Информатика _11 класс « Базы данных и СУБД. Практическая работа «Знакомство с СУБД Access»
методическая разработка по информатике и икт (9, 11 класс)

Дорофеева Наталья Фёдоровна

Информатика. 11 класс.

УМК Л.Л. Босова, А.Ю.Босова

"Базы данны", "СУБД Access"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  в 11 классе на тему « Базы данных и СУБД. Практическая работа «Знакомство с СУБД Access».

Тип урока: комбинированный (изложение нового материала, первичное закрепление новых знаний).

Цели урока:

  • Образовательные:
  • обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных;
  • формировать общие учебные умения и навыки: действовать по алгоритму по выполнению практических упражнений.
  • Развивающие:
  • формировать качества мышления;
  • формировать правильные представления, связанные с организацией хранения информации на компьютере и доступа к ней;
  • гибкость при выполнении упражнений, рациональность.
  • Прикладные:
  • формировать умения и навыки эффективного использования основных программ.
  • Воспитательная: 
  • создание условий для формирования потребности в информационной культуре;
  • воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.

   Методы обучения:

  • словесные (рассказ учителя);
  • наглядные (метод иллюстраций с использованием презентации);
  • практические (метод  лабораторной работы).

  Оборудования и наглядные средства обучения:

  • Классная доска.
  • Компьютеры  в количестве 12 устройств;
  • ПО Microsoft Windows 7 и Microsoft Office 2010, Microsoft Access 2010;
  • Презентация
  • Раздаточный материал

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин). Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

      2.    Актуализация знаний.(7 мин)

Здравствуйте ребята! Представьте себя в роли директора большого предприятия. Смогли бы вы упомнить все сведения о работниках производства, общественной работе. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива.
Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива?
(В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников.)
С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее.

Наверняка вы слышали такое словосочетание как «Базы данных». Например:

- База данных библиотеки;

- база данных состава рабочих предприятия;

- база данных современной эстрадной песни.

Итак, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (ответы учащихся).

  1. Объяснение нового материала (10 мин).

Как вы думаете что же это такое? (ответы учащихся).

(Обсуждение данного вопроса и вывод, который делают учащиеся).

Затем демонстрация слайда 2 (термин «База данных»)

Базы данных бывают фактографическими и документальными. ( слайд 3).

В фактографических БД содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате. Из представленных выше БД ( слайд 4), 2 первые будут фактографическими. В БД библиотеки содержится такая информация о книгах: год издания, автор, название и т.д. В БД рабочих содержится информация о сотрудниках: фамилия, имя, год и место рождения и т.д.

А вот 3-тья БД будет организована как документальная. БД эстрадной песни может содержать: тексты и ноты песни, информацию о поэтах и композиторах, исполнителях; звуковые записи и видеоклипы. Следовательно, документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

По структуре организации данных различают: (слайд 5,6,7)

  1. Иерархические
  2. Сетевые
  3. Реляционные (табличные)

Табличная БД содержит перечень объектов одного типа, то есть объектов, имеющих одинаковый набор свойств. В каждой ее строке размещаются значения свойств одного из объектов; каждое значение свойства – в своем столбце, озаглавленным именем свойства.

Например, Табличная БД «Репертуар кинотеатров на неделю».(слайд 8)

Столбцы такой таблицы называются полями; каждое поле характеризуется своим именем и типом данных. ( слайд 9)

     Строки таблицы являются записями об объекте.

   Каждая таблица должна содержать, по крайней мере, одно ключевое поле, содержимое которого уникально для каждой записи в этой таблице.

Тип поля определяется типом данных, которые оно содержит. Поля могут содержать данные следующих основных типов:(слайд 10)

Предлагается ученикам выполнить задание (слайд 11)

4. Физкультминутка.(3 мин)

5. Закрепление нового материала. Практическая работа учащихся. (19 мин)

Сегодня на уроке начнем ознакомление с процессом создания баз данных на примере системы правления базами данных Microsoft Access (реляционной базы данных)(слайд 12)

Этапы создания базы данных.(слайд 13-24)

6. Оценивание выполнения работы.(2 мин) Ребята меняются местами с соседом и оценивают выполненную работу, ставят оценки друг другу в специально приготовленные листочки.

7.  Подведение итогов урока (1 мин)

 Итак, сегодня на уроке вы узнали? (БД; фактографические, документальные БД; табличные, иерархические, сетевые БД, что содержит таблица БД)

Выставление оценок. Активно участвовал на уроке – «5».

8.     Рефлексия (1мин)

На выданном смайлике нарисуйте улыбку такой ширины, на сколько вам понравилось занятие.

Раздача смайликов детям.

 9. Домашнее задание (слайд 24).(1 мин)

  • Выбрать одну из предложенных ниже БД.
  • Создать таблицу БД.
  • Внести в БД 10 записей.

  • База данных ВОДОПАДЫ
  • База данных ФУТБОЛЬНЫЕ КЛУБЫ
  • База данных КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
  • База данных МОРЯ, ОМЫВАЮЩИЕ РОССИЮ
  • База данных МОЙ ХИТ-ПАРАД
  • База данных ПТИЦЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по теме "СУБД MS Access"

Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по теме "СУБД MS Access" состоит из теоретического материала по теме и практических заданий, которые позволяют освоить основные приемы работы в програ...

Урок по информатике 10 класс Тема: Компьютерное информационное моделирование. Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем»

Тема: Компьютерное информационное моделирование. Практическая работа«Управление алгоритмическим исполнителем»Класс: 10Учебник: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика и ИКТ 10-11 класс» Бином, Лаборато...

Урок информатики по теме "Базы данных ACCESS 2002 создание связей в таблицах"

Урок информатики по теме "Базы данных ACCESS 2002 создание связей в таблицах"...

Методические рекомендации выполнения практических работ «Работа в СУБД Access"

Методические рекомендации по проведению практических работ   профессионального модуля ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации. Учебная практика», отражают раздел «Работа в среде системы ...

Практическая работа: "Знакомство с СУБД"

Цели урока:•Познакомиться с основными объектами СУБД.•Обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных.•Выполнить практическое задание в системе управления БД....

Тесты по информатике 9 класс "База данных"

Данные тесты  можно использовать в качестве промежуточного контроля знаний по данной теме для учащихся 9 класса, индивидуальных домашних заданий, для подготовки к ЕГЭ. Табличные значения взяты из...