ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ
статья по информатике и икт

Домрачев Александр Сергеевич

В условиях модернизации образования на первый план выдвигается задача формирования личностных качеств, наиболее значимых для общества и рынка труда, таких как самоорганизация, умение работать самостоятельно и в группе, критическое мышление и оценка, инициативность,  креативность и др..  Результаты образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ

Домрачева Ирина Николаевна,  Домрачев Александр Сергеевич,

г.Казань, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №75»

В условиях модернизации образования на первый план выдвигается задача формирования личностных качеств, наиболее значимых для общества и рынка труда, таких как самоорганизация, умение работать самостоятельно и в группе, критическое мышление и оценка, инициативность,  креативность и др..  Результаты образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.

ИКТ-средства часто являются ключевым инструментом процесса обучения. Сделать уроки интереснее и повысить эффективность обучения с помощью ИКТ можно разными способами:  подготовить разнообразные материалы и предоставить к ним доступ; записывать опыты на видео и повторно их показывать, чтобы пошагово объяснить происходящее; проводить тренинги, тестирование и мониторинги учащихся; использовать имитационные и информационные модели; сделать обучение более доступным для учеников с ограниченными возможностями; организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся и др.

Очень важно правильно выбрать из огромного многообразия программных продуктов подходящие ИКТ-ресурсы. Например, для эффективной работы  учитель может использовать электронную почту, табличные и текстовые редакторы, облачные сервисы.  Для организации проектно-исследовательской деятельности обучающиеся и преподаватели могут использовать программные средства для работы с графикой, музыкой, видео, анимацией. Инструменты для общения: блоги, подкасты, соцсети и интернет-сообщества позволяют организовать  совместную работу участников образовательного процесса и дистанционное обучение. Инструменты для исследования - поисковые системы, онлайн-словари, поддерживают развитие у обучающихся навыков исследования и критического мышления.

Существуют различные формы организации работы: индивидуальная и групповая работа, сетевое взаимодействие.  Обучение становится гораздо эффективнее, когда ребята делятся идеями и задачами, совместно приобретают знания и учатся друг у друга. Средства для совместной работы также разнообразны: чаты, видеоконференции, WhatsApp, Telegram,  совместное редактирование  информационных продуктов, блоги,  обмен файлами, wiki.

Современные мультимедийные технологии универсальны, позволяют представить серьезный материал в доступной, наглядной форме, непосредственно воздействуют  на эмоциональную и чувственную сферу человека, воспитывают  через игру  и являются эффективным и действенным инструментом воспитания учащихся и формирования целостного мировоззрения для достижения метапредметных результатов.

Например, средствами свободно распространяемой среды программирования Скретч обучающимися 6-х классов гимназии был создан проект «Спасем леса от пожаров».

Цель проекта – создание средствами ИКТ анимационного ролика, направленного на формирование экологической культуры. Для реализации  проекта ребятам было предложено изучить новую объектно-ориентированную среду Скретч, которая позволяет  создавать собственные анимированные и интерактивные истории, фильмы, игры. Созданными проектами можно обмениваться внутри международной среды. Пользователи могут собирать свои программы-процедуры из отдельных блоков, из конструкций и управляющих структур. Над созданными объектами можно осуществлять различные действия: видоизменить, переместить, запрограммировать поведение, добавить звук. Создание проектов в среде   Скретч развивает творческое мышление, системный анализ, беглое использование технологий, навыки проектирования,  а учителю - реализовать метапредметные связи и решать  обучающие и воспитательные задачи. В рамках данного проекта был создан мультимедийный ролик, опубликованный в Интернете.

Старшеклассникам было предложено реализовать свои проекты и оформить результаты исследовательской работы по разным дисциплинам в виде web-сайтов. Примерами могут служить сайты наших обучающихся, размещенные в сети: «Экологические проблемы в фильмах-катастрофах», «Гипотезы происхождения жизни на Земле», «История развития математики на Руси», «Вирусы компьютерные и биологические», «Виртуальный музей Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», «Зеленый мир Московского района», «Красная книга Республики Татарстан»  и др.

В рамках работы над проектами осуществляется метапредметной обучение, в результате которого обучающиеся осваивают следующие ключевые компетенции: формирование и развитие теоретического мышления, навыков переработки информации,   критического и творческого мышления,  регулятивных умений.

Проекты, выполненные с помощью современных информационных технологий,  способствуют межпредметной интеграции, решению многих учебных и воспитательных задач;  их можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития субъектности учащихся как средство формирования метапредметных компетенций. Теоретические аспекты.

    Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о ко...

Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций

Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход, метапредметные цели. Метапредметный урок- это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в ...

Проблемно-исследовательское обучение на уроках физики как средство формирования метапредметных компетенций учащихся

Не существует сколько-нибудьдостоверных тестов на одаренность,кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности.А.Н.Колмо...

Доклад "Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»"

Доклад на Рождественские чтения. Из опыта работы по внеурочной деятельности...

Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»

Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»...