 16 января 2015 |
Северодвинск | гарант 21 век | батон нарезной | 31.8р. | 15 января 2015 |
Вязьма | Продукты | украинский черный | 25р. | 15 января 2015 |
Иркутск | Жемчужина | белый | 32р. | 15 января 2015 |
Санкт-Петербург | Нетто | дарницкий | 30р. | 13 января 2015 |
Курган | Хлеб белый | 20р. | 13 января 2015 | |
Омск | Киоск | Урожайный | 26р. | 13 января 2015 |
Томск | Мария | Пшеничный | 15.6р. | 13 января 2015 |
Новосибирск | хлеб | 20р. за 1 кг | 12 января 2015 | |
Новороссийск | Хлеб белый | 19р. | 11 января 2015 | |
Томск | Абрикос | батон нарезной | 35.6р. | 11 января 2015 |
Волгоград | ароматный нарезка 450 гр | 25.4р. | 10 января 2015 | |
Уфа | дарницкий | 40р. | 06 января 2015 | |
Пермь | Продукты | белый | 32р. | 05 января 2015 |
Барнаул | Мария | хлеб деревенский | 31р. | 04 января 2015 |
Пермь | Карусель | хлеб | 20р. | 04 января 2015 |
Энгельс | Семейный | батон | 30р. | 03 января 2015 |
Томск | Палата | Раменский | 23.6р. | 03 января 2015 |
Чебоксары | Каравай | Новославянский | 20.5р. | 30 декабря 2014 |
Санкт-Петербург | Хлеб английский диет "каравай" | 79р. | 28 декабря 2014 | |
Липецк | Супер Маша | новый хлеб | 20р. | 25 декабря 2014 |
Пермь | хлеб | 18р. | 23 декабря 2014 |
3) Глоссарий
ТАСС - Информационное агентство России «ТАСС» (от Телеграфное агентство Советского Союза) — центральное государственное информационное агентство России.
Логистика - наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям.
Тариф - плата и дополнительные сборы, взыскиваемые по перевозкам, а также правила исчисления и применения этих плат и сборов.
Горюче-смазочные материалы - (сокращённо ГСМ) — нефтепродукты, к которым относят различные виды горючего и смазки, в основном в применении к автотранспорту: топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ...)
Росстат - Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны (далее — статистическая информация), а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.
Инфляция - повышение уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.
Дефляция - повышение покупательной способности местной валюты, что проявляется в снижении индекса цен. Дефляция — это процесс, противоположный инфляции.
Евросоюз - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию.
Ритейлеры - розничный торговец или компании деятельность которых основана на торговле в розницу (штучно). Это - магазины, супермаркеты, автосалоны и т. п. , то есть все магазины которые реализуют продукцию обычным покупателям- нам!
Девальвация рубля- это официальное снижение его курса по отношению к валютам других стран, являющихся международными счетными единицами.
Эмбарго - запрещение государством ввоза в свою страну или вывоза в какую-либо другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей.
Нивелирование - сглаживание.
Компания Lionstone Investment Services - это английская брокерская компания с российским представительством в Москве, предлагает полный спектр услуг на валютном рынке Forex.
4) ЗАДАНИЯ:
Этап 1
1. Познакомиться с ситуацией, представленной в кейсе (статьей из "Независимой газеты", данными сайта ЦЕНОМЕР.RU).
2. Подчеркнуть все неизвестные термины и узнать их значение (см. Глоссарий).
Этап 2
Проанализируйте сложившуюся ситуацию используя материалы кейса, результаты оформите в таблицу:
Ситуация | Таблица | |
1) Какая проблема ставится в материалах? | ||
2) Каковы причины роста цены на хлеб? | ||
2) Каковы мнения разных экспертов? | ||
3) Из каких составляющих складывается ценообразование на товар? | ||
4) Каковы результаты добровольного опубликования цен на хлеб? | ||
5) Как происходит изменение цены, (возрастает, убывает, беспорядочно)? |
Этап 3 (работа в группе)
Обсудите в группах заполненные таблицы и составьте аналитический комментарий о том
а) какие изменения происходят в образовании цен на хлеб на сегодняшний день,
б) можем ли мы повлиять на ситуацию,
в) каковы ваши действия в сегодняшней ситуации.
Этап 4 (работа в группе)
С помощью программы MS Excel постройте диаграмму, отражающую динамику изменения цены на хлеб, и спрогнозируйте новую цену с учетом инфляции и примерную дату. Аргументируйте свои выводы.
Этап 5
Представить результаты работы группы перед классом.
Для подготовки выступления ориентируйтесь на вопросы:
- Какие цели ставились при анализе данных?
- Какие данные брали для построения диаграммы? Почему?
- Почему выбрали этот тип диаграммы?
- Наблюдается ли динамика роста/снижения цены на хлеб? Почему?
- Какой прогноз делаете вы?
Состав Рабочей группы:
- Менеджер по планированию - планирует и описывает порядок работы.
- IT-специалист - создает компьютерную модель (диаграмму).
- Спикер - публично представляет результаты работы рабочей группы
- Член рабочей группы - выполняет поставленную задачу по разработке расчетной таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение диаграмм в табличном процессоре Excel.
Урок знакомит учащихся с еще одной возможностью Excel – анализом данных в табличной форме. Они узнают виды диаграмм, научатся их строить. С диаграммами мы можем встрет...
Рабочая программа 5-6 класс по информатике по Босовой Л. Л.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТв 5 классе необходимо решить следующие задачи:· показать учащимся роль информации и информационных процессов в их...
1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова
Рабочая программа Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...
2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова
Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...
3. Рабочая программа для 8 класса - учебник Л.Л.Босова
Рабочая программа для 8 класса...
Рабочая программа 8-9 класс (ФГОС) Л.Л. Босова
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 8–...
Рабочая программа "Информатика. 5 класс" (автор Л.Л.Босова)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения ос...