Доклад "Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»"
опыты и эксперименты по русскому языку (5 класс) на тему
Доклад на Рождественские чтения. Из опыта работы по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. (слайд)
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность.
На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. (слайд)
На наших занятиях с детьми мы можем объяснить, что такое метапредметное обучение так: знание, знак, проблема и задача. (слайд)
В рамках данного подхода для 5 класса был разработан курс внеурочной деятельности «Загадки русского языка». В ходе работы по завершению определенной темы учащиеся создают коллективный или индивидуальный проект, который должны защитить, и по итогу курса будет создан общий кейс.
Алгоритм создания проектов следующий: ученики получают опережающие задания; при выполнении посещают индивидуальные консультации учителя; на занятии рассказывают свои сообщения; далее в группах создаются мини-проекты; защита работ; участие в конференциях.
О том, как проходит наша работа, я Вам расскажу на примере темы «Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова». (слайд) Учащиеся получили опережающее задание и подготовили информацию «Исторические изменения морфемного состава слова» (слайд) (образование новых слов и их форм в процессе исторических изменений на базе простейших слов и их форм), в котором рассказали, что такое опрощение (слайд) (соединение нескольких морфем в одну вследствие утраты смысловой связи с производным корнем и тесной спайки в одно целое фузионных морфем (напр., рус. рубах-а < др.-рус. руб+ах)), переразложение (перемещение границ между морфемами в слове или привычном словосочетании (вследствие фузионных процессов)при этом может измениться вид морфемы, её функции, или появиться новая морфема (напр., рус. рук-ами < др.-рус. рука-ми);) и осложнение (членение одной морфемы на две в результате утраты мотивированности и действия закона аналогии (обычно в заимствованных словах) (напр., рус. зонт-ик < зонтик < гол. Zonnedek)).
Этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, к первоисточникам, но и к Интернет-ресурсам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
На занятии дети рассказывают о том, что они выяснили. Приводят примеры.
После выяснения теории я предлагаю детям самим понаблюдать данные процессы в словах (дети разделены на группы). Каждой группе даются слова, картинки этих слов, листы большие, фломастеры, клей. Учащиеся разбирают данные слова по составу в соответствии с современным членением слов. В трудных случаях мы обращаемся к «Словарю морфем» А. И. Кузнецовой,
Т. Ф. Ефремовой и к «Краткому этимологическому словарю русского языка» Н. М. Шанского, В. В. Ивановой. Я подхожу к каждой группе и помогаю совершить историческое членение слова. Отражаем свои разборы на ватмане, добавляем картинки. (слайд)
Опрощение. Крыло-крыльцо. Изменение лексического значения слова. Крыльцо образовано как уменьшительно-ласкательное от слова крыло. Дети выделяют современный и исторический корень. Приводят гипотезы по лексическому значению. (слайд)
Переразложение. Интеллигентность, влюбленность, опрятность, горячность, живность. Выделяем суффиксы в словах. По аналогии нам хочется выделить суффикс –ость в словах горячность и живность. Но это неверно, т.к. слова горячный и живный вышли из употребления.
Не случайно И. А. Бодуэн де Куртенэ – лингвист, открывший этот процесс в языке, – назвал переразложение законом «сокращения основ в пользу окончаний». (слайд)
Осложнение. Зонтик, домик, садик. Разобрать по морфемам. Зонтик от голландского слова zondek. Раньше не членилось, в отличие от наших русских слов.
Обучающиеся осваивают технологию проведения исследования. (слайд)
Далее учащиеся оформляют информацию на ватмане, применяют рисунки, соответствующие их словам.
После защиты своих мини-проектов на занятии ребята представляли свои работы на фестивале «За страницами учебника», который проходил в рамках интеллектуального марафона.
Актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию, позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности.
Таким образом, итогом нашей работы стало развитие речи учащихся, умения находить источники, классифицировать и уметь ими пользоваться. Также дети учатся использовать именно правдивые источники (словари, энциклопедии). Работая в группах, ребята общаются, работают коллективно. Каждый ребенок находит что-то свое в подготовке проекта, соответствующее его интересам и степени подготовленности. (слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/19/picture-393428-1626711383.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО
Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/19/picture-439079-1397914747.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уваж...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-946791-1505229648.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка", 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка». Основное общее образование, 5 класс. Направление: общеинтеллектуальное....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956626-1507629841.jpg)
Презентация к докладу "Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»"
презентация...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка" 7 класс
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 7 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении л...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956626-1507629841.jpg)
Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»
Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/19/picture-429044-1668849239.jpg)
Программа курса по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» для 8 класса
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...