ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ
статья по информатике и икт
В условиях модернизации образования на первый план выдвигается задача формирования личностных качеств, наиболее значимых для общества и рынка труда, таких как самоорганизация, умение работать самостоятельно и в группе, критическое мышление и оценка, инициативность, креативность и др.. Результаты образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pub_formirovanie_metapredmetnyh_kompetentsiy_sredstvami_ikt.docx | 39.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ
Домрачева Ирина Николаевна, Домрачев Александр Сергеевич,
г.Казань, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №75»
В условиях модернизации образования на первый план выдвигается задача формирования личностных качеств, наиболее значимых для общества и рынка труда, таких как самоорганизация, умение работать самостоятельно и в группе, критическое мышление и оценка, инициативность, креативность и др.. Результаты образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.
ИКТ-средства часто являются ключевым инструментом процесса обучения. Сделать уроки интереснее и повысить эффективность обучения с помощью ИКТ можно разными способами: подготовить разнообразные материалы и предоставить к ним доступ; записывать опыты на видео и повторно их показывать, чтобы пошагово объяснить происходящее; проводить тренинги, тестирование и мониторинги учащихся; использовать имитационные и информационные модели; сделать обучение более доступным для учеников с ограниченными возможностями; организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся и др.
Очень важно правильно выбрать из огромного многообразия программных продуктов подходящие ИКТ-ресурсы. Например, для эффективной работы учитель может использовать электронную почту, табличные и текстовые редакторы, облачные сервисы. Для организации проектно-исследовательской деятельности обучающиеся и преподаватели могут использовать программные средства для работы с графикой, музыкой, видео, анимацией. Инструменты для общения: блоги, подкасты, соцсети и интернет-сообщества позволяют организовать совместную работу участников образовательного процесса и дистанционное обучение. Инструменты для исследования - поисковые системы, онлайн-словари, поддерживают развитие у обучающихся навыков исследования и критического мышления.
Существуют различные формы организации работы: индивидуальная и групповая работа, сетевое взаимодействие. Обучение становится гораздо эффективнее, когда ребята делятся идеями и задачами, совместно приобретают знания и учатся друг у друга. Средства для совместной работы также разнообразны: чаты, видеоконференции, WhatsApp, Telegram, совместное редактирование информационных продуктов, блоги, обмен файлами, wiki.
Современные мультимедийные технологии универсальны, позволяют представить серьезный материал в доступной, наглядной форме, непосредственно воздействуют на эмоциональную и чувственную сферу человека, воспитывают через игру и являются эффективным и действенным инструментом воспитания учащихся и формирования целостного мировоззрения для достижения метапредметных результатов.
Например, средствами свободно распространяемой среды программирования Скретч обучающимися 6-х классов гимназии был создан проект «Спасем леса от пожаров».
Цель проекта – создание средствами ИКТ анимационного ролика, направленного на формирование экологической культуры. Для реализации проекта ребятам было предложено изучить новую объектно-ориентированную среду Скретч, которая позволяет создавать собственные анимированные и интерактивные истории, фильмы, игры. Созданными проектами можно обмениваться внутри международной среды. Пользователи могут собирать свои программы-процедуры из отдельных блоков, из конструкций и управляющих структур. Над созданными объектами можно осуществлять различные действия: видоизменить, переместить, запрограммировать поведение, добавить звук. Создание проектов в среде Скретч развивает творческое мышление, системный анализ, беглое использование технологий, навыки проектирования, а учителю - реализовать метапредметные связи и решать обучающие и воспитательные задачи. В рамках данного проекта был создан мультимедийный ролик, опубликованный в Интернете.
Старшеклассникам было предложено реализовать свои проекты и оформить результаты исследовательской работы по разным дисциплинам в виде web-сайтов. Примерами могут служить сайты наших обучающихся, размещенные в сети: «Экологические проблемы в фильмах-катастрофах», «Гипотезы происхождения жизни на Земле», «История развития математики на Руси», «Вирусы компьютерные и биологические», «Виртуальный музей Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», «Зеленый мир Московского района», «Красная книга Республики Татарстан» и др.
В рамках работы над проектами осуществляется метапредметной обучение, в результате которого обучающиеся осваивают следующие ключевые компетенции: формирование и развитие теоретического мышления, навыков переработки информации, критического и творческого мышления, регулятивных умений.
Проекты, выполненные с помощью современных информационных технологий, способствуют межпредметной интеграции, решению многих учебных и воспитательных задач; их можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития субъектности учащихся как средство формирования метапредметных компетенций. Теоретические аспекты.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о ко...
Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций
Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход, метапредметные цели. Метапредметный урок- это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в ...
Проблемно-исследовательское обучение на уроках физики как средство формирования метапредметных компетенций учащихся
Не существует сколько-нибудьдостоверных тестов на одаренность,кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности.А.Н.Колмо...
Кейс-метод на уроках биологии как средство формирования метапредметных компетенций Бакулина Е.В. МОКУ СОШ п. Торфяной
Кейс-метод...
Доклад "Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»"
Доклад на Рождественские чтения. Из опыта работы по внеурочной деятельности...
Презентация к докладу "Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»"
презентация...
Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»
Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»...