Образовательная программа "Технология"
рабочая программа по информатике и икт (11 класс)
Пояснительная записка
В современном мире информация становится стратегическим ресурсом. Техническими средствами освоения этого ресурса все в большей степени выступают компьютеры, средства связи и информационные технологии.
Развитие технического прогресса вызывает постоянное совершенствование существующих и появление новых информационных технологий. Их возможности постоянно расширяются, усложняется программная составляющая. Если раньше человек, работающий на компьютере, считался компетентным в области информационных технологий, то сейчас количество этих технологий и спектр их возможностей настолько широк, что быть компетентным во всех областях становится просто невозможным. В различных сферах профессиональной деятельности людей используются различные технологии, и их изучение для компетентного владения требует длительного времени. Именно поэтому важно уже в школе формировать у учащихся представление о существующих современных технологиях, об их возможностях и сферах применения, для того чтобы они могли осознанно подходить к изучению тех технологий, которые потребуются им в их дальнейшей деятельности. Решению этой задачи способствует элективный курс «Информация и информационные технологии».
Цель курса – формирование готовности учащихся к использованию информационных технологий в своей учебной и будущей профессиональной деятельности.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- познакомить с различными видами информации и их особенностями;
- познакомить с возможностями существующих информационных технологий и сферами их применения;
- сформировать потребность в получении знаний по различным информационным технологиям, актуальным для деятельности учащихся.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать следующие понятия и процессы:
- информация;
- информационное общество;
- информационная культура;
- информационная система;
- информационные технологии;
- назначение и возможности различных видов информационных технологий;
- средства телекоммуникаций.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- выбирать информационные технологии, наилучшим образом соответствующие поставленным задачам;
- различать интерфейсы программ;
- соотносить возможности различных информационных технологий с видами обрабатываемой информации.
Отличительной особенностью курса является его демонстрационная направленность. Его освоение позволит старшеклассникам получить полное представление о возможностях информационных технологий и осознанно осуществить выбор направления для саморазвития в области информационных технологий.
Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления развития учащихся с целью корректировки методики обучения.
Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме тестирования и выполнения практического задания. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказания учащимся содействия в формировании готовности учащихся к работе с информационными технологиями.
Изучение элективного курса «Информация и информационные технологии» развивает кругозор учащихся в области современных информационных технологий, их возможностей и сферах применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_tehnoglogiya.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа по курсу «Технология» для 11 класса
Пояснительная записка
В современном мире информация становится стратегическим ресурсом. Техническими средствами освоения этого ресурса все в большей степени выступают компьютеры, средства связи и информационные технологии.
Развитие технического прогресса вызывает постоянное совершенствование существующих и появление новых информационных технологий. Их возможности постоянно расширяются, усложняется программная составляющая. Если раньше человек, работающий на компьютере, считался компетентным в области информационных технологий, то сейчас количество этих технологий и спектр их возможностей настолько широк, что быть компетентным во всех областях становится просто невозможным. В различных сферах профессиональной деятельности людей используются различные технологии, и их изучение для компетентного владения требует длительного времени. Именно поэтому важно уже в школе формировать у учащихся представление о существующих современных технологиях, об их возможностях и сферах применения, для того чтобы они могли осознанно подходить к изучению тех технологий, которые потребуются им в их дальнейшей деятельности. Решению этой задачи способствует элективный курс «Информация и информационные технологии».
Цель курса – формирование готовности учащихся к использованию информационных технологий в своей учебной и будущей профессиональной деятельности.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- познакомить с различными видами информации и их особенностями;
- познакомить с возможностями существующих информационных технологий и сферами их применения;
- сформировать потребность в получении знаний по различным информационным технологиям, актуальным для деятельности учащихся.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать следующие понятия и процессы:
- информация;
- информационное общество;
- информационная культура;
- информационная система;
- информационные технологии;
- назначение и возможности различных видов информационных технологий;
- средства телекоммуникаций.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- выбирать информационные технологии, наилучшим образом соответствующие поставленным задачам;
- различать интерфейсы программ;
- соотносить возможности различных информационных технологий с видами обрабатываемой информации.
Отличительной особенностью курса является его демонстрационная направленность. Его освоение позволит старшеклассникам получить полное представление о возможностях информационных технологий и осознанно осуществить выбор направления для саморазвития в области информационных технологий.
Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления развития учащихся с целью корректировки методики обучения.
Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме тестирования и выполнения практического задания. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказания учащимся содействия в формировании готовности учащихся к работе с информационными технологиями.
Изучение элективного курса «Информация и информационные технологии» развивает кругозор учащихся в области современных информационных технологий, их возможностей и сферах применения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Основные понятия информации и информационных технологий | 6 | 6 | - |
1.1 | Понятие и виды информации. | + | ||
1.2 | Информационное общество, культура, системы, технологии. | + | ||
1.3 | Двоичное кодирование. | + | ||
1.4 | Измерение информации. | + | ||
1.5 | Состав персонального компьютера. Программное обеспечение. | + | ||
1.6 | Тестирование по теме «Информация». | + | ||
2 | Технологии работы с текстовой информацией | 11 | 4 | 7 |
2.1 | Текстовые редакторы Блокнот, WordPad. | + | ||
2.2 | Текстовый процессор MS Word. | + | ||
2.3 | Издательская система Publisher. | + | ||
2.4 | Издательская система PageMaker. | + | ||
2.5 | Пр.1.Ввод и редактирование текста. | + | ||
2.6 | Пр.2.Форматирование текста. | + | ||
2.7 | Пр.3.Иллюстрации и таблицы. | + | ||
2.8 | Пр.4. Оптическое распознавание документов. | + | ||
2.9 | Пр.5. Компьютерные словари и программы-переводчики. | + | ||
2.10 | Пр.6. Оценка качественных параметров текстовых документов. Печать документов. | + | ||
2.11 | Тестирование по теме «Технологии работы с текстовой информацией». | + | ||
3 | Технологии работы с числовой информацией | 11 | 4 | 7 |
3.1 | Электронные таблицы MS Excel. | + | ||
3.2 | Электронные таблицы OpenOffice Calc. | + | ||
3.3 | Приемы работы с электронными таблицами. | + | ||
3.4 | Математические пакеты MathCAD | + | ||
3.5 | Пр.7.Ввод данных и расчеты. | + | ||
3.6 | Пр.8. Формулы и встроенные функции. | + | ||
3.7 | Пр.9. Сортировка и фильтрация данных. | + | ||
3.8 | Пр.10. Работа с графическими объектами. Построение и форматирование диаграмм. | + | ||
3.9 | Пр.11. Анализ данных. | + | ||
3.10 | Пр.12. Оформление рабочего листа. Печать документа. | + | ||
3.11 | Тестирование по теме «Технологии работы с числовой информацией». | + | ||
4 | Технологии работы с графической информацией | 10 | 4 | 6 |
4.1 | Растровый графический редактор Adobe Photoshop. | + | ||
4.2 | Векторный графический редактор CorelDraw. | + | ||
4.3 | Автоматизированная система компьютерной графики Компас. | + | ||
4.4 | Автоматизированная система компьютерной графики AutoCAD. | + | ||
4.5 | Пр.13.Работа над проектом в программе PowerPoint. | + | ||
4.6 | Пр.14. Работа над проектом в программе PowerPoint. | + | ||
4.7 | Пр.15. Работа над проектом в программе PowerPoint. | + | ||
4.8 | Пр. 16. Работа над проектом в программе PowerPoint. | + | ||
4.9 | Защита проекта. | + | ||
4.10 | Тестирование по теме «Технологии работы с графической информацией». | + | ||
5 | Технологии работы с мультимедиа | 11 | 6 | 5 |
5.1 | Программа для воспроизведения мультимедийной информации: Media Player. | + | ||
5.2 | Программы для воспроизведения мультимедийной информации Light Alloy. | + | ||
5.3 | Программы для воспроизведения мультимедийной информации Power DVD. | + | ||
5.4 | Программа для создания мультимедийной информации: 3Dmax. | + | ||
5.5 | Программы для создания мультимедийной информации Flash. | + | ||
5.6 | Программы для создания мультимедийной информации Corel RAVE. | + | ||
5.7 | Пр.17. Работа в программе для воспроизведения мультимедийной информации. | + | ||
5.8 | Пр.18.Работа в программе для создания мультимедийной информации. | + | ||
5.9 | Пр.19. Работа в программе OpenOffice Impress. | + | ||
5.10 | Пр.20. Работа в программе OpenOffice Impress. | + | ||
5.11 | Тестирование по теме «Технологии работы с мультимедиа». | + | ||
6 | Технологии работы со звуком | 7 | 3 | 4 |
6.1 | Представление звуковой информации в различных форматах. | + | ||
6.2 | Виды программ для работы со звуком. | + | ||
6.3 | Программы нотного набора и верстки. | + | ||
6.4 | Пр.21.Создание, воспроизведение звуковой информации. | + | ||
6.5 | Пр.22. Обработка звуковой информации. | + | ||
6.6 | Пр.23. Музыка и Интернет. | + | ||
6.7 | Тестирование по теме «Технологии работы со звуком». | + | ||
7 | Технологии связи и телекоммуникации | 12 | 6 | 6 |
7.1 | Понятие телекоммуникации. Виды связи. | + | ||
7.2 | Понятие канала связи. Передача информации по каналам связи. | + | ||
7.3 | Сервисы Интернет. | + | ||
7.4 | Дополнительные настройки браузера. | + | ||
7.5 | Электронная почта. | + | ||
7.6 | Виды и структура Web-сайтов. | + | ||
7.7 | Пр.24. Поиск информации в Интернете | + | ||
7.8 | Пр.25. Создание своей страницы в Интернете. | + | ||
7.9 | Пр.26. Создание своей страницы в Интернете. | + | ||
7.10 | Защита проекта. | + | ||
7.11 | Тестирование по теме «Технологии связи и телекоммуникации». | + | ||
7.12 | Итоговое тестирование. | + | ||
Итого: | 68 | 33 | 35 |
Содержание программы
- Основные понятия информации и информационных технологий
Понятие информации. Различные подходы к определению информации. Виды информации.
Информационное общество. Информатизация. Понятие информационной культуры. Информационная система. Информационные технологии. Виды информационных технологий. Составляющие информационной технологии.
Состав персонального компьютера. Программное обеспечение.
Учащиеся должны знать:
- понятие информации;
- понятие информационного общества;
- понятие информационной культуры;
- понятие информационной системы;
- понятие информационных технологий;
- виды информационных технологий;
- составляющие информационной технологии;
- виды программного обеспечения компьютера;
- основные компоненты персонального компьютера.
Учащиеся должны иметь представление:
- о различных подходах к определению информации.
- Технологии работы с текстовой информацией
Текстовая информация. Текстовые редакторы Блокнот и WordPad: назначение и возможности, принципы работы, сравнительная характеристика.
Текстовый процессор MS Word: назначение и возможности.
Издательские системы: MS Word, Publisher и PageMaker: назначение и возможности, сравнительная характеристика программ. Отличие интерфейса программ.
Учащиеся должны знать:
- средства работы с текстовой информацией;
- назначение и возможности программ Блокнот, WordPad, MS Word, Publisher и PageMaker.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать соответствующее программное обеспечение для работы с текстовой информацией при решении конкретных задач;
- различать интерфейсы программ.
- Технологии работы с числовой информацией
Числовая информация. Электронные таблицы MS Excel: назначение и возможности, принципы работы. Базовые инструменты для работы с числовыми данными.
Математические пакеты (MathCAD): назначение и возможности, выполнение элементарных операций и построение графиков.
Учащиеся должны знать:
- средства работы с числовой информацией;
- назначение и возможности программ MS Excel, MathCAD.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать соответствующее программное обеспечение и внутренний инструментарий для работы с числовой информацией в зависимости от возможности системы.
- Технологии работы с графической информацией
Графическая информация. Растровые и векторные редакторы (Adobe Photoshop, CorelDraw): назначение и возможности, принципы работы, сравнительная характеристика.
Специализированные пакеты для обработки инженерной графики (Компас, AutoCAD): назначение и возможности.
Иллюстративная графика (PowerPoint): возможности и сферы применения.
Учащиеся должны знать:
- графические форматы данных;
- средства работы с графической информацией;
- назначение и возможности растровых и векторных редакторов;
- назначение и возможности программ обработки инженерной графики.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать соответствующее программное обеспечение для работы с графической информацией.
- Технологии работы с мультимедиа
Особенности мультимедийной информации. Программы для воспроизведения мультимедийной информации: Media Player, Light Alloy, Power DVD. Программы для создания мультимедийной информации: 3Dmax, Flash, Corel RAVE.
Учащиеся должны знать:
- средства работы с мультимедийной информацией;
- об особенностях мультимедийной информации.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать соответствующее программное обеспечение для работы с мультимедийной информацией.
- Технологии работы со звуком
Представление звуковой информации в различных форматах. Виды программ для работы со звуком: программы-секвенсеры, программы для записи и обработки звука, программы многоканального сведения, программы для звукового синтеза, программы нотного набора и верстки. Программные средства для создания, обработки и воспроизведения звуковой информации: Sound Forge, Cool Edit Pro. Музыка и Интернет.
Учащиеся должны знать:
- средства работы со звуковой информацией;
- музыкальные форматы.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать соответствующее программное обеспечение для работы со звуковой информацией.
- Технологии связи и телекоммуникации
Понятие телекоммуникации. Виды связи: сотовая, спутниковая, Интернет. Понятие канала связи. Передача информации по каналам связи. Современные средства телекоммуникаций (витая пара, кабель, оптоволокно, беспроводные сети). Перспективы использования новых технологий для передачи информации.
Учащиеся должны знать:
- современные средства телекоммуникаций;
- виды и каналы связи.
Литература для учителя
- Банкет В.Л. Современные телекоммуникации: Технологии и экономика. – М.: Эко-Трендз, 2006.
- Галкин В. Телекоммуникации и сети. – М.: изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2006.
- Деревенских В.В. Музыка на РС своими руками. – СПб.:БХВ, 2001.
- Дьяконов В.П. Мобильные компьютеры, вычисления и телекоммуникации. – М.: Солон-ПРЕСС, 2004.
- Соловьев М. 3DS Max 6. Мир трехмерной графики: Библиотека профессионала. – М.: Солон-ПРЕСС, 2004.
Литература для учащихся
- Adobe Photoshop 7.0 Официальный учебный курс: Учебное пособие. – М.: Триумф, 2003.
- Гурский Д. Вычисления в MathCAD: Практическое руководство. – М., 2003.
- Мур М. и др. Самоучитель. Телекоммуникации: руководство для начинающих. – СПб.: БХВ, 2003.
- Стоцкая Т. Верстка в PageMaker 7: Самоучитель. – СПб.: Питер, 2003.
- Ткачев Д. AutoCAD: самоучитель. – СПб.: Питер, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...