Образовательная программа "Технология"
рабочая программа по информатике и икт (11 класс)

Касумова Наталья Николаевна

Пояснительная записка

В современном мире информация становится стратегическим ресурсом. Техническими средствами освоения этого ресурса все в большей степени выступают компьютеры, средства связи и информационные технологии.

Развитие технического прогресса вызывает постоянное совершенствование существующих и появление новых информационных технологий. Их возможности постоянно расширяются, усложняется программная составляющая. Если раньше человек, работающий на компьютере, считался компетентным в области информационных технологий, то сейчас количество этих технологий и спектр их возможностей настолько широк, что быть компетентным во всех областях становится просто невозможным. В различных сферах профессиональной деятельности людей используются различные технологии, и их изучение для компетентного владения требует длительного времени. Именно поэтому важно уже в школе формировать у учащихся представление о существующих современных технологиях, об их возможностях и сферах применения, для того чтобы они могли осознанно подходить к изучению тех технологий, которые потребуются им в их дальнейшей деятельности. Решению этой задачи способствует элективный курс «Информация и информационные технологии».

Цель курса – формирование готовности учащихся к использованию информационных технологий в своей учебной и будущей профессиональной деятельности.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

- познакомить с различными видами информации и их особенностями;

- познакомить с возможностями существующих информационных технологий и сферами их применения;

- сформировать потребность в получении знаний по различным информационным технологиям, актуальным для деятельности учащихся.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать следующие понятия и процессы:

- информация;

- информационное общество;

- информационная культура;

- информационная система;

- информационные технологии;

- назначение и возможности различных видов информационных технологий;

- средства телекоммуникаций.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- выбирать информационные технологии, наилучшим образом соответствующие поставленным задачам;

- различать интерфейсы программ;

- соотносить возможности различных информационных технологий с видами обрабатываемой информации.

Отличительной особенностью курса является его демонстрационная направленность. Его освоение позволит старшеклассникам получить полное представление о возможностях информационных технологий и осознанно осуществить выбор направления для саморазвития в области информационных технологий.

Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня  сформированности  знаний, умений и навыков, а также выявления развития учащихся с целью корректировки методики обучения.

Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме тестирования и выполнения практического задания. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказания учащимся содействия в формировании готовности учащихся к работе с информационными технологиями.

Изучение элективного курса «Информация и информационные технологии» развивает кругозор учащихся в области современных информационных технологий, их возможностей и сферах применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma_tehnoglogiya.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа по курсу «Технология» для 11 класса

Пояснительная записка

В современном мире информация становится стратегическим ресурсом. Техническими средствами освоения этого ресурса все в большей степени выступают компьютеры, средства связи и информационные технологии.

Развитие технического прогресса вызывает постоянное совершенствование существующих и появление новых информационных технологий. Их возможности постоянно расширяются, усложняется программная составляющая. Если раньше человек, работающий на компьютере, считался компетентным в области информационных технологий, то сейчас количество этих технологий и спектр их возможностей настолько широк, что быть компетентным во всех областях становится просто невозможным. В различных сферах профессиональной деятельности людей используются различные технологии, и их изучение для компетентного владения требует длительного времени. Именно поэтому важно уже в школе формировать у учащихся представление о существующих современных технологиях, об их возможностях и сферах применения, для того чтобы они могли осознанно подходить к изучению тех технологий, которые потребуются им в их дальнейшей деятельности. Решению этой задачи способствует элективный курс «Информация и информационные технологии».

Цель курса – формирование готовности учащихся к использованию информационных технологий в своей учебной и будущей профессиональной деятельности.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

- познакомить с различными видами информации и их особенностями;

- познакомить с возможностями существующих информационных технологий и сферами их применения;

- сформировать потребность в получении знаний по различным информационным технологиям, актуальным для деятельности учащихся.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать следующие понятия и процессы:

- информация;

- информационное общество;

- информационная культура;

- информационная система;

- информационные технологии;

- назначение и возможности различных видов информационных технологий;

- средства телекоммуникаций.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- выбирать информационные технологии, наилучшим образом соответствующие поставленным задачам;

- различать интерфейсы программ;

- соотносить возможности различных информационных технологий с видами обрабатываемой информации.

Отличительной особенностью курса является его демонстрационная направленность. Его освоение позволит старшеклассникам получить полное представление о возможностях информационных технологий и осознанно осуществить выбор направления для саморазвития в области информационных технологий.

Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня  сформированности  знаний, умений и навыков, а также выявления развития учащихся с целью корректировки методики обучения.

Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме тестирования и выполнения практического задания. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказания учащимся содействия в формировании готовности учащихся к работе с информационными технологиями.

Изучение элективного курса «Информация и информационные технологии» развивает кругозор учащихся в области современных информационных технологий, их возможностей и сферах применения.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего

часов

В том числе

Теория

Практика

1

Основные понятия информации и информационных технологий

6

6

-

1.1

Понятие и виды информации.

+

1.2

Информационное общество, культура, системы, технологии.

+

1.3

Двоичное кодирование.

+

1.4

Измерение информации.

+

1.5

Состав персонального компьютера. Программное обеспечение.

+

1.6

Тестирование по теме «Информация».

+

2

Технологии работы с текстовой информацией

11

4

7

2.1

Текстовые редакторы Блокнот, WordPad.

+

2.2

Текстовый процессор MS Word.  

+

2.3

Издательская система Publisher.

+

2.4

Издательская система PageMaker.

+

2.5

Пр.1.Ввод и редактирование текста.

+

2.6

Пр.2.Форматирование текста.

+

2.7

Пр.3.Иллюстрации и таблицы.

+

2.8

Пр.4. Оптическое распознавание документов.

+

2.9

Пр.5. Компьютерные словари и программы-переводчики.

+

2.10

Пр.6. Оценка качественных параметров текстовых документов. Печать документов.

+

2.11

Тестирование по теме «Технологии работы с текстовой информацией».

+

3

Технологии работы с числовой информацией

11

4

7

3.1

Электронные таблицы MS Excel.

+

3.2

Электронные таблицы OpenOffice Calc.

+

3.3

Приемы работы с электронными таблицами.

+

3.4

Математические пакеты MathCAD

+

3.5

Пр.7.Ввод данных и расчеты.

+

3.6

Пр.8. Формулы и встроенные функции.

+

3.7

Пр.9. Сортировка и фильтрация данных.

+

3.8

Пр.10. Работа с графическими объектами.

Построение и форматирование диаграмм.

+

3.9

Пр.11. Анализ данных.

+

3.10

Пр.12. Оформление рабочего листа. Печать документа.

+

3.11

Тестирование по теме «Технологии работы с числовой информацией».

+

4

Технологии работы с графической информацией

10

4

6

4.1

Растровый графический редактор Adobe Photoshop.

+

4.2

Векторный графический редактор CorelDraw.

+

4.3

Автоматизированная система компьютерной графики Компас.

+

4.4

Автоматизированная система компьютерной графики AutoCAD.

+

4.5

Пр.13.Работа над проектом в программе PowerPoint.

+

4.6

Пр.14. Работа над проектом в программе PowerPoint.

+

4.7

Пр.15. Работа над проектом в программе PowerPoint.

+

4.8

Пр. 16. Работа над проектом в программе PowerPoint.

+

4.9

Защита проекта.

+

4.10

Тестирование по теме «Технологии работы с графической информацией».

+

5

Технологии работы с мультимедиа

11

6

5

5.1

Программа для воспроизведения мультимедийной информации: Media Player.

+

5.2

Программы для воспроизведения мультимедийной информации  Light Alloy.

+

5.3

Программы для воспроизведения мультимедийной информации Power DVD.

+

5.4

Программа для создания мультимедийной информации: 3Dmax.

+

5.5

Программы для создания мультимедийной информации Flash.

+

5.6

Программы для создания мультимедийной информации Corel RAVE.

+

5.7

Пр.17. Работа в программе для воспроизведения мультимедийной информации.

+

5.8

Пр.18.Работа в программе для создания мультимедийной информации.

+

5.9

Пр.19. Работа в программе OpenOffice Impress.

+

5.10

Пр.20. Работа в программе OpenOffice Impress.

+

5.11

Тестирование по теме «Технологии работы с мультимедиа».

+

6

Технологии работы со звуком

7

3

4

6.1

Представление звуковой информации в различных форматах.

+

6.2

Виды программ для работы со звуком.

+

6.3

Программы нотного набора и верстки.

+

6.4

Пр.21.Создание, воспроизведение звуковой информации.

+

6.5

Пр.22. Обработка звуковой информации.

+

6.6

Пр.23. Музыка и Интернет.

+

6.7

Тестирование по теме «Технологии работы со звуком».

+

7

Технологии связи и телекоммуникации

12

6

6

7.1

Понятие телекоммуникации. Виды связи.

+

7.2

Понятие канала связи. Передача информации по каналам связи.

+

7.3

Сервисы Интернет.

+

7.4

Дополнительные настройки браузера.

+

7.5

Электронная почта.

+

7.6

Виды и структура Web-сайтов.

+

7.7

Пр.24. Поиск информации в Интернете

+

7.8

Пр.25. Создание своей страницы в Интернете.

+

7.9

Пр.26. Создание своей страницы в Интернете.

+

7.10

Защита проекта.

+

7.11

Тестирование по теме «Технологии связи и телекоммуникации».

+

7.12

Итоговое тестирование.

+

Итого:

68

33

35

Содержание программы

  1. Основные понятия информации и информационных технологий

Понятие информации. Различные подходы к определению информации. Виды информации.

Информационное общество. Информатизация. Понятие информационной культуры. Информационная система. Информационные технологии. Виды информационных технологий. Составляющие информационной технологии.

Состав персонального компьютера. Программное обеспечение.

Учащиеся должны знать:

- понятие информации;

- понятие информационного общества;

- понятие информационной культуры;

- понятие информационной системы;

- понятие информационных технологий;

- виды информационных технологий;

- составляющие информационной технологии;

- виды программного обеспечения компьютера;

- основные компоненты персонального компьютера.

Учащиеся должны иметь представление:

- о различных подходах к определению информации.

  1. Технологии работы с текстовой информацией

Текстовая информация. Текстовые редакторы Блокнот и WordPad: назначение и возможности, принципы работы, сравнительная характеристика.

Текстовый процессор MS Word: назначение и возможности.

Издательские системы: MS Word, Publisher и PageMaker: назначение и возможности, сравнительная характеристика программ. Отличие интерфейса программ.

Учащиеся должны знать:

-  средства работы с текстовой информацией;

- назначение и возможности программ Блокнот, WordPad, MS Word, Publisher и PageMaker.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать соответствующее программное обеспечение для работы с текстовой информацией при решении конкретных задач;

- различать интерфейсы программ.

  1. Технологии работы с числовой информацией

Числовая информация. Электронные таблицы MS Excel: назначение и возможности, принципы работы. Базовые инструменты для работы с числовыми данными.

Математические пакеты (MathCAD): назначение и возможности, выполнение элементарных операций и построение графиков.

Учащиеся должны знать:

- средства работы с числовой информацией;

- назначение и возможности программ MS Excel, MathCAD.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать соответствующее программное обеспечение и внутренний инструментарий для работы с числовой информацией в зависимости от возможности системы.

  1. Технологии работы с графической информацией

Графическая информация. Растровые и векторные редакторы (Adobe Photoshop, CorelDraw): назначение и возможности, принципы работы, сравнительная характеристика.

Специализированные пакеты для обработки инженерной графики (Компас, AutoCAD): назначение и возможности.

Иллюстративная графика (PowerPoint): возможности и сферы применения.

Учащиеся должны знать:

- графические форматы данных;

- средства работы с графической информацией;

- назначение и возможности растровых и векторных редакторов;

- назначение и возможности программ обработки инженерной графики.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать соответствующее программное обеспечение для работы с графической информацией.

  1. Технологии работы с мультимедиа

Особенности мультимедийной информации. Программы для воспроизведения мультимедийной информации: Media Player, Light Alloy, Power DVD. Программы для создания мультимедийной информации: 3Dmax, Flash, Corel RAVE.

Учащиеся должны знать:

- средства работы с мультимедийной информацией;

- об особенностях мультимедийной информации.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать соответствующее программное обеспечение для работы с мультимедийной информацией.

  1. Технологии работы со звуком

Представление звуковой информации в различных форматах. Виды программ для работы со звуком: программы-секвенсеры, программы для записи и обработки звука, программы многоканального сведения, программы для звукового синтеза, программы нотного набора и верстки. Программные средства для создания, обработки и воспроизведения звуковой информации: Sound Forge, Cool Edit Pro. Музыка и Интернет.

Учащиеся должны знать:

- средства работы со звуковой информацией;

- музыкальные форматы.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать соответствующее программное обеспечение для работы со звуковой информацией.

  1. Технологии связи и телекоммуникации

Понятие телекоммуникации. Виды связи: сотовая, спутниковая, Интернет. Понятие канала связи. Передача информации по каналам связи. Современные средства телекоммуникаций (витая пара, кабель, оптоволокно, беспроводные сети). Перспективы использования новых технологий для передачи информации.

Учащиеся должны знать:

- современные средства телекоммуникаций;

- виды и каналы связи.

Литература для учителя

  1. Банкет В.Л. Современные телекоммуникации: Технологии и экономика. – М.: Эко-Трендз, 2006.
  2. Галкин В. Телекоммуникации и сети. – М.: изд-во МГТУ  им.Н.Э.Баумана, 2006.
  3. Деревенских В.В. Музыка на РС своими руками. – СПб.:БХВ, 2001.
  4. Дьяконов В.П. Мобильные компьютеры, вычисления и телекоммуникации. – М.: Солон-ПРЕСС, 2004.
  5. Соловьев М. 3DS Max 6. Мир трехмерной графики: Библиотека профессионала. – М.: Солон-ПРЕСС, 2004.

Литература для учащихся

  1. Adobe Photoshop 7.0 Официальный учебный курс: Учебное пособие. – М.: Триумф, 2003.
  2. Гурский Д. Вычисления в MathCAD: Практическое руководство. – М., 2003.
  3. Мур М. и др. Самоучитель. Телекоммуникации: руководство для начинающих. – СПб.: БХВ, 2003.
  4. Стоцкая Т. Верстка в PageMaker 7: Самоучитель. – СПб.: Питер, 2003.
  5. Ткачев Д. AutoCAD: самоучитель. – СПб.: Питер, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...