Информатика _11 класс « Базы данных и СУБД. Практическая работа «Знакомство с СУБД Access»
методическая разработка по информатике и икт (9, 11 класс)
Информатика. 11 класс.
УМК Л.Л. Босова, А.Ю.Босова
"Базы данны", "СУБД Access"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно - методический материал по информатике (11 класс) | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 11 классе на тему « Базы данных и СУБД. Практическая работа «Знакомство с СУБД Access».
Тип урока: комбинированный (изложение нового материала, первичное закрепление новых знаний).
Цели урока:
- Образовательные:
- обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных;
- формировать общие учебные умения и навыки: действовать по алгоритму по выполнению практических упражнений.
- Развивающие:
- формировать качества мышления;
- формировать правильные представления, связанные с организацией хранения информации на компьютере и доступа к ней;
- гибкость при выполнении упражнений, рациональность.
- Прикладные:
- формировать умения и навыки эффективного использования основных программ.
- Воспитательная:
- создание условий для формирования потребности в информационной культуре;
- воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.
Методы обучения:
- словесные (рассказ учителя);
- наглядные (метод иллюстраций с использованием презентации);
- практические (метод лабораторной работы).
Оборудования и наглядные средства обучения:
- Классная доска.
- Компьютеры в количестве 12 устройств;
- ПО Microsoft Windows 7 и Microsoft Office 2010, Microsoft Access 2010;
- Презентация
- Раздаточный материал
ХОД УРОКА
- Организационный момент (1 мин). Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний.(7 мин)
Здравствуйте ребята! Представьте себя в роли директора большого предприятия. Смогли бы вы упомнить все сведения о работниках производства, общественной работе. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива.
Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива? (В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников.)
С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее.
Наверняка вы слышали такое словосочетание как «Базы данных». Например:
- База данных библиотеки;
- база данных состава рабочих предприятия;
- база данных современной эстрадной песни.
Итак, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (ответы учащихся).
- Объяснение нового материала (10 мин).
Как вы думаете что же это такое? (ответы учащихся).
(Обсуждение данного вопроса и вывод, который делают учащиеся).
Затем демонстрация слайда 2 (термин «База данных»)
Базы данных бывают фактографическими и документальными. ( слайд 3).
В фактографических БД содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате. Из представленных выше БД ( слайд 4), 2 первые будут фактографическими. В БД библиотеки содержится такая информация о книгах: год издания, автор, название и т.д. В БД рабочих содержится информация о сотрудниках: фамилия, имя, год и место рождения и т.д.
А вот 3-тья БД будет организована как документальная. БД эстрадной песни может содержать: тексты и ноты песни, информацию о поэтах и композиторах, исполнителях; звуковые записи и видеоклипы. Следовательно, документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.
По структуре организации данных различают: (слайд 5,6,7)
- Иерархические
- Сетевые
- Реляционные (табличные)
Табличная БД содержит перечень объектов одного типа, то есть объектов, имеющих одинаковый набор свойств. В каждой ее строке размещаются значения свойств одного из объектов; каждое значение свойства – в своем столбце, озаглавленным именем свойства.
Например, Табличная БД «Репертуар кинотеатров на неделю».(слайд 8)
Столбцы такой таблицы называются полями; каждое поле характеризуется своим именем и типом данных. ( слайд 9)
Строки таблицы являются записями об объекте.
Каждая таблица должна содержать, по крайней мере, одно ключевое поле, содержимое которого уникально для каждой записи в этой таблице.
Тип поля определяется типом данных, которые оно содержит. Поля могут содержать данные следующих основных типов:(слайд 10)
Предлагается ученикам выполнить задание (слайд 11)
4. Физкультминутка.(3 мин)
5. Закрепление нового материала. Практическая работа учащихся. (19 мин)
Сегодня на уроке начнем ознакомление с процессом создания баз данных на примере системы правления базами данных Microsoft Access (реляционной базы данных)(слайд 12)
Этапы создания базы данных.(слайд 13-24)
6. Оценивание выполнения работы.(2 мин) Ребята меняются местами с соседом и оценивают выполненную работу, ставят оценки друг другу в специально приготовленные листочки.
7. Подведение итогов урока (1 мин)
Итак, сегодня на уроке вы узнали? (БД; фактографические, документальные БД; табличные, иерархические, сетевые БД, что содержит таблица БД)
Выставление оценок. Активно участвовал на уроке – «5».
8. Рефлексия (1мин)
На выданном смайлике нарисуйте улыбку такой ширины, на сколько вам понравилось занятие.
Раздача смайликов детям.
9. Домашнее задание (слайд 24).(1 мин)
- Выбрать одну из предложенных ниже БД.
- Создать таблицу БД.
- Внести в БД 10 записей.
- База данных ВОДОПАДЫ
- База данных ФУТБОЛЬНЫЕ КЛУБЫ
- База данных КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
- База данных МОРЯ, ОМЫВАЮЩИЕ РОССИЮ
- База данных МОЙ ХИТ-ПАРАД
- База данных ПТИЦЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по теме "СУБД MS Access"
Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по теме "СУБД MS Access" состоит из теоретического материала по теме и практических заданий, которые позволяют освоить основные приемы работы в програ...
Урок по информатике 10 класс Тема: Компьютерное информационное моделирование. Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем»
Тема: Компьютерное информационное моделирование. Практическая работа«Управление алгоритмическим исполнителем»Класс: 10Учебник: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика и ИКТ 10-11 класс» Бином, Лаборато...
Урок информатики по теме "Базы данных ACCESS 2002 создание таблиц"
"Базы данных ACCESS 2002 создание таблиц"...
Урок информатики по теме "Базы данных ACCESS 2002 создание связей в таблицах"
Урок информатики по теме "Базы данных ACCESS 2002 создание связей в таблицах"...
Методические рекомендации выполнения практических работ «Работа в СУБД Access"
Методические рекомендации по проведению практических работ профессионального модуля ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации. Учебная практика», отражают раздел «Работа в среде системы ...
Практическая работа: "Знакомство с СУБД"
Цели урока:•Познакомиться с основными объектами СУБД.•Обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных.•Выполнить практическое задание в системе управления БД....
Тесты по информатике 9 класс "База данных"
Данные тесты можно использовать в качестве промежуточного контроля знаний по данной теме для учащихся 9 класса, индивидуальных домашних заданий, для подготовки к ЕГЭ. Табличные значения взяты из...